Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственная граница РФ и ее защита





Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы госу­дарственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространст­ва). На суше она устанавливается по характерным точкам, линиям рельефа или по ясно видимым ориентирам; на море – по линии внешнего предела территориального моря (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива); на реках – по Середине главного фарватера. Фактически имеется в виду пространственный предел действия государственного сувере­нитета.

Так понимается она по смыслу закона «О Государственной гра­нице Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. в редакции Фе­дерального закона от 29 ноября 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5610).

Различают политическую, экономическую и иные виды защи­ты границы (например, санитарную, осуществляемую по линии Минздрава РФ).

Политическую защиту Государственной границы РФ в основ­ном осуществляют органы пограничного контроля ФПС и погра­ничные войска. В этой сфере действуют также военно-воздушные и военно-морские силы Минобороны РФ.

Установлен административно-правовой режим Государствен­ной границы, представляющий собой правила содержания, пере­сечения ее гражданами и товарами, ведения на ней хозяйственной и промысловой деятельности, разрешения инцидентов с погранич­ными государствами в связи с ее нарушением.



Действует также пограничный режим, распространяющийся на пограничные полосы, территориальное море РФ, внутренние воды с выходом на Государственную границу. Это правила въезда, временного пребывания лиц и транспортных средств в погранич­ной полосе; правила, обеспечивающие в ней общественную без­опасность и общественный порядок (например, при проведении массовых мероприятий).

Пограничная полоса – часть территории РФ, непосредственно прилегающей к Государственной границе, шириной до пяти кило­метров. Она отмечается предупреждающими знаками.

Определенный режим установлен также в контрольно-про­пускных пунктах через Государственную границу (правила въез­да в них, выезда из них, ввоза и вывоза грузов и т.п.). В этих пунктах подразделения пограничных войск осуществляют погра­ничный контроль (проверка документов, досмотр транспортных средств и т.д.). В этом контроле участвуют также органы тамо­женного, санитарного, ветеринарного, миграционного контроля. Органы внутренних дел обеспечивают при этом общественный по­рядок.



Соблюдение административно-правовых режимов защиты Го­сударственной границы РФ обеспечивают пограничные войска. Их задача – не допустить противоправного изменения линии грани­цы и ее нарушения. Административные полномочия их значитель­ны: задержание и личный досмотр лиц; осмотр и задержание не­военных судов, допустивших нарушение режимов; временное ог­раничение или запрещение движения при пограничных поисках нарушителей границы; право производить предварительные вы­стрелы и применять оружие и боевую технику; ведение админи­стративного производства по пограничным правонарушениям.

В осуществлении экономической защиты границы важное зна­чение имеет деятельность, осуществляемая Государственным та­моженным комитетом РФ (ГТК России) – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное ру­ководство таможенным делом в стране. Свои полномочия он осу­ществляет непосредственно или через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Правовые, экономические и организационные основы тамо­женного дела определены Таможенным кодексом РФ.

ГТК России в рамках своей компетенции: обеспечивает эконо­мическую безопасность страны и защиту ее экономических инте­ресов; организует таможенное регулирование хозяйственной дея­тельности; обеспечивает соблюдение таможенного законодатель­ства; реализацию таможенного режима при перемещении товаров и транспортных средств через границу; организует борьбу с контрабандой; участвует в организации экспортного контроля.



В функции ГТК входит борьба с нарушениями таможенных правил, включая административные правонарушения, посягаю­щие на нормальную деятельность таможенных органов; пресече­ние незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических и психотропных средств, предметов художественного и ис­торического достояния, оружия; оказание содействия борьбе с международным терроризмом.

Таможенный контроль проводится должностными лицами та­моженных органов путем проверки документов и сведений; тамо­женного досмотра товаров и транспортных средств, а также – в исключительных случаях – личного досмотра; осмотра террито­рий и помещений таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. Таможенные органы также вправе проверять финансо­во-хозяйственную деятельность лиц, перемещающих товары или транспортные средства через таможенную границу, контролиро­вать перемещение через границу валютных ценностей и валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств.

Таможенные органы вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров; устанавливать льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей; отзывать лицензии на осуществление определенных видов деятельности; взыскивать стоимость товаров и транспортных средств – объектов нарушения таможенных правил; привлекать виновных в нарушении таможенных правил к административной ответственности и самостоятельно осуществлять административ­ное производство.

К сфере обеспечения безопасности прямое отношение имеет также деятельность соответствующих органов исполнительной власти в чрезвычайных ситуациях. Федеральный закон «О защи­те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. распростра­няется на ситуации, сложившиеся в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, ко­торые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, зна­чительные материальные потери и нарушение условий жизнеде­ятельности людей. Практически в ликвидации подобных ситуа­ций участвуют все федеральные службы безопасности, внутрен­них дел, воинские подразделения Минобороны, службы здравоо­хранения и т.д.

Существует и специальная система государственного управле­ния и координация деятельности органов исполнительной власти в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Ее воз­главляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС России). Главная задача МЧС, его региональных органов и войск гражданской обороны – предупреждение и лик­видация Чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь от них, обеспечение защиты территории страны и населе­ния от чрезвычайных ситуаций. Так, МЧС обеспечивает разработ­ку и реализацию мер радиационной, химической, медико-биоло­гической, взрывной, пожарной, экологической безопасности и правил инженерно-технических мероприятий гражданской оборо­ны при строительстве и эксплуатации объектов социального и про­изводственного назначения; организует проведение аварийно-спа­сательных и других неотложных работ при возникновении чрез­вычайных ситуаций, в частности по их локализации, обеспечивает доставку гуманитарной помощи населению; организует подготов­ку населения в области гражданской обороны (защита и спасение людей и т.п.).

При чрезвычайных ситуациях Президент РФ может ввести на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное по­ложение.

Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает его вве­дение также и при попытках насильственного свержения консти­туционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся на­силием, межнациональными конфликтами, блокадой отдельных местностей. Как правило, его срок не превышает 30 дней. На тер­ритории вводятся особые формы управления, предполагающие прямое подчинение Президенту РФ органов исполнительной влас­ти территорий, на которые распространяется режим чрезвычайно­го положения, а также формирование специальных органов (опе­ративных штабов), к которым переходят полномочия органов ис­полнительной власти. Вводятся меры, ограничивающие свободу передвижения, свободу слова и печати, приостанавливается дея­тельность политических партий, запрещаются массовые меро­приятия, вводится комендантский час и т.д., ужесточаются меры административного принуждения.

При особых чрезвычайных ситуациях допускается временное выселение (эвакуация) населения из районов, опасных для прожи­вания, установление карантина, мобилизация трудоспособного на­селения и транспортных средств граждан для проведения аварий­но-спасательных работ.

Правовой режим Арктики

Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.

В мае 1925 г. Правительство Канады официально закрепило канадский суверенитет над арктическим сектором, составляющим пространство в пределах 60° в. д. – 141° з. д., вплоть до Северного полюса. Позднее примеру Канады последовали и иные страны, выходящие к арктическому бассейну. С указанного времени владения в Арктике разделяются по секторальному времени. Одновременно с этим продолжаются дискуссии об интернационализации Арктического пространства. Одни сторонники интернационализации Арктики полагают, что на арктические водные пространства должны полностью распространяться универсальные нормы, определяющие общий режим открытого моря. Этот подход не противоречит заявленным «секторальным претензиям» приарктических государств и на земли и острова в данном районе, но не получает широкой поддержки. Другие считают более реалистичное решение, в пользу которого говорит солидарный опыт сотрудничества приарктических государств, например в вопросах охраны окружающей среды. Третья разновидность данной концепции сводится к частичной интернационализации Арктики за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны.

Теория интернационализации Арктики имеет определенные шансы на успех ввиду столкновения «секторальных интересов» некоторых государств региона. Неоднократно заявляли о непризнании канадского арктического сектора США, Норвегия и Дания, вследствие чего у Канады существуют проблемы с разграничением морских границ с данными государствами.

Процессу интернационализации в Арктике в определенной мере может способствовать Арктический совет. Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в 1996 г. в Оттаве, Арктический совет утверждается с целью нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес; надзора и координации программ в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ); определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

Членами Арктического совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США. Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются постоянными участниками Арктического совета.

Решения Арктического совета принимаются его членами на основе консенсуса.

Несмотря на детальную регламентацию целей и форм деятельности Арктического совета, практически он не начал свою работу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.