Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие налоговой системы. Ее элементы





Cодержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Основы налоговой системы государства……………………………... 4

§1. Понятие налоговой системы и ее элементы…………………………….. 4-11

§2. Роль налоговой системы в экономике Российской Федерации……….12-13

Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации……… 14

§1. Налоговая система 90-х гг. и предпосылки налоговой реформы…….. 14-19

§2.Особенности функционирования современной налоговой системы РФ…………………………………………………………………………….19-22

Заключение…………………………………………………………………... 23-25

Список литературы……………………………………………………………... 26

 

Введение

Актуальность темы.Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.



Цель данной работы - раскрыть налоговую систему Российской Федерации, ее сущность, структуру, принципы построения.

Объект данного исследования является налоговая система РФ, а предметом исследования - современное функционирование налоговой системы России. Данная работа состоит из двух теоретических глав. В первой главе будут рассмотрены понятие налоговой системы, ее виды, функции и роль в экономике РФ, во второй главе - характеристика налоговой системы России.

Задачи исследования.Заявленная цель достигается путем решения следующих задач: - раскрыть понятие налоговой системы и ее элементы.

- проанализировать роль налоговой системы в экономике Российской Федерации.

-изучить налоговую систему 90-х гг. и предпосылки налоговой реформы.

- рассмотреть особенности функционирования современной налоговой системы РФ.



Глава 1. Основы налоговой системы государства

Понятие налоговой системы. Ее элементы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

-работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

-хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Основным источником налога выступает добавленная стоимость или национальный доход.За счет налогов, сборов и других платежей формируются финансовые ресурсы государства.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. [1]



Прежде чем характеризовать налоговую систему, важно определить основные принципы налогообложения. В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

1) единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставления права на получение налоговых льгот, а также на защиту интересов всех налогоплательщиков;

2) четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

3)приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

4) однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

5) определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, с другой.

Перечисленные принципы легли в основу налоговой системы РФ. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря № 2118-1.

Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. Но при этом неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения ВВП. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога, от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых с чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц - на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений.

Источником отчислений также является производственный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога, привязанного к заработной плате труда и включаемого в себестоимость продукции.

Теперь перейдем к классификации налогов. Классификация налогов - это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но и практическую направленность, и позволяет более полно характеризовать изучаемый предмет, каковым являются налоги в общей системе налогообложения.

Согласно ст. 12, части 1 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В РФ введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень - федеральные налоги. Действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, т.к. это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. [2]

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, т.е. облагают непосредственно доход или имущество плательщика.

Косвенные налоги включены в цену товара и являются налогами на потребление. Они переносятся на конечного потребителя.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.[3]

Налоги выполняют специальные функции. Функции налогов - такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

Развитие налоговых систем исторически определило четыре основные его функции - фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную. Но указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, т.к. все они переплетаются и осуществляются одновременно.

- фискальная. Это собственно проведение изъятия средств налогоплательщиков в бюджет государства. Данная функция - основная. Посредством фиска налоги выполняют своё предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.

Через фискальную функцию реализуется главное общественное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных и др.).[4]

- распределительная. Государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.[5]

- Функция иначе называется социальной, т.к. состоит также в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что дает гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, прежде всего на относительно дорогостоящие.

- контрольная. Государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

- регулирующая. Эта функция стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Она направлена на достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.