Сделай Сам Свою Работу на 5

Политическая ответственность





ОПеречень вопросов для экзамена по международному праву

1. Беспрецедентные формы региональной интеграции в рамках ЕС.

 

Принципиально новый этап европейской интеграции, в который Европейский Союз вступил в 1999г., представляет чрезвычайный интерес в свете проблем экономической глобализации в мировом масштабе.

Во-первых, речь идет по существу о европейской глобализации, значительно опередившей аналогичные процессы в других частях света и в известном смысле предвосхищающей их.

Во-вторых, эта региональная глобализация охватывает один из трех (наряду с США и Японией) центров современного мира, оказывающих огромное влияние на всю международную экономику.

В-третьих, европейский регион по своему геополитическому и геоэкономическому положению наиболее близок к России, является ее естественным и существенным партнером. Поэтому целесообразно остановиться не только на концептуальных, но и на некоторых конкретных вопросах, связанных с качественно новым этапом европейской интеграции, с введением единой валюты. Кроме того, несомненный интерес представляют сами методы осуществления крупных интеграционных мероприятий, которые в дальнейшем, возможно в тех или иных формах, найдут применение и в других региональных объединениях и в глобальных масштабах.



- создание таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами Союза и единый "внешний тариф" в торговле с "третьими странами"),

- унификация (еще не завершившаяся) хозяйственного законодательства. Этого, однако, было недостаточно для формирования в полной мере единого общего рынка, так как, отказавшись от использования во взаимных отношениях в протекционистских и экспансионистских целях обычных средств внешнеторговой политики, участники ЕС - национальные государства сохранили в своих руках средства валютной политики, которые могли использоваться и использовались в тех же целях. Поэтому после длительных переговоров на совещании в Маастрихте (Нидерланды) в 1991г. было, наконец, принято принципиальное решение о поэтапном реальном формировании Европейского валютного союза, основными чертами которого должна стать единая валюта, получившая наименование евро, и единый Европейский центральный банк. Эти два компонента неразрывно связаны друг с другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка данной страны, осуществляющего денежно-кредитную политику, так единая, наднациональная валюта непременно требует единого, наднационального международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику. Введение евро - беспрецедентное явление в мировой экономике. Впервые в истории речь идет о появлении на экономической карте мира совершенно новой денежной единицы, призванной заменить в ближайшие годы и постепенно вытеснить из внутреннего и внешнего оборота национальные денежные единицы. При этом в перспективе должны стать полноценными деньгами, выполняющими весь спектр присущих им функций как внутри стран, так и на международной арене, за пределами ЕС, где евро будет играть роль одной из ведущих мировых валют.



 

 

2. Виды и формы международно-правовой ответственности.

 

Виды международно-правовой ответственности государств:

1. политическая;

2. материальная.

Политическая ответственность

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Формы политической ответственности:

· реторсии;

· репрессалии;

· сатисфакция;

· ресторация;



· приостановление членства или исключение из международной организации;

· подавление агрессора силой.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

· отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;

· выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;

· запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

· в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;

· введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

· официального принесения извинения;

· выражения сожаления или сочувствия;

· заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;

· оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;

2. наказание виновных;

3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение правана представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживаниеи др.), и как крайняя мера исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.