Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития прокуратуры России. Прокуратура в дореволюционный, советский периоды. Прокуратура в России на современном этапе.





Понятие, цели и задачи прокурорского надзора как вида деятельности.

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени РФ деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров по обеспечению точного и единообразного соблюдения законодательства поднадзорными субъектами путем проведения проверок на основе конституционных принципов законности, единства, централизации гласности в рамках, в установленном законом порядке направленная на выявле­ние, предупреждение, пресечение, устранение нарушения закона, а также защиту и восстановление прав и законных интересов человека, общества и государства. К признакам прокурорского надзора относятся следующие:

1) Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.

2) Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.



4) Эта деятельность осуществляется в строгом соответствии с установленными федеральными законами предметами прокурорской деятельности и полномочиями, закрепленными за органами и учреждениями прокуратуры и их должностными лицами.

5) Прокурорский надзор имеет универсальный характер. Им ох­ватываются сферы деятельности, урегулированные нормами различ­ных отраслей права: административного, уголовного и гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, трудового и т.д. Он охватывает также все правовые формы юридически значимой деятельности - от юридиче­ской и правотворческой до правоприменительной, контрольной дея­тельности.



Прокурорский надзор — это самостоятельная, специфическая деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории.

К целямпрокурорского надзора относятся:обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора могут быть разделены на три вида: общие, специальные и частные. Общие задачи определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных актов, например, УПК, ГПК и подлежат разрешению всеми прокурорами независимо от выполняемых ими функции, компетенции, уровня. Это, во-первых, охрана общественного и государственного строя от противоправных посягательств; во-вторых, обеспечение, защита и восстановление нарушенных прав законных интересов граждан РФ; в-третьих, защита прав и охраняемых законом интересов организаций, независимо от форм собственности. Специальные задачи зависят от конкретного вида прокурорской деятельности. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора и содержанием его деятельности. В качестве специальных задач надзорной функции прокуратуры можно назвать своевременное выявление всех незаконных актов; выявление всех нарушителей законов на поднадзорных объектах. Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора, в ходе которых прокурор ставит определенные частные (конкретные) задачи и решает их. Они значительно более разнообразны и многочисленны, нежели общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.



Правовое регулирование прокурорского надзора.

В соответствии с действующими законодательными предписаниями правовые акты о прокуратуре выстраиваются в четкую иерархическую структуру. На самом высоком уровне находится Конституция РФ (ст. 129). Она имеет высшую юридическую силу, и все правовые акты более низкого уровня должны соответствовать ей.

Несколько ниже в иерархической структуре правовых актов находятся федеральные законы. В законах решается большинство вопросов организации и деятельности прокуратуры. К законам, регламентирующим деятельность прокуратуры по осуществлению надзора, относятся Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и др.

Большое значение в правовом регулировании деятельности прокуроров в ходе судебного разбирательства имеют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.

Следующая ступень в иерархической структуре правовых актов отведена нормативным правовым актам Президента РФ. . Положение о классных чинах прокурорских работников, утверждено Указом Пре­зидента РФ от 30 июня 1997 г. № 659

К регламентации организации и деятельности прокуратуры имеют отношение и ведомственные правовые акты — указания, распоряжения, приказы Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора РФ. Они должны соответствовать и согласовываться с предписаниями законов, президентских и правительственных актов. Прокуроры в своей деятельности руководствуются приказами Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека гражданина» от 7 декабря 2007 г. N 195, «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30.01.2007 № 19, «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления» от 2 октября 2007 №155, Указанием Генеральной прокуратуры РФ № 21/7 от 30 января 2007 года «О мерах по реализации Положения о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой РФ» и другими.

Международные договоры Российской Федерации составляют правовую основу организации и порядка деятельности прокуратуры лишь в части ее международного сотрудничества. В данном случае нормы договоров либо прямо указывают на прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо это вытекает из общих положений договоров. Это ряд международных договоров Российской Федерации об оказании правовой помощи по граждан­ским, семейным и уголовным делам.

 

История развития прокуратуры России. Прокуратура в дореволюционный, советский периоды. Прокуратура в России на современном этапе.

1772 — 1864 гг. — дореформенная (петровская) прокуратура.
1864 — 1917 гг. — пореформенная прокуратура.
1922 — 1991 гг. — советская прокуратура.

Слово прокуратура в переводе с латинского глагола «procurare» -опекать, заведовать, управлять. Впервые прокуратура появилась во Франции в 1302 году. Само слово «прокуратура» появилось во Франции во время правления короля Филиппа II. Образование «фискалата» (1711 г.) в целях борьбы с взяточничеством, казнокрадством, поборами – прообраз прокуратуры.
Впервые сформировал единую централизованную систему органов прокуратуры Петр 1.

Ввел должность генерал прокурора, которому подчинялись обер-прокуроры и прокуроры коллегий сената и провинций. Сам генерал-прокурор подчинялся только императору. Наделен полномочиями надзирать за деятельностью любых органов. Вели наблюдения за интересами казны, арестантских делах, опротестование решений, выполнения законов.
В эпоху дворцовых переворотов пришли в упадок.
В период властвования Екатерины приобрела опять серьезную роль. Учреждение о губерниях, где были закреплены полномочия прокуроров на местах.
Задачи сохранения целостности власти, установление интересов его императорского величества.
Следила за тем, чтобы не было незаконных сборов, взяток.
1802 – органы прокуратуры подчинены органам юстиции.
Основные положения о прокуратуре. 1862 г. Главные задачи – наблюдение за точным соблюдением законов. Впервые закреплены принципы деятельности прокуратуры. Единство и централизация, несменяемость, независимость.
1917 – прокуратура была упразднена «Декретом о суде». С 17 по 22 г. органов прокуратуры не было.

Дата воссоздания Российской прокуратуры 28.05.22, когда ВЦИК утвердила положения о прокурорском надзоре. Орган прокуратуры- выполняет одни и те же цели и задачи, которые были заимствованы:

Надзор за законностью действий всех органов власти

Всех хозяйствующих субъектов

Общественных и частных организаций.

Опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений. В главе поставлен прокурор республики, который выполнял функции комиссара юстиции. Организационно входила в состав народного комиссариата юстиции. На местах уездные прокуроры.
Впервые учреждена военная прокуратура. Возложены прокурорские функции военных ведомств, как самостоятельное звено органов прокуратуры. Состояли при военных трибуналах, для быстрого разрешения дела.
Принятие в 22 г. инструкции.

Принимается постановление Президиума ВС СССР «О структуре центрального аппарата прокуратуры СССР».

В 1959 году принимается указ об образовании коллегии прокуратуры СССР.
В 1977 году новая Конституция СССР. Ст.168 – положение об органах прокуратуры осуществляющих свои полномочия независимо от местных органов, подчиняясь только генпрокурору СССР. Разница в том, что в К СССР был определен порядок назначения и подотчетность генпрокурора СССР, срок полномочий и порядок назначения нижестоящих прокуроров.
В 30 ноября 1979 году – Закон о прокуратуре СССР. Он стал актом комплексного регулирования всей системы организации деятельности прокуратуры, в т.ч. военной прокуратуры. Четко определил все полномочия прокуроров применительно к отдельным отраслям прокурорского надзора. Сроки рассмотрения актов прокурорского надзора. Обязательность исполнения требований прокуроров, причин, способствующих им условий.
1980 – постановление о структуре прокуратуры СССР.
1980 – положение о классных чинах работников в органах прокуратуры.
- Положение об органах военной прокуратуры. Порядок организации и комплектования военных прокуратур и т.д.
1992 – новый ФЗ о прокуратуре. Ст.129 Прокуратура РФ – единая централизованная система с подчинением нижестоящих вышестоящим.
Распространение надзора на ОРД. Сформулирована новая структура военной прокуратуры (уже была).

При разработке конституции чуть было не упразднили прокуратуру вообще (еще было предложение ограничить деятельность судебным преследованием). Речь о прокуратуре в конституции идет только в одной главе Судебная власть.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.