Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос №3(Понятие науки и основные закономерности ее развития)

КСЕ

ВОПРОС ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Естествознание – система наук о природе, включающей: первую – естественную, вторую – искусственную, созданную в ходе развития цивилизации, третью – информационную среду. Наука -Вид интеллектуальной деятельности, направленный на получение знаний о реальности. Знания – основной предмет, цель и продукт науки. В других видах интеллектуальной деятельности знания – побочный продукт и средство достижения основных целей (основная цель искусства – создание художественных ценностей, инженерной деятельности – создание новых технологий, экономики – накопление материальных благ и т. д.). Побочные продукты науки – методы и средства исследования, методики сбора, хранения, обработки и передачи информации, научный стиль мышления и нравственные ценности. Структура науки – это структура предмета и процесса познания. Познание – сложный исторический процесс, и структура естествознания отражает эту историю.

Основу структуры современного естествознания составляют четыре отрасли наук, изучающих природу на качественно различных уровнях ее организации. Отрасль представляет собой систему наук –фундаментальных и прикладных, исследующих определенные Формы движения материи. Фундаментальные науки имеют основной целью получение знаний, прикладные – возможности применения знаний. Под формой движения подразумевается специфический способ существования материального объекта – Субстрата(носителя) этой формы. Каждая форма охватывает достаточно широкую область явлений, которые обладают качественным единством и подчиняются общим законам.

 

Во второй половине ХХ века интенсивно развивается область естествознания, основанная на системном подходе к изучению природы. Формируются науки, изучающие системы и системность на любом уровне организации природы, при любой форме движения материи – от физической до социальной. Это Кибернетика, термодинамика сильно неравновесных систем, синергетика. Последняя – Синергетика – наиболее отчетливо проявляет современные тенденции развития науки. Это наука о сложных открытых далеких от равновесия самоорганизующихся системах с нелинейными связями. Она переместила акцент с изучения равновесных состояний на изучение состояний неустойчивости систем, механизмов перестройки структуры и самоорганизации, на исследование природы катастрофических революционных изменений. Примечательно, что эти понятия недавно были исключительно в арсенале гуманитарного образа мышления, сейчас они приобрели новый смысл. Можно говорить о возникновении единого языка «естественников» и «гуманитариев». Формируется новая Эволюционно-синергетическая парадигма естествознания, интегрирующая различные дисциплины, выявляя в них универсальные законы науки



 

ВОПРОС ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Предпосылки развития науки

Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:

Формирование речи;

Развитие счёта;

Возникновение искусства;

Формирование письменности;

Формирование мировоззрения (миф);

Возникновение философии.

Первый этап - это преднаука, т.е. зарождение элементов науки (начиная с Древности и до рубежа XVI - XVII веков). Это самый длительный этап, который характерен в основном для Древности. Его можно назвать натурфилософским, или наивно-диалектическим. Он зародился в странах Древнего Востока (Китай, Индия, Египет и др.) и получил наиболее полное выражение в Древней Греции, а также в Древнем Риме. В этот период зачатки наук стихийно использовались в практике, технике, производстве.
Второй этап - это классическая наука (начиная с XVII века и до конца XIX века). Здесь господствовала классическая механика, классическая физика, классическое естествознание. Работы Галилея, Ньютона и других ученых стали сознательно использоваться в технике, практике, производстве. Неслучайно в это время в Европе происходят сначала первая научная, а затем и техническая революции. Началась математизация естествознания, появился термин "точная механика". Механика занимала ведущее место среди других наук. Формировалась механистическая картина мира.
Третий этап - неклассическая наука (начало XX века - до 70х - 80х годов). На основе революционных открытий в области естествознания появилась качественно новая механика - квантовая механика. В 1905 году была создана А. Эйнштейном специальная теория относительности, в 1916 году была создана общая теория относительности. Начала бурно развиваться физика элементарных частиц.
Квантовая теория и теория относительности заложили фундамент современного естествознания, современной науки.
Четвертый этап - постнеклассическая наука (последние десятилетия ХХ века и по настоящее время). Начинает развиваться новое научное направление - СИНЕРГЕТИКА. Синергетика - это теория самоорганизации в природе и обществе, теория самоорганизующихся открытых диссипативных систем. Формируется новая научная парадигма - НЕЛИНЕЙНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ. Это новое видение и понимание мира, мира как становящегося и развивающегося. Синергетика - наука XXI века.

Вопрос №3(Понятие науки и основные закономерности ее развития)

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16...17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

a)экспоненциального развития, устанавливающей пропорциональность темпа роста науки ее величине в данный момент времени. Это находит выражение в ускорении роста научной информации, открытий и числа людей, занятых научной деятельностью;

b)соответствия, неразрывно связанной с кумулятивным характером развития науки, строящей свое здание на базе проверенных практикой знаний. Это значит, что новая, более широкая теория должна содержать в себе предшествующую как частный или предельный случай;

c)преемственности, которая приводит науку к единой линии поступательного развития и необратимому его характеру;

d)дифференциации, утверждающей, что освоение новых областей реальности и углубление познания приводят к дроблению фундаментальных дисциплин на все более специальные области знания, которые совершенствуют собственные методы исследования, изучают свои макро- и микрообъекты;

e)интеграции, показывающей, что потребность в синтезе знания постоянно приводит к укрупнению науки. Первоначально она формировалась по предметному признаку, но через проблемную ориентацию постепенно переходила ко все более широкой математизации;

f)кристаллизации, доказывающей, что каждое новое открытие симметрично и пропорционально обрастает новыми знаниями.

4 вопрос: структура науки и ее классификация
структура науки:
входят ученые,научные учреждения,методы работы,понятийный и категориальный аппарат.

классификация наук:
по признакам:по результатам исследования(фундаментальные, прикладные), по методу исследования(теоретические, эмпирические),по предмету исследование(гуманитарные,технические,естественные)

Вопрос 5 современные концепции развития науки

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ

1. СТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Эта модель науки есть продукт методологического

анализа науки неопозитивистской школы. К авторам это

концепции можно отнести: Р. Карнапа, К. Гемпеля, Э. Нагеля,

Г. Райхенбаха. В неопозитивистской программе методология

науки сводится к логике науки, которую следует понимать как

анализ логического строения языка науки. Главная идея здесь

заключается в том, чтобы использовать выработанные в

математической логике средства анализа для исследования

языка науки вообще и физической теории в частности.

В качестве единицы методологического анализа была

выбрана единичная теория, понимаемая как сложная сеть. Ее

термины — узлы. Нити, связывающие их — определения и

гипотезы, входящие в теорию. Выделяют эмпирический язык и

теоретический язык научного познания. Эмпирический язык,

т. е. эмпирические термины и протокольные утверждения, как

считается, относятся к наблюдаемой действительности.

Эмпирические высказывания являются абсолютно подтвер-

жденными, истинными фактами. Возникающие через их

обобщение эмпирические законы — суть законы самой действи-

тельности, законы самой природы. Эти законы истинны, и

потому неизменны.

Эмпирические законы приводят к формулировке теоре-

тических законов и терминов, в которых эти законы

выражаются. Теоретические термины не относятся к наблю-

даемым явлениям, а указывают на идеальные сущности,

являющиеся лишь легко заменимыми объяснительными

конструкциями. Теоретические термины и законы эволюцио-

нируют, так как они не есть законы самой природы, а суть идеи

человека.

Функционирование теории в этой концепции происходит за

счет движения от плоскости наблюдения и обобщения единич-

ных фактов, через интерпретацию, к теоретическим терминам и

законам. От теоретических терминов и законов — обратно к

эмпирическим законам и наблюдению (т. е. индуктивный

подход).

В рамках этой концепции не ставится вопрос об авторе

теории. Считается, что на познание не влияют никакие социаль-

ные факторы. Не учитывается влияние старых, уже полученных

истинных знаний, на получение новых.

2. МОДЕЛЬ ВНЕШНЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУКИ КАРЛА ПОППЕРА.

Модель функционирования науки, по Попперу, есть процесс

смены фальсифицируемых теорий.

Теория рассматривается Поппером как своеобразная

«научная машина», сконструированная отдельным гениальным

индивидом. Теория, если продолжать эту метафору, — не

результат наблюдения, а скорее «изобретение», смело пред-

шествующее опыту. Созданная теория должна подвергнуться

рациональной критике, т. е. должны обсуждаться формулировка

проблемы и способы ее решения. Фальсификация здесь —

важнейшее средство выяснения качества теории.

Внешнее функционирование науки состоит в том, что

именно при столкновении как минимум двух теорий совершен-

ствуется и возрастает научное познание.

Поскольку наблюдение, по Попперу, есть всегда наблю-

дение в свете теории, постольку опровергаемая теория проти-

востоит не чистому наблюдению (не наблюдаемым фактам), а

другой теории или гипотезе. Функционирование науки

характеризуется как смена одних (опровергаемых) теорий,

другими, более смело противостоящими фальсификации.

3. МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУКИ ИМРЕ ЛАКАТОСА.

Единицей методологического анализа Лакатос считает не

отдельную теорию, а исследовательскую программу. Она

представляет собой методологическую основу группы или

череды сменяющих друг друга теорий. Внутри исследо-

вательской программы одна теория сменяется другой, более

лучшей теорией, — имеющей большее содержание, чем ее

предшественница и это содержание частично подтверждается.

Ни одна теория не может быть полностью подтверждена, но

фальсификация признается средством выявления качества

теории.

Исследовательская программа состоит из методоло-

гических правил, одни из которых указывают, каких путей

следует избегать («негативная эвристика»), а другие — каким

путям следовать («позитивная эвристика»). Программа вклю-

чает в себя т.н. «жесткое ядро» — неопровержимые, конвен-

циальные принципы. Это «жесткое ядро» окружено «защитным

поясом вспомогательных гипотез». Основным проверкам

подвергается этот защитный пояс, который, в случае

необходимости, может быть подновлен.

Возникновение аномалий, т. е. фактов, которые не могут

быть объяснены в рамках данной исследовательской про-

граммы, приводит к попыткам создания другой исследо-

вательской программы, где эти аномалии могли бы быть

успешно разрешены. Если новая программа в состоянии

решить аномалию, то это является основанием для отказа от

старой программы.

4. МОДЕЛЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ ТОМАСА КУНА.

Основными понятиями модели Куна являются

«парадигма» и «научное сообщество». Парадигма — это

совокупность норм и правил, ценностей, установок и образцов

научного исследования, которые разделяют члены данного

научного сообщества. Парадигма включает в себя образцовый

пример решения научных проблем. Парадигма существует в

виде общепринятой научной теории.

Научное сообщество — это общество практикующих

специалистов, работающих в определенной области;

получивших аналогичное образование, которые подвергаются

одинаковому процессу посвящения, после чего пользуются

одной и той же литературой, извлекают из нее аналогичные

знания по многим вопросам.

Модель революционного развития по Куну состоит из

следующих фаз: предпарадигма — нормальная наука — экстра-

ординарная наука (научная революция) — нормальная наука.

Предпарадигмальный период характеризуется конку-

ренцией различных точек зрения и подходов, претендующих на

роль парадигмы. Научное сообщество только складывается.

Наука находится на ранней стадии развития.

В период нормальной науки складывается бескон-

курентное научное сообщество и парадигма. Вся деятельность

жестко нормирована. Основания науки не подвергаются

сомнению. Происходит рутинное решение стандартных задач.

Наблюдается кумулятивный рост научного знания.

В период нормальной науки возникает три типа проблем:

хорошо известные в данной парадигме; проблемы, природа

которых указана существующей парадигмой, но которые могут

быть решены только при дальнейшем развитии теории;

осознанные аномалии, характерной чертой которых является

упорное нежелание быть ассимилированными существующей

парадигмой.

Для экстраординарной науки характерны следующие

признаки (в совокупности и отдельно): 1) открытая неудов-

летворенность теорией, играющей роль парадигмы; 2) выдви-

гаются новые спекулятивные теории для объяснения известных

аномалий, при этом в научном сообществе отсутствует кон-

сенсус относительно предлагаемых новых теорий; 3) готовность

к экспериментам, результаты которых невозможно предугадать;

они проводятся с целью локализации источников аномалии;

4) склонность к философскому анализу оснований ведущей

исследовательской традиции, что связанно с попыткой опреде-

лить до сих пор неявно сформулированные регламентирующие

правила и перепроверить их явным образом.

На новой стадии нормальной науки в центре внимания

находятся проблемы, приведшие к краху прежней парадигмы.

 

5. ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НАУКИ СТИВЕНА ТУЛМИНА.

Рассматривая науку как исторически развивающееся

рациональное предприятие, Тулмин применяет для иссле-

дования развития научных идей общую теорию эволюции. Он

понимает ее как обобщение дарвиновской теории популяций,

которая, в свою очередь, является лишь частным случаем

теории эволюции — зоологической теории эволюции. Тулмин

же пытается создать общую теорию эволюции, где зооло-

гоческая теория лишь частный случай.

По мнению Тулмина, при изучении концептуального

развития определенной научной традиции мы сталкиваемся с

процессом избирательного закрепления предложенных науч-

ным сообществом интеллектуальных вариантов. Поэтому важно

иметь в виду два различных аспекта эволюционного анализа

развития идей: 1) взаимосвязь и непрерывность, дающие воз-

можность выявить определенную научную дисциплину, имею-

щую собственную систему понятий, методов, осново-

полагающих идей; 2) продолжительные преобразования (измен-

чивость), ведущие к радикальной перестройке или распаду

научной дисциплины.

Рассматривая концептуальные изменения в рамках какой-

либо исследовательской традиции, Тулмин различает: а) еди-

ницы отклонения, или конкурирующие варианты (новые

понятия, идеи и методы), циркулирующие в течение некоторого

периода в данной дисциплине; б) единицы эффективной моди-

фикации, т. е. те немногие варианты, которые включаются в

интеллектуальную традицию данной дисциплины на основе их

постоянного критического отбора. Таким образом он выделяет:

Нововведения — это возможные способы развития

существующей традиции, предлагаемые ее сторонниками и

удерживаемые лишь с целью последующего доказательства их

пригодности для возможного решения стоящей проблемы, т. е.

еще не принятые и не отклоненные.

Отбор — решение ученых выбрать некоторые из

предлагаемых нововведений, чтобы с их помощью моди-

фицировать традицию, в том числе и в вопросах, касающихся

способов выбора, когда одни варианты признаются, а друге

отклоняются.

Тулмин подчеркивает, что если открытие новой истины

может произойти по инициативе отдельных ученых, то развитие

новых идей — дело научного сообщества. Выдвижение и моди-

фикация новых идей, как и возможность их появления вообще,

определяется социокультурными факторами. (Например, в

древнем Китае, накопившем довольно много астрономических

наблюдений и имевшем достаточно продвинутую по тем

временам технику, в принципе не могло появиться ни

китайского Галилея, ни астрофизики как самостоятельной

дисциплины. В отличие от западной Европы, где астрономия

основывалась на рациональном, абстрактном понимании

геометрии как чисто теоретической дисциплины, в Китае

геометрия оставалась прагматической наукой, собранием

формул и искусных приемов для измерения земельных

участков, необразующей логической сети абстрактных

утверждений. Господствующий слой был озабочен, прежде

всего, сохранением морального порядка на земле, но никак не

интеллектуальными нововведениями или тем более

космологией или натурфилософией. Следовательно,

математическая астрономия вообще была не нужна. Общест-

венный консерватизм обусловил методологический консер-

ватизм. Таким образом, научная дисциплина не могла воз-

никнуть не только из-за неразвитости логики, традиций фило-

софии и математики, но, прежде всего, из-за отсутствия необ-

ходимых институциональных традиций).

Возникновение научных дисциплин и нововведений в них

возможно лишь при условии существования коллективной

научной профессии, представители которой придерживаются

общих идеалов и являются институционально организо-

ванными. Поэтому наряду с понятием интеллектуальной дис-

циплины Тулмин использует и понятие интеллектуальной

профессии, представляющую собой уже не популяцию научных

идей, а уже популяцию ученых, выдвигающих эти идеи. Причем

институциональное развитие протекает параллельно с эволю-

цией идей.

 

6. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕГО ГЕНЕЗИСА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУКИ ПОЛЯ

ФЕЙЕРАБЕНДА.

Наука, с точки зрения Фейерабенда, — это не череда

взаимно согласующихся теорий (в этом пункте он полемизирует

с Лакатосом), а серия несовместимых, несоизмеримых

альтернатив. Поэтому единицей методологического анализа

должна быть не отдельная теория, а совокупность

альтернативных теорий. Альтернативы, по его мнению,

существуют в науке всегда, а не только в период научных

революций. Их борьба является движущей силой прогресса.

Периодов «нормальной науки» вообще не бывает (здесь он уже

полемизирует с Куном). Разнообразие мнений является неотъ-

емлемым свойством науки и философии. Умножение теорий

выгодно для науки, поскольку единообразие лишает ее крити-

ческой силы, приводит к застою. В этом случае возникает вера в

уникальность принятой теории, попытки отступничества объяв-

ляются «еретичеством» и караются, а факты, не уклады-

вающиеся в теорию, устраняются.

Анализируя проблему соотношения теории и опыта,

Фейерабенд резко критикует методологию неопозитивизма.

Позитивистский язык наблюдения, отмечает он, основывается

на метафизической онтологии. Причем, с точки зрения пози-

тивистов, существует единственная онтология. Фейерабенд

небезосновательно считает, что язык наблюдения опреде-

ляется теорией. Каждая теория создает свой собственный язык

для описания наблюдаемых ситуаций. Понятия языка

наблюдения не всегда более понятны, чем теоретические

понятия, поэтому не могут служить средством разъяснения

последних. При отсутствии теории показания измерительных

приборов не имеют никакого значения. Сначала теория

рассказывает о взаимосвязях, имеющихся в мире. Она учит, что

есть связь между показаниями инструмента и явлениями,

связями в мире. Если одна теория заменяется другой теорией, с

иной онтологией, то все показания приборов надо интер-

претировать заново. И вообще не существует такой теории,

которая ни в чем бы не противоречила фактам. Фейерабенд

утверждает, что старая и новая теории не только не сов-

местимы (старая не может быть включена в новую), но и несо-

измеримы, т. е. их содержание несравнимо.

Методологию Фейерабенда составляет несколько принципов:

1. принцип плюрализма: «сгодится всѐ!»

2. принцип пролиферации (размножения): «создавай

новое!»

3. принцип постоянства (упорства): «не отбрасывай

старое!»

Принцип плюрализма говорит о том, что открываются и

развиваются теории, противоречащие существующему пред-

ставлению, даже если оно основательно подтверждено и обще-

признано. Такие теории и являются, по его мнению, альтер-

нативными данному представлению.

Альтернативные теории могут черпаться буквально

отовсюду: из других теорий, мифов и современных пред-

рассудков, ухищрений специалистов и маниакальных фантазий.

Самая дикая (на сегодняшний день) идея в будущем может

натолкнуть мыслителя на вполне разумную идею. Альтер-

нативные идеи могут быть заимствованы из прошлого. Не

существует идеи, сколь бы древней и абсурдной она не каза-

лась, которая не могла бы способствовать совершенствованию

наших сегодняшних знаний. История идей — существенная

составная часть научного метода. История науки, таким

образом, становится неотъемлемой частью самой науки.

Этот тезис поддерживают принципы размножения и

упорства. В науке должно быть позволено генерировать новые

идеи и не отказываться от других идей, сейчас (ещѐ) не

подтверждаемых. Не нужно отбрасывать даже самые странные

результаты умственной деятельности. Каждый может следовать

своему мнению. Приветствуется усовершенствование своих

идей, увеличение степени их убедительности. Следование

подобным принципам, по Фейерабенду, может быть, – единст-

венный путь избавить человечество от интеллектуального

застоя.

Фейерабенд говорит о сильнейшей связи науки с культу-

рой, общественными отношениями, искусством, идеологией,

политикой. Личные интересы ученого, насилие, гонка во-

оружений, промывание мозгов, пропаганда играют в процессе

научного познания гораздо большую роль, чем принято было

считать. Настоящее науки сильно связано с прошлым науки и

культуры вообще. В науке повсюду следы ненаучных идей и

методов, ценностей и целей. В реальности ученые не

придерживаются жестких правил и норм. Поэтому методологию

Фейерабенда называют анархистской.

 

Вопрос 6.( понятие и содержание современной научной картины мира)

Понятие научная картина мира стало использоваться с конца 19 века, но до сих пор нет единого мнения среди ученых, что такое научная картина мира.

научная картина мира-условное представление о мире, его структурных закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки.

НКМ имеет свою структуру:в нее входят законы, понятия, образы.

1-й уровень-концептуальный( философские категории и принципы)

2-й уровень-чувственно-образный компонент(наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной общности)

Формы НКМ:

1.общенаучная картина мира(форма систематизации знаний)

2.естественно-научная картина мира(картина сообщества)

3.специализированная картина мира естественных наук

Функции НКМ


-помогает систематезировать знания

-Объяснительная

-информативная

-эвристическая


Фундаментальные основы новой картины мира

1. Общая и специальная теории относительности

2. Квантовая механика

3. В космологии-концепция нестационарной Вселенной

4. В биологии- развитие генетики.

 

Основой современной научной картины мира являются фундаментальные знания, полученные, прежде всего, в области физики. Однако в последние десятилетия прошлого века все больше утверждалось мнение, что в современной научной картине мира лидирующее положение занимает биология. Это выражается в усилении влияния, которое оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают универсальный характер и становятся фундаментальными принципами других наук. В частности, в современной науке такой универсальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.

 

ВОПРОС 7

Эволюция естественнонаучной картины мира

В истории развития науки можно выделить три четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

2. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

1) Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

2) Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

3) Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

4) Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

5) В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

Фундаментальные основы новой картины мира:

1) общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)

2) квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.

Три глобальных революции предопределили три длительных периода развития науки, они являются ключевыми этапами в развитии естествознания. Это не означает, что лежащие между ними периоды эволюционного развития науки были периодами застоя. В это время тоже совершались важнейшие открытия, создаются новые теории и методы, именно в ходе эволюционного развития накапливается материал, делающий неизбежной революцию. Кроме того, между двумя периодами развития науки разделенными научной революцией, как правило, нет неустранимых противоречий, согласно сформулированному Н. Бором, принципу соответствия, новая научная теория не отвергает полностью предшествующую, а включает ее в себя в качестве частного случая, то есть устанавливает для нее ограниченную область применения. Уже сейчас, когда с момента возникновения новой парадигмы не прошло и ста лет многие ученые высказывают предположения о близости новых глобальных революционных изменений в научной картине мира.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.