Сделай Сам Свою Работу на 5

Беларусь — Россия: основы интеграции





Приоритетной формой деятельности, способствующей росту объема взаимной торговли, эффективному использованию имеющегося производственного потенциала, укреплению кооперационных связей предприятий и организаций двух стран, является сотрудничество регионов Беларуси и России. С учетом нестабильного состояния мирового рынка расширение взаимодействия сторон в торгово-экономической и инвестиционной сферах представляется взаимовыгодным процессом. В том числе для осуществления масштабных программ развития белорусской и российской экономик. Эффективным инструментом здесь является сотрудничество на региональном уровне.

Межрегиональное сотрудничество: мировые тенденции

Экономическая интеграция в современных условиях — необходимое условие повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования на внутреннем и внешнем рынках, возможность поиска новых деловых партнеров, привлечения инвестиций и осуществления совместных проектов.

В рамках межгосударственного взаимодействия целью экономической интеграции является использование преимуществ международного разделения труда и специализации производства для достижения общих стратегических интересов сторон. Как свидетельствует мировой опыт, участие страны в региональных интеграционных объединениях может способствовать эффективному функционированию и развитию национальной экономики.



В региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных позиций как государства с относительно небольшим объемом ВВП, так и крупные мировые державы. Такие как США, Германия, Великобритания, Франция. В настоящее время в мире насчитывается более десяти крупных экономических объединений суверенных государств, и процесс создания подобных международных структур не останавливается.

Одним из наиболее показательных и исторически первых примеров международной интеграции является Европейский союз, который на сегодня включает около 20 стран Западной и Центральной Европы. Примером интеграционных процессов на Американском континенте служит Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Area). Началом ее функционирования принято считать 1 января 1994 г. — дату вступления в силу Договора о Североамериканской зоне свободной торговли, которая объединила территории и экономический потенциал США, Мексики и Канады. К этому же времени произошло формирование организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ее страны-участники намерены к 2020 г. образовать крупнейшую в мире зону свободной торговли, опирающуюся прежде всего на экономику США и Японии. Набирают силу интеграционные процессы в Латинской Америке. Образование таможенного союза и зоны свободной торговли — цель пакта экономического объединения МЕРКОСУР, заключенного в 1991 г. Аргентиной, Бразилией и Уругваем. Позднее к этим странам присоединился Парагвай. На Африканском континенте продолжается создание Африканского общего рынка. В этих целях к 2025 г. предполагается образовать Африканское экономическое сообщество с общим парламентом и единой валютой.



В настоящее время наблюдается активизация регионального сотрудничества в регионах Латинской Америки, Западной и Южной Азии, а также Африки. И это несмотря на имеющиеся различия в научно-технологическом, производственном и социально-экономическом потенциале, в законодательной базе, финансовых ресурсах, конкурентоспособности продукции и т. д. Вступление этих стран в международные экономические объединения как раз и способствует устранению различий, либерализации условий осуществления внешнеторговых операций на данной территории, выходу на новые рынки сбыта своей продукции, налаживанию новых деловых связей. В результате, как показывает мировая практика, несмотря на определенные трудности формирования интеграционных объединений, экономика стран-участников развивается более быстрыми темпами. При этом сглаживаются межстрановые различия в уровне и качестве жизни населения, осуществляется координация деятельности государств по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также по расширению рынков товаров, услуг, труда и капитала. Естественно, все это ведет к увеличению внешнеторгового обмена между странами — участниками региональных объединений, укреплению позиций субъектов хозяйствования этих стран на их территории, что в свою очередь создает определенную подушку безопасности для обеспечения внешнеторгового сальдо государства. В конечном счете выступает в роли своеобразной защиты от последствий глобализации или негативного влияния на экономику страны ситуации на мировом рынке с учетом вовлечения в международные хозяйственные связи. В этом плане интеграционные процессы в рамках Союзного государства Беларуси и России, а также Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана приносят огромную выгоду белорусским и российским производителям, что является залогом стабильного развития торгово-экономических отношений двух государств.



Интенсификация торговли через регионы

Наиболее результативным направлением белорусско-российского взаимодействия в торгово-экономической сфере на протяжении всей истории двусторонних отношений является сотрудничество Беларуси с регионами России. И если в конце 90-х гг. прошлого столетия стабильные экономические связи Беларусь имела только с несколькими российскими регионами, то в настоящее время в двустороннем экономическом сотрудничестве участвуют практически все российские и белорусские регионы.

Одним из первых торговых партнеров Беларуси среди российских регионов стала Тюменская область. В июне 1992 г. был заключен Договор о торгово-экономическом сотрудничестве с Республикой Беларусь в целях создания благоприятных условий взаимных поставок нефти и природного газа, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Протокол о сотрудничестве с Тюменской областью Республика Беларусь подписала 14 мая 1999 г., Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Московской областью — 14 июня 2000 г. Эти регионы, а также Москва и Санкт-Петербург занимают заметное место в региональных белорусско-российских связях на протяжении всей истории двусторонних отношений. Кроме того, в последние годы активизировалось взаимовыгодное сотрудничество Беларуси со Смоленской, Брянской и Нижегородской областями, а также Республикой Башкортостан и Республикой Татарстан. Объем внешней торговли с вышеперечисленными регионами составляет около половины объема белорусско-российского товарооборота. Особенно активно взаимовыгодное сотрудничество и партнерские отношения Беларуси и регионов России развиваются в машиностроении, нефтехимии, энергетике, транспорте, строительстве и агропромышленном комплексе.

Договорно-правовая база

Немаловажным фактом является то, что расширение взаимовыгодного сотрудничества и налаживание новых деловых контактов обеспечены за счет формирования полноценной договорно-правовой базы. Сегодня она включает около 200 договоров, соглашений и протоколов.

Главная цель укрепления торгово-экономического взаимодействия, обозначенная сторонами в этих документах, — содействие стабильному развитию белорусских и российских регионов. В первую очередь посредством удовлетворения их потребностей в различных товарах и услугах с учетом интересов обеих сторон в долгосрочной перспективе. Поэтому составлению подобных планов предшествует тщательная подготовка, большая часть документов имеют практический характер и направлены на укрепление взаимодействия по многим направлениям. Это торговля, рациональное использование природных ресурсов, развитие сельского хозяйства, улучшение транспортного сообщения между регионами, реализация инфраструктурных проектов, совершенствование информационного обмена между организациями, участвующими в осуществлении совместных планов, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и обучающих программ.

Большое значение для практического осуществления проектов и планов, указанных в документах, имеют советы делового сотрудничества, совместные комиссии и рабочие группы по развитию торгово-экономического сотрудничества. Эти структуры координируют ход выполнения совместных работ и в случае необходимости готовят предложения по их совершенствованию.

В настоящее время в целях содействия развитию взаимных контактов созданы советы делового сотрудничества с Москвой, Санкт-Петербургом, Нижегородской и Свердловской областями. Эффективной формой регулирования двусторонних отношений является создание совместных рабочих групп по сотрудничеству с Московской, Ленинградской, Вологодской, Брянской, Курской, Ростовской областями, Чувашской Республикой, а также Белорусско-Российского Совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления с Калининградской областью.

Важным звеном во взаимодействии Беларуси и регионов России являются также 11 отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации (Нижний Новгород, Новосибирск, Уфа, Казань, Калининград, Красноярск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Смоленск). Их деятельность способствует оперативному решению вопросов двусторонних торгово-экономических отношений с курируемыми субъектами Российской Федерации. Результат создания такой системы взаимодействия на уровне субъектов хозяйствования, органов административно-территориального управления и органов государственного управления двух стран — стабильный рост взаимного товарооборота между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, укрепление производственной кооперации, создание товаропроводящей сети белорусских предприятий в РФ, а также сборочных производств и совместных предприятий на территории двух стран с участием белорусского и российского капитала.

Тем не менее достигнутые результаты во взаимной торговле и производственной кооперации не являются предельными. Потенциал в развитии двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах у белорусов и россиян есть практически по всем направлениям. О возможных вариантах его реализации и дальнейших перспективах развития белорусско-российского взаимодействия шла речь на встрече в Минске Президента Беларуси Александра Лукашенко с Премьер-министром Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Она состоялась 18 июля 2012 г. Как подчеркивали руководители двух стран, сегодня взаимодействие двух государств вышло на новый уровень стратегического партнерства. Это особенно важно с учетом усиления конкуренции на мировом рынке. Залогом успешного преодоления возникающих трудностей должна стать высокотехнологичная наукоемкая продукция, основанная на новых знаниях, инновациях, совершенных технологиях, которые станут внедряться в серийное производство в Беларуси и России. Формирование и проведение единой промышленной, энергетической, транспортно-логистической и торговой политики Беларуси и России, о чем стороны договорились в рамках формата Единого экономического пространства трех государств, будет стимулировать производство такой продукции и способствовать повышению ее экспортного потенциала. Решать же эту задачу снова предстоит на уровне непосредственно субъектов хозяйствования и административно-территориальных центров регионов Беларуси и России.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.