Сделай Сам Свою Работу на 5

ВИДЫ УСЛУГ НА МИРОВОМ РЫНКЕ





МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ

Потенциал мировой торговли услугами огромен. Согласно экспертным оценкам, в международный оборот вовлечено сейчас лишь около 7% мировогопроизводства услуг.

Феномен быстрой экспансии международной торговли услугами связывают с действием ряда условий и факторов.

Во-первых, общим условием, определяющим масштабы, структуру, тенденции и динамику развития мирового рынка услуг, является быстрый рост самой сферыуслуг во всех развитых странах и ее отдельных секторов в большинстве государств мира. Так, если в конце 50-х годов ХХ в. доля всех видов услуг в ВВП западных стран составляла около 55%, то к началу XXI века она достигла 70%.

Во-вторых, длительный экономический подъем в большинстве стран мирового сообщества, наблюдаемый в конце прошлого века, привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм, платежеспособности населения, развитию общественного сектора экономики. Более «мобильный» стиль жизни (деловой и «обывательской») обусловил не только значительный рост спроса на уже известные услуги,вовлеченные в мировой торговый оборот, но и расширение спектра новых услуг.



В-третьих, реально и активно протекающий процесс глобализации выступает мощным фактором развития мирового рынка услуг, способствуя одновременно углублению специализации стран и разнообразию форм торговли услугами.

В-четвертых, важнейшую роль в развитии мирового рынка услуг, его структуры сыграл и играет научно-технический прогресс. Он, в частности, привел к тому, что:

a) революционные технологические изменения в средствах связи и на транспорте превратили в товары целый ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, системы Интернет дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;

b) ускорение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информатики повлекло за собой появление новых форм торговли услугами.Речь идет о международном коммерческом обмене информацией, в котором либо базы данных становятся объектом внешней торговли, либо фирмы таким образом поддерживают контакт со своими зарубежными филиалами;



c) технологический прогресс позволил увеличить спрос на те виды услуг, которые и раньше имели товарную форму (финансовые, банковские, страховыеуслуги).

Определяя международную торговлю услугами как специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран, специалисты обращают внимание на ее особенности. Рассмотрим их.

a) Международная торговля услугами тесно сопряжена и/или взаимосвязана с торговлей физическими товарами. Как правило, купля-продажа материальных товаров влечет за собой целый шлейф услуг - маркетинговых, транспортных, финансовых, страховых, сервисных (обслуживающих). И чем технически сложнее и дороже материальное благо, тем шире круг услуг, связанных с его движением. С другой стороны, торговля услугами все активнее способствует продвижению физических товаров на внешнем рынке: маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая и информационная поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и другие услуги «прокладывают дорогу» материальным товарам и повышают эффективность торговли ими. Таким образом, если традиционно физические товары «тянули» за собой услуги, то в настоящее время при очень жесткой конкуренции на мировом рынке физических товаров «проталкивание» их в другие страны осуществляется с помощью и благодаря услугам.



b) По своей специфике не все услуги могут быть объектом внешней торговли. По критерию возможного участия в международной торговле все услугиподразделяются на три группы:

o такие, которые могут быть объектом внешней торговли (к ним, например, с незапамятных времен относятся транспортные услуги: еще 3,5 тыс. лет тому назад финикийцы регулярно занимались фрахтом – морской транспортировкой товаров; 2,5 тыс. лет назад зародился международный туризм, столетиями существуют на внешнем рынке финансовые, страховые, банковские услуги);

o услуги, которые в силу своих особенностей не могут «поступать» на мировой рынок (обычно к ним относят коммунальные услуги, часть бытовых). Заметим, что круг таких услуг постепенно сужается;

o услуги, могущие быть и не быть объектом внешней торговли. К ним относятся большинство услуг, спектр их расширяется по мере научно-технического прогресса. Так, во внешнеторговый оборот все больше втягиваются услуги системы быстрого питания, учреждений культуры, здравоохранения, спорта и т.д.

c) Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля физическими товарами:

o защищена государством от иностранной конкуренции. Правительства многих стран считают, что масштабный импорт услуг может представлять угрозу для суверенитета и безопасности. Поэтому международная торговля услугами регламентируется со стороны государства более жестко;

o монополизирована. «Зарубежная доля в банковском итоге у французского банка «Креди Лионе», занимающего 9-е место в мировом рейтинговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70 % его объема. Каждая из шести крупнейших аудиторских компаний мира («Артур Андерсен», «КПМГ», «Эрнст и Янг», «Куперс и Лайбренд», «ДТТ», «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%, 60% мирового рынка консалтинговых услугсосредоточено в руках 40 компаний». (См.: Пузакова Е.П. Мировая экономика. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С. 250);

o диверсифицирована. Расширяется купля-продажа целых пакетов услуг, в результате чего снижаются риски от совершаемых операций.

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

  • регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
  • услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;
  • производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговли. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частной собственности государства или же под строгим его контролем;
  • международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
  • не все виды услуг в отличие от товаров являются предметом торговли.

Существует несколько механизмов сделок по международной торговле услугами[1]:

1) мобильность покупателя: покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентов другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов);

2) мобильность продавца: продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство);

3) одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги: и продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи)[2].

Существует много различных национальных методов регулирования внешней торговли услугами:

· количественные ограничения импортируемых услуг, определяющие лимиты количества услуг, допустимые доли иностранных поставщиков на внутреннем рынке и т.п.;

· обязательные расценки и тарифы;

· дискриминационные налоги, дающие преимущества национальным поставщикам услуг;

· специальные правила въезда в страну, учреждения и деятельности компании с иностранным капиталом и т.п.;

· системы лицензирования для занятия определенной профессией

 

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что единое мнение о том, что из себя представляют услуги и какова их роль в процессе международного производства, распределения и потребления, отсутствует. Причин для этого несколько:

1. Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

2. Это торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

3. Сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

4. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

5. Действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.

6. Официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.

7. Сложность поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика или потребителя услуги. И любой материальный товар достаточно легко может стать услугой.

В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли, услугами:
- поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территория одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;
- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);
- временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);
- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).
В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:
- снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 42,0% в 1980 году до 21,9% в 1999 году), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
- увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 28,0% до 43,2% в 1980-1999 гг.);
- по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент "особые частные услуги", куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;
- произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.
Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, явились:
- НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;
- длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа;
- увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира;
- развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

ВИДЫ УСЛУГ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

ТРАНСПОРТ:

Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, на рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США.

Наибольшие объемы транспортных услуг приходятся на европейский регион, где лидерами традиционно являются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Дания. В Германии ежегодный рост экспорта транспортных услуг в среднем составляет 14%, в Великобритании – 9, во Франции – 8%. В Азии лидируют Япония, Южная Корея, Гонконг и Сингапур.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт – одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.

Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующие расходы на услуги:

· на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы;

· на транспортировку товара с предприятия в пункт перевозки (к транспортным средствам или на склад);

· на перевозку товара с транспортных средств на склад покупателя;

· на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования;

· на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи;

· на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути;

· на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов, административных расходов и т.д.

В тех случаях, когда экспортер считает нецелесообразным заниматься процессом товародвижения, он поручает его транспортно-экспедиторской фирме за соответствующее вознаграждение за все услуги.

ТУРИЗМ:

Операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.

Туристические услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.).

Мировой экспорт туристических услуг в 2006 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 18% и составил 626 млрд. долл. (29,4% всего мирового экспорта услуг).

В 2006 году в сфере туризма занято почти 73,7 млн. человек, что составляет 2,8 процента от общего числа работающих. Кроме того, в смежных отраслях туризм обеспечивает работой почти 214,7 млн. человек. В общей сложности, в индустрии туризма и сферах экономики, связанных с ней, занято 8,1 процента трудоспособных жителей Земли.

Международный туризм – важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В развитых странах туризм дает 3–10% ВВП и до 40% в развивающихся. Туризм один из 5 основных источников иностранной валюты в 160 странах мира и главный источник в 70-ти.

В сфере иностранного туризма лидируют США, Испания, Франция, Италия, Германия и Великобритания. На эти страны приходится 44% всех туристических услуг.

Группа развивающихся стран, принимающих иностранных туристов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят небольшие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значительную долю ВВП: на Багамских островах – около 60%, на Барбадосе – около 30%, на Бермудских островах – около 40%, на Сейшельских – около 35% и т.д. С другой стороны, основную массу этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми туристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме – Индонезия, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20–25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран, как по числу принятых туристов, так и по доходам от международного туризма.

ИНЖИНИРИНГ:

Инжиниринговые услугипредставляют собой оказание одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых и усовершенствованием имеющихся технологических процессов на предприятии заказчика, внедрением изделия в производство, сбытом продукции. Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах – нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок – африканский (главным образом, Северная Африка).

Инжиниринговые услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе. Обычная цена инжиниринговых услуг при оказании заказчику полного комплекса услуг по строительству объекта под ключ колеблется от 5 до 10% общей стоимости проекта, в случае оригинальных проектов стоимость увеличивается до 25%, при повторении существующих стандартизированных проектов уменьшается до 1–3%. Иногда рассчитывают оплату исходя из почасовой оплаты работы специалиста. Специалист высокого класса – 60-70 долл. в час, среднего класса – 30-35 долл. в час, низшего – 20-25 долл. в час. Средняя фирма имеет в штате не менее 3–4 высококвалифицированных специалистов, 1–2 секретарей, остальных приглашают по мере необходимости [15].

Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других стран: на Ближнем Востоке – Великобритании и Германии; в других государствах Азии – Великобритании и Японии; в Африке – Франции и Великобритании; в Латинской Америке – Канады и Германии. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран.

КОНСАЛТИНГ:

Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.

Данный рынок оценивается почти в 90 млрд. долл. с годовым потенциалом роста порядка 15–20 процентов в течении последних нескольких лет. В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга.

Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, показал следующие результаты:

· 31% – консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM);

· 17% – консультирование по вопросам корпоративной стратегии;

· 17% – консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии;

· 16% – консультирование по вопросам развития бизнеса;

· 11% – консультирование по вопросам организационного проектирования;

· 6% – финансовое консультирование;

· 2% – услуги по вопросам маркетинга и продажам.

Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10%.

Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них:

· во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг;

· во-вторых, научно – технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя;

· в- третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.