Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория Хекшера-Олина, теория цикла жизни продукта





Теория сравнительных преимуществ не объясняет, почему в разных странах существуют различные меновые пропорции, т.е. откуда берутся сравнительныепреимущества. На этот вопрос первыми попытались ответить в 30-х гг. шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин. Они исходили из соотношения факторов производства: землей, трудом, капиталом. Наделенность факторами производства разная у разных стран. Поэтому разные издержки и цены на производимую продукцию. В стране будет больше тех товаров, в производстве которых главную роль играет относительно избыточный фактор, так как это производство обходится дешевле, чем то, в котором значительное место занимает дефицитный для страны фактор. Например, в Японии выгоднее производить капиталоемкую продукцию (компьютеры, видеомагнитофоны, автомобили), чем сельскохозяйственную продукцию, требующую наличия плодородных земель и соответствующего климата.

Соответственно, на внешний рынок страна будет экспортировать те товары, для производства которых используется относительно избыточный фактор, и импортировать те, в производстве которых используется дефицитный для данной страны фактор.



Теория жизненного цикла продукта.

Модель международной торговли Хекшера-Олина объясняла торговлю между развитыми странами и их колониями, развивающимися странами. Однако при анализе торговли между развитыми странами, между треугольником США – Западная Европа – Япония, эта теория сталкивалась с трудностями. На это обратили

внимание многие экономисты. Возникшая затем дискуссия привела к появлению целого ряда новейших теорий международной торговли. Рассмотрим теорию жизненного цикла продукта. Автор американский экономист Р. Вернон. Он объяснял развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость, упадок. В чем суть каждого этапа.

На первом этапе – внедрение – происходит разработка и внедрение новой

продукции. Производство носит мелкосерийный характер и концентрируется в

стране нововведения. Производитель является монополистом. Продукция в основном реализуется внутри страны, незначительная часть поступает на внешний



рынок.

На втором этапе – роста – спрос растет, производство расширяется, распространяется на другие развитые страны через функционирование ТНК, увеличивается конкуренция между производителями, расширяется экспорт.

На третьем этапе – зрелости – преобладает крупносерийное производство и сильная конкуренция на мировом рынке, в которой преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Производство перемещается в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, дешевое сырье.

Четвертый этап – упадок. На этой стадии спрос сокращается в развитых странах, производство концентрируется преимущественно в развивающихся странах. Страна нововведения становится импортером этой продукции.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей. Но эта теория не является универсальной для объяснения всех тенденций развития международной торговли. Есть товары с коротким жизненным циклом (сельскохозяйственные), высокими затратами на транспортировку, узким кругом потребителей и т.п., которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

3. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.Факторы конкурентоспособности страны. Попытку совместить теорию факторов производства и теорию внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский экономист М. Портер. В 1991 г. он опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран». В исследовании был обоснован новый подход к требованиям международной торговли. Пор-тер считал, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Не-обходимо понять, как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество, чтобы усилить роль страны в этом процессе. Он разработал оригинальную теорию конкурентных преимуществ страны. Центральное место в его концепции занимает идея взаимосвязи четырёх главных параметров экономики, формирующих конкурентную макросреду.



По мнению М. Портера, основными параметрами, определяющими развитие современной международной торговли, являются:– факторные условия;– условия (параметры) спроса;– близкие и обслуживающие отрасли;– стратегия фирмы и конкуренция.

Факторные условия. Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, М. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) выделил и другие. Например, информационная обеспеченность научными и техническими достижениями, состояние транспортной системы, системы здравоохранения, систем связи и даже обеспеченность населения жилым фондом.

Признавая значимость факторных условий, количество которых у М. Портера весьма значительно, он считал, что большинство этих факторов не наследует, а создаёт в процессе развития производства страна. Например, нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки в Японии компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Условия (параметры) спроса – это ёмкость спроса, динамика его развития, дифференциация спроса, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получить апробацию новые изделия до выхода их на мировой рынок. Близкие и обслуживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих отечественные фирмы в экспортно-ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими и другими материальными средствами и информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей. Например, итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия является мировым лидером по производству оборудования для обработки драгоценных камней и металлов.

Стратегия фирмы и конкуренция. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играют фирменная структура и конкурентная среда внутри страны. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Чем ожесточеннее борьба «дома», тем выше вероятность того, что такие фирмы выдержат испытание временем и будут господствовать за границей.

Важное место в обеспечении конкурентоспособности продукции отечественного производства М. Портер уделяет фирменной стратегии и организационной структуре. При этом невозможно, по его мнению, выделить какую-либо универсальную фирменную стратегию или систему управления, которая была бы одинаково приемлема всеми фирмами во всех странах.

В общую систему параметров, определяющих конкурентные преимущества, М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. Случайными

являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики,

и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К событиям такого рода можно отнести новые изобретения, резкие изменения цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, войны и др.

В формировании национального конкурентного преимущества огромную роль играет правительство страны. Своей денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и таможенной политикой оно прямо влияет на параметры спроса и факторы производства.

Таким образом, теория М. Портера в настоящее время наиболее полно отражает все важнейшие параметры национальных экономик, определяющих в своей совокупности конкурентные преимущества той или иной страны.

На современном этапе конкурентоспособность страны в мире определяется многими факторами, которые объединяются в десять групп:

1. экономический потенциал и темпы роста экономики;

2. эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства;

3. уровень развития науки и техники, освоение научно-технических достижений;

4. участие страны в международном разделении труда;

5. динамичность и емкость внутреннего рынка;

6. гибкость финансовой системы;

7. воздействие государственного регулирования на развитие экономики;

8. обеспеченность трудовыми ресурсами;

9. уровень квалификации трудовых ресурсов;

10. социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

 

Вопрос №7 Международная торговля товарами и ее значение. Внешнеторговый товарооборот, торговый баланс. Изменения в территориально-товарной структуре международной торговли. Показатели внешнеэкономических связей.

Международная торговля товарами и ее значение . В связи с международным разделением труда складывается международная торговля. Она представляет собой процесс купли и продажи товаров, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Под товаром понимают любое благо, способное удовлетворять какую-либо потребность. Основными операциями являются экспорт и импорт товаров. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют следующие виды.

Экспорт

1) вывоз товаров, изготовленных в данной стране; 2) реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы; 3) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки); 4) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей с последующим возвратом.

Импорт

1) ввоз из-за границы товаров для реализации на внутреннем рынке; 2) ввоз сырья, полуфабрикатов для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу; 3) реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных то-варов; 4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы; 5) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей.

По товарной специализации международная торговля подразделяется на торговлю сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием, технологиями, готовой продукцией. Продавцами и покупателями могут быть государственные органы, акционерные общества, частные и кооперативные предприятия, частные лица.

Сумма экспорта и импорта каждой страны составляет ее внешнеторговый товарооборот. Разность между экспортом и импортом называется торговым балансом. Внешнеторговый товарооборот и торговый баланс рассчитывается за определенный период времени (месяц, квартал, год). Величина, на которую различаются экспорт и импорт – сальдо торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, у страны будет положительное (активное) сальдо торгового баланса.

Если импорт превышает экспорт – отрицательное (пассивное) сальдо. Стоимость товаров при учете объемов экспорта и импорта определяется, как правило, в долларах США.

Каждая страна заинтересована, чтобы ее торговый баланс был положительным, чтобы валюта поступала в страну. Если торговый баланс отрицательный, возникает внешняя задолженность перед другими странами. Для ликвидации задолженности стране приходится изыскивать валютные средства. Они могут быть получены за счет других поступлений валюты в страну (экспорта услуг, вывоза капитала, миграции рабочей силы, экспорта достижений научно-технического прогресса). Для ликвидации отрицательного торгового баланса государство может использовать свои золотовалютные резервы, а также взять кредиты как у резидентов, так и у нерезидентов.

Со второй половины ХХ в. мировая торговля развивается достаточно высокими темпами, превышающими темпы роста ВВП, в среднем 6% в год.

В территориальной структуре мировой торговли характерно преобладание

стран с развитой рыночной экономикой. На них приходится 70% мирового товарооборота. Основные товаропотоки протекали в рамках «большой триады» -США – Западная Европа – Япония. Весьма динамично развивается экспорт Китая.

На международных рынках все громче слышен «голос» новых индустриальных

стран (НИС).

Произошли существенные изменения в товарной структуре. Если в первой половине ХХ столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходилось лишь 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4; более 1/3 всей мировой торговли – это торговля машинами и оборудованием.

В международной торговле получили развитие новые формы реализации товаров. К ним относятся фьючерсные сделки, встречная торговля, клиринговые соглашения, аукционы и др. В сферу международного обмена включаются достижения научно-технической мысли (торговля патентами, лицензиями, ноу-хау).

Существует ряд показателей, характеризующих включение страны во внешнеэкономические связи. Это экспортная квота. Она определяется отношением стоимости экспорта к стоимости ВВП и показывают долю ВВП поступающую в каналы мировой торговли. Объем экспорта на душу населения. Экспорт делят на численность населения. Экспортный потенциал. Это экспортные возможности страны. Та доля продукции, которую может произвести и продать страна на мировом рынке за вычетом внутренних потребностей.

Для любой страны роль внешней торговли весьма значительна. Благодаря

ей многие страны к концу ХХ в. стали процветающими (Япония, Южная Корея и

др.) Она приносит выгоду производителям, потребителям, государству. От увеличения экспорта, выигрывает все население страны. Экспортные заказы увеличивают занятость и доходы людей. Валютные поступления позволяют государству приобретать товары на мировом рынке, которые в стране не производятся или могут производиться, но с большими издержками. Но в то же время неоправданный рост экспорта может вызвать дефицит данных товаров, от которого страдают потребители. От увеличения импорта, прежде всего, выигрывают потребители и фирмы, покупающие иностранные товары. Таким образом, международная торговля способствует росту благосостояния всех народов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.