Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы законодательства о налогах и сборах.





Налоговое право.

 

Сенцова Марина Валентиновна.

Источники:

Налоговый Кодекс. Единственный нормативный акт (да и других почти нет – очень мало и особой необходимости их изучать не надо).

Помимо НК, нам будут давать некоторые Постановления Конституционного Суда и Пленума ВАС. Некоторые имеют обязательный характер, которые обязательно нужно знать к зачёту – нам их отдельно выделят.

 

Есть специальные учебники по налоговому праву – но в устаревшей редакции – 2002, 2003 года. Есть под редакцией Крохиной 2008 года – им можно пользоваться. Поэтому нам рекомендуют, если нет – то полным учебником по финансовому праву (а не учебным пособием) Карасёвой (то есть лектора).

Есть нам в помощь «Учебное пособие по финансовому праву. Учебное пособие». В нём есть схемы – ими можно пользоваться. Оно только сейчас появилось в библиотеке, можно подойти и взять.

Будет скоро методическое пособие по налоговому праву – недели через две оно поступит. Там вопросы к зачёту, темы семинарских занятий, темы курсовых и дипломных.

 

По плану лекции в две недели один раз. По плану семь (7) тем нужно рассмотреть – это займёт у нас 14 недель. А у нас осталось всего 10. Но по плану есть темы, которые мы уже рассматривали, поэтому мы о них будем только упоминать.



 

Тема: Понятие налогового права и его принципы.

 

1. Понятие налогового права.

2. Законодательство о налогах и сборах.

3. Прочие нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

4. Принципы законодательства о налогах и сборах.

 

Источники:

Статья 1, 2, 3 и 4 НК РФ.

!!! Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 года №2-К «По делу о налоге с продаж» (или просто – о налоге с продаж; хотя вообще название гораздо, конечно, длиннее).

 

Понятие налогового права.

 

Налоговое право регулирует целый ряд общественных отношений, которые перечислены в ст. 2 НК РФ (отношения по установлению, по взиманию налогов, отношения по налоговому контролю, отношения по обжалованию действий и бездействий должностных лиц и налоговая ответственность).

Налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе собирания (обратить внимание – только собирание, нет использования и распределения) денежных средств посредством налогов в государственные и муниципальные фонды денежных средств (публичные денежные фонды – в настоящее время весьма распространён такой термин).



Эти отношения по собиранию денежных средств раскладываются на:

· Отношения по установлению;

· По взиманию налогов;

· Отношения по налоговому контролю;

· Отношения по обжалованию актов, действий и бездействий должностных лиц;

· Отношения по привлечению к налоговой ответственности.

Взимание налогов – это имущественные отношения, а остальные четыре – это связанные с ними неимущественные, так как не происходит никакого движения денежных средств.

 

 

Законодательство о налогах и сборах.

 

До 1998 года (принятие НК РФ) налогоплательщик боролся за свои права (были различные организации), он желал, чтобы налоговые отношения регулировались определёнными законами – не любым законом. Не говоря уже о том, что налогоплательщик боролся всячески против того, чтобы налоговые отношения регулировались ведомственными актами. Надо, чтобы налоговые отношения, как особые отношения, которые заключаются в том, что государство в императивном порядке изымает имущество у налогоплательщиков, должны налоги закрепляться и порядок их сборов в строго определённых федеральных законах.

В статье 1 НК РФ идёт речь о законодательстве о налогах и сборах. Она гласит: «законодательство о налогах и сборах включает в себя законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах».



В законодательство РФ о налогах и сборах включается (как говорит НК РФ): состоит из НК РФ и федеральных законах о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним (то есть с НК РФ). К примеру, федеральные законы о внесении изменений в НК РФ.

Законодательство субъектов РФ о налогах (сборов на региональном уровне нет) состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативно-правовые акты муниципальных образований о местных налогах. Это акты, которые принимаются представительным органом муниципального образования в соответствии с НК РФ.

 

 

Прочие нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

 

Иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

Учитывая то, что законодатель не допустил размывание налоговых законов, очевидно, что законодатель не мог позволить регулировать налоговые отношения ведомствами.

Общий принцип: ведомственное налоговое регулирование недопустимо, за исключением случаев, установленных в Налоговом Кодексе РФ и правовой режим такого регулирования определён статьёй 4 НК РФ.

Статья 4 НК РФ указывает, кто имеет право такого нормативно-правового регулирования:

1) Правительство РФ.

2) Министерство финансов (кодекс говорит: федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по выработке государственную политику…).

3) Исполнительные органы власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах издают нормативно-правовые акты.

1. В пределах своей компетенции.

2. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

3. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство РФ определяет порядок списания безнадёжных долгов по налогам и сборам. Правительство определяет перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (64 статья НК).

Статья 84: Министерство финансов РФ определяет порядок ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.

Как видно, эти нормативно-правовые акты носят весьма узкий характер, зачастую – чисто технический.

В части 2 статьи 4 НК РФ прямо сказано, что федеральная налоговая служба и федеральная таможенная служба и иные неназванные в НК РФ органы и службы вообще не имеют право принимать нормативно-правовые акты по налогам и сборам.

 

 

Принципы законодательства о налогах и сборах.

 

В целом этот вопрос урегулирован в статье 3 НК РФ. Эти принципы главным образом – принципы налогового правотворчества и в какой-то мере – налогового правоприменения.

Все эти принципы развиты в постановлении Конституционного Суда РФ.

Но появились и такие сугубо правоприменительные принципы, которые не закреплены в НК РФ. Их закрепил Высший Арбитражный Суд в Постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 года №53 «Об основанности налоговой выгоды» (это кратко, полное – о судебной арбитражной практике…). Это постановление обосновало доктрину «об основанности налоговой выгоды». Этим постановлением выработан принцип преобладания существа над формой при решении налоговых споров.

Статья 3 НК РФ. Пункт 1: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Отсюда следует принцип законности установления налогов и сборов. Этот принцип означает, что налоги и сборы должны быть установлены законом.

Конституционный Суд в своём постановлении говорит, что законности установления означает:

1) Требования к форме нормативного акта, которым должен быть только закон.

2) Требования к процедуре принятия такого налогового акта – закона, ибо закон о налоге должен быть принят в соответствии с процедурой – в трёх чтениях в Госдуме…

3) Требования к содержанию налогового закона. Здесь специальное требование: в законе о налоге должны быть определены все элементы налогообложения, установленные в НК РФ.

4) Требования к порядке введения в действие закона о налоге, которые определены в статье 5 НК РФ.

 

Следующий принцип – принцип равенства налогообложения.

На следующей лекции.

 

 

Принцип равенства налогообложения.

В статье 3 пункт 1 НК РФ этот принцип сформулирован так: законодательство на налогах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов.

Этот принцип довольно давний – Адам Смит в конце XVIII века в своей работе «О причине богатство народов» развивал данный принцип.

В РФ различают равенство: юридическое равенство и экономическое равенство.

Юридическое равенство предполагает равенство исходя из Конституции РФ. Здесь имеется ввиду, что недопустима никакая дискриминация в налогообложении в зависимости от расовых, социальных, религиозных национальных и подобных признаков налогообложения. Об этом записано в пункте 2 статьи 3 НК РФ.

Экономическое (или фактическое) равенство. Пункт 1 статьи 3 НК. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Экономическое равенство понимается как равное налоговое бремя.

Горизонтальное равенство и вертикальное равенство – понятия, включающиеся в понятие «экономическое равенство».

Горизонтальное равенство создаёт равное налоговое бремя, поскольку требуется, чтобы при равных доходах и равных условиях ставка налога у лиц была одинаковой.

Вертикальное равенство требует, чтобы при разных налогах у лиц ставка налога была разная и тогда, согласно доктрине равенства и справедливости, это налогообложение будет равным.

 

Принцип экономической обоснованности налога.

Этот принцип закреплён в пункте 3 статьи 3 НК РФ: «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

Этот принцип говорит, что налогообложение должно основываться только на экономических реалиях налогоплательщика, а не на его физических характеристиках – и иных, неэкономических, характеристиках (в Средние века был основной налог «подушная подать»; были налоги в зависимости от цвета глаз…).

Здесь имеется ввиду объект налогообложения – только при его наличии может быть установлен налог.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип соразмерности ограничения конституционных прав налогоплательщика. Этот принцип работающий – конституционные права граждан (на образование, на отдых, на передвижение…). Было Постановление Конституционного Суда где-то в 1995 года, когда сказали, что регистрационный сбор для лиц, не имеющих регистрации в зависимости от времени проживания в субъекте – это неконституционно.

 

Принцип единства экономического пространства.

Пункт 4 статьи 3 НК РФ: «Запрещается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство в РФ и ограничивающие свободное перемещение товаров или финансовых средств, а также экономическую деятельность физических или юридических лиц.

 

Принцип определённости законодательства о налогах и сборах.

Пункт 6 статьи 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Акты законодательства о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Неопределённость в законодательстве о налогах ведёт к произволу.

Постановление Конституционного суда от 2001 года №2-К.

 

Принцип преобладания существа над формой.

Сравнительно недавно появился. Установлен Постановлением Пленума ВАС от 12 марта 2006 года №53.

Все операции налогоплательщика должны учитываться в соответствии с их экономическим смыслом, а не документальным оформлением. Например, если сделка недействительна, но исполнение по ней произошло, всё равно нужно уплатить налог. Если потом будет двусторонняя реституция, то можно будет вернуть налог. Таким образом, если исполнение сделки произошло, экономически что-то прибыло, то нужно уплачивать налог, даже если с формально-правовой точки зрения сделка недействительна или лица неуполномоченные или ещё чего не так по документам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.