Сделай Сам Свою Работу на 5

Выявление нарушений в сфере общего надзора





Надзор за исполнением законов и законностью НПА

спецкурс

 

Лектор: Черепанов М.М.

Семинарист: Воронова Наталья Николаевна

Введение

Это по сути общий надзор. Это отрасль деятельности, ему посвящена глава 1 раздела 1 ФЗ "О прокуратуре". Классификация направлений и отраслей, а также функций деятельности прокуратуры:

Функции: выделяют надзорные и ненадзорные. По наименованию уже исходит - относят к надзорной функции. Направления деятельности: это общенадзорное направление деятельности органов прокуратуры. Это отдельная отрасль деятельности прокуратуры.

Вывод: это отрасль общенадзорного направления деятельности, относящаяся к надзорной функции.

Отрасли подразделяются на участки деятельности: множество участков, но о них будет сказано в дальнейшем по ходу курса ( трудовое, административное, жилищное законодательство, например).

Отличительные черты общего надзора:

а) регулирует неоднородные по своему характеру отношения ( общий надзор - это абсолютно все законодательство на территории РФ, а также Конституция РФ и международные акты). Исключения: отношения специально отнесены ФЗ "О прокуратуре" к предмету регулирования другими отраслями прокурорского надзора ( например, надзор за деятельностью органов следствия и дознания, ОРД, деятельность прокурора в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, надзор за администрациями и учреждениями, осуществляющими исполнение наказаний). Возникает вопрос отнесения надзора за исполнением законов судебными приставами, так как в ФЗ "О прокуратуре" о них не сказано вообще.



б) в рамках этой отрасли прокурор не обладает ярко выраженными властными полномочиями по реагированию на нарушение законности. Эти полномочия носят ограниченный властный характер. Это означает то, что прокурор выявили то или иное нарушение закона при помощи прокурорской проверки не вправе сам, лично, исправить такие нарушения ( "своими руками"). Он может только вынести акт прокурорского реагирования для того, чтобы исправить нарушения. По сути - это опосредованный характер его полномочий ( через поднадзорный субъект или через иной орган/должностное лицо).



в) Сравнение с другими отраслями деятельности прокуратуры: например, надзор за деятельностью органов следствия и дознания - там прокурор обладает ярко выраженными непосредственными полномочиями, так как выносит и отменяет акт сам, непосредственно.

Анализ правовых актов позволяет выделить некоторые исключения, когда в общем надзоре имеется проявление применения полномочий непосредственно ( в частности, это статья 22 ФЗ "О прокуратуре"). Второе исключение - в Приказе Генерального прокурора № 195 - Генеральный прокурор категорически запрещает нижестоящим прокурорам приостанавливать деятельность предприятий и вмешиваться в их деятельность, за исключением случаев, когда это угрожает безопасности граждан - прокурор может незамедлительно отреагировать на это.

 

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Сравнение.

В 1990-е годы этот надзор не выделялся в отдельную главу. Это полноценный вид надзора и его необходимо отличать:

1) по предмету - общий надзор: отношения, урегулированные законами, предполагающие разнородные отношения. Общий надзор - это абсолютно все законы, кроме тех, которые закрепляют права и свободы человека и гражданина( ФЗ "О защите прав потребителей", например).

2) по сигналам проведения прокурорских проверок. В надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - это жалобы, обращения обычно. В общем надзоре - иные виды обращений ( заявления).

3) по полномочиям прокурора: в надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина полномочий больше ( ст 22, 27 ФЗ "О прокуратуре"). Надзор за соблюдением НПА - прокурор не может воспользоваться полномочиями ст 27.



Объекты, субъекты - одинаковы.

 

Правовые основы общего надзора

а. Конституция РФ 1993 - Глава 2, Глава 7 ( отсылает к ФЗ "О прокуратуре").

б. Международные акты - Конвенции, Декларации, двусторонние договоры и соглашения.

в. Федеральное законодательство - ФЗ "О прокуратуре" ( глава 1 раздела 3, иные нормы). Иные Федеральные законы - "О противодействии экстремистской деятельности".

г. Подзаконные акты - Приказ Генерального прокурора от 7.12.07 № 195. В 2013 году новая редакция с соответствующими изменениями и дополнениями, Приказ Генерального прокурора от 26.11.07 № 188, Приказ Генерального прокурора от 7.05.08 № 84, Приказ Генерального прокурора от 28.12.09 № 400, Указание Генерального прокурора от 6.07.99 № 39/7 и многие другие.

 

Содержание общего надзора

Предмет общего надзора - это поведение поднадзорные объектов и субъектов, урегулированное законом. Включаются правомерные и неправомерные действия поднадзорных объектов и субъектов. Входят также правовые акты, акты-резолюции. В общем виде закреплен в ст 21 ФЗ "О прокуратуре". Если анализировать данную норму, то можно вывести следующие составляющие:

а. соблюдение Конституции РФ и исполнение законов. Закон - в собирательном смысле: это Конституция РФ, международные акты, ФКЗ и ФЗ, Законы СССР, которые не утратили силу, законы субъектов РФ. Практика: определенные Указы Президента, которые тоже подпадают в категорию законов, хотя являются подзаконными актами.

б. соответствие законам правых актов, издаваемых поднадзорными объектами и субъектами.

Пределы предмета: прокурора интересует только исполнение законов.

Объекты и субъекты надзора: перечень их закреплен в ст 21 ФЗ "О прокуратуре". Субъекты - это лица, а объекты - предприятия, организации, органы. Надзирающий субъект - это прокурор.

Субъекты/объекты:

- федеральные министерства

- государственные комитеты

- федеральные службы

- иные федеральные органы исполнительной власти

- представительные ( законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ

- органы местного самоуправления

- органы военного управления и контроля

- органы контроля

- должностные лица всех перечисленных органов

- органы управления

- руководители коммерческих и некоммерческих организаций

- субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящихся в этих местах.

Нужно иметь ввиду, что законодатель не зря использовал конструкцию "иные федеральные органы исполнительной власти" - так как система правоохранительных органов и органов исполнительной власти постоянно изменяется. Появляются новые органы, ликвидируются старые. Законодатель смотрел в будущее.

Органы общественного контроля: появление данного нового поднадзорного субъекта связано с выделением важности вмешательства общества. Деятельность общественных организаций регулируется отдельным ФЗ № 76. Понятия - в ст 2 этого ФЗ. Закон определяет перечень поднадзорных объектов и субъектов в ст 5.

Пределы объектов и субъектов общего надзора: не производится надзор за высшими органами законодательной власти, их должностные лица, руководители их; за Правительством ( кроме федеральных министров); суды РФ, граждане РФ ( кроме должностных лиц), Президент РФ.

Надзирающие субъекты: прокуроры ( на него возложено ведомственным актом исполнение его обязанностей). Ст 22.1 и 23 ФЗ "О прокуратуре" - непередаваемые полномочия руководителя и заместителя прокуратуры. Помощники и старшие помощники на практике готовят проекты актов прокурорского реагирования. В ст 22 ФЗ "О прокуратуре" - любые работники прокуратуры ( понятие раскрывается через перечисление должностей).

 

Характеристика полномочий прокурора

Ст 22 ФЗ "О прокуратуре" - две группы полномочий:

1. по выявлению нарушений

2. по реагированию на нарушения

 

 

Правовые средства

 

Понятия в законе нет. Правовые средства - это регламентированные законодательством, совершаемые в установленном порядке действия прокурора по выявлению и устранению нарушений закона, вызывающих их причин и условий, а также по привлечению к отвественности виновных лиц. Лектор: профилактика и предупреждение совершения новых правонарушений. Это инструменты и способы выявления нарушения.

Три составляющих правовых средств:

а) средства выявления нарушений

б) средства реагирования

в) средства профилактики и предупреждения

 

Выявление нарушений в сфере общего надзора

Основное и единственное средство выявления - это общенадзорная прокурорская проверка. Прокурорская проверка - регламентированные законодательством действия прокурора по выявлению и установлению фактов нарушения законов, а также причин и условий ему способствовавших и заключающиеся в истребовании различных документов, отобрание объяснений по поводу факта нарушения закона, изучение статистических и иных сведений.

Классификация проверок:

а) по поводу проведения проверки:

= проводимые по жалобам и иным обращениям

= по инициативе самого прокурора

Иначе их называют плановые и внеплановые

Проверки по жалобам и иным обращениям - обращения граждан, ДЛ, СМИ и т д

Проверки, проводимые по инициативе прокурора - Приказ Генпрокурора № 195 - в качестве повода для проверки могут рассматриваться материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, анализ статистики, прокурорской и правоприменительной практики и т д. Также это - в том случае, если прокурор осуществляет надзор за административным законодательством; проверка правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления на предмет их соответствия Конституции и других законов РФ.

б) по проверяющему субъекту:

= проводимые прокурором непосредственно;

= проводимые прокурором с участием специалиста ( не установлено подробно); Прокурор может обратиться к вышестоящему в порядке подчиненности органа и потребовать предоставить специалиста. в НИУ, в ведомственное учреждение. На имя руководителя выдвигается официальное требование о предоставлении специалиста. Требование к документу: наименование органа или ДЛ, к которому адресован данный документ, само наименование документа ( "Требование о выделении специалиста"), дата и место его вынесения, изложение обстоятельств, которые требуется установить с помощью специалиста, само требование о выделении специалиста соответствующей специальности и квалификации со ссылкой на статью 22 ФЗ "О прокуратуре", должность, классный чин и подпись прокурора.

= по заданию прокуратуры другими органами - ст 22 ФЗ "О прокуратуре".

Эти проверки могут подразделяться на две группы:

> проверки, цель которых установлением нарушений с помощью статистических, технических и иных специальных методов, которые не могут проводится органами прокуратуры;

>проверки, для проведения которых не требуется специальных познаний, кроме правовых и юридических.

Аналогично, выносится требование, оформленное надлежащим образом ( аналогично "Требованию о выделении специалиста").

в) по объему проверки:

= узкие проверки - проверка конкретного факта или группы фактов;

= широкие проверки - проверки неопределенного количества фактов.

г) место проведения проверки:

= непосредственно проводимые в прокуратуре - проводятся проверки, которые прямо установлены в законодательстве. Например: Приказ № 400 по антикоррупционной экспертизе - проверка актов происходит прямо в прокуратуре.

= с выездом на место

д) периодичность проведения общенадзорных проверок:

= первичные проверки - проводятся в первый раз и подразделяются на подвиды:

>целевые - проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения ( например, в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий)

> комплексные - проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения ( например, социальная, банковская сферы)

> сквозные - проверяется исполнение конкретного закона, во всех или многих органах конкретной отрасли, министерстве, службе и т д.

> совместные с другими органами ( как правило, с вышестоящими)

> параллельно или одновременно с другими органами, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а другой проверяющий орган - в другом ( например, ФМС).

= контрольные проверки - это проверки с целью определения качества в первую очередь полноты проверки раннее проведенной другим прокурорским работником, особенно тем, который имеет небольшой опыт в данной сфере.

= повторные проверки - в принципе, это разновидность контрольных и проводятся они с целью установить, какое влияние оказали предпринятые прокурором меры на состояние исполнения законов.

е) по оперативности проведения:

= своевременные проверки - это те по результатам которых установленные нарушения можно еще устранить.

= несвоевременные проверки - в ходе выявленных нарушений закона устранить уже ничего нельзя или поздно устранять.

ж) по глубине и объему проверки:

= полные проверки - объем и глубина которых оптимальны. Объем - это границы проверки, глубина - степень и полнота проникновения вопросов, которые необходимо рассмотреть и доказать. Оптимальность - проверка должны качественно и в намеченный срок выявить нарушения закона, а также причины и условия, способствовавшие его совершению. Если границы проверки определить слишком узко - могут остаться нерасмотренными некоторые важные вопросы. Если слишком широко - прокурор может "утонуть" в работе.

= неполные проверки.

з) проверки могут быть надзорными и ненадзорными.

 

Нормативные требования к организации и проведению проверок

Необходимо иметь ввиду, что все эти нормативные требования единую цель - добиться своевременной и полной реакции прокуроров на выявленные нарушения и привлечению к отвественности.

>>Требования такие:<<

1. Проверки проводятся только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Или она основании других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

2. Запрет на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность, экономическую деятельность поднадзорных объектов и хозяйствующих субъектов.

3. При организации проверки на основании сигналов о правонарушениях в сферах регулируемой законодательством о банковской, налоговой и иной тайне, прокуроры должны руководствоваться порядком, установленным конкретно для таких случаев законом ( Приказ Генпрокурора № 195).

4. В первую очередь должны проводиться проверки правонарушений, требующих защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите ( Приказ Генпрокурора № 195).

5. При проведении плановых и неплановых проверок, запрещается истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место ( Приказ Генпрокурора № 195).

6. При проведении проверок прокурору запрещается выходить за рамки их предмета, либо за их пределы ( нельзя возлагать на контролирующие и иные органы, а также на организации и их ДЛ обязанность представлять в прокуратуру излишние сведения и непредусомтренные законодательством статистические данные)(Приказ Генпрокурора № 195).

7. В случае выявления в ходе проверки фактов уголовных преступлений, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направлении ее материалов в следственный орган или орган дознания в порядке п 2 ч 2 ст 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.

8. Проявлять принципиальность и настойчивость при проведении проверки.

9. Тщательно готовиться к проведению каждой проверки, стремится к самосовершенствованию и повышению квалификации в данной сфере ( личное мнение лектора!).

10. Иные требования, в том числе и общего характера.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.