Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО





 

Я.И.ФУНК

 

3.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОМ

ТОРГОВОМ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ

 

1. Любое лицо, осуществляющее международную торговую деятельность, заинтересовано в расширении рынка сбыта своего товара (работ, услуг). При этом производители, освоив один рынок, стремятся продвигать свою продукцию на иные рынки, поскольку помимо увеличения объема продаж новые рынки (при продвижении новых товаров на данных рынках) позволяют также увеличить норму прибыли за счет более высоких цен.

Однако продвижение товаров на новые рынки зачастую невозможно без привлечения посредников, которые знают достаточно хорошо и местный рынок, и условия торговли. Привлекая посредников, продавец уменьшает свои риски, одновременно снижая расходы, связанные с освоением чужого для него рынка.

2. Практика международного торгового оборота под торговым посредничеством (в экономическом смысле) понимает достаточно широкий круг отношений. (Следует также обратить внимание на то, что торговое посредничество может осуществляться применительно к продаже товаров, к их покупке либо к иным видам обязательств (например, финансовое посредничество при заключении договоров кредита). Но в рамках настоящей книги отношения, складывающиеся при посредничестве, будут описываться, прежде всего, применительно к купле-продаже товаров, когда посредник содействует продаже товаров, принадлежащих какому-либо лицу (продавцу)).



При этом, рассматривая международное торговое посредничество как содействие производителю в продвижении его товаров на определенных рынках, можно выделить три основные правовые формы указанной деятельности.

2.1. Наиболее распространенной формой является торговое представительство, при котором лицо (торговый представитель) осуществляет свою деятельность в соответствии с данным ему поручением за определенное вознаграждение.

В документах Международной торговой палаты данная форма посредничества описана в Типовом коммерческом агентском контракте МТП (публикация N 496), при этом в терминологии МТП коммерческое представительство (коммерческий агентский договор) - это контракт с посредником, который содействует в течение определенного времени деловой активности принципала на той или иной территории.



Данная форма в праве Российской Федерации, Республики Беларусь и иных государств осуществляется на основе договоров комиссии, коммерческого представительства (поручения), агентского договора, договора консигнации.

2.2. Вторая форма - это посредничество, связанное с деятельностью дистрибьютора (коммерческого концессионера), который приобретает товары за свой счет и продает их от своего имени в рамках длящегося договора между ним и производителем. Дистрибьюторство относится к форме торгового посредничества, прежде всего, исходя из его экономической сути, поскольку формально дистрибьютор не действует на основании какого-либо поручения, а осуществляет свою деятельность независимо, на свой риск. Однако с экономической точки зрения дистрибьютор способствует производителю в продвижении его товара на постоянной основе к потребителям, таким образом, дистрибьютор является посредником в данной цепочке.

Международной торговой палатой для правового оформления данной формы посредничества разработан Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер - дистрибьютор (публикация N 518); в соответствии с данным документом дистрибьюторское соглашение - это контракт, в котором покупатель-перепродавец отвечает за маркетинг товаров поставщика на определенной территории.

2.3. Третья форма посредничества, наименее распространенная в торговом обороте, - это деятельность "чистых" посредников, которые, действуя независимо и не имея поручения, содействуют сторонам в заключении договора. Именно данная форма является посредничеством в узком смысле этого термина.



Международная торговая палата называет данный вид посредничества "случайным" посредничеством и разработала для его регламентации Типовой контракт "случайного" посредничества МТП, в соответствии с данным документом контракт "случайного" посредничества - это контракт с посредником, время от времени оказывающим содействие в бизнесе.

В праве России и Республики Беларусь данная форма посредничества осуществляется на основе договоров подряда или возмездного оказания услуг, в иных государствах это могут быть отношения маклерства, брокерства.

3. Франчайзинг применительно к его сбытовому экономическому типу также, безусловно, является формой торгового посредничества. Однако производственный и сервисный франчайзинг, скорее, должны рассматриваться как очень специфическая форма инвестиционного сотрудничества, а не как торговая посредническая деятельность, хотя элементы посредничества в экономическом смысле этого термина присутствуют и в данных экономических типах, поэтому все виды франчайзинга и рассмотрены в рамках настоящей книги вместе с торговым посредничеством.

Применительно к сбытовому франчайзингу Международной торговой палатой разработан Типовой контракт МТП международного франчайзинга (публикация N 557), в соответствии с данным Типовым контрактом франчайзинг - это контракт с независимым покупателем-перепродавцом (действующим обычно на уровне розницы), обладающим правом использовать совокупность прав промышленной или интеллектуальной собственности и правом на оказание ему коммерческого или технического содействия в течение определенного времени.

 

3.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

 

3.2.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

 

1. Исходя из анализа норм национального законодательства различных государств, в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, а также актов международного торгового права, можно сделать вывод о том, что договоры коммерческого представительства (поручения), комиссии, консигнации и агентский договор по своей сути представляют один вид посредничества - торговое представительство, вследствие чего термин "доверитель" (франц. "commetant ou mandant", нем. "Unternehmer", итал. "preponente" или "mandante") соответствует английскому "принципал" ("principal"), а термин "представитель" (франц. "representant", итал. "rappresentante", нем. "Handelsvertreter" или "Vertreter") соответствует английскому термину "агент".

2. Таким образом, необходимо указать на то, что договорам торгового представительства присущи общие характерные черты:

- торговый представитель действует в рамках поручения, которое ему дается доверителем (принципалом, комитентом, консигнантом);

- торговый представитель не принимает на себя право собственности на продаваемый товар;

- торговый представитель не несет рисков, связанных с утратой товара или неоплатой поставленного товара конечным покупателем (за исключением представителя-делькредере);

- торговый представитель осуществляет свою деятельность за вознаграждение;

- действия торгового представителя могут создавать права и обязанности для доверителя (принципала, консигнанта);

- торговый представитель обязан отчитываться за свои действия перед доверителем (принципалом, комитентом, консигнантом).

 

3.2.2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

 

1. В качестве актов международного торгового права, регулирующих договоры торгового представительства, можно назвать Конвенцию о представительстве в международной купле-продаже товаров, разработанную в рамках УНИДРУА и подписанную 17.02.1983 на дипломатической конференции в Женеве.

Данная Конвенция была принята в дополнение к Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров и сделала попытку унифицировать подходы законодательства стран общего и континентального права к договорам торгового представительства (агентским договорам).

Конвенция, регулируя отношения по договорам торгового представительства (агентским договорам), определяет полномочия агента (торгового представителя), условия прекращения данных полномочий, а также правовые последствия сделок, заключенных агентом для принципала.

В Конвенции установлено, что она применяется, когда одно лицо (агент) имеет полномочия или претендует на то, что имеет полномочия действовать за счет другого лица (принципала) с целью заключить с третьим лицом договор купли-продажи товара. При этом Женевская конвенция регулирует только отношения между агентом и принципалом, с одной стороны, и третьим лицом - с другой (при этом агент может действовать как от собственного имени, так и от имени принципала).

Конвенция применяется в случае, когда принципал и третье лицо принадлежат к различным государствам, а агент уполномочен принципалом на заключение договоров купли-продажи товаров. При этом национальность агента не влияет на действительность Конвенции при наличии ситуации, указанной выше.

2. Рассматривая международно-правовое регулирование торгового представительства, следует указать и на Конвенцию о праве, применимом к договорам о представительстве и к договорам с посредниками (г.Гаага, 14.03.1978). Данная Конвенция относится, прежде всего, к области международного частного права, поскольку основные ее положения посвящены вопросам коллизий, то есть выбора применимого права при совершении и исполнении договоров торгового посредничества.

В соответствии с данной Конвенцией стороны международных посреднических сделок получают возможность выбрать применимое право к их отношениям в случае, если в конкретном договоре вопросы применимого права не получили соответствующее отражение.

Гаагская конвенция фактически заменяет коллизионные нормы государств-участников, касающиеся международных агентских договоров, совмещая при этом ряд национальных доктрин и взглядов по данным отношениям.

Гаагская конвенция применяется к самому широкому спектру агентских договоров (договоров коммерческого представительства) и не применяется к законному представительству, к иному представительству, основанному на семейном или наследственном праве, а также к представительству в силу судебного решения и к некоторым видам частного представительства (в частности, в рамках траста либо в силу выполнения функции органа, управляющего либо участника любого юридического лица).

Гаагская конвенция отдает приоритет праву, согласованному сторонами, при этом данное право может и не быть определено точно. Однако если стороны не предусмотрели применимое право, то Конвенция регулирует данные отношения следующим образом:

а) агентский договор (договор коммерческого представительства) подчиняется закону государства агента (т.е. закону того государства, на территории которого расположено коммерческое предприятие агента);

б) если у агента отсутствует коммерческое предприятие, то агентский договор подчиняется закону постоянного местонахождения агента;

в) Если у агента или принципала имеется несколько предприятий, то Конвенция указывает, что агентский договор подчиняется праву того государства, где расположено предприятие, с которым агентские отношения имеют наиболее тесную связь;

г) в качестве дополнительной привязки Конвенция указывает, что агентский договор подчиняется праву страны - места основной деятельности агента при условии, что принципал имеет в этом государстве свое предприятие или постоянное место жительства.

Конвенция также определяет закон, который применяется к отношениям между агентом и третьим лицом и между принципалом и третьим лицом. Общий принцип в отношениях принципала и третьего лица предусматривает применение права государства, в котором находилось предприятие агента во время выполнения им своих обязанностей (при этом Конвенция делает и некоторые изъятия из данного правила, а также уточнения, например: в случае, когда у агента больше чем одно предприятие, применяется правило закона государства предприятия агента, наиболее связанного с агентскими отношениями).

3. Коллизионным проблемам посвящена также и Конвенция о законе, применимом к договорным обязательствам, принятая в рамках ЕЭС в Риме 19.06.1980, нормы которой применяются и к агентским отношениям.

Помимо указанной выше Конвенции в рамках ЕЭС существуют и иные акты регионального законодательства, касающиеся вопросов международного торгового представительства.

Это прежде всего Директива Совета Европейского Экономического Сообщества от 18.12.1986 N 86/653, касающаяся коммерческих агентов. Основной целью принятия данной Директивы являлась защита интересов коммерческих агентов, и ее положения подлежали имплементации в нормы национального законодательства государств - участников ЕЭС.

Данная Директива призвана унифицировать законодательство на территории государств - участников ЕЭС, регламентирующее агентский договор. При этом она прежде всего распространяется на независимых агентов, уполномоченных на заключение сделок и ведение переговоров от имени принципала.

Директива определяет независимого коммерческого агента (англ. self-employed commercial agent) как независимого посредника, который имеет полномочия по обсуждению условий покупки или продажи товаров от имени другого лица (принципала) или обсуждает или заключает такие сделки в пользу и от имени принципала.

В соответствии с данной Директивой под агентским договором понимается договор, направленный на совершение агентом как юридических, так и фактических действий, конечной целью которых является установление договорных отношений между принципалом и третьим лицом. Директива предусматривает, что агент, как правило, действует от имени принципала, однако допускается действие агента и от собственного имени как с указанием на существование принципала, так и без такого указания, причем вне зависимости от того, от чьего имени выступает агент во взаимоотношениях с третьими лицами, он действует в интересах (в пользу) принципала.

Учитывая, что определенные виды агентских договоров (в частности, договоры, предусматривающие исключительное представительство) могут войти в противоречие с антимонопольными ограничениями в ЕЭС, Суд ЕЭС своим решением исключил большую часть таких агентских договоров из-под действия указанных ограничений.

Кроме того, еще 24.12.1962 Комиссия ЕЭС установила, что к договорам исключительного представительства (исключительным агентским договорам) не применяется правило о запрете ограничительной практики. Таким образом, антимонопольные ограничения не действуют в отношении договоров, по которым коммерческий представитель (агент) обязуется на значительной части территории ЕЭС:

- вести переговоры по сделкам от имени предприятия;

- заключать сделки от имени и за счет предприятия; или

- заключать от своего имени, но за счет предприятия.

Однако в данном документе предусмотрено и изъятие из вышеуказанного правила, в силу которого запрет может применяться, если агент (представитель):

- должен выступать или выступает как собственник крупного склада товаров, являющихся предметом договора;

- должен организовывать, осуществлять или обеспечивать за свой счет бесплатное техническое обслуживание клиентуры или организует, осуществляет или обеспечивает такое обслуживание;

- может определять или определяет цены или условия сделки.

Комиссия ЕЭС, как и Суд ЕЭС, указывает, что запрет может распространяться на договоры тех агентов (представителей), которые одновременно выступают как перепродавцы тех же товаров.

4. Помимо актов международного законодательства, регулирующих отношения международного торгового представительства, существует также и ряд актов авторитетных международных организаций, содержащих рекомендации участникам международного торгового оборота.

Прежде всего, следует указать на акты Международной торговой палаты:

- Типовой коммерческий агентский контракт МТП (The ICC Model Commercial Agency Contract, публикация МТП, ноябрь 1991 г., N 496),

- Руководство МТП по составлению коммерческих агентских контрактов (The ICC Guide for the Drawing up Commercial Agency of Contracts, публикация МТП, 1983 г., N 410 (предыдущая публикация МТП 1961 г.);

- комментарий к Типовому коммерческому агентскому контракту Международной торговой палаты (публикация N 512).

Типовой коммерческий агентский контракт Международной торговой палаты представляет собой проект коммерческого агентского контракта, рекомендуемого МТП для его использования в международном торговом обороте. При этом данный Типовой контракт составлен с учетом практики международной торговли, а также принципов, признаваемых большинством национальных законодательств в сфере торгового представительства.

При составлении данного Контракта учитывались международные конвенции, а также законодательство ЕС. Как указывается в преамбуле, данный Контракт был разработан в связи с тем, что гармонизация регулирования в сфере международного торгового посредничества развивается медленно, охватывая лишь некоторые сферы отношений, и в силу этого необходимо было создание единообразных правил составления контракта. Поэтому Типовой контракт основан не на презумпции того, что он регулируется конкретными национальными законами, а исходя из принципов, признанных в международной торговле.

Руководство МТП по составлению коммерческих агентских контрактов представляет собой рекомендации сторонам по порядку ведения переговоров и содержанию коммерческого агентского контракта (контракта коммерческого представительства).

Типовой контракт Международной торговой палаты предназначен прежде всего для:

- агентских договоров продажи (агентов, представляющих продавца товаров, не принимая во внимание так называемых покупающих агентов);

- агентских договоров по услугам (т.е. агентов, также связанных с продажей товаров, но не с продажей услуг);

- агентских договоров по консигнации товара (агент, на консигнационном складе которого хранятся товары (или запасные части) и склад которого расположен в стране распространения товаров, а не в стране пребывания продавца).

 

3.2.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

В СТРАНАХ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

 

1. Право континентальной Европы (особенно в торговом (предпринимательском) обороте) большое значение придает тому, действует ли представитель от собственного имени либо от имени другого лица. Это связывается обычно с понятием прямого или косвенного представительства.

При этом под прямым представительством понимаются отношения, при которых одно лицо (представитель) вправе совершать сделки от имени и в интересах другого лица (доверителя). Под косвенным торговым представительством понимаются отношения, при которых лицо (комиссионер) совершает сделки от своего имени, но в пользу и за счет другого лица (комитента).

2. Следует отметить, что институт косвенного представительства (комиссии) получил свое закрепление в праве стран континентальной Европы гораздо раньше, чем институт прямого торгового представительства.

В настоящее время одно из наиболее общих определений термина "комиссионер" содержится в Торговом кодексе Франции. Комиссионер (франц. commissionnaire) - это такое лицо, которое действует под собственным наименованием или наименованием общества в пользу комитента (франц. commettant).

Законодательства иных государств понятие "комиссионер" расширяют за счет указания на предмет его деятельности. Так, в соответствии с Германским Торговым Уложением под комиссионером (нем. Kommissionar) понимается лицо, которое профессионально занимается закупкой или продажей товаров либо ценных бумаг от своего имени в пользу другого лица - комитента (нем. Kommittent).

Швейцарский Обязательственный Закон определяет комиссионера по покупке и продаже как лицо, которое за комиссионное вознаграждение принимает на себя покупку или продажу движимого имущества или ценных бумаг от собственного имени в пользу иного лица.

3. Развитие торгового (предпринимательского) оборота потребовало также специального регулирования деятельности лиц, которые имели бы право совершения сделок от имени коммерсанта, не являясь его наемными работниками. В связи с этим в законодательстве государств континентальной Европы возник институт прямых торговых представителей: торговых агентов (коммерческих представителей) (франц. agent commercial, нем. Handelsvertreter, итал. agente). Впервые данный институт был урегулирован в Германском Торговом Уложении, а впоследствии соответствующие нормы появились и в законодательстве Италии, Швейцарии и Франции.

Законодательство ФРГ содержит достаточно большое количество императивных норм, регулирующих правовое положение коммерческого представителя (агента), под которым понимается тот, кому как самостоятельно занимающемуся промыслом поручено постоянно посредничать для другого коммерсанта (коммерсантов) в сделках или заключать их от его имени. Следует отметить, что в случае заключения данного договора с лицом, действующим за пределами ФРГ, нормы законодательства ФРГ о коммерческих представителях приобретают диспозитивный характер.

Швейцарский Обязательственный Закон определяет коммерческого представителя (агента) как лицо, которое принимает на себя обязательство постоянно посредничать в сделках для одного или нескольких доверителей или заключать сделки от их имени и за их счет, не находясь с ними в отношениях трудового найма. Особенностью законодательства Швейцарии является то, что нормы, регламентирующие отношения коммерческого представительства подлежат применению всегда, когда агент действует на территории Швейцарии.

Согласно законодательству Франции торговым агентом является такой поверенный (франц. mandataire), который в силу постоянной и независимой профессии, не будучи связанным договором о трудовом найме, обсуждает и заключает договоры по вопросам покупки, продажи, найма или оказания услуг от имени и за счет производителя или продавца.

В соответствии с Гражданским кодексом Италии под агентским договором понимается договор, в соответствии с которым одна из сторон принимает на себя постоянную ответственность за содействие в сфере заключения договоров на определенной территории в пользу другой стороны за определенную плату.

Таким образом, обобщая регулирование договоров коммерческого представительства (агентских договоров) в праве указанных выше стран континентальной Европы, можно сделать вывод о том, что в законодательстве данных государств под агентским договором (договором коммерческого представительства) понимается договор, по которому агент обязуется осуществлять продвижение товаров или услуг доверителя на определенных рынках с целью заключения непосредственных договоров между доверителями и потребителями данных рынков. Таким образом, характерным отличием договора коммерческого представительства (агентского договора) от договора поручения является то, что основной задачей агента является не само заключение договора (то есть совершение юридически значимых действий от имени доверителя), а именно содействие в заключении договора (вне зависимости от того, будет ли данный договор подписан агентом от имени доверителя или самим доверителем).

 

3.2.4. АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР В ПРАВЕ АНГЛИИ, США И РОССИИ.

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

1. Рассматривая национальные законодательства, предусматривающие регламентацию агентских отношений, необходимо прежде всего остановиться на праве Англии и США.

Агентский договор используется в праве Англии и США применительно к широкому кругу отношений. К агентским договорам относятся любые виды отношений, при которых одно лицо привлекается вторым лицом для совершения каких-либо действий таким образом, что, с одной стороны, привлеченное лицо не является лицом, самостоятельно принимающим решение о заключении договоров (англ. independent contractor), а с другой - не выступает в роли лица, оказывающего в силу своего служебного положения услуги фактического характера, не связанные с содействием в заключении сделки (англ. servant), то есть право Англии и США употребляет термин "агент" применительно к любому виду представительства, как юридического, так и фактического. (При этом лицо, которое наделяет агента полномочиями, именуется "принципал").

Сутью агентских отношений является то, что любой агент действует для принципала и любой принципал находится в непосредственных отношениях с агентом. То есть праву Англии и США неизвестно деление агентских отношений на те, по которым агент сразу приобретает права и обязанности для принципала, и на те, по которым агент принимает права и обязанности для себя, а лишь впоследствии посредством совершения определенных действий передает результат принципалу. При этом не имеет значения, указывает ли агент на то, что он действует как агент в интересах некоего принципала. Неуказание агентом в отношениях с третьим лицом на то, что он действует в интересах принципала, не означает отсутствие агентских отношений между агентом и принципалом, а лишь увеличивает ответственность агента по отношению к третьему лицу, поскольку в данном случае право стоит на защите интересов третьего лица, которое, совершая сделку с агентом, не знало о том, что данное лицо действует как агент.

Таким образом, наиболее общим определением агента является описание его как лица, которое прямо или подразумеваемо имеет полномочия для совершения действий от имени принципала и принятия от его имени прав и обязанностей. При этом под прямо выраженными полномочиями понимаются полномочия агента, согласованные между агентом и принципалом, под подразумеваемыми - полномочия, хотя и не согласованные между агентом и принципалом, однако обычно предоставляемые агенту в соответствии с практикой торгового оборота и необходимые агенту для выполнения им взятых на себя перед принципалом обязательств.

Право Англии и США позволяет классифицировать агентские договоры самым различным образом.

Прежде всего, речь идет о том, что англо-американское право различает:

- названных принципалов (named principal);

- явных принципалов (disclosed principal);

- скрытых принципалов (undisclosed principal).

Названным принципалом является лицо, наименование которого указано третьему лицу агентом.

Явным принципалом является лицо, о существовании которого третьему лицу известно от агента, однако имени его третье лицо не знает.

Скрытый же принципал остается неизвестным для третьих лиц. О том, что третье лицо имеет дело с агентом, оно может узнать лишь после заключения договора.

Доктрина Англии и США выделяет и несколько видов агентов в зависимости от разных оснований классификации. Одной из основных классификаций является деление на:

- генеральных агентов (general agents);

- специальных агентов (special agents).

Право Англии рассматривает генерального агента как лицо, которое вправе совершать любые действия в определенной сфере. Право же США говорит о том, что генеральным агентом является лицо, уполномоченное на совершение ряда сделок, результатом которых является постоянная (длящаяся) услуга принципалу. Поэтому право США указывает также и такой вид агента, как универсальный агент (universal agent), то есть агент, который имеет право совершать любые действия в пользу своего принципала.

Специальным агентом в праве Англии называется лицо, которое уполномочено к совершению строго определенных действий, в США же в качестве критерия специального агента, отличающего его от агента генерального, является то, что результатом действия агента не является оказание постоянных услуг.

Кроме того, право Англии (в частности, закон о факторах - Factors Act 1889) специально выделяет так называемых торговых агентов (mercantile agents), к которым относятся лица, в рамках своей обычной деятельности в роли агента имеющие полномочия на продажу товаров, консигнацию товаров с целью продажи, приобретение товаров или привлечение аванса под обеспечение товаров. К торговым агентам относятся:

- факторы;

- брокеры;

- агенты делькредере.

Под фактором право как Англии, так и США понимает специальный тип профессионального агента, который действует в пользу скрытого принципала. Данный агент привлекается для продажи за вознаграждение товаров принципала, которые передаются ему для этой цели либо самим принципалом, либо иными лицами. Кроме широко распространенного термина "фактор" применительно к данному виду агентов встречаются и такие термины, как "консигнационный агент" (англ. consignee agent) или "комиссионный агент" (англ. commission agent), а право США использует и название "комиссионный торговец" (англ. commission merchant). Прецедентное право Англии указывает на то, что фактор имеет право в разумных размерах на продажу товаров в кредит.

Вторая разновидность торговых агентов - брокеры, однако поскольку они не являются торговыми представителями, их правовое положение рассматривается ниже.

Агент делькредере (del credere) - это агент, который берет перед принципалом обязательство уплатить покупную цену в случае, если покупатель не выполнил взятые на себя обязательства. В США, равно как и в праве стран континентальной Европы, фактор, продающий товар в кредит, считается для принципала агентом делькредере в силу нормы права.

2. Наряду с правом Англии и США, агентский договор является поименованной сделкой и в праве России. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) (ст. 1005) под агентским договором понимается договор, в силу которого агент обязуется совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени, права и обязанности возникают у агента вне зависимости от того, был указан в сделке принципал или нет, или вне зависимости от того, вступил принципал в непосредственные отношения с третьим лицом либо нет. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени принципала, стороной является именно принципал. Кроме того, российский законодатель отмечает, что агенту предоставлены общие полномочия на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

При этом гражданское законодательство России (ст. 1011 ГК) предусматривает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, регулирующие договор поручения или договор комиссии, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от собственного имени, если это не противоречит существу агентского договора.

Тем самым законодатель России признал, что агентский договор по своей правовой природе близок либо договору поручения (открытый агентский договор), либо договору комиссии с учетом возможности совершения не только сделок, но и иных юридически значимых действий (скрытый агентский договор) (что, безусловно, относится и к агентскому договору по англо-американскому и международному праву).

3. Право Республики Беларусь не называет агентский договор в качестве поименованной сделки, однако аналогично, как и в ситуации с договором дилерства (дистрибьюторства), в силу ст. 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) (т.е. исходя из того, что в Республике Беларусь могут совершаться не только поименованные в законодательстве сделки, но и сделки, хотя прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему) агентский договор может применяться в национальном имущественном обороте, т.е. между субъектами Республики Беларусь, и уж тем более данный договор может применяться в международном торговом обороте с участием субъектов Республики Беларусь (во внешнеэкономической сделке между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь).

При этом в качестве применимого права по агентским договорам с участием белорусских субъектов в сфере внешнеторгового оборота может применяться право Англии, США, России и иных государств, а также акты международного торгового права. Кроме того, указанные акты могут в качестве методических рекомендаций применяться и при составлении агентских договоров между белорусскими субъектами.

Необходимо отметить, что именно указанное в предыдущем пункте сходство и не позволило законодателю Республики Беларусь назвать агентский договор в Гражданском кодексе, так как он не увидел принципиальных отличий между этим договором и договорами комиссии или поручения. Не описывает эти отличия и гражданский законодатель России (однако он их все-таки обозначает). Исходя же из англо-американского и международного права эти отличия прежде всего заключаются в том, что если поверенный по договору поручения вправе совершать лишь юридически значимые действия, а комиссионер в рамках договора комиссии и вообще лишь сделки, то агент, наряду с юридическими действиями, вправе совершать и фактические действия, суть которых заключается в создании условий или в содействии в заключении договора между принципалом и третьим лицом, т.е. агент может посредничать при заключении договоров путем контактирования принципала и третьего лица, а не только путем совершения сделок в интересах и в пользу принципала.

Таким образом, в рамках агентского договора, наряду с отношениями, близкими либо договору комиссии, либо договору поручения, присутствуют также отношения "чистого" посредничества, которое определяется через отношения маклерства либо брокерства, а в праве Республики Беларусь реализуются через договор подряда или договор возмездного оказания услуг (см. более подробно об этом ниже).

 

3.2.5. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПОРУЧЕНИЯ (КОММЕРЧЕСКОГО

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА) В ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

1. Как указано выше, торговое представительство реализуется через договор коммерческого представительства, который в праве Российской Федерации и Республики Беларусь именуется как договор поручения.

2. В соответствии с п. 1 ст. 971 ГК Российской Федерации и п. 1 ст. 861 ГК Республики Беларусь по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 184 ГК Российской Федерации и п. 1 ст. 185 ГК Республики Беларусь коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

3. Коммерческое представительство в рамках договора поручения представляет собой разновидность обязательств по совершению действий юридического характера. Причем применительно к торговому представительству эти действия связаны в основном с совершением сделок либо по покупке товара, либо по его продаже.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.