Сделай Сам Свою Работу на 5

Война — это такое взаимоотношение государств, при котором между ними ведутся военные действия и полностью прекращаются все правоотношения мирного времени. 4 глава





5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер.

Принципам МП присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.

Классификация основных принципов.

По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.

По историческому признаку - принципы, возникшие в период рабовладения (доуставные), феодализма (уставные), капитализма (послеуставные).

По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно с интересами государств (невмешательство во внутренние дела государств) и т. д.



 

 

50. Понятие, особенности, система международного права.

 

Международное право - это система юридических принципов и норм договорного и обычного характера возникающих в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного общения и регулирующих отношения между ними в целях мирного сосуществования.

Из приведенных выше формулировок возможно выделить основные признаки международного права:

- международное право - это совокупность юридических норм и принципов;

- эти нормы создаются путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между субъектами международного права;

- эти нормы при знаются субъектами международного права в качестве юридически обязательных;

- реализация норм международного права обеспечивается принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.



Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются: 1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные); 2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные); 3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные); 4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Система международного права не тождественна науке международного права. Последняя более субъективна. Она опирается на доктрины, концепции и научные школы, которые, естественно, связаны с национальными интересами, традициями, обычаями, укладом жизни, уровнем развития производительных сил, общественным сознанием и т.п.



Сущность международного права сводится к следующим положениям:

- международное право - система права, регулирующая отношения, прежде всего, между государствами как основными субъектами права;

- нормы международного права создаются путем «согласования воль» государств;

- международное право имеет свои специфические функции: координирующая, регулирующая, обеспечительная, коммуникативная, охранительная;

- международное право регулирует отношения не только между классическими субъектами международного, но и между другими субъектами права (физические и юридические лица, международные неправительственные организации, субъекты федеративного государства);

- международное право играет стабилизирующую роль в международных отношениях;

- международное право тесно взаимодействует с внутригосударственным правом, развивая и конкретизируя его;

- международное право не имеет надгосударственных механизмов принуждения исполнения предписаний норм международного права.

Важной характерной чертой международного права является то, что оно выступает в качестве отдельной обособленной правовой системы со своими отраслями и институтами. Таким образом, оно не является отраслью внутригосударственного права и не входит в его правовую систему.

Международное право отличается от всех других правовых систем по предмету и методам правового регулирования, объекту и субъектам права, а также по способу нормообразования и обеспечению выполнения предписаний международно-правовых норм.

Предметом регулирования международного права являются политические, экономические и другие отношения между государствами, которые различны по своей природе, характеру, внутреннему устройству, территории и населению и между другими субъектами международного права.

Таким образом, международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы, как внутренней компетенции каждого конкретного государства, так и его территориальных границ.

Имеет отличия и метод правового регулирования, используемый в международном публичном праве. В основном здесь используется императивный метод правового регулирования общественных отношений, обусловленный, прежде всего, их субъектным составом и заключающийся в обязательном исполнении предписаний, содержащихся в нормах международного права.

Под системой международного права понимается нормативное образование, складывающееся из элементов, образующих международное право как целостное, непротиворечивое, интегративное нормативное образование.

Система международного права — объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов. Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая — объективно существующее социальное явление, вторая — результат научной мысли отдельных юристов или коллективов юристов-международников, международное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она является своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосторонних и двусторонних договоров, которыми связано каждое государство.

 

 


 

51. Порядок и стадии заключения международных договоров.

 

При заключении международных договоров выделяют следующие стадии его заключения.

Первая стадия:согласование воли государств относительно текста документа, проведение переговоров с государствами. В процессе переговоров государства через своих уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции относительно
содержания документа. На основе изучения всех позиций государств предлагается согласовать проект документа. Путем взаимных уступок государств относительно текста документа проект документа подвергается изменению до тех пор, пока с ним не согласятся все участники. Для того чтобы текст договора был окончательно согласован, предусмотрена процедура принятия текста договора. Она может выражаться посредством голосования, парафирования, подписания ad referendum. Вторая стадия: согласование воли государств относительно обязательности норм международного договора. Стадия включает в себя индивидуальные действия государств в зависимости от условий договора и требований национальных законодательств. Это могут быть подпись уполномоченного лица в знак согласия с текстом международного договора, присоединение к договору, а также ратификация или утверждение договора.
Подписание — это одна из форм принятия обязательности по договору.
Ратификация — это акт утверждения договора высшими органами государства либо в порядке референдума.
Присоединение осуществляется тогда, когда государство не имело возможности участвовать в его разработке, но изъявило желание присоединиться.
Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре к нему. Третья стадия:вступление в силу международного договора. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:
1) с даты подписания;
2) по истечении определенного срока после подписания;
3) с указанной в договоре даты.
В целях обеспечения более широкого участия государств в многосторонних договорах международное право закрепляет возможность государств делать оговорки, т. е. односторонние заявления, исключающие или изменяющие действие того или иного положения международного договора.
Международный договор вступает в силу с момента и на условиях, указанных в договоре. Четвертая стадиязаключается в регистрации и опубликовании международного договора. Международные договоры должны быть зарегистрированы в Секретариате ООН. Регистрация не влияет на юридическую силу договора, но стороны не имеют права ссылаться на него в органах ООН. Опубликование международных договоров осуществляется в периодически издаваемом сборнике «Treaty Series», а Европейских Конвенций — в сборнике «Counsil of Europe Treaty Series». Международный договор по своей сути — это соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Правом заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями. В полномочиях не нуждаются: 1) Глава государства; 2) Глава правительства; 3) Министр иностранных дел.

 

 

52. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.

 

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки. Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным. Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью. Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, т.е. согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально - желательным лицом). Члены представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства.

После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его государства верительные грамоты, т.е. полномочия общего характера. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения, после чего представитель может приступить к выполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь) либо по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona non grata (нежелательным лицом), для чего должны быть достаточно серьезные основания. Таковыми для прекращения деятельности всего представительства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.

Дипломатическая миссия может окончиться по самым различным причинам. Если это временная миссия, то она заканчивается после окончания переговоров или когда выполнено возложенное на миссию поручение; если миссия постоянна, она может окончиться либо в результате происшедшего изменения в статусе главы дипломатического представительства (назначение в другое место, отставка или смерть), либо в случае каких-либо событий, непосредственно касающихся суверена, который аккредитовал его или при котором он аккредитован (смерть, отречение), или в случае каких-либо крупных изменений в том или ином государстве (изменение внутриполитического режима, потеря независимости), или, наконец, в случае важных изменений в политических отношениях между обоими государствами (разрыв отношений, война).

Вручение новых верительных грамот необходимо вследствие изменения в ранге дипломатического представителя. То же самое имеет место в случае смерти или отречения суверена. С другой стороны, смерть президента или окончание срока, на который президент избран, не вызывает необходимости вручения новых верительных грамот.

В тех случаях, когда вручение новых верительных грамот не требуется, достаточно направления официального письма, подтверждающего его должностное положение. Во всех случаях глава представительства сохраняет полномочия для ведения переговоров с иностранными государствами, при которых он аккредитован, и продолжает ими пользоваться.

 


 

53. Правовое положение внутренних морских вод.

 

Внутренние морские воды пред­ставляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. Госу­дарство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвен­ции ООН по морскому праву и других норм международного права.

В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 5 Закона о Государственной границе РФ. К внутренним морским водам относятся: 1. Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдаю­щиеся в море постоянные портовые сооружения. 2. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых при­надлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пере­секающая вход в это углубление. 3. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, ис­торически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т. д.; проливы — Гудзонов, Карские ворота; моря — Белое, Карское и др. Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государст­вами. 4. Воды, расположенные в сторону берега от прямых ис­ходных линий, принятых для отсчета ширины территориаль­ного моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов.

Правовой режим внутренних морских вод России опреде­ляется Законом о Государственной границе РФ, Правилами плавания и пребывания в территориальных водах (территори­альном море) СССР, внутренних водах и портах СССР иностран­ных военных кораблей от 28 апреля 1983 г., Таможенным ко­дексом РФ от 18 июня 1993 г., Водным кодексом РФ от 16 нояб­ря 1995 г. и ведомственными актами. Правила, которые применяются во внутренних водах, при­брежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках. Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Изве­щениях мореплавателям. Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежно­го государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Не требуется разрешения на заход во внутренние воды и порты иностранных военных ко­раблей, если на их борту находятся главы государств или пра­вительств. Без разрешения осуществляется вынужденный заход ино­странных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоя­тельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, достав­ка спасенных людей и др.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру. Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществ­ляется под наблюдением органов таможенного контроля. Гру­зы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошли­нами.

В соответствии с Конвенцией по облегчению международ­ного морского судоходства 1965 г. существенно упрощены и со­кращены формальности, требования к документам и различ­ным процедурам в отношении судов, находящихся в порту. Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ре­монтные работы), пользование сооружениями (причалами, мая­ками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, ры­боловство или иной промысел могут осуществляться иностран­ными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибреж­ного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутрен­них водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежно­го государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе прово­дить расследование и рассматривать дела о преступлениях, со­вершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдик­ция осуществляется, если правонарушение посягает на обще­ственный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с не­законным оборотом наркотических средств. В этих случаях власти прибрежного государства вправе провести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Гражданская юрисдикция предпо­лагает право судебных органов прибрежного государства рас­сматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и чле­ны экипажа могут быть также привлечены к ответственности.

Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства .поль­зуются государственные некоммерческие и военные суда. Военные корабли во внутренних водах и портах пользуют­ся правом неприкосновенности. К иностранному военному ко­раблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного госу­дарства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды. В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматри­ваются определенные требования к судам, покидающим внут­ренние воды и порты. Каждое судно подлежит освидетельство­ванию со стороны должностных лиц прибрежного государства. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоя­нии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опас­ности для судна и людей, находящихся на борту. Если судно и его оборудование не отвечают предъявленным требованиям, ему может быть запрещен выход в море.

 

54. Правовое положение участников вооруженного конфликта.

 

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). Первую группу делят на две категории лиц: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

1) личный состав регулярных вооруженных сил; 2) ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; 3) личный состав движений сопротивления и партизанских формирований; 4) лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие; 5) члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся; 6) население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они: 1) принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо; 2) носят отличительные знаки; 3) открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Доброволец - это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно V Гаагской конвенции 1907 г. отдельные лица могут "переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих". В той же Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих государств, то оно утрачивает статус лица нейтрального государства.

Наемник - это лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Наемник не пользуется покровительством норм права вооруженных конфликтов. Он не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.Наемник не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте. Он не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и не послан государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его вооруженных сил.

Военный шпион (лазутчик) - это согласно ст. 29 приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. "такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне". Статья 46 Дополнительного протокола I, уточняя правовой статус военного шпиона, закрепляет норму, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, "попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом". Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом "форменную одежду своих вооруженных сил" или "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то такое лицо не считается шпионом, а квалифицируется как военный разведчик. Военный разведчик, таким образом, - это лицо, собирающее сведения в районе действия противника и носящее форму своей армии, т.е. не скрывающее своего подлинного лица. В случае, если это лицо попадет в руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.

 

55. Правовой режим открытого моря.

 

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности: 1) свободу судоходства; 2) свободу рыболовства; 3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; 4) свободу полетов над открытым морем; 5) свободу возведения искусственных установок и островов.

Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов означает, что при прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий в свободе использования открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов означает, что каждое государство имеет право на возведение островов, установок, сооружений и их эксплуатацию в открытом море.

Свобода рыболовства в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.