Сделай Сам Свою Работу на 5

Показатели рентабельности при определении рыночных цен





Очередность применения методов

Как и раньше, приоритетным методом остался первый метод – метод сопоставимых рыночных цен.

Между тем из этого правила появилось исключение: метод цены последующей реализации будет являться приоритетным по сравнению с другими методами в случае, когда в рамках анализируемой сделки был приобретен товар, который впоследствии перепродается без переработки в рамках другой сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми. При этом указанный метод будет использоваться в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

В общем случае если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, может быть применен любой из оставшихся четырех методов, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены рыночным ценам.



Еще одним нововведением является то, что будет допускаться использование комбинации двух и более методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Норма: статья 105.9 Налогового кодекса РФ.

Суть метода: цена товаров (работ, услуг), примененная в анализируемой сделке, сопоставляется с интервалом рыночных цен.

Порядок применения метода.

В пункте 3 статьи 105.9 Налогового кодекса РФ закреплен порядок определения интервала рыночных цен.

На первый взгляд, порядок расчета интервала рыночных цен выглядит достаточно сложным. Но фактически, как будет показано на примере, разобраться в его применении достаточно просто.

В расчет интервала заложены статистические формулы, позволяющие исключить из интервала крайние (самые высокие и самые низкие) цены.

В случае если цена, примененная в анализируемой сделке, будет находиться в пределах этого интервала, то для целей налогообложения будет признаваться, что такая цена соответствует рыночной цене. В случае если нет, то для целей налогообложения будет приниматься:



- цена, которая соответствует минимальному значению интервала, – если цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала;

- или цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен, – если цена превышает максимальное значение интервала рыночных цен.

Интересно, что при наличии информации только об одной сопоставимой сделке цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением интервала рыночных цен. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

- коммерческие и (или) финансовые условия указанной сделки полностью сопоставимы с коммерческими и (или) финансовыми условиями анализируемой сделки (либо с помощью соответствующих корректировок обеспечена полная сопоставимость таких условий);

- продавец товаров (работ, услуг) в сопоставимой сделке не занимает доминирующего положения на рынке этих идентичных (при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг).

Рассмотрим применение метода сопоставимых рыночных цен на примере.

Пример 1.

ОАО «Кедр» поставило ООО «Березка» товар по стоимости 118 руб.

Идентичные товары на рынке представлены и другими поставщиками, при этом применяются следующие цены: 100 руб., 105 руб., 106 руб., 108 руб., 110 руб., 111 руб., 119 руб., 130 руб.

1) Определяем интервал рыночных цен.

а) Совокупность цен, применяемых в отношении идентичных товаров, упорядочиваем по возрастанию, образуя выборку для определения интервала:

р1 р2 р3 р4 р5 р6 р7 р8
100 руб. 105 руб. 106 руб. 108 руб. 110 руб. 111 руб. 119 руб. 130 руб.

При этом цена, примененная в анализируемой сделке (118 руб.), в выборке не указывается.



б) Определяем минимальное значение интервала рыночных цен.

Для этого число значений в выборке (8 значений в рассматриваемом примере) делим на 4. В рассматриваемом примере при делении получается целое число – 2.

В таком случае минимальным значением интервала рыночных цен будет признаваться среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу (р2 – 105 руб.), и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке (р3 – 106 руб.). Таким образом, минимальным значением интервала рыночных цен будет 105,5 руб. ((105+106)/2).

Если бы в результате деления получилось не целое число, то для определения минимального значения интервала применялась бы другая формула (рассмотренная в примере 2).

в) Определяем максимальное значение интервала рыночных цен.

Для этого число значений в выборке (8) умножаем на 0,75, в результате чего получается целое число – 6.

В таком случае максимальным значением интервала рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу (р6 – 111 руб.), и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке (р7 – 119 руб.). Следовательно, максимальным значением интервала рыночных цен будет 115 руб. ((111+119)/2).

В результате получился интервал рыночных цен: [105,5; 115].

Если бы в результате деления получилось не целое число, то для определения максимального значения интервала применялась бы другая формула (рассмотренная в примере 2).

2) Сравниваем анализируемую цену с полученным интервалом рыночных цен:

Анализируемая цена в 118 руб. не попала в полученный интервал рыночных цен. В связи с этим для целей налогообложения она не соответствует рыночной цене.

Учитывая, что анализируемая цена превышает максимальное значение интервала рыночных цен, для целей налогообложения будет приниматься цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен, то есть 115 руб.

Пример 2.

Используем аналогичные условия: ОАО «Кедр» поставило ООО «Березка» товар по стоимости 118 руб.

При этом исходим из того, что на рынке идентичные товары представлены и другими поставщиками, но количество имеющихся на рынке цен меньше, чем в примере 1: 105 руб., 106 руб., 108 руб., 110 руб., 111 руб., 119 руб., 130 руб.

1) Определяем интервал рыночных цен.

а) Совокупность цен, применяемых в отношении идентичных товаров, упорядочиваем по возрастанию, образуя выборку для определения интервала:

р1 р2 р3 р4 р5 р6 р7
105 руб. 106 руб. 108 руб. 110 руб. 111 руб. 119 руб. 130 руб.

б) Определяем минимальное значение интервала рыночных цен:

Для этого число значений в выборке (7) делим на 4, в результате чего получается число, которое не является целым – 1,75.

В таком случае минимальным значением интервала рыночных цен будет признаваться значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа (1), увеличенной на единицу, то есть порядковый номер 2 (р2 – 106 руб.). Таким образом, минимальным значением интервала рыночных цен будет 106 руб.

в) Определяем максимальное значение интервала рыночных цен.

Для этого число значений в выборке (7) умножаем на 0,75, в результате чего получается число, которое не является целым – 5,25.

В связи с этим максимальным значением интервала рыночных цен в таком случае признается значение цены, имеющее в выборке порядковый номер, равный сумме целой части этого дробного числа (5), увеличенной на единицу, то есть порядковый номер 6 (р6 – 119 руб.). Таким образом, максимальным значением интервала рыночных цен будет 119 руб.

В результате получился интервал рыночных цен: [106; 119].

2) Сравниваем анализируемую цену с полученным интервалом рыночных цен.

Анализируемая цена в 118 руб. попала в полученный интервал рыночных цен. В связи с этим для целей налогообложения признается, что она соответствует рыночной цене.

Показатели рентабельности при определении рыночных цен

Для следующих методов определения рыночных цен в Налоговом кодексе РФ в новой редакции используются показатели рентабельности. В связи с этим следует более подробно остановиться на порядке применения показателей, предусмотренном в статье 105.8 Налогового кодекса РФ, прежде чем начинать описание следующих методов.

Показатели рентабельности, используемые в НК РФ при определении рыночных цен:

Показатель рентабельности Формула для расчета
Валовая рентабельность Валовая прибыль Выручка от продаж1
Валовая рентабельность затрат _________ Валовая прибыль Себестоимость проданных товаров (работ, услуг)
Рентабельность продаж Прибыль от продаж Выручка от продаж1
Рентабельность затрат Прибыль от продаж Себестоимость проданных товаров (работ, услуг)
Рентабельность коммерческих и управленческих расходов Валовая прибыль Коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг)
Рентабельность активов Прибыль от продаж Текущая рыночная стоимость активов2

1 – исчисленная без учета акцизов и НДС;

2 – (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке

Показатели рентабельности для российских организаций необходимо будет определять на основании данных бухгалтерской отчетности. Для иностранных организаций показатели будут определяться на основании данных бухгалтерской отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством иностранных государств, приведенной в сопоставимый вид с помощью корректировок.

Порядок расчета интервала рентабельности установлен в статье 105.8 Налогового кодекса РФ. При этом он является аналогичным порядку расчета интервала рыночных цен, рассмотренному выше.

Для определения интервала рентабельности будут использоваться значения рентабельности, определяемые по результатам не менее четырех сопоставимых сделок либо на основании данных бухгалтерской отчетности не менее четырех сопоставимых организаций. При этом среди сопоставимых сделок могут быть сделки, совершенные самим налогоплательщиком, при условии, что указанные сделки совершены с лицами, не являющимися взаимозависимыми с налогоплательщиком.

Между тем в Налоговом кодексе РФ имеется оговорка, согласно которой в целях определения интервала рентабельности может использоваться информация и о меньшем количестве сопоставимых сделок (бухгалтерской отчетности меньшего количества организаций) в случае отсутствия информации о четырех и более сопоставимых сделках либо в отсутствие информации о бухгалтерской отчетности четырех и более сопоставимых организаций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.