Сделай Сам Свою Работу на 5

Различные виды неправомерной самоликвидации и инсценировок преступлений (краж, разбойных нападений и пр.).





Помимо вышеперечисленных наблюдаются и другие способы искажения отчетности о себестоимости товара. Например, можно назвать следующие Кучеров И.И. Налоговые преступления. - М.: ИНФРА-М, 2004. С. 204.:

- в себестоимость включаются расходы, не предусмотренные перечнем;

- неправильно оцениваются остатки незавершенного производства, с нарушениями установленного на данном предприятии способа их оценки;

- неправильно начисляются резервы предстоящих расходов и платежей или списываются на себестоимость расходы будущих периодов;

- оформляется взятие в аренду имущества, которое фактически для нужд предприятия не используется (очень часто - это личный автотранспорт).

 

12. Основными способами выявления налоговых преступлений являются:

- встречная сверка документов и операций;

- анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи;

- проверка контролирующих регистров одновременно с документами;

- динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций;

- проверка составления списаний материальных ценностей нормам затрат;



- сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции;

- проверка хозяйственных операций на определенную дату

Камеральная налоговая проверка проводится в порядке, урегулированном ст. 88 Налогового кодекса РФ, уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Камеральная проверка включает в себя изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов, сравнение проведенных в них данных со сведениями предыдущих лет, анализ соотношения оценок и баланса.

Выездная налоговая проверка проводится в порядке, установленном ст. 89 Налогового кодекса РФ, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.



В бухгалтерских документах при искажении их данных наблюдаются следующие взаимосвязи:

- если фальсифицированы первичные бухгалтерские документы, то подложными оказываются и отчетные бухгалтерские документы;

- если фальсифицированы отчетные бухгалтерские документы, то, как правило, первичные бухгалтерские документы остаются подлинными.

 

13. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, называемые предметом доказывания, представляют собой совокупность фактических данных, которые необходимо установить для решения дела по существу. Перечень указанных обстоятельств включает в себя:
1. Событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления).
2. Виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления.
3. Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в ст. 38, 39 УК РФ, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого.
4. Характер и размер ущерба, причиненного преступлением.
Подлежат выявлению также причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Из круга обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании уголовных дел об уклонении от уплаты налогов и страховых взносов, выделяют так называемый «главный факт», т. е. совокупность обстоятельств, относящихся к событию преступления, действию определенного лица (лиц), его (их) виновности. Этот «главный факт» выражен в трех основных вопросах, которые стоят перед следователем, прокурором, судом:
1. Доказано ли, что соответствующее деяние было совершено.
2. Доказано ли, что это деяние совершило конкретное лицо (обвиняемый, подсудимый).
3. Виновно ли данное лицо в совершении этого деяния. Доказывание того, имело ли место уклонение от уплаты налогов, требует установления обстоятельств, характеризующих указанное преступление. К ним относятся: время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления.
В большинстве случаев на налоговые преступления указано в сообщениях налоговых инспекторов, руководителей фондов (пенсионного, социального страхования и др.), граждан, ставших очевидцами незаконных действий, связанных с уклонением от уплаты налогов и т. п. Однако указание на событие преступления в подобном сообщении не исключает необходимости доказывания того, имело ли оно место в действительности, установления всех его обстоятельств.
Способ уклонения от уплаты налогов является элементом состава данного преступления, поскольку ст. 198 УК РФ прямо предусматривает, что уклонение происходит путем непредставления декларации о доходах, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, а ст. 199 УК РФ — путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом.
В криминалистической литературе указывается, что при доказывании способа уклонения от уплаты налога необходимо установить следующие обстоятельства:
1) совершено ли занижение дохода (выручки) или (и) искажение данных о расходах, либо сокрытие иных объектов налогообложения;
2) в каких бухгалтерских документах искажены данные о доходах или расходах, либо скрыты иные объекты налогообложения:
искажены ли эти данные только в расчетах налогов и правильно отражены в бухгалтерских отчетах, представленных в налоговую инспекцию;
не были ли они искажены одновременно в расчетах налогов и в представленных в налоговую инспекцию бухгалтерских отчетах, но правильно отражены в балансовых счетах и документах аналитического учета;
не были ли они искажены одновременно в расчетах налогов, в бухгалтерской отчетности, балансовых счетах, но были правильно отражены в первичных учетных документах;
не началось ли с первичных документов искажение данных о доходах или расходах, либо сокрытие иных объектов налогообложения, а затем эти искаженные данные были включены в другие вышеназванные документы;
не скрывались ли данные о доходах или других объектах налогообложения путем несоставления первичных учетных документов;
не было ли совершено сокрытие других объектов налогообложения иными способами.



сколько было преступников, и каким образом были распределены между ними роли;
какие именно действия (бездействие) были выполнены каждым из них и в какой последовательности;
как действия субъектов были взаимообусловлены;
какие именно объекты налогообложения были сокрыты;
в чем заключалось воздействие на предмет посягательства (игнорирование, искажение, маскировка).
Время совершения налогового преступления
когда были совершены финансово-хозяйственные операции, сведения о которых нашли (не нашли) отражения в документах бухгалтерского учета;
в каком налоговом периоде (периодах) совершено сокрытие объектов налогообложения и не уплачены налоги или (и) страховые взносы.
Должно быть установлено лицо, совершившее преступление, и его виновность (субъективная сторона преступления). какую именно должность занимал обвиняемый или обвиняемые;
в чем заключались его (их) обязанности;
какими нормативными актами на него (них) возложена обязанность по оформлению и представлению соответствующих документов и т. п.;
кто из обвиняемых выполнил конкретные действия, образующие объективную сторону преступления (внес искажения в первичные учетные документы, балансовые счета, документы бухгалтерской отчетности, не перечислил налог в бюджет и т. д.);
если обвиняемые не оформляли трудовые отношения с организацией, то какие функции они выполняли фактически;
каковы были их отношения с работниками организации.
Для привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений должны быть установлены факты, характеризующие субъективную сторону деяния, а именно, подтверждающие, что деяние совершено умышленно с целью уклонения от уплаты налогов. Кроме этих признаков субъективной стороны должны быть установлены мотивы преступления. Мотивы налоговых преступлений, в отличие от цели, могут быть различными: корыстный мотив, ложно понятые интересы коллектива и предприятия и др. Хотя в данном случае мотив не имеет значения для квалификации преступления, но может влиять на назначение наказания.
В предмет доказывания при расследовании налоговых преступлений входят обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность Доказыванию подлежат наличие причинной связи между совершенным деянием и наступившими преступными последствиями, характер и размер ущерба, а также другие связанные с этим факты. Ущерб от налоговых преступлений состоит в недополучении государством соответствующих сумм налогов. В данном случае от размера ущерба зависит квалификация преступления, а также степень вины и тяжесть наказания. Минимальный размер ущерба налоговых преступлений определен законодателем в виде суммы, превышающей одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц и суммы, превышающей двести минимальных размеров оплаты труда, для физических лиц. Таким образом, при расследовании уклонения от уплаты налогов необходимо установить факты, свидетельствующие о том, что размер неуплаченного налога составил сумму, превышающую минимальную, в противном случае в деянии отсутствуют все признаки состава преступления. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
в каком размере сокрыты объекты налогообложения;
какая ставка налога применяется по отношению к каждому объекту налогообложения;
в какой сумме не уплачен налог;
какой минимальный размер оплаты труда был установлен на момент срока платежа;
в каком соотношении минимальный размер оплаты труда находится с суммой неуплаченного налога.
14.К типичным следственным ситуациям при расследовании налого­вых преступлений можно отнести:

1) имеются данные о факте неуплаты налога (событие преступ­ления), но не доказана виновность не исполнителя налоговой обязанности (не известно, кто виноват);

2) есть сведения об искажении объекта налогообложении, но указания на их причины отсутствуют;

3) есть сведения об искажении налоговой базы, но указания на их причины отсутствуют;

4) есть сведения об искажении налогового периода, но указания на их причины отсутствуют;

5) есть сведения о неправильном применении налоговой ставки, но указания на их причины отсутствуют;

6) есть сведения о необоснованном применении условий нало­говой льготы, но указания на их причины отсутствуют;

7) есть сведения о неправильном исчислении суммы налога, но указания на их причины отсутствуют;

8) есть сведения о нарушении порядка и срока уплаты налога, но указания на их причины отсутствуют1.

По налоговым преступлениям, как правило, выдвигаются вер­сии о том, что налоговое преступление совершено при обстоя­тельствах, известных из имеющихся материалов, оно совершено организованной группой или налогового преступления нет, а имеет место совершение другого преступления экономической на­правленности.

В развернутом виде структура организации конкретного акта расследования, которую можно применить и к уголовным делам о налоговых преступлениях, выглядит следующим образом:

- организация получения исходной информации и возбуждение уголовного дела;

- определение целей расследования; определение предмета расследования и конкретизации предмета доказывания;

- определение сил и средств для достижения целей расследования;

- составление плана расследования;

- создание оптимальных условий для следственных и иных действий;

- мобилизация участников расследования для качественного выполнения ими своих функций;

- организация следственных действий и тактических операций;

- координация действий участников расследования;

- принятие решений организационного характера;

- контроль за содержанием, своевременностью, активностью и результативностью действий всех участников расследования; учет действий участников;

- организация завершающего этапа расследования

 

15. Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки) или завышении расходов либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия. Уже к этому моменту бывает известен способ совершения налогового преступления, ибо в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного (старшего) бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.
Планирование первоначального этапа расследования. Уяснив, посредством каких следственных действий и оперативных мероприятий эффективнее решать предстоящие задачи, следователь приступает к планированию расследования. Почти всегда ему необходима экономическая оценка финансовых результатов незаконных хозяйственных операций, приведших к занижению налоговых платежей. Такую оценку может дать налоговый инспектор, проводивший выездную или камеральную проверку.
При обнаружении фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, нужно выдвинуть рабочие версии, объясняющие его возможный механизм. Тогда вся относящаяся к делу информация и бухгалтерская документация будут рассматриваться в определенных ракурсах. Даже версия, не подтвердившаяся при проверке, может стать отправной точкой для новых, более обоснованных предположений. Их выдвижение и проверка зависят от опыта и профессиональной подготовки следователя. На базе исходной информации выдвигаются такие общие версии:
1) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из имеющихся материалов;
2) налоговое преступление совершено организованной группой;
3) налогового преступления нет, но имеются признаки совершения иных уголовно наказуемых деяний.
Типичные частные следственные версии, выдвигаемые в начале расследования:
1) о соучастниках налогового преступления и характере их взаимоотношений;
2) о способах сокрытия налогооблагаемой базы;
3) об источниках получения сырья и полуфабрикатов;
4) о путях реализации выпущенной продукции;
5) о способах получения налоговых льгот;
6) о криминальных связях подозреваемых, местах хранения средств, нажитых преступным путем, и др.
В делах о налоговых преступлениях типичными средствами решения следственных задач считаются:
1) допросы налогового инспектора и других участников проведенной проверки;
2) допросы руководителя, главного (старшего) бухгалтера и иных должностных лиц организации, причастных к расследуемому преступлению;
3) допросы руководства предприятий-партнеров;
4) обыски, выемки документов и компьютерных носителей информации;
5) аудиторские проверки, судебно-бухгалтерские или судебно-экономические экспертизы.
По делам данной категории нужно установить следующие обстоятельства:
1. Место совершения преступления: название, юридический и фактический адреса организации; к какой категории налогоплательщиков она относится, кто ее учредители; когда и где она была зарегистрирована в качестве хозяйствующего субъекта и встала на налоговый учет.
2. Какие объекты налогообложения сокрыты: совершено сокрытие одного или нескольких объектов, какими нормативными актами предусмотрена уплата организацией налогов с этих объектов.
3. Способы уклонения от уплаты налогов или страховых взносов: не имеет ли данная организация особенностей учета хозяйственных операций в соответствии с принятой ею учетной политикой; совершено занижение дохода (выручки) или завышение данных о расходах либо сокрыты иные объекты; в каких бухгалтерских документах эти искаженные данные могли быть отражены.
4. Время совершения действий по уклонению от уплаты налогов или страховых взносов: каковы сроки представления в ФНС России бухгалтерских документов и уплаты налогов, какими нормативными актами должна была руководствоваться организация; когда конкретно она представила в ФНС России расчеты по налогам и бухгалтерские отчеты; когда были составлены бухгалтерские документы, содержащие искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо других объектах налогообложения. Если уклонение от уплаты налогов или страховых взносов совершено путем несоставления первичных документов, то когда производились хозяйственные операции, не отраженные документально, и какие документы нужно было составить; в каких конкретно налоговых периодах было совершено сокрытие объектов и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов.
5. Размер сокрытия объектов налогообложения к каждому сроку платежа: какую ставку налога следовало применить по каждому сокрытому объекту; правильно ли налоговый инспектор применил ставку налога к данной хозяйственной операции и обосновано ли это ссылкой на соответствующие нормативные документы; в какой сумме не был уплачен налог по каждому сроку платежа с сокрытых объектов; каково соотношение суммы налога, не уплаченного организацией, и минимального размера оплаты труда.
6. Субъекты преступления: кто перечислил в бюджет не весь налог или не перечислил его вовсе; кем подписаны и кем составлены расчеты налогов и документы бухгалтерской отчетности, в которых сокрыты объекты налогообложения; кем в балансовые счета и документы аналитического учета к ним внесены искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо совершено сокрытие других объектов налогообложения; кто составил и кто подписал первичные документы, содержащие эти искаженные данные.
7. Умысел на уклонение от уплаты налогов или страховых взносов: был ли сговор об этом между руководителями организации и составителями документов, в которых искажены данные о доходах (выручке) или расходах либо иных объектах налогообложения, в чем состояла выгода непосредственных исполнителей. В ходе дальнейшего расследования необходимо установить обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъектов преступления, а также причины и условия, способствовавшие уклонению от уплаты налогов или страховых взносов, раскрыть другие преступления, сопутствовавшие искажениям в бухгалтерских документах доходов (выручки) или расходов либо сокрытию иных объектов налогообложения.

 

16. Поводами к возбуждению уголовных дел по ст. 198 УК РФ, как правило, служат сообщения контролирующих органов ФНС России, которые, в соответствии с ведомственными указаниями, в 3-дневный срок со дня принятия решения по акту налоговой проверки гражданина должны направить материалы о нарушениях налогового законодательства в правоохранительные органы.
К таким материалам относятся:
1. Письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, подписанное руководителем ФНС России.
2. Акт проверки соблюдения налогового законодательства и решение по нему руководителя ФНС России с приложением подлинных бухгалтерских документов, подтверждающих факт сокрытия доходов, постановление об изъятии документов и протокол изъятия.
3. Разъяснение налогоплательщику его права представлять письменные возражения на акт проверки и результаты его рассмотрения.
4. Письменные возражения либо объяснения гражданина по поводу выявленных нарушений.
Следователь обязан доказать, что виновный гражданин знал действительный объем своего дохода, однако в декларации указал искаженные данные с умыслом уклониться от уплаты подоходного налога.
Опираясь на профессиональные знания по организации производства на небольших предприятиях, принадлежащих обычно частным владельцам, правила ведения бухгалтерского учета, кассовых операций, основы технологии, экономики, товароведения и знания о приемах выполнения специфических преступных действий (подделка документов, фальсификация продукции, сокрытие ценностей, о способах и приемах борьбы с налоговыми преступлениями, о применяемой налоговыми преступниками конспирации), следователь должен досконально разобраться во всех обстоятельствах расследуемого уголовного дела, возбужденного по ст. 198 УК РФ.
Первый допрос индивидуального налогоплательщика, сведения в декларации которого не отражают действительного положения вещей или когда она вообще не представлена, чрезвычайно важен. Его лучше начать с вопроса о том, как предприниматель стал заниматься своим бизнесом. При этом важно выяснить, какое у него образование, был ли опыт работы в данной области предпринимательской деятельности. Необходимо также уточнить, какими были доходы за предыдущие налоговые периоды, сколько средств удалось таким образом накопить, на что они потрачены: на развитие производства, амортизацию оборудования, закупку новых технологий и т.п. Последовательно собираются сведения, когда и на какие средства были приобретены квартира, машина, коттедж, другое ценное имущество. Нередко результат всего расследования напрямую зависит от информации, представленной допрашиваемым, хотя основные доказательства удается добыть, изучая банковские счета, бухгалтерские книги, кассовые чеки, черновые записи и др.
Тактически грамотно продолжить допрос выяснением деталей уже доказанного эпизода преступной деятельности гражданина либо с наиболее уязвимых мест в позиции подозреваемого. Важным стимулом к даче правдивых показаний становится предъявление доказательств, в особенности документов, заключений экспертиз, актов аудиторских проверок, ревизий и др.
В случаях недекларирования полученных доходов индивидуальным налогоплательщиком, а также когда последний не может представить доказательств подачи налоговой декларации, следователю необходимо:
1) получить копию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, лицензии и гражданского паспорта подозреваемого;
2) определить, представлял ли он декларацию о доходах или иные документы налоговой отчетности, когда это было в последний раз;
3) выяснить, почему не представлялась декларация за каждый отчетный период, уточнив при этом объемы полученных доходов и масштабы индивидуальной предпринимательской деятельности;
4) изъять оригиналы деловой документации частного предпринимателя, чтобы можно было подсчитать налогооблагаемую базу по каждому отчетному периоду и категориям налоговых выплат;
5) установить, в каком размере должны были уплачиваться налоги по непредставленным декларациям;
6) выяснить семейное положение налогоплательщика и количество иждивенцев, находившихся на его содержании;
7) получить сведения об образовании, профессиональной деятельности и состоянии здоровья гражданина, подозреваемого в уклонении от уплаты налогов или страховых взносов;
8) уточнить, не имеет ли он права на льготы по налогообложению;
9) узнать, где размещались банковские или сберегательные счета, обратив особое внимание на открытые в иностранных банках, и др.
Тщательной проверке подлежат личные расходы гражданина и членов его семьи. Довольно несложно установить расходы на заграничные путешествия, крупные покупки по кредитной карте, оплату частных школ, плавательных бассейнов, обучения в университете или академии, на приобретение драгоценностей, антиквариата, мехов, произведений искусства. О них могут знать друзья, знакомые, родственники, основные клиенты, партнеры, банкиры, соседи, как и о наличии кредитной карты или нескольких таких карт. Названные затраты обычно не афишируются, поэтому информация о них весьма ценна при определении уровня расходов налогового преступника.
Следователю целесообразно составить и приобщить к материалам уголовного дела реестр личных расходов подозреваемого с указанием формы оплаты и подробным описанием каждой покупки. Далее нужно выяснить, какими банковскими счетами он пользуется для расчетов с помощью кредитных карт, на чье имя они оформлены, когда, как и из каких источников пополняются. Рекомендуется проверить и по возможности изъять телефонные счета, чтобы отследить, много ли звонков, не имеющих отношения к хозяйственной деятельности (имеется в виду деятельность индивидуальных предпринимателей малых предприятий и т.п.), сделано в оффшорные зоны, курортные местности, в заграничные туристические агентства и т.п. Это поможет обнаружить дополнительные крупные расходы, а также найти филиалы и дочерние фирмы, зарубежных заказчиков и кредиторов. Последние тоже по возможности допрашиваются по обстоятельствам расследуемого преступления.
Нужно уточнить, имеются ли у подозреваемого финансовые интересы в других предприятиях и организациях, получить информацию о счетах и займах, подлежащих оплате, а также о других заемных средствах и о том, кто является основными заказчиками и поставщиками, где они располагаются. Чрезвычайно полезны данные о характере и особенностях предпринимательской деятельности, личных банковских счетах, причем как об открытых, так и закрытых в пределах Российской Федерации и в зарубежных банках в национальной или иностранной валюте. Выясняется также, какие ценные бумаги (акции, облигации, векселя, иные обязательства) есть у подозреваемого либо у других лиц на его имя.
Следует составить и приобщить к материалам расследуемого уголовного дела реестр недвижимого имущества подозреваемого, включив в него квартиру, коттедж, дачу, автомобили, находящиеся в его личном владении либо оформленные на членов его семьи и близких родственников, а также список всех сумм в рублях и иностранной валюте, которые он одалживал коллегам, друзьям, родственникам и др. Это поможет определить сумму общего дохода, налогооблагаемого дохода и, соответственно, сумму, недоплаченную в бюджет надлежащего уровня.
Нередки случаи, когда частные предприниматели не ведут книг бухгалтерского учета и другой учетной документации либо эти документы не отражают истинных доходов или оборотов. Отсутствие надежных "бумажных следов" в деятельности частного предпринимателя предусматривает недокументальное определение сумм неуплаченных налогов. Последнее состоит в выявлении признаков доходов путем таких нетрадиционных приемов проверки, как анализ динамики стоимости активов налогоплательщика, документирование его личных расходов и банковских депозитов, выявление источников средств гражданина, подозреваемого в неуплате налогов или страховых взносов, и др. Они позволяют доказать наличие доходов и произведенных расходов, произвести расчет налоговых обязательств подозреваемого, опираясь на ряд других документов.
При анализе источников средств и их использования все расходы или случаи использования фондов сравнивают со всеми поступлениями (и их источниками). Так, если за интересующий следствие период расходы превысили фигурирующие в отчетной документации доходы, а источник средств на эти расходы не указан, разница и будет составлять непродекларированный доход.
В результате расследования налогового преступления, совершенного гражданином, должно быть однозначно доказано, что он был обязан заполнить и представить в ФНС России налоговую декларацию, но не сделал этого либо исказил в ней данные, необходимые для расчета налогов или страховых взносов с целью их уменьшения; был обязан представить декларацию, не обладал налоговыми льготами и умышленно пошел на преступление, уклонившись от представления требуемой отчетности и уплаты причитавшихся налогов или страховых взносов либо достиг этого путем представления искаженных данных.
Другие следственные действия по делам о налоговых преступлениях граждан по своей сути аналогичны проводимым по делам о преступном уклонении от уплаты налогов с организаций.
Назначение и производство судебных экспертиз. При расследовании налоговых преступлений чаще других назначаются экспертизы, направленные на выяснение истинного содержания бухгалтерской документации. Без специального анализа выявленных фактов невозможно доказать вину субъектов, совершивших эти преступления. В случаях, когда изложенные в акте налоговой проверки выводы вызывают у следователя сомнения или для их анализа необходимы специальные познания, по уголовным делам проводится судебно-бухгалтерская или судебно-экономическая экспертиза.

Судебно-бухгалтерская экспертиза помогает в решении вопросов о недостатках ведения бухгалтерского учета, установлении количества изготовленной и (или) реализованной продукции, обстоятельствах, касающихся выявленных недостач или излишков, полноты проведенной ревизии, определения причиненного государству материального ущерба, ответственных лиц и др.
Судебно-экономическая экспертиза позволяет оценить правильность планирования и отражения плановых показателей в государственной отчетности, законность образования и использования денежных фондов и кредитов, экономическую обоснованность заключения договоров, ценообразования, определения издержек производства и т.п.
С учетом специфики предмета исследования по делам данной категории целесообразнее назначать комплексную судебно-бухгалтерскую и судебно-экономическую экспертизу. На разрешение такой экспертизы ставятся следующие вопросы:
1) правильно ли налогоплательщик определял ожидаемую прибыль и выручку от реализации продукции (работ, услуг) при исчислении сумм промежуточных платежей в бюджет, и если допустил отклонения, то как они повлияли на налогооблагаемую базу и сумму налога;
2) достоверны ли данные, указанные в расчете налога;
3) правильны ли данные налогоплательщика об уплаченных суммах НДС и расчеты при его перечислении в бюджет;
4) верно ли налогоплательщик отразил в расчете налога и бухгалтерских документах фактическую прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг);
5) достоверны ли данные по учету фактической себестоимости продукции (работ, услуг);
6) соблюдался ли установленный порядок учета затрат на производство и реализацию при калькулировании себестоимости готовой продукции, и если были отклонения, то какие конкретно и как повлияли на определение суммы налога по каждому сроку платежа;
7) правильно ли выполнен расчет налога, и если допущены нарушения, то в чем они выразились и как повлияли на определение налогооблагаемой базы и суммы налога по каждому сроку платежа;
8) кто конкретно причастен к внесению в первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность искаженных данных об объектах налогообложения;
9) в чем именно выразились действия по сокрытию объектов налогообложения и каков размер сокрытия;
10) какая сумма налога причитается с сокрытых объектов и др.
Судебно-товароведческая экспертиза определяет качественные и количественные характеристики, способ и время изготовления продукции, ее соответствие образцам, требованиям стандартов, техническим условиям, а также соответствие предъявляемым требованиям маркировки, упаковки, транспортировки и условий хранения.
Криминалистическая экспертиза документов исследует рукописные тексты, подписи, факсимиле, машинописные и принтерные тексты, оттиски печатей и штампов. Комплексные исследования помогают проверить компьютерные программы, установить их соответствие (несоответствие) действующим правилам организации бухгалтерского учета и отчетности. В последние годы особую актуальность обрела проблема криминалистического исследования документов, изготовленных с помощью копировальных аппаратов типа ксерокс, кэнон и др.

 

17, 18 в методичке

19. Алгоритм первоначальных СД:

1. Выемка – для ее проведения следователь должен определить (в каких предприятиях необходимо провести выему, в какое время проводить, какие документы д.б. изъяты, какое помещение занимает организация, определить какое количество сотрудников привлечь следователю при производстве выемки, какие средства фиксации понадобятся). Полученные результаты фиксируются в протоколе выемки.

2.Обыск – принять меры к отысканию и изъятию (черновики расчета налога, первичные документы, расписки в получении денег, договоры с контрагентом, оборудование для изготовления неучтенной продукции, запасной кассовый аппарат).

3.Осмотр

4.Экспертиза (Судебно-бухгалтерская экспертиза помогает в решении вопросов о недостатках ведения бухгалтерского учета, установлении количества изготовленной и (или) реализованной продукции, обстоятельствах, касающихся выявленных недостач или излишков, полноты проведенной ревизии, определения причиненного государству материального ущерба, ответственных лиц и др.

Судебно-экономическая экспертиза позволяет оценить правильность планирования и отражения плановых показателей в государственной отчетности, законность образования и использования денежных фондов и кредитов, экономическую обоснованность заключения договоров, ценообразования, определения издержек производства и т.п.)

5.Допрос подозреваемых

20.На стадии ВУД дается предварительная квалификация преступных действий подозреваемого. Задача ВУД – выяснение обстоятельств, исключающих производство по делу, проверка повода и оснований, закрепленных в процессуальной форме следов преступления.

Заявителем является только налоговый орган, проводивший налоговую проверку. Уголовное дело должно быть возбуждено своевременно. Особенности ВУД: налоговое преступление является преступлением со специальным субъектом.

На этапе ВУД особое внимание уделяем проверке и оценке акта налоговой проверки. Выделяют внешнюю оценку акта (предоставлен ли первый экземпляр, указана ли дата составления, имеются ли все необходимые подписи). Формальнаяоценка (наименование организации, ее руководителя, указан ли срок-период за который проводилась проверка, вид проверки).Оценка фактических данных (сумма неуплаченных налогов отдельно по каждому виду, какие нормативные акты нарушены налогоплательщиком, правильно ли выполнил необходимые проверочные действия налоговый инспектор). Рекомендуется взять объяснение заинтересованного лица по результатам акта налоговой проверки. В ходе ВУД и его расследования ПОО взаимодействуют с контролирующими органами (ФНС). Единственным поводомдля возбуждения таких дел являются материалы, которые направлены следователям налоговыми органами для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. 1.1. ст. 140 УПК РФ). Это означает, что даже если соответствующие сведения или документы по той или иной причине оказались в распоряжении следователей, но при этом в них не ставится вопрос о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (далее – налогоплательщика) к уголовной ответственности, то дело не может быть возбуждено.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.