Основные тенденции – преимущественное развитие светской культуры, ориентация на западные образцы, создание национальной художественной школы, отвечающей мировым культурным тенденциям.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 2.1. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ (IX-XVII ВВ.)
Древнерусская культура IX-XIII вв.
Общие тенденции:
Ø Принятие православия как фактор объединения культурных традиций русских земель.
Ø Развитие культуры преимущественно в рамках православного религиозного мировоззрения.
Ø Высокая степень открытости древнерусской культуры для культур других народов.
| @ литература
| G архитектура
| иконопись
| Киевская Русь
| - Илларион «Слово о законе и благодати».
- Владимир Мономах «Поучение».
- Нестор «Повесть временных лет».
- «Житие Бориса и Глеба»
| - Десятинная церковь в Киеве
- Святая София в Киеве
- Святая София в Новгороде
| - Икона Владимирской Богоматери.
- Мозаика Богоматерь оранта.
- Мозаика Дмитрий салунский.
| Раздробленность
| Южная Русь
- Ипатьевская летопись.
- «Слово о полку Игореве».
- «Слово о погибели земли русской».
| Северо-вост. Русь
- Лаврентьевская летопись.
- Радзивиловская летопись.
- «Моление Даниила заточника».
| Северо-вос. Русь
- Успенский собор во Владимире.
- Дмитриевский собор во Владимире.
- Церковь Покрова на
Нерли
| Северная Русь
- Георгиевский собор Юрьева монастыря
- Церковь Спаса на Нередице
| Северо-вост. Русь
- Ангел златы власа
- Святой Георгий
| Северная Русь
- Богоматерь Великая панагия
| | | | | | | |
С наступлением татаро-монгольского ига культура приходит в упадок, а земли Южной Руси (территория современной Украины и Белоруссии) на длительный период подпадают под культурное влияние Западной Европы.
Культура московского государства XIV-XVI вв.
Основные культурные явления:
Ø Москва – культурный и политический центр, объединения русских земель и противостояния Золотой орде. Создание централизованного государства.
Ø Возрождение русской культуры.
Ø Создается первый после раздробленности общерусский летописный свод – «Троицкая летопись».
Ø Пергамент заменяется бумагой, в письме устав заменяется на полуустав, что приводит к ускорению письма и удешевлению письменной продукции.
Ø 1563 г. – начало книгопечатания (всего к концу XVI в. – около 20 книг)
@ Литературные жанры
| G архитектура
| иконопись
| - Исторические повести: «О битве на Калке», «О Мамаевом побоище», «Задонщина».
- Хождения: «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
- Жития: Епифаний Премудрый «ЖитиеДмитрия Донского», «Житие Стефана пермского».
- Публицистика: «Сказание о князьях владимирских».
- Эпистолярный жанр: Челобитные И. Пересветова, переписка А. КУрбскогои Ив. Грозного.
| - Московский кремль и его основные соборы: Успенский, Архангельский, Благовещенский.
- Грановитая палата.
- Церковь Вознесения в Коломенском.
- Церковь преображения в Кижах.
- Храм Покрова на рву (Василия блаженного).
| - Ф. Грек деисусный чин Благовещенского собора.
- А. Рублев «Троица», «Спас».
- Дионисий – роспись рождественского собора Ферапонтового монастыря.
|
Культура московского государства XVII вв.
Основные тенденции – освобождение от церковного влияния, развитие мирской культуры, расширение культурных связей с Западной Европой.
Просвещение:
& Развитие книгопечатания. Первый букварь В. Бурцева.
& Первые высшие государственные школы:
- Школа подготовки подьячих для приказов;
- Школа по изучению греческого языка и других наук (при печатном дворе).
- Славяно-греко-латинское училище (затем академия) – для изучения светских и духовных наук.
Литература:
@ «Новый летописец» - официальная версия событий Смутного времени.
@ Оппозиционная литература - «житие протопопа Аввакума».
@ Симеон Полоцкий - поэзия, драматургия и публицистика.
@ Новый жанр – бытовая повесть (анонимная): «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о ерше-Ершовиче».
Архитектура: новый стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его основные элементы – цветные изразцы, фигурные кирпичи.
G Теремной дворец московского кремля;
G Церковь Покрова в Филях.
Изобразительное искусство:
Строгановская школа в иконописи: Симон Ушаков «Спас нерукотворный».
Появление бытового портрета – парсуны (от слова «персона»).
Театр:
® Первая театральная постановка в честь рождения царевича Петра.
® «Зимний» театр в кремле.
Музыка:
¯ Канты – светские музыкальные произведения.
¯ Многоголосное пение в духовной музыке.
¯ Унифицированная линейная нотная запись
Тема 2.2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
Основные тенденции – преимущественное развитие светской культуры, ориентация на западные образцы, создание национальной художественной школы, отвечающей мировым культурным тенденциям.
Развитие светского гражданского просвещения:
& Введение гражданского шрифта.
& Развитие книгопечатания, преимущественно учебной литературы («Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича).
& Издание первой российской газеты «Ведомости».
& Развитие организованной книготорговли – книжные лавки.
& Зарождение музейного дела.
& Открытие государственной библиотеки в Петербурге.
& Открытие специализированных высших школ (артиллерийская, медицинская, горная и т.п.), затем университетов.
& Формирование системы общеобразовательной школы.
& Открытие Академии наук.
& Открытие Академии художеств.
Научные достижения:
ì Первые географические экспедиции по изучению российских территорий.
ì Ученый-энциклопедист - М. В. Ломоносов.
ì Деятельность В. Н. Татищева: «История российская» в 5 томах, незаконченный первый российский энциклопедический словарь.
ì Математические, физические, астрономические исследования Л. Эйлера.
ì Инженерные изобретения И.П. Кулибина и И.И. Ползунова.
Литература:
@ «Гистории» - повести петровского времени. Показывают «нового героя».
@ Заложение основ русской поэзии:
- А.Д. Кантемир – сатиры;
- В.К. Тредиаковский – реформа стихосложения;
- М. В. Ломоносов – оды, привнес в литературный язык разговорную речь.
@ Классицизм 2-ой пол. XVIII в.
- А.П. Суиароков – теоретик русского классицизма – сатирическая и лирическая поэзия, первые русские стихотворные трагедии.
- Д.И. Фонвизин – драматические произведения критической направленности.
- Г.Р. Державин – зарождение реалистической лирики.
@ Сентиментализм конца XVIII в.
- А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
- Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».
Архитектура:
G В градостроительстве – переход к регулярной застройке, создание крупных архитектурных ансамблей.
G «Петровское барокко»:
- Д. Трезини – Петропавловский собор;
- Д. Трезини, М.Г. Земцов – здание 12 коллегий;
- Д. Трезини, А. Шлютер – Летний дворец Петра в Летнем саду;
- И.П.Зарудный – Меньшикова башня (церковь архангела Гавриила) в Москве.
G Барокко 2-ой пол. XVIII в.
- Ф.Б. Растрелли – Зимний Дворец в Петербурге;
- Д.В. Ухтомский – колокольня Троице-Сергиевой лавры.
G Классицизм 2-ой пол. XVIII в.
- И.Е. Старов – Таврический дворец;
- В.И. Баженов – Дом Пашкова;
- М.Ф. Казаков – Здание Сената в Московском Кремле.
Изобразительное искусство:
И. П. Никитин - Портрет Петра на смертном одре.
А. Матвеев - Автопортрет с женой.
А.Ф. Зубов - Панорамы Петербурга – гравюры. 1-я пол. XVIII в.
К.Б. Растрелли - Скульптурный портрет Петра I
Портретная живопись 2-ой пол. XVIII в.:
- И. П. Аргунов – Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
- Ф.С. Рокотов – Портрет А.П. Струйской.
- Д.Г. Левицкий - Серия из 7 портретов «Смолянки».
- В.Л. Боровиковский – Портрет М.И.Лопухиной.
Скульптура 2-ой пол. XVIII в.:
- Э.М. Фальконе – Медный всадник – Памятник Петру I.
- Ф.И. Шубин – скульптурные портреты современников (М.В. Ломоносова).
Театр:
® Создание государственных, частных и крепостных театров.
® Театральная деятельность Ф. Волкова.
Музыка:
¯ Развитие оперного искусства (П.И. Ковалева-Жемчугова).
¯ Создание хоровой музыки (Д.С. Бортнянский)
Тема 2.3. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА
Основные факторы культурного развития:
Ø Развитие общественно-политической жизни.
Ø Создание единой системы народного образования.
Ø Становление литературного русского языка.
Ø В пореформенный период дворянство утрачивает приоритетные позиции в сфере культуры и искусства.
Ø Российская культура получает мировое признание.
Образование:
& Учреждение министерства народного просвещения.
& Открытие университетов в административных центрах окраин империи.
& Сеть гимназий для дворян и разночинцев.
& Лицеи для подготовки высших государственных чиновников.
& Технические институты и училища.
& Церковно-приходские и земские сельские школы.
Научно-технические достижения:
математика
| Н.И. Лобачевский – «неевклидова» геометрия.
П.Л. Чебышев –научная математическая школа.
С.В. Ковалевская –первая в мире женщина-профессор.
| Физика
| Б.С. Якоби, В.В. Петров– исследования по практическому применению электричества.
А.Г. Столетов – открытие фотоэффекта.
А.Н. Лодыгин и П.Н. Яблочков –варианты электрической лампы накаливания.
| Химия
| А.М. Бутлеров – фундаментальная теория строения органических веществ.
Д.И. Менделеев – периодическая система химических элементов неорганической химии.
| Биология и медицина
| И.М. Сеченов – основатель русской физиологии.
И.И.Мечников –один из основоположников иммунологии.
В.В. Докучаев –почвовед.
К.А. Тимирязев –физиология растений – раскрыл суть процесса фотосинтеза.
Н.И. Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии, впервые применил эфирную анестезию.
| техника
| А.С.Попов – изобретатель радиосвязи.
А.Ф. Можайский –создание первого в мире самолета.
| Научные экспедиции
| М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен - открытие Антарктиды.
П.П. Семенов-Тян-Шанский – исследование Средней и Центральной Азии.
Н.М. Пржевальский– 5 экспедиций в Центральную Азию.
Н.Н. Миклухо-Маклай – этнографические исследования на Канарских островах, в Марокко и Новой Гвинее – вывод о видовом единстве человеческих рас.
| история
| Н.М. Карамзин –«История государства российского».
С.М. Соловьев –«История России с древнейших времен».
Т.Н. Грановский –работы по истории средневековой Западной Европы.
В.О. Ключевский –Курс лекций по русской истории.
| Литература:
@ Золотой век русскойпоэзии – 1-я половина XIX в.
- Романтизм В.А. Жуковского и К.Ф. Рылеева.
- Поэтическое творчество А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
- Гражданская лирика Н.А. Некрасова
@ Наиболее яркие явления русской прозы:
- Романтизм и реализм А.С. Пушкина.
- Романтизм, мистицизм и реализм Н.В.Гоголя.
@ Критический реализм – господствующее направление 2-ой пол. XIX в.
- Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.С.Лесков.
Архитектура:
G Расцвет русского ампира
- А. Н. Воронихин –Казанский собор в Петербурге
- А. Д. Захаров –Адмиралтейство.
- К. И. Росси –Михайловский дворец (здание русского музея, Петербург).
G Псевдорусский стиль - 1-ой половины XIX в.
- А.А. Портланд – Церковь Воскресения «на крови» (Петербург).
- А.Н. Померанцев – Верхние торговые ряды (Москва).
G Эклектика
- А.А. Монферран – Исаакиевский собор (Петербург) – классицизм с элементами ренессанса.
- К.А. Тон – Храм Христа Спасителя (Москва) – русско-византийский стиль.
Изобразительное искусство:
2 Скульптура:
- И.П. Мартос –Памятник Минину и Пожарскому (Москва)
- П.К. Клодт – четыре группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту (Петербург).
- А.М. Опекушин – памятник А.С. Пушкину (Москва).
- М.М. Антокольский – станковые скульптуры «Нестор-летописец», «Иван грозный».
Живопись 1-ой половины XIX в.
- О.А. Кипренский – романтические портреты – портрет В.А. Жуковского.
- В.А. Тропинин – жанровый портрет – «Кружевница».
- К.П. Брюллов – пересечение классицизма и романтизма – «Последний день Помпеи».
- А.Г. Веницианов – родоначальник русского реализма – сельские идиллические картины. «На пашне. Весна».
- П.А. Федотов – критический реализм – «Свежий кавалер», «Анкор, еще анкор!».
- А.А. Иванов – академизм – «Явление Христа народу».
«Товарищество передвижных художественных выставок» 2-ой половины XIX в.
- И.Е.Репин– «Иван Грозный убивает своего сына»
- В.И. Суриков –«Боярыня Морозова» исторический жанр.
- В.М. Васнецов – «Три богатыря»
- И.И. Левитан, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин – пейзажная живопись.
- В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов, В.Е. Маковский – жанровая живопись.
В.В. Верещагин – батальный жанр, философское осмысление войны – «Апофеоз войны».
Театр:
® М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова - основоположники реалистической актерской школы.
® Зарождение реализма в драматургии – А.С.Грибоедов «Горе от ума», Н.В.Гоголь «Ревизор».
® А.Н. Островский – ведущий драматург 2-ой половины XIX в. Создатель разнообразного по жанрам репертуара русского национального театра.
Музыка:
¯ 1-я половины XIX в.– творчество Ф.М. Глинки– основоположника русской национальной классической музыки.Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».
¯ Романсы Ф.М. Глинки, А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева.
¯ 2-я половины XIX в. – «Могучая кучка» -
- М.А. Балакирев – 2 сборника обработок русских народных песен.
- А.П. Бородин – опера «Князь Игорь».
- Ц.А. Кюи – романсы на стихи Пушкина.
- М.П. Мусоргский – опера «Борис Годунов», фортепьянный цикл «Картинки с выставки».
- Н.А. Римский-Корсаков - оперы «Садко», «Снегурочка».
¯ П.И. Чайковский – крупнейшее явление музыки XIX в.
- Оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин»
- Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Тема 2.4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)
Основные тенденции:
Ø Ведущее художественное направление — модерн. (Характеристику стиля смотри во«Введении в историю мировой художественной культуры. Часть II.)
Ø Декадентские настроения.
Ø Разнообразие художественных течений, группировок, отражающих как новаторские так и традиционалистские устремления.
Ø Российское искусство выходит на мировую арену.
Ø Влияние на художественный процесс русской философско-религиозной мысли.
Ø Важную роль начинают играть меценаты и организаторы (продюсеры) художественного процесса (Морозов, Мамонтов, Дягилев, Бахрушин).
Основные направления литературного процесса:
реализм
| Проза Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, A.M. Горького.
| Символизм
| Поэзия В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока.
| Акмеизм
| Поэзия А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама.
| Футуризм
| Творчество В. Маяковского, В. Хлебникова;
| Имаженизм
| Поэзия С. Есенин и поэтов его круга
|
Театральное искусство:
® Создание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского Художественного театра, заложившего основы российской театральной школы, получившей признание во всем мире
® Начало творческого пути В.Э. Мейерхольда. Постановка пьес А. Блока «Балаганчик» и «Незнакомка».
® Музыкальный театр: время расцвета уникальных дарований Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, Н.В. Неждановой, А.П. Павловой, М.М. Фокина, В. Нижинского.
® «Русские сезоны» в Париже, организованные С. Дягилевым.
Музыкальное искусство:
Поиск новых средств выразительности, стремление к синтезу искусств в музыкальном творчестве:
¯ С.С. Рахманинова(фортепианные пьесы, романсы, концерты для фортепиано с оркестром);
¯ А. Скрябина(«Поэма экстаза», «Поэма огня»);
¯ И. Стравинского(балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»)
Архитектура
Стремление создать стиль, отвечающий запросам времени, — высоко комфортный, элегантный, технологичный. Выдающиеся архитекторы русского модерна:
G Ф. Шехтель (особняки Морозовой, Рябушинского в Москве)
G А. Щусев(здание Казанского вокзала в Москве)
Живопись
Импрессионизм:
| К. Коровин.Парижские пейзажи.
В. Серов«Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками», «Портрет М.Н. Ермоловой».
| Символизм
| М. Врубель«Демон сидящий», «Царевна-лебедь»
В. Борисов-Мусатов«Водоем», «Призраки»
| «Мир искусства»
| К. Сомов'Эхо прошедшего времени»
А. Бенуа«Прогулка короля»
Б. Кустодиев«Купчиха»
| Тема 2.5. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Современная периодизация отечественного искусства XX века:
1. 1917-20-е гг.: культура периода становления советского государства;
2. 30-е-начало 50-х гг.: культура периода тоталитаризма;
3. середина 50-х-60-е гг.: «оттепель» в культурной жизни общества;
4. конец 60-х-середина 80-х гг.: период «застоя»;
5. 1985-1991: период «перестройки»;
6. после 1991 г.: культура постсоветского периода.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|