Сделай Сам Свою Работу на 5

Надзорная функция прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора. Соотношение понятий «функции», «отрасли».





Прокурорский надзор – это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.

В связи с тем что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре. Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

соблюдение Конституции и исполнение законов;

соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

исполнение законов судебными приставами;

исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.



Законодательное закрепление отраслей прокурорского надзора для практической деятельности органов прокуратуры очень важно. Выделение отраслей прокурорского надзора, во-первых, позволяет конкретизировать деятельность прокуратуры по наиболее значимым направлениям; во-вторых, обеспечивает четкую организацию деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами своих функций; в-третьих, способствует оптимальной организации управления в системе органов прокуратуры.

Закон о прокуратуре определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора его объекты, предмет и полномочия прокурора.

19. Понятие, задачи, виды проверок, требования, предъявляемые к ним.

Прокурорские проверки исполнения законов — это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих, которые проводятся при наличии сведений о нарушении закона либо в соответствии с планами, утвержденными органами прокуратуры.



Задачами проверки являются: установление факта нарушения закона; определение последствий нарушения закона; Выявление и устранение причин и условий нарушения закона; выявление лиц, виновных в нарушении закона и привлечение их к ответственности; устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав.

Виды проверок:

I. Первичные. Среди них можно выделить:

1. Комплексные. Они проводятся в целях проверки исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, например, в социальной, банковской и в других сферах.

2. Целевые. В данном случае проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения.

3. Сквозные. Сквозные проверки применяются в случаях, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или во многих органах данной отрасли, министерства, службы. К проведению таких проверок обычно подключаются прокуроры всех уровней, обслуживающие территории, где имеются предприятия, учреждения и организации данной отрасли, министерства, службы.

Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция — в другом.

II. Вторичные (контрольные) проверки. Основная цель проведения контрольной проверки — определение качества и полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работником, в особенности не имеющим достаточного опыта работы. Разновидностью контрольной проверки является повторная проверка. В ходе ее проведения устанавливается, какое влияние оказали предпринятые прокурором меры на состояние исполнения законов, т.е. уменьшилось, осталось на прежнем уровне или увеличилось количество правонарушений.



Могут также проводиться проверки результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов. Основная цель проведения таких проверок — определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора (реагирования). Их цель — установление достаточности принятых прокурором мер реагирования.

В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, распространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона, которые проводятся наиболее опытными прокурорами.

 

Поводы для проведения проверок и основные этапы их проведения. Вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки.

 

Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров.

Первым этапом является подготовка к проведению проверки. Подготовка к проверкам обычно включает следующие элементы:

ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок исполнения законов в целях уяснения, какие нарушения данного закона и других законов допускались там ранее, и какие в связи с этим принимались меры администрацией к устранению нарушений и недопущению их в будущем;

тщательное изучение законов, положений, других нормативных актов, регулирующих деятельность органа, где предстоит проводить проверку;

подбор и изучение законов и других нормативных актов, применяемых органом, где предстоит проводить проверку;

ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику деятельности данного органа;

изучение руководящих указаний Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов федерации в части предмета проверки;

изучение методических пособий и рекомендаций по предмету проверки;

определение тактики и методики проведения предстоящей проверки: характера и последовательности проверочных, иных действий; определение структурных подразделений (отделов, цехов, участков, лабораторий и т.д.), охватываемых проверкой, определение перечня материалов и документов, с которыми надлежит ознакомиться в ходе проверки, а также перечня вопросов, подлежащих выяснению;

определение и подбор специалистов, привлекаемых к проверке (если есть необходимость) и формулирование вопросов, на которые им необходимо дать ответы преимущественно в виде заключений;

составление плана или программы проверки, отражающих ее составные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о нарушениях законов и другие вопросы.

Второй этап - проведение проверки. Во время проведения проверки и при выявлении нарушения за­конов прокурор должен установить: в чем состоит нарушение законов; какая правовая норма нарушена; в каком правовом акте содержится это нарушение; когда было совершено нарушение закона; был ли причинен материальный ущерб и каковы его размеры и вредные последствия; кто является ответственным за нарушение и его должностное положение; кто попустительствовал допущенному нарушению и какие обстоятельства способствовали нарушению; почему нарушение не было выявлено ранее; проводилась ли внутриведомственная или вневедомственная проверка и не было ли выявлено это нарушение в ходе указанных проверок; проводились ли проверки прокурором на этом объекте ранее и не было ли аналогичных нарушений закона, если были, то почему оказа­лись не устраненными (примечание: если это возможно, подобные проверки следует проводить регулярно в сопоставимые периоды).

После осуществления проверки следует провести анализ полу­ченных сведений. Такая работа позволяет разработать конкретные ме­роприятия для устранения нарушений законов, избрать наилучший вариант реагирования на эти нарушения, наметить адресатов актов проку­рорского реагирования.

При производстве анализа важно знать круг задач, которые решаются в процессе устранения выявленных нарушений законов. Они состоит в следующем: принятие мер к оперативной отмене незаконных правовых актов или приведению их в соответствие с требованиями законом; постановка вопросов об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов, причин и условий, им способствующих; принятие мер к возмещению причиненного ущерба; информирование органов государственной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законов; информирование коллектива работников о выяв­ленных нарушениях законности.

Во время анализа следует определить адресатов документов прокурора (протестов, представлений, предостережений, постановлений, исков и т. д.). При этом он должен учесть, какой документ является соответствующим форме и содержанию нарушения закона, какой орган компетентен и в состоянии эффективно принять меры реагирования на эти документы. В ходе анализа должна быть произведена подготовки материалов для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушениях закона.

Проверка, как правило, заканчивается разбором ее результатов с руководителями органа, руководителями структурных подразделений, охваченных проверкой, сотрудниками юридической службы. В разборе принимают участие специалисты, привлеченные к проверке. Основное внимание уделяется анализу причин выявленных нарушений законов и рассмотрению путей их устранения и недопущения в будущем. В обязательном порядке называются должностные, а также иные лица, виновные в совершении этих нарушений и способствующие (попустительствующие) этому.

По результатам проверки прокурором-руководителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.