Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2 Оценка состояния деятельности музеев республики Бурятии





Музеи Бурятии с каждым годом усиливают свое влияние на интеллектуальное и духовное состояние общества. Сегодня работники республиканских музеев прилагают усилия для совершенствования учетно-фондовой, хранительской, научно-образовательной деятельности, успешно реализуют интересные выставочные проекты.

Огромна роль музеев в укреплении, так называемой, генетической памяти народа, без которой нет будущего. Собирая и сохраняя памятники материальной и духовной культуры, вы поддерживаете эту память. Именно в музее мы осознаем как велико и уникально наследие, которое оставили нам предки, и ощущаем свою причастность к стране, народу, обретая чувство собственного исторического достоинства.

Музеи становятся настоящими культурно-просветительскими, образовательно-воспитательными центрами, с малых лет вы стараетесь прививать любовь к музейной культуре подрастающему поколению, развиваете гармоничную личность, формируя навыки и умения в музеях и музейных инновациях. Вы вносите весомый вклад в развитие отечественной культуры и образования, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.



Истории музейного экскурсионного дела в Республики Бурятии

Музей - особое, созданное человеком культурное пространство, которое концентрирует, репрезентирует исторический опыт. Музей появляется на определенном этапе развития человеческого общества, для функционирования данного феномена требуются особые условия: достаточно развитый уровень экономики, общественного сознания и «коллективной памяти», формирование ряда социальных институтов (наука, образование) и т.д. Вариативность и значимость задач и социальных функций музеев возрастают соответственно темпам и уровню эволюционного развития общества.

В ХХ в. мир вступил в полосу «музейного бума», выражающегося в музеефикации памятников истории и культуры, природных объектов, создании международных и национальных музейных объединений и ассоциаций, открытии новых музеев, активизации работы ранее созданных музеев, в том числе работы с посетителем. В последнее десятилетие активно идёт процесс вовлечения историко-культурного и природного наследия в развитие российских регионов, привлечение и обмен образовательными, интеллектуальными и информационными ресурсами.



Музеи, действующие на определенной территории, составляют музейную сеть, отражающую историю региона, интересы и потребности населения, имеющиеся на территории ресурсы и т.д. По функциям, которые выполняют музеи, по тому месту, которое они занимают в жизни своего региона можно судить не только об уровне развития музейной потребности у местного населения, но и об уровне развития региона в целом: о политике власти в отношении развития региона, формирования учреждений культуры; о научном потенциале территории, о степени развития рекреационной сферы и т.д. В этом отношении изучение истории музейного дела в регионе позволяет проследить механизмы функционирования социума, взаимосвязь его частей. Музей участвует в формировании картины мира различных страт современного общества и способствует социализации их представителей.

Разработка новой государственной концепции музейной политики, реформирование управления музейным делом, изменение принципов его финансирования, создание нового законодательства в сфере музейного дела и охраны культурного, исторического и природного наследия невозможны без понимания процессов их формирования и развития. Изучение истории музейного дела в отдельных регионах Российской Федерации, основанное на рассмотрении истории музейного дела на фоне истории страны и во взаимосвязи с другими общественными институтами может дать наилучшие результаты.

Попытки составить целостную картину развития музейного дела Бурятии ранее не предпринималось. Следовательно, для изучения региональной истории музеев России, воссоздания их роли и значения в сохранении и использовании историко-культурного наследия вопрос комплексного развития музейного дела Бурятии, безусловно, является актуальным.



В этнографическом музее народов Забайкалья постоянно действуют комплексы: археологический, эвенкийский, бурятский, старожильческий, старообрядческий, городской. Также имеется уголок живой природы. Выставки: Павильон «Хунну», "Листая страницы прошлого" - о семье Танских, "Из истории старообрядчества Забайкалья", "Декоративно-прикладное искусство старообрядцев Забайкалья", "Бурятские таары и гобелены из конского волоса", «Из истории ссылки и каторги в Забайкалье».

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. наблюдается рост сети этнографических музеев под открытым небом в СССР. В годы политической оттепели этот всплеск был обусловлен тремя обстоятельствами: ростом благосостояния народа, развитием познавательного туризма и значительным увеличением потока иностранного туризма в страну.

В Бурятской АССР этнографический музей был открыт 6 июля 1973 года. Одним из его первых экспонатов стала Никольская церковь из села Никольск и Дэважин-дуганТамчинского дацана.

 

 

2.2 Этнографический Музей. История создания.

Этнографический музей народов Забайкалья — музейный комплекс под открытым небом в ближнем пригороде Улан-Удэ — живописной местности микрорайона Верхняя Берёзовка. Один из крупнейших музеев под открытым небом в России, он был открыт в середине лета 1973 г. на территории 37 га. На этой площади в семи этнографических комплексах собрано более 40 архитектурных памятников и 11 тыс. экспонатов.

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. наблюдается рост сети этнографических музеев под открытым небом в СССР. В годы политической оттепели этот всплеск был обусловлен тремя обстоятельствами: ростом благосостояния народа, развитием познавательного туризма и значительным увеличением потока иностранного туризма в страну.

В Бурятской АССР этнографический музей был открыт 6 июля 1973 года. Одним из его первых экспонатов стала Никольская церковь из села Никольск и Дэважин-дуган Тамчинского дацана.

Территория Этнографического музея разделена на несколько постоянно действующих комплексов: археологический, эвенкийский, бурятский, Прибайкальский, Забайкальский, старожильческий, старообрядческий, городской. Экспозиция каждого из них состоит из усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и пр. предметами, характерными для поселений периода с начала 19 по начало 20 века.

Есть на территории музея и «живой уголок», где содержатся типичные представители животного мира Забайкалья: медведи, волки, олени, косули, сарлыки, верблюды

Археологический комплекс

Здесь на открытой площадке расположен могильник хуннской культуры: в средние века хунну над устраивали захоронениями круглые плоские каменные кладки. Здесь также помещены каменные столбы, «сторожевые» камни и т. д. В закрытом павильоне комплекса собраны археологические памятники Нижне-Иволгинского хуннского городища.

Археологический комплекс музея состоит из закрытого павильона и открытой площадки. На открытой площадке расположены каменные плиточные могилы, каменные столбы, «сторожевые» камни и т. д.

Первый могильник хуннской культуры был обнаружен в 1896 году в Ильмовой пади Кяхтинского района. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки.

В закрытом павильоне демонстрируются образцы, привезённые с Нижне-Иволгинского хуннского городища.

(Хуннское городище) — устоявшееся название археологического памятника эпохи Хунну в Западном Забайкалье. Шире — Иволгинский археологический комплекс, включающий Большое и Малоегородища, а также могильник.

На рубеже I в. до н. э. — I в. н. э. — протогород, пограничный форпост, торговый, административный, ремесленный и земледельческий центр на северной окраине империи Хунну.

Эвенкийский комплекс

В Эвенкийском комплексе демонстрируются чумы, лабазы и эвенкийская утварь.

Чум (нен. мя” «дом», хант. нюки хот, чук. яран'ы, коряк. юран'ы)— конический шалаш из жердей, покрываемыйберёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребтадо берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.[1] Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.[2]

В русский язык слово чум заимствовано из коми языка чом или удмуртского чум, оба слова со значением «чум, палатка, шалаш».

Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Прообразом чума могли служить прислонённые наклонно к дереву ветви. В Европейской России чум утратил своё былое назначение и превратился в служебную хозяйственную постройку: у марийцев, удмуртов, чувашей, татар его жердяной остов служит овином (шиш); покрытый соломой, он прикрывает ход в погреб. У западных финнов — в северной Финляндии иКарелии — он под именем коты служит в летнее время кухней. Посредине чума, под отверстием в его вершине, помещается здесь обыкновенно очаг, сложенный из мягких камней. Такого же рода кухни из еловых жердей встречались в 1840-х годах у эстонцев; на острове Хийумаа и около Вильянди кота с таким назначением была в ходу в конце XIX века, существует, вероятно, и теперь, но феллинская кота (кöк) представляется уже усложнением древней: конус из жердей служит уже крышей над круглой каменной стенкой.

Такой же шалаш, покрываемый летом парусиной, зимой — толстым войлоком, в первобытной форме встречается, под именем кота, у кочующих в Швеции саамов. У российских саамов он служит походным жильём (кувакса) и прикрывается до половины парусиной.

Лаба́з, лавас (вероятнее всего от коми лобос — «хижина, сарай») — хозяйственное строение, обычно продуктовый склад, лавка.

Бурятский комплекс

Этот комплекс представляет собой собрание войлочных и деревянных юрт и дугана — культового буддийского сооружения. Особенность представленного здесь дугана в том, что это образец не старинных культовых построек, но возрождённого байкальского культового строительства, заимствованного отчасти из русского зодчества, отчасти взятого от Деваджин-дугана, вывезенного из Гусиноозёрского дацана. Внутри находится знаменитое панно «Тунши», иллюстрирующее индийскую сказку о четырёх животных, достающих плоды с высокого дерева.

Бурятский комплекс состоит из юрт (как деревянных так и войлочных), и культового буддийского сооружения — дугана.

В первой половине XIX века бурятские храмы имели церковнообразный вид, возникший под влиянием русского зодчества, поскольку в их строительстве принимали участие русские мастера. С развитием собственно бурятского храмового зодчества, во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых строений и воспринявший местные и восточные черты. Образцом его является Деваджин-дуган, вывезенный из Гусиноозёрского дацана. В 1926 году храм был перестроен — внешний облик не изменился, увеличилась лишь его площадь. В окраске храма преобладает жёлтый цвет — священный в ламаизме. Внутри находится панно «Тунши», иллюстрирующее индийскую сказку о четырёх животных, решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.

Гусиноозёрский даца́н (также Тамчи́нский, ранее Хамби́нский, Хулунно́рский; тибетское монголизированное название — «Даши́ Ганда́н Даржали́нг») — буддийский монастырский комплекс (дацан); расположен в селе Гусиное Озеро Селенгинского района Бурятии. Памятник истории и архитектуры.
Относится к Буддийской традиционной сангхе России, традиция гелугпа.
С 1809 по 1938 год — резиденция Пандито Хамбо-лам.

Дацан основан в 1741 году ламой Лубсан-Жимбой Ахалдаевым на правом берегу реки Темник в местности Ундэр-Шихой. Изначально представлял собой войлочную юрту. Немногим позднее был перенесён на юго-западный берег Гусиного озера к подножию горы Цогто Хонгор, в местность Тамча. В 1750 году Тамчинский дацан, одним из первых бурятских дацанов, обрёл деревянное здание.

В 1783 году Гусиноозёрский дацан (и ещё 4 дацана по левому берегу Селенги) отделился от Цонгольского дацана, и в период правления III Пандито Хамбо-ламы Лубсан-Жимбы Ахалдаева становится де-факто его резиденцией. С 1809 годаде-юре здесь находилась резиденция высших буддийских иерархов — Пандито Хамбо-лам.

В 1848 году в комплекс дацана входило 17 храмов. В 1858—1870 годах бурятское духовенство, заручившись поддержкой администрации Восточной Сибири, отстроило главный храм дацана (Цогчен-дуган) из камня[1]. .

В 1861 году при монастыре открылась религиозно-философская школа Цанид для подготовки духовных кадров, в значительной степени соответствовавшая образовательным стандартам, принятым в Тибете и Монголии того времени, что, по мнению специалистов, сняло проблему острой зависимости бурятских лам и мирян от наставлений со стороны зарубежных Учителей Дхармы[2]. В Забайкалье появились собственные буддийские учёные высокого класса.

Тамчинский дацан, оставался религиозным центром Бурятии вплоть до 1930-х годов, когда началась масштабная антирелигиозная кампания Советской власти. Постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР № 4 от 13 января1938 года дацан был закрыт. В первые годы после закрытия в зданиях дацана размещалась тюрьма для политических заключённых. В 1941 году в дацане открылся филиал антирелигиозного музея[3].

В 1957 году постановлением Правительства Бурятской АССР Гусиноозёрский дацан объявлен историко-архитектурным памятником. В 1973 году Дэважин-дуган Тамчинского дацана был перевезён в Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ, став одним из экспонатов вновь открывшегося музея. В марте 1973 года дуган Аюши дацана был подарен правительством Бурятской АССР Новосибирскому музею Сибирского отделения АН СССР.

В сентябре 1989 года в фундаменте одного из разрушенных зданий дацана был обнаружен расколотый на 6 частей Оленный камень, датируемый поздним бронзовым и началом железного века. Для реставрации памятника были приглашены специалисты ленинградского Эрмитажа. 15 августа 1990 года состоялось установление Оленного камня перед входом в Цогчен-дуган, предположительно на прежнем месте.

В 1990 году дацан передан Центральному духовному управлению буддистов СССР, началось возрождение монастырской жизни. В июле 1991 году дацан посетил Далай-лама XIV. Из Новосибирска был возвращён дуган Аюши. 1 ноября 1996 года состоялось освящение нового здания дугана Аюши.

Предбайкальский комплекс

Здесь находится усадьба бурята-казака и дом-зимником богатого бурята С. Б. Сафронова постройки 1900 г. Строение было перевезено на территорию музея из села Хареты Нукутского района Иркутской области. Перевезён в музей в 1975 году.

Забайкальский комплекс

Этот этнографический комплекс вмещает выставку «Из истории ссылки и каторги Забайкалья» и вмещает свидетельства ссыльной истории региона, положенной здесь ещё первым ссыльным украинским гетманом Демьяном Многогрешным в 1673 г. Из села Кульский Cтанок Хоринского района Бурятии сюда привезён трёхкамерный этапный амбар — каждые 25 вёрст на пути прохождения ссыльных и каторжан располагались подобные этапы и полуэтапы для ночлега.

Первым ссыльным в Забайкалье был украинский гетман Демьян Многогрешный, сосланный в 1673 году. На всём пути прохождения ссыльных и каторжан через каждые 25 вёрст располагались этапы и полуэтапы для ночлега каторжан. В Верхнеудинском округе находилось более 20 этапов.

Трёхкамерный этапный амбар перевезён из села Кульский CтанокХоринского района Бурятии. В амбаре располагается выставка «Из истории ссылки и каторги Забайкалья».

Старожильческий комплекс

Самое старое строения комплекса — дом пашенного крестьянина 1880 г. постройки, привезённый из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Напротив него расположены строения 1919 г.: завозня, амбар, двухстенный сарай, перевезённые из села Клочнёво Прибайкальского района. Дополняет картину дом казачьего атамана.

Старожильческий комплекс состоит из домов пашенного крестьянина и казачьего атамана.

Дом пашенного крестьянина вывезен из села БатуриноПрибайкальского района Бурятии. Дом построен в 1880 году. Напротив дома расположены строения 1919 года: завозня, амбар, двухстенный сарай, перевезённые из села Клочнёво Прибайкальского района.

 

Одна из самых интересных экспозиций музея. Экспозиция состоит из домов старообрядцев-семейских, сосланных в Сибирь в XVIII веке.

Выстроена типичная улица односторонней застройки конца XIX — начала XX века. Комплекс состоит из дома зажиточного крестьянина со всеми надворными застройками, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца. В небольшом удалении расположена старообрядческая часовня.

В завозне двора крестьянина-ремесленника устроена выставка хозяйственного инвентаря: сохи, плуги, бороны, молотилки, станки, сани и т. д. Дом крестьянина Красикова построен в 1861 году в селе Барыкино-Ключи. В огороде расположена кузница перед которой два станка: для подковывания лошадей и гнутья дуг и полозьев. Кузница построена в конце XIX века в улусе Арбижил, вывезена в музей в 1971 году.

Дом-«связь» построен в конце XIX века в селе Надеино Тарбагатайского района. Принадлежал крестьянину Зайцеву. Перевезён в музей в 1972 году. Дом ориентирован длиной стороной на улицу. Четыре окна с одностворчатыми ставнями. На ставнях изображены цветы, птицы и олени.

Двухэтажный дом Борисова построен в селе Куйтун во второй половине XIX века. Перевезён в музей в 1972 году. Характерная особенность дома — высокое крыльцо. На первом этаже располагалась торговая лавка, кладовая и казёнка.

Ворота построены в 1906 году в селе Новая Брянь по заказу Родионова. На воротах указан год рождения Анны, второй дочери Афанасия Савельевича, внучки Савелия Петровича. Три дома из пяти этой семьи до сих пор стоят в Новой Бряни, После конфискации домов у семьи в 30-е годы в одном был сельсовет, в другом библиотека. Два дома стоят рядом. Афанасий был первым сыном. В его доме была библиотека. По рассказам старших - ворота изготовили буряты. В 1978 году ворота были реконструированы в музее. Богатое украшение ворот указывало на богатство хозяина дома.

Городской комплекс

Здесь собраны дома старого Верхнеудинска: городской дом с мезонином 1900 г. постройки с улицы Почтамтская, 22, и дом коридорного типа 1909 г. постройки с улицы Ленина, 67. Дом с мезонином когда-то принадлежал чиновнику: сегодня здесь находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала 20 века. Двухэтажное здание коридорного дома даёт представление о строениях, предназначавшихся для сдачи в аренду меблированных комнат.

Деятельность музея

Этнографический музей в Улан-Удэ задуман не просто как музей, рассказывающий о жизни народов Забайкалья — это и площадка для активного отдыха молодёжи с интерактивными и спортивными играми; и пространство для семейного отдыха; и место проведения традиционных обрядов: сватовства, свадебных мероприятий; плюс тематические экскурсии и консультации по традиционной свадебной одежде и проведению подобных мероприятий. Кроме того, в музее регулярно проводятся народные праздники, выступления фольклорных ансамблей.

Где-то в конце 50-х — начале 60-х прошлого века в СССР был настоящий бум открытия этнографических музеев под открытым небом. Советские граждане начали больше путешествовать сами и иностранцы наконец-то тоже стали приезжать в нашу страну — туристам нужно было показать так много, что открытие новых музеев было неизбежно.

 

Музеи города Улан-Удэ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ им. Сампилова.Достижения художественной культуры экспонируются в Бурятском республиканском музее имени Ц. С. Сампилова. Музей был открыт в 1944 году, и сегодня в нем представлены образцы произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, изделия народных масте­ров. Экспозиции музея знакомят посетителей с бурятской живописью, буддийской иконописью, традиционными изделиями народных мастеров из дерева, конского волоса, кости, мастерство и умение которых испокон веков предавались от поколения к поколению. Бурятские мастера издавна отличались умением чеканки. Украшали ею охотничьи орудия, курительные принадлежности, изящные украшения для женщин, используя серебро, камни, рога, кости, дерево, изделия их удостоены многих дипломов и наград на республиканских и союзных вы­ставках. В экспозиции сочетаются произведения, принадлежащие двум школам - традиционной и современной. Большой интерес вызывает коллекция работ из «серебряной кладовой» музея. Музей регулярно организует выставки, в открытии которых участвуют народные певцы и музыканты. Музей располагает фондами, в которых собрана самая полная коллекция работ бурятских мастеров. Основу этих фондов составляют произведения Ц. С. Сампилова, которые воссоздают историю бурятского народа, воспевают его самобытную культуру. Ц. С. Сампилов является основоположником бурятского профессионального искусства. Нередко в музее экспонируются шедевры известных мастеров ев­ропейского и восточного искусства в рамках выездных выставок. Республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова на­ходится в центре города и представляет собой интересный объект для посещения и знакомства с уникальной и самобытной культурой бурятского народа

МУЗЕЙ ПРИРОДЫ БУРЯТИИ

Музей природы Бурятии, откры­тый в 1979 году на улице Ленина, является уникальным в своем роде. Музей природы экспонирует образцы флоры и фауны Бурятии

Здесь представлена геологическая история Прибайкалья. В музее хранятся находки из ар­хеологических раскопок поселений первобытного человека на территории Забайкалья, предметы со стоянок гуннских поселений

Отдельный зал от­веден под экспозицию природных ресурсов Бурятии

Тематической линией экспозиции является взаимодействие человека и природы. Большой интерес вызывают залы, посвященные озеру Байкал и его окрестностям, а также диарамы Восточных Саян и глубинного разреза Байкала

В музее регулярно организуются тематические выставки

Здесь экспонируются уникальные представители богатейшей флоры и фауны республики, энде­мики Байкала: прозрачная живородящая рыбка - голомянка, нерпа, баргу­зинский соболь. Во время экскурсий в зале звучит запись, имитирующая шум Байкала, крик чаек, плеск волн, что позволяет перенестись на берег озера прямо из зала музея. Такой эффект вызывает восторг экскурсантов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.