Сделай Сам Свою Работу на 5

Принудительный порядок исполнения налоговой обязанности





Налоговое право

Предмет, система и метод налогового права (есть в электронном виде).

Место НП – нет однозначного ответа. Нет единой точки зрения на систему права.

Дореволюционный подход – деление права на публичное и частное.

Советский подход – отраслевая система –предмет, метод, источники. В основе лежит Конституционное право.

Финансовое право – Налоговое право как составной элемент. Новые научные концепции – это теория подвергается критике.

На сегодня 4-5 подходов – место НП в правовой системе государства:

НП – подотрасль финансового права. Налоги – инструмент формирования публичных денежных средств государства. Процесс формирования – составной элемент финансовой деятельности публично-правовых образований. Вне финансовой сферы существовать не могут. Систему права формируют – нормы, институты, отрасли, налоговое право находится между отраслью и институтом.

• Налоговое право – как самостоятельная отрасль права. Имеет свой предмет. Метод и кодифицированный источник права. Веницкий – налоги водятся для финансирования общественность.

• Украина, Казахстан – НП как крупный институт бюджетного права. Формирование бюджета из налогов и неналоговых доходов. Без бюджетных правоотношений налоговые правоотношения существовать не могут.



• Рассмотрения Налогового права как комплексной отрасли законодательства. Нахождение на стыке – комплексная отрасль законодательства.

• НП – комплексная отрасль права. В том же ключе что и предыдущий подход.

Налоги – обязательный признак государства (фискальная функция государства). Процесс ограничен.

Предмет. Налоговое право регулирующее отношения по установлению налогов, отношения по введению налогов или сборов, отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля, отношения связанные по оспариванию актов налоговых органов, и отношения связанные с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет налогового права определен в ст.2 НК РФ.

Налоги – законная форма изъятия имущества.

Метод НП – императивный метод (такой же как в финансовом праве, как часть). Метод – обязывание.



Система налогового права.

- пандектная система построения – две части общая и особенная (есть еще институциональная система права).

Формирование 2-х элементов осуществляется налоговыми институтами (общими и особенными).

Особенная часть – федеральные, региональные (транспортные налоги и налоги на имущество организаций), местные налоги (земельный налог и доход на имущество физических лиц) и специальный налоговый режим (сами они состоят из субинститутов)

Общая часть – институт налогов и сборов, институт установления и введения налогов и сборов, институт источников налогов и сборов, институт принципов налогового права, институт субъектов налогового права, институт сроков, институт налогового обязательственного права, институт налогового администрирования, институт налогового-процедурного права, институт налоговой ответственности.

Концепция развития Налогообложения на 2013 – сайт Минфина.

Принципы налогового права (ст.3):

• Равенство (но дифференциация есть)

• Всеобщности

• Обязательность

• Не допущение дискриминации

• Экономическое обоснование и не могут быть произвольно

• Не нарушать единое экономическое пространство

• Определенность

• Все сомнения в пользу налогоплательщика

Источники налогового права:

Предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ, фактически налогового федерализма не существует. Ни один акт не может противоречить НК.

Законодательство РФ:

• НК РФ и принимаемые в соответствии с ними ФЗ.

Субъекты:

• Акты законодательства о налогах и соборов субъектов РФ (налоговые кодексы субъектов и других законов субъектов).



Муниципальные образования (представительные органы):

• Акты налогообложения

Субъекты и муниципальные образования – регулируют ставки и льготы.

Акты Президента – если есть пробелы, указано в Конституции.

Акты Правительства РФ – НК ряд отношений относит к полномочиям правительства (определения сезонных работ).

Главный принцип – налоговый кодекс не рушим – нельзя противоречить и по –другому толковать.

Акты Минфина – толкование. Определение форм деклараций, порядок оформления – НК прямо предусматривает принятие этих актов.

Акта ФНС – прямо предусмотрено в НК. Хотя по регламенту службы они не имеют право нормотворчество.

Судебный прецедент: Все признаки прецедента только в Постановление Конституционного суда.

Все Пленумы и информационные письма – просто истолкования, нет признаков прецедента, есть норма об общеобязательности.

Налогоплательщики и их группы

Налогоплательщики – физические и юридические лица.

Отличать от плательщиков сборов.

Филиалы и представительства не являются в чистом виде налогоплательщиками, предоставляют налоговую отчетность и платят налоги.

Взаимозависимые лица – ст.20 НК, только в отношении тех, сделок которые были завершены до 1 января 2012, сейчас ст.105. Понятие появилось в гражданском законодательстве, в связи с антимонопольными отношениями. Определение такого лица – либо по закону, либо по решению суда. Два основания – влияют на результаты экономической деятельности друг друга, сейчас второе основание – данные лица могут влиять на условия заключения договора между ними (одно лицо влияет на решение другого лица). Прямое участие одного лица на другое (долевое участие не менее 25 %).

Инвестиционное товарищество, объединение лиц ведущих совместную инвестиционную деятельность - осуществляемая товарищами совместно на основании договора инвестиционного товарищества деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств

 

(ст. 2, Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе")

 

Консолидированная группа налогоплательщиков – добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков.

Условия:

• Российские организации

• Должны иметь непосредственное или косвенное участие в другой организации 90% в уставном капитале

• Организация не должна находиться в стадии реорганизации или ликвидации, не возбуждено производство о банкротстве, а размер чистых активов должно превышать размер уставного капитала

• Совокупная стоимость налога который уплачивается в течение календарного года должно быть не менее 10 миллиардов рублей.

Не могут быть консолидированной группы:

• с банком или страховой организацией (если это не консолидированная группа банков…) +другие

Договор действует не менее 2 года. В договоре указывается ответственный налогоплательщик.

 

Иностранные организации-имеют постоянное представительство.

 

Средний и малый бизнес - ФЗ «о развитии малого и среднего бизнеса».

 

Физические лица.

Понятие резидент – не резидент.

Для граждан РФ – статут налогоплательщика автоматически, для иностранных 183 дня подряд в течение 12 месяцев (можно прерывать на 6 месяцев для обучения или лечения).

Всегда резиденты – государственные и муниципальные служащие, военнослужащие.

 

НК – место жительство адрес, по которому лицо зарегистрировано, (если нет, то место пребывания). Для некоторых налогов - место нахождения недвижимого имущества, или места регистрации транспортного средства.

 

Для физических лиц устанавливается - налоговая правосубъектность. Дееспособность – в НК нет указаний, нет легального определения. Предположительно с возможностью осуществления деятельности с 14 (трудовой договор).

Налоговые льготы – вычеты, проблемы, так как не определена дееспособность.

 

Индивидуальные предприниматели + адвокаты и нотариусы. Может быть и агентом и плательщиком.

 

Налоговое обязательство

-отнесено к финансово-правовым обязательствам.

Легального определения нет.

Но судебные органы и правоприменители очень часто употребляют этот термин.

-обязательство со сложной структурной характеристикой, связано с совершением активных действиями, связано с осуществлением имущественных прав, обеспечено мерами государственного принуждения.

 

Налоговое обязательство - публичное правоотношение имущественного характера возникающее в ходе воспроизводственного оборота при формировании налогового дохода публично-территориальных образований, в силу которого обязанное лицо, должно совершить действие по передаче уполномоченному лицу предмета налогового платежа, а последний имеет право требовать свершение этих действий под угрозой применения мер государственного принуждения.

 

Налоговая обязанность – обязанность исчислять и уплачивать налоги.

 

В структуру обязательства: учет, постановка на учет, совершение действий, связанных с осуществлением налогового контроля, взыскание неуплаченных сумм налога, материальные и организационные налоговые обязательства, вспомогательные обязательства.

 

Налоговая обязанность – модель правомерного поведения лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы. Исполнение налоговой обязанность – выполнений лицами конституционных предписаний в виде выплачивания в полном объеме надлежащем образом в надлежащие сроки определенные законодательством налоги и сборы.

Налоговая обязанность включает элементы возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.

Возникновение (основания):

• появление объекта налогообложения (в некоторым объектом- требование регистрации)

• прохождение налогового периода

Изменение:

• когда происходит реорганизация юр лиц

• элемент наследования физическими лицами

• признание лица недееспособным или признание его без вести отсутствующим (есть возможность приостановления обязанности)

Прекращение ст.45:

• уплата налогов и сборов

• смерть физического лица

• ликвидация организаций

• иные обстоятельства

• признание безнадежных недоимок

Обязанность будет считаться не исполненной – если произошел отзыв из банка, если наличные денежные средства возвращаются физическому лицу и так далее. Срок исполнения – для каждого налога свой (есть отсрочка, рассрочка и инвестиционный кредит).

 

Изменение срока

 

• Отсрочка

• Рассрочка

• Инвестиционный налоговый кредит

 

Отсрочка:

• угроза банкротства,

• не финансируется из бюджета (госзакупки),

• причинение лицу ущерба вследствие форс-мажорных обстоятельств (общеизвестный факт),

• имущественное положение физического лица, которое исключает возможность единовременной выплаты налога 9ставит в затруднительное положение его и членов его семьи)

• производство и реализация товаров, работ и услуг, где данное производство носит сезонный характер

• предоставление отсрочки – рассрочки связанное с перемещением товаров через границу

 

Срок предоставления отсрочки-рассрочки:

до 1 года + исключения:

• по федеральным налогам (не финансирование из бюджета…) до 5 лет

• п. ст.64 – отсрочка до 5 лет по распоряжению министра финансов (если установлено до 2010 – финансовый кризис)

 

Правила предоставления:

• не предоставляется без обеспечительных мер (или договор залога либо договор поручительства). Договоры – требуется регистрация в налоговом органе, стороной заключается – управление НС по городу. Сначала подается заявка, орган анализирует финансовое состояние поручителя.

• Заявление о предоставлении отсрочка - рассрочки (ответ в течение 30 дней)

• Подаются документы, подтверждающие одно из 6 оснований

• Все равно устанавливается процент за пользование

• Если лицо, нарушает условия предоставления отсрочки (в течение 3 лет не сможет получить отсрочку, в течение 1 месяца должен выплатить пени, налоги, проценты)

 

Решение о предоставлении отсрочки-рассрочки:

• ФНС, через Управление ФНС субъекта (федеральные налоги),

• региональные налоги, то УФНС по субъекта по согласованию с финансовыми органами субъекта.

• Физические лица по НДФЛ в ИФНС по месту жительства (если сумма доходов более 100 тысяч рублей, то решение принимается ИФНС по согласованию с УФНС).

 

Инвестиционный налоговый кредит – специфические основания предоставления, сроком переноса и свои специфические правила.

 

Основания:

1. Организация, осуществляет научно-технических и опытно-конструкторских работ

2. Осуществление инвестиционной деятельности предприятия

3. Выполнение особо важного социального заказа, важные услуги населению

4. Выполнение оборонного заказа

5. Наивысший класс энергетической эффективности

6. Для организаций, включенных в реестр зон территориального развития (ФЗ «О зонах территориального развития» - часть территории субъекта РФ на которых в целях ускорения социально-экономического развития данного субъекта, резидентам этой зоны обеспечиваются благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику).

 

ИНК на срок от 1 до 5 лет, для резидентов по п.6 до 10 лет.

 

Порядок: Подача заявление – подтверждение основания и т.д.

 

 

Исполнение:

• Не выплата самостоятельно

• НО выставляет требования (исполнить в течение 8 дней) ст.69

• Банку направляет поручение на бесспорное списание, не позднее 2-х месяцев. Банк на следующий день выполняет.

• Электронные деньги, имущество (в течение 3-х дней)

 

Принудительный порядок исполнения налоговой обязанности

 

• Бесспорный порядок взыскания со счетов

• За счет иного имущества

• Судебный порядок взыскания с физических лиц

 

Два варианта выставления требования:

• Если нет налоговой проверки – то срок в течение 3 месяца + 8 дней.

• По налоговой проверке – требования выставляются в течение 10 дней и срок исполнения 8 дней, если иное не установлено в самом требовании.

 

Если налоговый орган не смог вынести решение, то за ним сохраняется право обратиться в суд и взыскать средства через суд (максимальный период месяцев).

Взыскать в бесспорном порядке с налогоплательщика – консолидированной группы 1 год (6 месяцев сам налоговый орган, и еще 6 месяцев суд).

 

Обеспечительная мера в виде приостановление операций по счетам в банке.

Залог и поручительство – только в случаи отсрочки и рассрочки, инвестиционный кредит.

 

• Не подача налоговой декларации в установленный срок в течение 10 дней, возможно применение данной обеспечительной меры.

• Решение налогового органа, банк не имеет права не исполнять (если банк несколько раз не выполнил, налоговый орган имеет право обратиться в ЦБ).

• При получении решения банк на следующий день приостанавливает все расходные операции

• Снятие обеспечительной меры с момента исполнения решения.

 

Взыскание за счет иного имущества:

Решение налогового органа о том, что средств недостаточно и необходимо взыскание за счет иного имущества – в течение 3 дней отправляется судебным приставам исполнителя. Судебный пристав постановление о возбуждении дела об исполнении производства в течение 1 месяца. И в течение 2-х месяцев должен осуществить это производство, но в законе если он не уложится, то это не означает что производство нельзя провести.

Есть разработанные методические рекомендации по аресту имуществу 1999.

 

 

Налоговый контроль

- составляющие финансового контроля.

Сформировались правовые позиции КС в рамках содержания налогового контроля:

• НК – особа разновидность государственного контроля.

• НК относится к полномочиям органов исполнительной власти

• Меры НК, являются элементами правового механизма.

 

Относится к типу финансово-хозяйственному контролю, но имеет свои особенности:

• Объект налогового контроля. Денежные отношения публичного характера, в процессе исчисления и взимания налога.

• Своевременность и полнота исчисления налогов и сборов, вследствие исполнения основной налоговой обязанности.

• Субъектный состав – контролируемый субъекты 9законодатель – налогоплательщики. плательщики сборов и налоговые агенты) и те субъекты, которые осуществляют контроль (налоговая служба).

 

Цель НК получение налоговыми органами информации об исполнение частными субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей, установление оснований для их принудительного исполнения и привлечения к ответственности.

 

Задачи НК:

• Обеспечить правильное исчисление налоговой обязанности

• Предупредить нарушения налогового законодательства

• Неотвратимость ответственности за нарушения законодательства.

 

Формы и методы НК.

 

Формы НК ст.82:

• Налоговая проверка. Камеральные и выездные, и с этого года проверки по контролируемым сделкам (сделки взаимозависимыми лицами).

• Получение объяснения налогоплательщика (форма или метод???).

• Проверка данных учета и отчетности (форма или метод)

• Осмотр и обследования помещений и территорий, использованных для извлечения прибыли.

 

Методы налогового контроля.

• Методы документального контроля:

• организационно-правовые методы (выемка и истребование документов)

• документальные методы (арифметическая проверка)

• Методы фактического контроля:

• Инвентаризация

• Экспертиза

• Привлечение специалистов

• Встречные сверки и проверки

• Косвенные методы:

• Расчетно-аналитические методы контроля (группировка и обобщение, логическая оценка, экономический анализ, контроля за ценообразованием, методы внутреннего и внешнего сопоставления)

• Информационные методы:

• Объяснения и получения сведений по запросу налоговых органов.

 

Классификация видов налогового контроля:

• От времени проведения:

• Предварительный (практически не осуществляется – раньше были акцизные налоговые посты, но сейчас нет). Можно отнести – контролируемые сделки.

• Текущий или оперативный контроль. На сколько правильно отражается документация. ВАС – обычно такой контроль не осуществляется.

• Основной вид – последующий контроль. В рамках налоговых проверок, связан с правилами введения налоговой отчетности.

• По объекту:

• Комплексный контроль

• Тематический контроль

• Характер: плановый и внезапный налоговый контроль.

• По методу: сплошные и выборочные проверки.

• По месту – камеральная и выездная проверка.

• Периодичность – первоначальная или повторная (при ликвидации организации, вышестоящий налоговый орган осуществляет проверку нижестоящего органа, если после проведения выездной налоговой проверки, налогоплательщик указывает сумму ниже, чем была заявлено ранее).

• В зависимости от источников данных – документальный или фактический контроль.

 

Основная форма налогового контроля – налоговые проверки.

 

Выездные и камеральные проверки. Основная цель – это контроль за соблюдением законодательства.

Налоговый орган инициирует проверку, по своему усмотрению, самостоятельно определяя ее предмет. Не ставится вопрос о целесообразности, только о правовом обосновании.

 

Камеральная проверка – с момента подачи налоговой декларации. Не требуются специальное разрешение. Элемент оперативной проверки. Срок проверки 3 месяца.

Камеральная проверка – включая автоматизированный контроль и сверку, представленных отчетных документов. Углубленная камеральная проверка – дополнительные контрольные мероприятия – истребование дополнительных документов (если подается декларация по НДС и заявляется вычет по НДС, если лицо заявляет о налоговых льготах, если лицо производит уплату по природным ресурсам)

Если выявляет какие-либо ошибки, то налоговый орган в течение 5 рабочих дней отправляет требования предоставления документов, пояснений.

 

После рассмотрения всех материалов, будет составлен акт проверки, если есть нарушения, если нет, то акт не составляется.

Акт должен быть составлен не позднее 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки и вручен налогоплательщику, может в течение 15 рабочих дней представить возражения.

После получения возражений – руководитель налогового органа выносит решение – в течение 25 рабочих дней.

После 2 вида решения: О привлечении к АО, или Об отказе в привлечении к АО.

Сам акт не обжалуется – он констатирует факт, сам акт не поражает негативных последствий.

 

Выездная налоговая проверка:

Проводится на основе решения налогового органа.

Проводятся по месту нахождения плательщика, но есть исключения – могу по месту нахождения налогового органа. Могут проводится, и в отношение физического лица, даже после потери им статуса индивидуального предпринимателя.

Срок проведения - не более 2-х месяцев, может продляться на 4 и на 6 месяцев (проверка крупного налогоплательщика, наличие филиалов и так далее).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.