Сделай Сам Свою Работу на 5

Основу источников ПМД составляют следующие конвенции.





Сухопутная территория

· Жизнь человека, большинства животных возможна только на сухопутной территории

· Материальная база для населения и животных

· Развитие сельского хозяйства также возможно только в пределах сухопутной территории

2) внутренние воды (внутренние реки, озера, заливы, моря)

3) территориальное море - морской пояс, примыкающий к берегу и отсчитываемый от линии наибольшего отлива в сторону открытого моря, в пределах до 12 морских миль (Единая конвенция ООН 1982г.). Если берег изрезан и невозможно отсчитать территориальное море от линии наибольшего отлива, тогда отсчет идет от прямой линии, проведенной по наиболее выдающимся частям в сторону открытого моря;

4) недра. В МП нет нормы определения пределов недр. Действует обычно-правовая норма. Границы недр определяются в каждом конкретном случае, в котором научно-технические средства позволяют проникать на определенную глубину.

5) воздушное пространство. Необходимо различать гос. территорию и ее части от пространств. Только у воздушного пространства отсутствует термин «территория»: гос. воздушное пространство определяется по прямым линиям, проведенным вверх по сухопутным границам и границам территориального моря до перехода его в космическое пространство, а переход воздушного пространства в космическое осуществляется на высоте 110км над уровнем моря.



 

 

- Правовой режим гос. территорий полный, исключительный суверенитет государства на своей территорией и гос. границами. Это означает полное территориальное верховенство гос-ва над своей территорией, над всеми ее органами и организациями, а также над всеми лицами, как собственными, так и иностранцами, кроме лиц, пользующихся дип. защитой.

- Само гос-во определяет линию гос. границы по согласованию с соседними гос-вами. Гос-во обозначает границу пограничными знаками (пограничные столбы, треугольники). Оно охраняет свою гос. границу, создает для этого специальные службы, устанавливает специальный режим в пограничной зоне. Как правило, для въезда в пограничную зону необходимо получить разрешение.

- Гос-во определяет административно - территориальное деление. Определяет правила въезда, передвижения и выезда со своей территории как собственных граждан, так и иностранцев.



- Гос-во определяет пограничный, фискальный, налоговый, таможенный и санитарный режимы.


19. Венская конвенция о правоприемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, 8 апреля 1983 г. Дайте оценку и выделите главную цель принятия конвенции.


20. Система международного права.

Система МП - комплекс юридических норм, связанных единством и относительной самостоятельностью отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов).

 

· Связующими факторами элементов системы являются единые принципы и цели МП.

· Система МП объединяет различные группы норм, обязательных для его субъектов. Ядро системы образует общее МП, обязательное для всех государств. Кроме этого, выделяются региональные международные правовые комплексы, регулирующие отношения между государствами определенных географических районов. Значительное количество регулирует двусторонние отношения.

· Система МП – сложное явление, находящееся в процессе постоянного развития.

· Система МП отличается тем, что в её состав входят старейшие, новые и новейшие институты, подотрасли и отрасли, причем больше всего составных элементов представляют отрасли. Одни отрасли и институты возникли в древности (например, институт международного договора, институт неприкосновенности посла; международное морское право); другие появились в ХХв. (отрасль международного космического права, отрасль международного экономического права и другие); отдельные отрасли и подотрасли находятся в стадии становления (отрасль международного процессуального права, подотрасль международного налогового права, подотрасль международного таможенного права и другие).



В системе МП выделяются общая и особенная части.

Общая часть– это общие фундаментальные теоретические положения, категории и институты, которые лежат в основе конкретных отраслей, подотраслей и институтов особенной части международного права.

Общая часть:

1. институты

а) Понятие, сущность, система международного права;

б) источники международного права;

в) субъекты международного права;

г) Соотношение международного и национального права;

д) Основные принципы международного права;

е) Ответственность в международном праве.

2. отрасли

а) Право международных договоров

б) Право внешних сношений

Особенная часть:

1. институты:

а) Территория и другие пространства;

б) Мирные средства разрешения международных споров.

2. отрасли:

а) Право международной безопасности;

б) Международное морское право

в) Волова: в доктрине право интеграционных объединений

г) Международное воздушное право;

д) Международное космическое право;

е) Международное экологическое право

ж) Международное гуманитарное право – ведение военных действий, охрана и защита прав человека в военное время.

з) Международное право прав человека – регулирует защиту прав человека в мирное время

и) Международное экономическое право. Подотрасли международного экономического права, которые уже выделились:

· Международное торговое право;

· Международное инвестиционное право;

· Международное финансовое право.

Подотрасли МЭП, которые в стадии становления:

· Таможенное право

· Туристское право

· Транспортное право

· Образовательное право


21. Повышение актуальности и практической значимости международного права в условиях глобализации международных отношений.

В условиях глобализации современных международных отношений роль МП возрастает по следующим основаниям:

Наличие в мире глобальных проблем, которые требуют своего разрешения, но в тоже время требуют совместного решения на основе МП:

· решения вопросов войны и мира

· борьба с международным терроризмом

· экологические

· защита прав и свобод человека

Новые:

· обеспечение здоровья человека

· бедность многих стран

· правовой беспредел в ряде стран

 

В современный период в связи с глобализацией международных отношений, усилением экономической и хозяйственной интеграции между государствами повышается роль и значение международного публичного права, которое называется просто «международное право». Многие проблемы вышли за рамки государственных границ, стали глобальными, они затрагивают интересы всех государств, и решить их можно только общими усилиями государств на основе согласования воль в соответствии с принципами и нормами МП, (проблема войны и мира, экономическая проблема, проблема борьбы с международным терроризмом и др.)

 

· На развитие МП в ХXI значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающих новые сложные проблемы в отношениях между государствами. Все эти факторы требуют создания новых норм МП, а также модернизации старых, с тем, чтобы приспособить их к новым условиям.

· МП устанавливает правила поведения государств, то есть то, что обеспечивает международную законность, которую обязаны соблюдать все участники МП.

· МП развивалось на протяжении всей истории человечества и будет совершенствоваться и далее, оно напрямую связано с развитием цивилизации.

· МП - особая система права, обладающая большой спецификой. Оно является единым, всеобщим и неделимым для всех государств и других субъектов МП. Его цель - обеспечить международный правопорядок и сохранить международную законность.

· Международное право является единственным регулятором отношений на межгосударственном уровне, а сейчас можно говорить уже о планетарном уровне, поскольку появляются и будут возникать новые объекты регулирования (например, новые небесные тела, пока урегулирован только статус Луны)

Можно сформулировать следующее определение международного права:

МП – это самостоятельная правовая система, состоящая из отраслей, подотраслей и институтов, содержащих принципы и нормы, комплексно регулирующие очень многообразные международные отношения на высшем уровне, т.е. на уровне государств и иных субъектов МП. На основе межгосударственных договоров и иных источников МП.


22. Соотношение международного и внутригосударственного права.

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Существуют различные теории относительно соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую.

· Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права и их неподчинении друг другу.

· Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости оттого, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают примат внутреннего права государства или международного. Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права.

Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права:

· воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего (типичная форма влияния).

· изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

· устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

· рецепция и активное использование в МП основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.

· Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:

ü прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

ü опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;

ü смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

· Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм МП, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.


23. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, 21 марта 1986 г. Дайте оценку и выделите главную цель принятия конвенции.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года – международная конвенция, закрепляющая основополагающие международно-правовые нормы, относящиеся к заключению, вступлению в силу, применению, расторжению, толкованию и соблюдению межгосударственных договоров.

Конвенция была подготовлена Комиссией международного права ООН и подписана в Вене (Австрия) в 1969 году. Конвенция вступила в силу в 1980 году и к настоящему времени насчитывает 111 государств-участников.

Конвенция применяется к договорам, заключаемым между государствами в письменной форме. Договоры, заключаемые государствами с международными организациями и между последними, регулируются Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. Наряду с Конвенцией 1986 года и обычными нормами международного права, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года является важнейшим источником права международных договоров.


24. Особенности современного международного права, его сущность.

МП– это правовая система, т.е. это совокупность отраслей, подотраслей и институтов, комплексно регулирующих самые многообразные международные отношения на высшем уровне, т.е. на уровне государств и других субъектов МП на основе международных договоров, соблюдаемых добровольно или обеспечиваемых мерами принуждения.

Особенности МП (общие):

· МП – единое, всеобщее, координационное, обеспечивающее мировой правопорядок и международную законность. Сейчас в эпоху глобализации усиливается регулирующая роль МП, хотя ранее координационная роль;

· МП построено на основе принципа демократизма (его нормы защищают не только права государств, но и народов и ФЛ);

· МП также основано на принципе гуманизма;

· В МП все больше внедряется принцип коммерциализации: многие институты права можно применять с целью извлечения прибыли;

· МП – это публичное право, в отличие от т.н. частных отраслей. Относится к отраслям публичного характера, т.к. регулирует отношения властного характера, субъекты в неравном положении, отношения строятся на межгосударственных договорах;

· В МП нет специального законодательного органа, который занимался бы нормотворчеством;

· В МП нет специальных правоохранительных репрессивных органов, которые бы занимались мерами принуждения;

· В МП существует особый механизм принятия норм права. В МП нормы права принимаются в особом порядке – по согласованию воль государств.

· МП в значительной степени отличается от внутригосударственного права.

Предмет правового регулирования МП - разнообразные отношения: политические, экономические, культурные, научно – технические и иные, возникающие между государствами и иными субъектами МП. Такие отношения выходят за рамки внутренней компетенции государства и его территории.

Объект - все то, по поводу чего субъекты МП вступают и могут вступать в международные отношения и что урегулировано нормами МП.

 

Субъекты МП

· государство – главный субъект, т.к. обладает суверенитетом: полная независимость во внешних сношениях; полное территориальное верховенство над своей территорией, над всеми органами и организациями на этой территории, над всеми лицами, как отечественными, так и иностранными, полное территориальное верховенство; в отличие от иных субъектов обладает универсальной правосубъектностью; обладает универсальным объемом прав; в отличие от других субъектов у гос-ва совпадает правоспособность и дееспособность.

· народы, борющиеся за своё освобождение и в ходе этой борьбы создавшие органы, представляющие этот народ;

· международные и межправительственные организации;


25. Классификация международных организаций.

 

Международная организация – правовая форма сотрудничества между гос-вами. Это собрание представителей гос-в для разрешения сложных международных проблем и для кодификации и прогрессивного развития МП, действующая на постоянной основе.

Классификация:

1)по кругу участников, членов организации:

· универсальные (открыты для участия всех государств или обществ. объединений и ФЛ всех гос-в (ООН, ВТО));

· региональные (организации (как правило общей компетенции), членами которых являются гос-ва одного географического района);

· межрегиональные (организации, членство в кот-ых ограничено опред-м критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной);

2) по компетенции:

· организации общей компетенции (решение проблем любого характера; ООН – решение любых вопросов в рамках устава);

· организации специальной компетенции (ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области; ВТО, ЮНЕСКО, Всемирный почтовый союз и др.);

3) по наличию или отсутствию признака наднациональности:

· организации, в которых отсутствует признак наднациональности ( к ним относится подавляющее большинство международных организаций, целью кот-ых явл-ся регулирование сотрудничества гос-в. Решения таких организаций имеют рекомендательную или обязательную силу для гос-в);

· организации, в кот-ых присутствует признак наднациональности (такие организации наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физ. и юр. лиц гос-в-членов);

4) по порядку приема:

· открытые (любое гос-во может стать членом по-своему усмотрению, необходимо волеизъявление и решение органов организации о приеме новых членов (пример: ООН - требуется соблюдать Устав, не нарушать основных принципов МП));

· закрытое (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей; пример: НАТО - нужно соответствовать большому числу жестких требований, иметь определенный уровень развития военной промышленности, демократический общественно-политический режим)).

5) по порядку создания организации:

· созданные на основе договоров (наиболее общий способ создания)

· созданные на основе других актов,(например резолюции), Генеральной Ассамблеи ООН).


26. Устав ООН 1945г. Дайте оценку и выделите главную цель принятия устава.

Устав ООН — международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав.

 

Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме.

 

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

К 24 октября 1945 года Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. В 1949 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 24 октября Днем Объединенных Наций, который будет посвящен осведомлению народов мира о целях и достижениях Организации Объединенных Наций.


27. Право международных договоров как отрасль международного права.

Право международных договоров - это старейшая отрасль МП, представляющая собой совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок заключения, действия исполнения, прекращения действия международных договоров, определяющих процедуру внесения оговорок в международные договоры, предусматривающих основания для прекращения действия договоров, устанавливающих критерии для признания договоров незаконными.

Выделяют в отдельную отрасль, т.к.:
1. есть свой предмет
2. есть свои источники
3. субъекты все те, кто имеет место для МП в целом ( гос-во, межправительственные организации и.т.д.).

Основу источников ПМД составляют следующие конвенции.

· Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969г. Она подчеркивает важную роль МД как средства мирного сотрудничества между гос-вами независимо от различий их социально-экономических систем; рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как порядок заключения и вступления в силу МД, значение МД для третьих гос-в, основания недействительности МД, право на оговорку; закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга гос-в, право гос-в на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы ПМД. Данная конвенция является основным источником ПМД.

· Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа, 1978 года). В этой Конвенции кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений.

· Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986г. Конвенция применяется к договорам между гос-вами и МО и к договорам между МО. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами МО, и к любому договору, принятому в рамках МО. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.п. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о ПМД 1969г.

· В РФ принят ФЗ о международных договорах РФ от 16 мая 1995г. Субъектами права международных договоров являются все государства и другие субъекты современного международного права, наделенные договорной правоспособностью.


28. Система органов ООН.

В ООН все органы делятся на две группы:

· главные: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, секретариат, Совет по опеке; каждый главный орган вправе создавать столько вспомогательных органов, сколько необходимо ему для осуществления своих полномочий.

· вспомогательные.

Генеральная Ассамблея

Учреждена в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН, состоит из 193 членов ООН, является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе, играет существенную роль в процессе установления норм и кодификации МП. Интенсивный период работы очередных сессий Ассамблеи приходится на сентябрь-декабрь каждого года, в последующий период она может собираться по мере необходимости.

Функции и полномочия:

а) рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

б) обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации;

в) обсуждать любые вопросы в пределах Устава, делать рекомендации по этим вопросам;

г) организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации МП;

д) рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;

е) получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;

ж) рассматривать и утверждать бюджет ООН и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

з) избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство-член имеет в Ассамблее 1 голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

 

Совет Безопасности

Несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов Организации. Каждый член имеет 1 голос. Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии, призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования, может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Функции и полномочия:

а) поддерживать межд. мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

б) расследовать любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

в) выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров;

г) вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру;

д) призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

е) предпринимать военные действия против агрессора;

ж) выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;

з) осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;

и) выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.