Сделай Сам Свою Работу на 5

Система налогового права.





Система налогового права — это определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Общая часть налогового права включает нормы, устанавливающие:

— основные принципы налогообложения;

— систему и виды налогов и сборов Российской Федерации;

— права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом;

— основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок их исполнения;

— порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля;

— ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц;

— способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Особенная часть налогового права включает нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации и они включаются во вторую (Особенную) часть НК РФ.

Во второй части НК РФ в настоящее время кодифицированы нормы, регулирующие: федеральные налоги:



— налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

— акцизы (гл. 22 НК РФ);

— налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

— налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 251 НК РФ);

— водный налог (гл. 252 НК РФ);

— государственная пошлина (гл. 253 НК РФ);

— налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), а так- же нормы, регулирующие специальные налоговые режимы (гл. 261 – 264 НК РФ); региональные налоги и сборы:

— транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

— налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

— налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ); местные налоги:

— земельный налог (гл. 31 НК РФ).

5. Место налогового права в системе финансового права.

На сегодняшний день вопрос о месте налогового права в системе права является дискуссионным. Существуют несколько концепций на предмет места налогового права в системе права1 :

— налоговое право является частью бюджетного права как крупного раздела финансового права; — налоговое право является самостоятельным институтом финансового права2 ;



— налоговое право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного и финансового права;

— налоговое право является самостоятельной отраслью права3 .

Такие авторы, как Л. К. Воронова, Н. И. Химичева, К. С. Бельский4 , рассматривая налоговое право в качестве финансово-правового института, включают его в раздел финансового права, посвященный регулированию государственных доходов.

К. С. Бельский отмечает, что нормы налогового права в основ- ном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами, что позволяет сделать вывод о том, что налоговое право является составной, хотя и относительно самостоятельной и обособленной частью финансового права1 .

Мы рассматриваем налоговое право как подотрасль финансового права. Установление налогов является основным методом финансовой деятельности государства, обеспечивающим формирование доходной базы бюджета — публичного фонда денежных средств. Современная система налогов и сборов Российской Федерации подстроена под бюджетную систему Российской Федерации. И федеральные, и региональные, и местные налоги, имеющие властно-имущественный характер, поступают в бюджеты соответствующих уровней. Таким образом, налоговое право представляет собой неотъемлемую составляющую финансового права.

Существуют следующие точки зрения относительно понятия налогового права в системе финансового права России. Так, М. В. Кустова рассматривает налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы ко- торой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и ор- ганизаций2 .



Другие авторы определяют налоговое право как подотрасль финансового права со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения3 .

Большинство авторов рассматривают налоговое право как совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов1

Если классифицировать общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования налогового права, то можно вы- делить следующие группы (ст. 2 НК РФ):

— отношения по установлению налогов;

— отношения по введению налогов;

— отношения по взиманию налогов;

— отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

— отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц;

— отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень является исчерпывающим. Таким образом, налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, осуществлению налогового контроля, обжалованию актов налоговых органов в сфере налогов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов, а также при- влечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

6. Источники налогового права:

Источники налогового права — это конкретные формы выражения норм налогового права, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного само- управления, в которых содержатся нормы налогового права.

Основные начала налогового права содержатся в Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены нормы, разграничивающие пред- меты ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам налогообложения, устанавливающие компетенцию в области налогов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, основные принципы налогообложения, основы правового статуса налогоплательщика (ст. 57, 71, 72, 74, 75, 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132).

Существует общий конституционный принцип российского права — о приоритете норм международного права и международных до- говоров Российской Федерации

В международном договоре могут быть установлены: общие принципы взаимодействия договаривающихся сторон в сфере налогообложения; соглашения, направленные на избежание двойного налогообложения; общие налоговые соглашения, которые охватывают все вопросы налогообложения; ограниченные налоговые соглашения, охватывающие лишь отдельные вопросы в налоговой сфере; соглашения, в которых наряду с другими вопросами рассматриваются налоговые вопросы; налоговые соглашения, касающиеся индивидуальных лиц и хозяйствующих организаций.

Налоговый кодекс РФ установил, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то при- меняются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения охватывают, как правило, все виды налогов на доходы и капитал и имеют две основные цели: устранение двойного налогообложения и борьба с уклонением от уплаты налогов1

Основой для заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения служит принятая в 1963 г. типовая модель конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, в которую последние изменения были внесены в 2014 г.

Конвенция ОЭСР не только сформулировала основные принципы устранения двойного налогообложения, но и стандартизировала понятия, термины, критерии, которыми пользуются специалисты во всем мире. Конвенция ОЭСР представляет собой проект соглашения, состоящий из 30 статей, который чаще всего используется как базовый документ для заключения договоров европейских стран с их партнерами во всем мире и сопровождается постатейными комментариями, позволяющими договаривающимся сторонам однозначно трактовать понятия, используемые в соглашении об избежании двойного налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах включает согласно НК РФ: законодательство Российской Федерации о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах; нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает НК РФ и федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ. Налоговый кодекс РФ является основным источником налогового права и состоит из двух частей — Общей и Особенной

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о на- логах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах устанавливаются местные налоги и сборы в соответствии с НК РФ.

Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие но- вые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников от- ношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, об- ратной силы не имеют.

Однако существует ряд исключений из принципа отрицания об- ратной силы налоговых законов. Так, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополни- тельные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это

К источникам налогового права относятся нормативные право- вые акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Акты органов исполнительной власти и исполнительных органов муниципальных образований о налогах и сборах не входят в систему законодательства о налогах и сборах, но налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Так, согласно ст. 4 НК РФ Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В юридической литературе встречаются раз- личные точки зрения по вопросу юридической природы решений Конституционного Суда РФ и рассмотрения их в качестве источников налогового права

Однако решения Конституционного Суда РФ имеют важное значение для становления и укрепления налоговой законности в России, обеспечения надежной защиты имущественных прав налогоплательщиков, законных интересов государства.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и приме- нению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично, либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ

 

 

Диктант:

1 налоговое право - как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний, представлений, информации об основных положениях налогового права

2 Наука налогового права — система знаний, научных концепций и положений о нормах налогового права, теории, практике, порядке, формах и способах применения норм налогового права.

3 налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, осуществлению налогового контроля, обжалованию актов налоговых органов в сфере налогов, действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов, а также при- влечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

4 Метод налогового права — это совокупность приемов и способов регулирования налоговых отношений

5 Система налогового права — это определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

6 Источники налогового права — это конкретные формы выражения норм налогового права, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного само- управления, в которых содержатся нормы налогового права.

7. Предмет налогового права ― совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.