Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА





Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ - это основа всех источников трудового права и их системы.

Конституция РФ(принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием; основной закон страны. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действ на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ закреплены конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда, получившие дальнейшее развитие в основных принципах правового регулирования трудовых иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 37 Конституции РФ:

часть 1: Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирая род деятельности и профессию.

часть 2: Принудительный труд запрещен

часть 3: Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации, и не ни установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

часть 4: Признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов разрешения, включая право забастовку.



часть 5: Каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Трудовой кодекс РФнаряду с Конституцией РФ относится к числу важнейших источников трудового права. Ныне действующий Трудовой кодекс, четвертый по счёту, был принят 30 декабря 2001 г. и введён в действие с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс РФ является кодифицированным законом, т.к. это цельный внутри согласованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права.

Структура Трудового кодекса РФ, по сути, определяет структуру всего трудового права России. В Трудовом кодексе РФ всего 424 статьи, сгруппированные и 14 разделов, 6 частей и 62 главы.

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ). Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответ­ствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ.



Подзаконные нормативно-правовые акты по трудуимеют форму Указов Президента РФ; Постановлений Правительства РФ; нормативных актов мини­стерств и ведомств (правил, инструкций, приказов, положений и других); норма­тивных правовых актов субъектов РФ; актов (решений) органов местного само­управления. К подзаконным актам относятся и локальные нормативные акты орга­низаций, распространяющиеся лишь на работников данной организации.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, прини­маются работодателем в пределах своей компетенции и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашения­ми. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравне­нию с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями яв­ляются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные норма­тивные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Примерами локальных нормативных актов являются: правила внутреннего трудового распорядка, уставы, коллективные договоры, положения об оплате труда, положения об охране труда, при­казы (распоряжения) администрации предприятия, учреждения, организации и др.

Вопрос 2. Принципы трудового права. Трудовые отношения .

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении меж­ду работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении его правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодатель­ством.



Основные принципыправовогорегулированиятрудовых исвязанныхс нимиотношений

Принципытрудовогоправа - это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнан­ных нормах международного права и Конституции РФ, преду­сматривающие правила регулирования трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений.
Косновнымпринципамправовогорегулирования трудовых от­ношений относятся, в частности:

1. свобода труда, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

3. обеспечение права каждого работника

на справедливые условия труда, права на отдых;

4. равенство прав и возможностей работников;

5. обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы не ниже установленного законом мини­мального размера оплаты труда;

6. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

7. обеспечение права работников на участие в управлении органи­зацией;

8. социальное партнерство, обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

9. обеспечение права каждого на защиту государством его трудо­вых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

10. обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллек­тивных трудовых споров, а также права на забастовку;

11. обязанность сторон трудового договора соблюдать условия за­ключенного договора;

12. обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;

13. обеспечение права на обязательное социальное страхование ра­ботников.

Вопрос 3. Субъекты трудовых правоотно­шений: работник и работодатель.

Стороны (субъекты) трудовых отношений

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник— физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, кото­рые установлены настоящим Кодексом, — также лица, не достигшие ука­занного возраста.

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организа­ция), вступившее в

трудовые отношения с работником.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие воз­раста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, име­ют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые дого­воры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по веде­нию домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры, с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных до­ходов и с письменного согласия своих законных представителей (роди­телей, опекунов, попечителей).

Лекция №8.

Тема 3.2.Правовое регулирование занятости и трудоустройства

План.

1. Свобода труда как конституционная норма: понятие и содержание. Запрет принудительно­го труда.

2. Занятость: понятие и виды.

3. Трудо­устройство. Гарантии трудоустройства. Пра­вовой статус безработного.

Вопрос 1. Свобода труда как конституционная норма: понятие и содержание. Запрет принудительно­го труда.

В части первой статьи 37 закреплен свободный характер труда. Свобода трудаозначает прежде всего свободный для гражданина выбор—работать или не работать.

Юридическая обязанность трудиться Конституцией для граждан не предусмотрена. Выбор гражданина в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, поскольку для большинства трудоспособных граждан трудовая деятельность остается основным источником средств существования.

Свобода труда означает вместе с тем и свободный для гражданина выбор рода деятельности и профессии.

Юридическим оформлением выбора гражданина является заключение им трудового договора с работодателем; в договоре по соглашению сторон устанавливается трудовая функция работников. Свободный характер труда с юридической точки зрения выступает как договорный характер труда.

2. Запрещением принудительного труда в части второй статьи 37 развивается принцип свободы труда. В международных правовых актах принудительным признается труд, который гражданин не избрал добровольно; допускается принудительный (недобровольный) труд в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств. Запрещение принудительного труда исключает также возможность изменения трудовой функции работника без его согласия. ТК РФ запрещает постоянный перевод работника на другую работу. Таким образом, в действующем трудовом законодательстве запрещение принудительного труда проводится достаточно последовательно.

Вопрос 2. Занятость: понятие и виды.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетво­рением их личных и общественных потребностей, не противоре­чащая законодательству и приносящая им, как правило, зарабо­ток, трудовой доход.

Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору. Зарабо­ток включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в центра­лизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.

Понятие «трудовой доход» применяется, как правило, в дру­гих случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам, и т.п.

Различают следующие виды занятости:

1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное от­сутствие на работе не прерывает состояние занятости;

2) предпринимательство, в том числе фермерство;

3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творче­ских профессий);

4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;

5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государствен­ная служба;

6) военная и приравненная к ней служба;

7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;

8) работа по гражданско-правовым договорам;

9) подсобные промыслы и реализация продукции по догово­рам.

Граждане Российской Федерации имеют право самостоятель­но выбрать вид занятости через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости.

Вопрос 3. Трудоустройство. Гарантии трудоустройства. Правовой статус безработного.

В настоящее время на государственном уровне вопросами заня­тости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это — федеральный орган испол­нительной власти, осуществляющий:

· правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы;

· функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, законодательства о занятости насе­ления, об альтернативной гражданской службе;

· функции по оказанию государственных услуг в сфере содей­ствия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Последняя из указанных функций Роструда подразделяется на следующие функции:

· содействие гражданам в поиске подходящей работы;

· осуществление подбора работодателям необходимых работ­ников;

· оказание бесплатных консультаций, предоставление бесплат­ной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

· осуществление профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, оказание им психологической и социальной поддержки;

· направление граждан на общественные работы и осуществ­ление их временного трудоустройства;

· осуществление социальных выплат гражданам, которые при­знаны в установленном порядке безработными;

· выдача заключения о целесообразности привлечения и ис­пользования иностранной рабочей силы.

В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и незанятые). Государственная служба занятости оказывает граж­данам услуги бесплатно.

Порядок и условия признания гражданина безработным

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистриро­ваны в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра­боты, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о призна­нии гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствую­щих документов.

Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.

Гражданин признается безработным, если он:

· трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);

· не имеет работы и заработка (дохода);

· зарегистрирован в органах службы занятости по месту жи­тельства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынуж­денные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);

· ищет работу и готов к ней приступить.

Безработными не могут быть признаны граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

· осужденные к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в орга­нах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, учебы (подходящей работой при­знается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоро­вья и транспортной доступности рабочего места. При этом не имеет значения, является ли такая работа временной или постоянной);

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;

· не явившиеся в срок, установленный органами службы заня­тости для регистрации их в качестве безработных.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повтор­ное обращение в службу занятости через две недели.

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного гражданина определяется при­надлежащими ему правами и обязанностями.

Государство гарантирует безработным:

1. выплату пособия по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности;

2. выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ор­ганов службы занятости, в том числе в период временной нетру­доспособности;

3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

4. возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Кроме того, время, в течение которого гражданин получает по­собие по безработице, стипендию, принимает участие в обществен­ных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по бере­менности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с ис­полнением государственных обязанностей, не прерывает трудово­го стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имею­щий значение для установления права на трудовые пенсии.

Правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным, имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на со­держании, органами службы занятости может быть оказана мате­риальная и иная помощь.

Пособие по безработице

Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выпла­ты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной под­держки безработных.

Размер пособия по безработице зависит от разных факторов: категории безработного, величины трудового стажа, прежнего заработка, наличия иждивенцев и т.д.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с признанием гражданина безработным.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде без­работицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в сум­марном исчислении в течение 18 календарных месяцев плюс по две недели за каждый год работы, превышающий стаж, требу­емый для назначения пенсии, но не более 24 месяцев в течение 36 календарных месяцев. По истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное обращение с выплатой пособия, но уже в размере минимальной оплаты труда.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

- отказа от двух предложенных безработному вариантов подхо­дящей работы;

- увольнения с последнего места работы за нарушение трудо­вой дисциплины и другие виновные действия;

- отчисления гражданина, направленного на обучение, за ви­новные действия;

- самовольного прекращения гражданином обучения по на­правлению службы занятости;

- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Период, на который приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия (т. е. неполучен­ные суммы не могут быть получены безработным позднее) и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Размер пособия может быть сокращен в пределах до 25 процен­тов на срок до одного месяца в следующих случаях:

- неявки без уважительных причин на переговоры с работода­телем в течение трех дней со дня направления службой занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу, учебу.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновремен­ным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:

- признания гражданина занятым по предусмотренным Зако­ном о занятости основаниям;

- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов служ­бы занятости с выплатой стипендии;

- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

- переезда безработного в другую местность;

- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

- назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплат­ную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профес­сии), трудоустройства, возможности профессионального обуче­ния. Безработные граждане имеют также право на бесплатное по­лучение услуг по психологической поддержке, профессиональ­ной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образова­тельных учреждениях профессионального и дополнительного об­разования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональ­ное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях — календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если:

1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

2) необходимо изменить профессию (специальность, род за­нятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение ква­лификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют без­работные инвалиды, безработные граждане по истечении шести­месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку по направлению орга­нов службы занятости, во время обучения выплачивается стипен­дия.

При необходимости органы службы занятости могут оплачи­вать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессио­нальную подготовку, повышение квалификации или переподго­товку в другую местность.

Лекция № 9.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.