Сделай Сам Свою Работу на 5

Речевой этикет и его функции. Особенности русского речевого этикета.





Речевой этикет –это соответствие нормам и правилам, принятым в речи. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет — того требует вежливость. Русский речевой этикет предполагает ТЫ-общение и ВЫ-общение. ВЫ-общение предполагает уважительное отношение к человеку. ТЫ-общение предполагает дружеское отношение к человеку. Тактичность-этическая норма, предполагающая умение избегать неуместных вопросов, стараться понять собеседника, не обсуждать темы неприятные для разговора. Предупредительность-умение предвидеть возможные вопросы по желанию собеседника. Терпимость-спокойствие при расхождениях во мнениях с собеседником. Доброжелательность- необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.. Функции речевого этикета: Контактоустанавливающую, апеллятивная, функция ориентации на адресата, функция волеизъявления, эмотивная функция, связанная с выражением эмоций, чувств, отношений человека.



21. Классификация стилей современного русского языка.

Стиль - совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. В современном русском книжном литературном языке выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, религиозно-проповеднический. Иногда к функциональным стилям относят и язык художественной литературы. Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвлённым, характеризующимся многочисленными влияниями. Основные его подстили – политико-агитационный, официальный политико-идеологический, собственно публицистический – в узком смысле слова, газетный. Разговорный стиль (разговорная речь) используется в широкой сфере личных, т.е. неофициальных, внеслужебных отношений. Под деловым общением понимается речевое взаимодействие партнёров в деловой сфере, осуществляемое в письменной или устной форме в рамках официально-делового стиля.



25. Научный стиль речи и его подстили:1. собственно научный,2. научно-технический (производственно-технический),3. научно-информативный,4. научно-справочный,5. учебно-научный,6. научно-популярный. Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах: сообщение, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование). Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

26. Жанры научного стиля.Выделяют три жанра научного стиля: собственно-научный жанр; научно-учебный жанр; научно-популярный жанр. В первом подстиле выделяют такие жанры: диссертация, монография, доклад и др. Их характерной чертой является строгая, академическая манера изложения. К особенностям научно-популярного стиля можно отнести соединение в нем таких черт, как эмоциональность и логичность, субъективность и объективность, конкретность и абстрактность. В данной литературе может присутствовать намного меньше специальных терминов. Работами в научно-учебном стиле принято считать лекции, учебные пособия, семинарские доклады и экзаменационные ответы. Жанры научного стиля речи включают в себя и такие подстили: научно-справочный и научно-информативный.

28.Термины и профессионализмы.Термин — это слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия из какой-либо сферы производства, науки или искусства. Различают термины узкоспециальные, употребляемые только специалистами в той или иной области и термины общепринятые, вошедшие в литературный язык и общепонятные. Профессионализмы — это специальные слова, употребляемые в речи лиц, связанных между собой по профессии. Различие между терминами и профессионализмами состоит в том, что терминами называются официальные, узаконенные в данной науке, отрасли промышленности или сельского хозяйства названия понятий, а профессионализмами — полуофициальные слова, распространенные среди людей определенной профессии, но не являющиеся строгим, научным обозначением понятия.



30. Композиция научных текстов.Композиция - это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения. Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части - описательную (обзорную) и основную. В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования, при этом во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, излагается история вопроса (если нужно) и ожидаемый результат. Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования, области науки, жанра, традиций, индивидуального стиля автора и т.п.

31. Перечислите элементы библиографического описания научного произведения.область заглавия и сведений об ответственности состоит из следующих элементов (обязательные элементы выделены): основное заглавие; общее обозначение материала; параллельное заглавие; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности. Область издания включает элементы: сведения об издании; параллельные сведения об издании; сведения об ответственности, относящиеся к изданию; дополнительные сведения об издании; сведения, относящиеся к дополнительным сведениям об издании.

32. Назовите условные разделительные знаки библиографического описания и последовательность их расположения.в библиографическом описании применяют специальные условные разделительные знаки, в качестве которых используются: . – точка и тире . Точка , запятая : двоеточие ; точка с запятой / косая черта // две косые черты ( ) круглые скобки [ ] квадратные скобки + знак плюс = знак равенства. В конце библиографического описания ставят точку.

33. Первичные и вторичные тексты научного стиля.Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров. Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые. К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

34. Структурные элементы и языковое оформление аннотации. Аннотация- это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи. Составление аннотации не предполагает наличия умения отбирать информацию, но предполагает умение выделить и сформулировать тему первоисточника, его основные проблемы и определить читательский адрес. Структура аннотации определяется ее типом. Вместе с тем существуют обязательные элементы, входящие в ее состав. Одним из таких обязательных элементов является библиографическое описание. Библиографическое описание - совокупность сведений о тексте первоисточника, оформленных в соответствии с установленными правилами. Библиографическое описание позволяет найти данную книгу или статью по каталогу в библиотеке, заказать ее по межбиблиотечному абонементу или отыскать в Интернете. Оно, как правило, содержит: заголовок - фамилия автора в именительном падеже, инициалы. заглавие - название произведения. сведения об ответственности, выходные данные - место издания (город), количество страниц. Язык аннотации должен быть прост и доходчив. Следует избегать лишних вводных фраз. Например: «Автор статьи рассматривает…», «В статье представлены…». Рекомендуется употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных предложений, включающих несколько придаточных. Аннотацию желательно строить из коротких фраз, не употреблять в тексте разновременные глаголы, например: «Описаны» и «Описываются», т.е. соблюдать единство времени во всех предложениях аннотации.

35. Особенности написания тезисов.Тезисы представляют собой небольшое эссе, в котором нужно отразить личное мнение по проблеме. Тезисы представляют собой сделанные вами выводы и требуют от вас, по крайней мере, их понимания. При проработке любого труда необходимо представлять его в виде структуры, состоящей из цепочек тезисов. Если его записать в виде такой структуры, вы получите скелет денотатной карты (структурная карта предмета, представленная системой понятий) использованного труда. Если в абзаце тезис не обнаружен — значит, вы не поняли логику автора. Тезисы бывают простые и осложненные (включают, кроме главного, еще и второстепенные положения).

37. Правила составления и оформления конспектов. Конспект —это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический. Как составить конспект: 1.Определите цель составления конспекта. 2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделить его на основные смысловые части, выделить главные мысли, выводы.3. .В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). 4. Составляя конспект, можно отдельные слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова. 6. располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета. Существуют два разных способа конспектирования — непосредственное и опосредственное. Запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения является непосредственным конспектированием. этот способ оказывается единственно возможным при конспектировании лекций, т.к. вы не имеете возможности ни перескочить в конец лекции, ни повторить ее снова, перемотав на начало. Именно поэтому такую запись студенты делают диктофонами.

36. Композиция и языковые стереотипы написания рецензии. Рецензия- отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. План рецензии включает в себя: 1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы); 2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи; 3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения; 4) общая оценка работы рецензентом; 5) недостатки, недочеты работы; 6) выводы рецензента.

38. Особенности подготовки реферата в практике вуза. Реферат– это краткий доклад, оформленный в письменном виде. В реферате освещается определенная тема, проблема или задача, которая содержит информационные сведения, основные тезисы и фактические данные по предмету. • Шаблонный машинописный лист имеет параметры: шрифт Times New Roman; размер шрифта 14; межстрочный интервал 1,5; стандартные поля для редактора Word; выравнивание по ширине экрана. При таких параметрах, рекомендуемое количество страниц реферата варьируется в диапазоне от 10 до 20. Ссылки на источники указываются по требованию руководителя, но, как правило, такие требования в большинстве учебных заведений не предусмотрены. В обязательном порядке структура реферата должна включать: Содержание, Введение, Основную часть, Заключение, Список используемой литературы. Начинать следует с составления плана реферата (основная часть). План может быть простым или сложным, и включать в себя от 2 до 5 пунктов.

39. Основные черты официально-делового стиля. 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише; 3) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; 5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования; 7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим; 8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; 9) слабая индивидуализация стиля.

40. Жанры письменной деловой речи.жанрами письменными (закон, конституция, декларация, указ, постановление, ходатайство, исковое заявление, устав, договор, контракт, должностная инструкция, приказ, распоряжение, докладная записка, служебная записка, объяснительная записка, апелляция, предписание, решение, протокол, справка, характеристика, резюме, телеграмма, анкета, извещение, завещание).

41. Составление личной деловой документации. Документирование -запись информации на различных носителях по установленным правилам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.