Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные тенденции – преимущественное развитие светской культуры, ориентация на западные образцы, создание национальной художественной школы, отвечающей мировым культурным тенденциям.





РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 2.1. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ (IX-XVII ВВ.)

Древнерусская культура IX-XIII вв.

Общие тенденции:

Ø Принятие православия как фактор объединения культурных традиций русских земель.

Ø Развитие культуры преимущественно в рамках православного религиозного мировоззрения.

Ø Высокая степень открытости древнерусской культуры для культур других народов.

 

  @ литература G архитектура ­иконопись
Киевская Русь - Илларион «Слово о законе и благодати». - Владимир Мономах «Поучение». - Нестор «Повесть временных лет». - «Житие Бориса и Глеба» - Десятинная церковь в Киеве - Святая София в Киеве - Святая София в Новгороде - Икона Владимирской Богоматери. - Мозаика Богоматерь оранта. - Мозаика Дмитрий салунский.
Раздробленность Южная Русь   - Ипатьевская летопись. - «Слово о полку Игореве». - «Слово о погибели земли русской». Северо-вост. Русь - Лаврентьевская летопись. - Радзивиловская летопись. - «Моление Даниила заточника». Северо-вос. Русь   - Успенский собор во Владимире. - Дмитриевский собор во Владимире. - Церковь Покрова на Нерли Северная Русь - Георгиевский собор Юрьева монастыря - Церковь Спаса на Нередице Северо-вост. Русь   - Ангел златы власа - Святой Георгий   Северная Русь - Богоматерь Великая панагия  
             

 



С наступлением татаро-монгольского ига культура приходит в упадок, а земли Южной Руси (территория современной Украины и Белоруссии) на длительный период подпадают под культурное влияние Западной Европы.

 

Культура московского государства XIV-XVI вв.

Основные культурные явления:

Ø Москва – культурный и политический центр, объединения русских земель и противостояния Золотой орде. Создание централизованного государства.

Ø Возрождение русской культуры.

Ø Создается первый после раздробленности общерусский летописный свод – «Троицкая летопись».

Ø Пергамент заменяется бумагой, в письме устав заменяется на полуустав, что приводит к ускорению письма и удешевлению письменной продукции.



Ø 1563 г. – начало книгопечатания (всего к концу XVI в. – около 20 книг)

@ Литературные жанры G архитектура ­иконопись
- Исторические повести: «О битве на Калке», «О Мамаевом побоище», «Задонщина». - Хождения: «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. - Жития: Епифаний Премудрый «ЖитиеДмитрия Донского», «Житие Стефана пермского». - Публицистика: «Сказание о князьях владимирских». - Эпистолярный жанр: Челобитные И. Пересветова, переписка А. КУрбскогои Ив. Грозного. - Московский кремль и его основные соборы: Успенский, Архангельский, Благовещенский. - Грановитая палата. - Церковь Вознесения в Коломенском. - Церковь преображения в Кижах. - Храм Покрова на рву (Василия блаженного).   - Ф. Грек деисусный чин Благовещенского собора. - А. Рублев «Троица», «Спас». - Дионисий – роспись рождественского собора Ферапонтового монастыря.

Культура московского государства XVII вв.

Основные тенденции – освобождение от церковного влияния, развитие мирской культуры, расширение культурных связей с Западной Европой.

Просвещение:

& Развитие книгопечатания. Первый букварь В. Бурцева.

& Первые высшие государственные школы:

- Школа подготовки подьячих для приказов;

- Школа по изучению греческого языка и других наук (при печатном дворе).

- Славяно-греко-латинское училище (затем академия) – для изучения светских и духовных наук.

 

Литература:

@ «Новый летописец» - официальная версия событий Смутного времени.

@ Оппозиционная литература - «житие протопопа Аввакума».

@ Симеон Полоцкий - поэзия, драматургия и публицистика.



@ Новый жанр – бытовая повесть (анонимная): «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о ерше-Ершовиче».

 

Архитектура: новый стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его основные элементы – цветные изразцы, фигурные кирпичи.

G Теремной дворец московского кремля;

G Церковь Покрова в Филях.

 

Изобразительное искусство:

­ Строгановская школа в иконописи: Симон Ушаков «Спас нерукотворный».

­ Появление бытового портрета – парсуны (от слова «персона»).

Театр:

® Первая театральная постановка в честь рождения царевича Петра.

® «Зимний» театр в кремле.

 

Музыка:

¯ Канты – светские музыкальные произведения.

¯ Многоголосное пение в духовной музыке.

¯ Унифицированная линейная нотная запись

Тема 2.2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

 

Основные тенденции – преимущественное развитие светской культуры, ориентация на западные образцы, создание национальной художественной школы, отвечающей мировым культурным тенденциям.

Развитие светского гражданского просвещения:

& Введение гражданского шрифта.

& Развитие книгопечатания, преимущественно учебной литературы («Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича).

& Издание первой российской газеты «Ведомости».

& Развитие организованной книготорговли – книжные лавки.

& Зарождение музейного дела.

& Открытие государственной библиотеки в Петербурге.

& Открытие специализированных высших школ (артиллерийская, медицинская, горная и т.п.), затем университетов.

& Формирование системы общеобразовательной школы.

& Открытие Академии наук.

& Открытие Академии художеств.

 

Научные достижения:

ì Первые географические экспедиции по изучению российских территорий.

ì Ученый-энциклопедист - М. В. Ломоносов.

ì Деятельность В. Н. Татищева: «История российская» в 5 томах, незаконченный первый российский энциклопедический словарь.

ì Математические, физические, астрономические исследования Л. Эйлера.

ì Инженерные изобретения И.П. Кулибина и И.И. Ползунова.

 

Литература:

@ «Гистории» - повести петровского времени. Показывают «нового героя».

@ Заложение основ русской поэзии:

- А.Д. Кантемир – сатиры;

- В.К. Тредиаковский – реформа стихосложения;

- М. В. Ломоносов – оды, привнес в литературный язык разговорную речь.

@ Классицизм 2-ой пол. XVIII в.

- А.П. Суиароков – теоретик русского классицизма – сатирическая и лирическая поэзия, первые русские стихотворные трагедии.

- Д.И. Фонвизин – драматические произведения критической направленности.

- Г.Р. Державин – зарождение реалистической лирики.

@ Сентиментализм конца XVIII в.

- А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

- Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

Архитектура:

G В градостроительстве – переход к регулярной застройке, создание крупных архитектурных ансамблей.

G «Петровское барокко»:

- Д. Трезини – Петропавловский собор;

- Д. Трезини, М.Г. Земцов – здание 12 коллегий;

- Д. Трезини, А. Шлютер – Летний дворец Петра в Летнем саду;

- И.П.Зарудный – Меньшикова башня (церковь архангела Гавриила) в Москве.

G Барокко 2-ой пол. XVIII в.

- Ф.Б. Растрелли – Зимний Дворец в Петербурге;

- Д.В. Ухтомский – колокольня Троице-Сергиевой лавры.

G Классицизм 2-ой пол. XVIII в.

- И.Е. Старов – Таврический дворец;

- В.И. Баженов – Дом Пашкова;

- М.Ф. Казаков – Здание Сената в Московском Кремле.

Изобразительное искусство:

­ И. П. Никитин - Портрет Петра на смертном одре.

­ А. Матвеев - Автопортрет с женой.

­ А.Ф. Зубов - Панорамы Петербурга – гравюры. 1-я пол. XVIII в.

­ К.Б. Растрелли - Скульптурный портрет Петра I

­ Портретная живопись 2-ой пол. XVIII в.:

- И. П. Аргунов – Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

- Ф.С. Рокотов – Портрет А.П. Струйской.

- Д.Г. Левицкий - Серия из 7 портретов «Смолянки».

- В.Л. Боровиковский – Портрет М.И.Лопухиной.

­ Скульптура 2-ой пол. XVIII в.:

- Э.М. Фальконе – Медный всадник – Памятник Петру I.

- Ф.И. Шубин – скульптурные портреты современников (М.В. Ломоносова).

 

Театр:

® Создание государственных, частных и крепостных театров.

® Театральная деятельность Ф. Волкова.

 

Музыка:

¯ Развитие оперного искусства (П.И. Ковалева-Жемчугова).

¯ Создание хоровой музыки (Д.С. Бортнянский)

Тема 2.3. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

Основные факторы культурного развития:

Ø Развитие общественно-политической жизни.

Ø Создание единой системы народного образования.

Ø Становление литературного русского языка.

Ø В пореформенный период дворянство утрачивает приоритетные позиции в сфере культуры и искусства.

Ø Российская культура получает мировое признание.

Образование:

& Учреждение министерства народного просвещения.

& Открытие университетов в административных центрах окраин империи.

& Сеть гимназий для дворян и разночинцев.

& Лицеи для подготовки высших государственных чиновников.

& Технические институты и училища.

& Церковно-приходские и земские сельские школы.

Научно-технические достижения:

математика Н.И. Лобачевский – «неевклидова» геометрия. П.Л. Чебышев –научная математическая школа. С.В. Ковалевская –первая в мире женщина-профессор.
Физика Б.С. Якоби, В.В. Петров– исследования по практическому применению электричества. А.Г. Столетов – открытие фотоэффекта. А.Н. Лодыгин и П.Н. Яблочков –варианты электрической лампы накаливания.
Химия А.М. Бутлеров – фундаментальная теория строения органических веществ. Д.И. Менделеев – периодическая система химических элементов неорганической химии.
Биология и медицина И.М. Сеченов – основатель русской физиологии. И.И.Мечников –один из основоположников иммунологии. В.В. Докучаев –почвовед. К.А. Тимирязев –физиология растений – раскрыл суть процесса фотосинтеза. Н.И. Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии, впервые применил эфирную анестезию.
техника А.С.Попов – изобретатель радиосвязи. А.Ф. Можайский –создание первого в мире самолета.
Научные экспедиции М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен - открытие Антарктиды. П.П. Семенов-Тян-Шанский – исследование Средней и Центральной Азии. Н.М. Пржевальский– 5 экспедиций в Центральную Азию. Н.Н. Миклухо-Маклай – этнографические исследования на Канарских островах, в Марокко и Новой Гвинее – вывод о видовом единстве человеческих рас.
история Н.М. Карамзин –«История государства российского». С.М. Соловьев –«История России с древнейших времен». Т.Н. Грановский –работы по истории средневековой Западной Европы. В.О. Ключевский –Курс лекций по русской истории.

Литература:

@ Золотой век русскойпоэзии – 1-я половина XIX в.

- Романтизм В.А. Жуковского и К.Ф. Рылеева.

- Поэтическое творчество А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

- Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

- Гражданская лирика Н.А. Некрасова

@ Наиболее яркие явления русской прозы:

- Романтизм и реализм А.С. Пушкина.

- Романтизм, мистицизм и реализм Н.В.Гоголя.

@ Критический реализм – господствующее направление 2-ой пол. XIX в.

- Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.С.Лесков.

Архитектура:

G Расцвет русского ампира

- А. Н. Воронихин –Казанский собор в Петербурге

- А. Д. Захаров –Адмиралтейство.

- К. И. Росси –Михайловский дворец (здание русского музея, Петербург).

G Псевдорусский стиль - 1-ой половины XIX в.

- А.А. Портланд – Церковь Воскресения «на крови» (Петербург).

- А.Н. Померанцев – Верхние торговые ряды (Москва).

G Эклектика

- А.А. Монферран – Исаакиевский собор (Петербург) – классицизм с элементами ренессанса.

- К.А. Тон – Храм Христа Спасителя (Москва) – русско-византийский стиль.

Изобразительное искусство:

2 Скульптура:

- И.П. Мартос –Памятник Минину и Пожарскому (Москва)

- П.К. Клодт – четыре группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту (Петербург).

- А.М. Опекушин – памятник А.С. Пушкину (Москва).

- М.М. Антокольский – станковые скульптуры «Нестор-летописец», «Иван грозный».

­ Живопись 1-ой половины XIX в.

- О.А. Кипренский – романтические портреты – портрет В.А. Жуковского.

- В.А. Тропинин – жанровый портрет – «Кружевница».

- К.П. Брюллов – пересечение классицизма и романтизма – «Последний день Помпеи».

- А.Г. Веницианов – родоначальник русского реализма – сельские идиллические картины. «На пашне. Весна».

- П.А. Федотов – критический реализм – «Свежий кавалер», «Анкор, еще анкор!».

- А.А. Иванов – академизм – «Явление Христа народу».

­ «Товарищество передвижных художественных выставок» 2-ой половины XIX в.

- И.Е.Репин– «Иван Грозный убивает своего сына»

- В.И. Суриков –«Боярыня Морозова» исторический жанр.

- В.М. Васнецов – «Три богатыря»

- И.И. Левитан, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин – пейзажная живопись.

- В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов, В.Е. Маковский – жанровая живопись.

­ В.В. Верещагин – батальный жанр, философское осмысление войны – «Апофеоз войны».

 

Театр:

® М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова - основоположники реалистической актерской школы.

® Зарождение реализма в драматургии – А.С.Грибоедов «Горе от ума», Н.В.Гоголь «Ревизор».

® А.Н. Островский – ведущий драматург 2-ой половины XIX в. Создатель разнообразного по жанрам репертуара русского национального театра.

 

Музыка:

¯ 1-я половины XIX в.– творчество Ф.М. Глинки– основоположника русской национальной классической музыки.Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».

¯ Романсы Ф.М. Глинки, А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева.

¯ 2-я половины XIX в. – «Могучая кучка» -

- М.А. Балакирев – 2 сборника обработок русских народных песен.

- А.П. Бородин – опера «Князь Игорь».

- Ц.А. Кюи – романсы на стихи Пушкина.

- М.П. Мусоргский – опера «Борис Годунов», фортепьянный цикл «Картинки с выставки».

- Н.А. Римский-Корсаков - оперы «Садко», «Снегурочка».

¯ П.И. Чайковский – крупнейшее явление музыки XIX в.

- Оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин»

- Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

 

 

Тема 2.4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)

Основные тенденции:

Ø Ведущее художественное направление — модерн. (Характеристику стиля смотри во«Введении в историю мировой художественной культуры. Часть II.)

Ø Декадентские настроения.

Ø Разнообразие художественных течений, группировок, отражающих как нова­торские так и традиционалистские ус­тремления.

Ø Российское искусство выходит на мировую арену.

Ø Влияние на художественный процесс русской философско-религиоз­ной мысли.

Ø Важную роль начинают играть меце­наты и организаторы (продюсеры) ху­дожественного процесса (Морозов, Мамонтов, Дягилев, Бахрушин).

Основные направления литературного процесса:

реализм Проза Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Буни­на, А.И. Куприна, A.M. Горького.
Символизм Поэзия В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока.
Акмеизм Поэзия А. Ахматовой, Н. Гумиле­ва, О. Мандельштама.
Футуризм Творчество В. Маяковского, В. Хлеб­никова;
Имаженизм Поэзия С. Есенин и поэтов его круга

 

Театральное искусство:

® Создание К.С. Станиславским и В.И. Не­мировичем-Данченко Московского Ху­дожественного театра, заложившего основы российской театральной школы, получившей признание во всем мире

® Начало творческого пути В.Э. Мейер­хольда. Постановка пьес А. Блока «Ба­лаганчик» и «Незнакомка».

® Музыкальный театр: время расцвета уникальных дарований Ф.И. Шаляпи­на, Л.В. Собинова, Н.В. Неждановой, А.П. Павловой, М.М. Фокина, В. Нижинского.

® «Русские сезоны» в Париже, органи­зованные С. Дягилевым.

 

Музыкальное искусство:

Поиск новых средств выразительнос­ти, стремление к синтезу искусств в музыкальном творчестве:

¯ С.С. Рахманинова(фортепианные пьесы, романсы, концерты для фор­тепиано с оркестром);

¯ А. Скрябина(«Поэма экстаза», «По­эма огня»);

¯ И. Стравинского(балеты «Жар-пти­ца», «Петрушка», «Весна священная»)

 

Архитектура

Стремление создать стиль, отвечаю­щий запросам времени, — высоко комфортный, элегантный, технологич­ный. Выдающиеся архитекторы русского модерна:

G Ф. Шехтель (особняки Морозовой, Рябушинского в Москве)

G А. Щусев(здание Казанского вок­зала в Москве)

 

Живопись

Импрессионизм: К. Коровин.Парижские пейзажи. В. Серов«Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками», «Портрет М.Н. Ермоловой».
Символизм М. Врубель«Демон сидящий», «Ца­ревна-лебедь» В. Борисов-Мусатов«Водоем», «При­зраки»
«Мир искусства» К. Сомов'Эхо прошедшего времени» А. Бенуа«Прогулка короля» Б. Кустодиев«Купчиха»

Тема 2.5. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Современная периодизация отечественного искусства XX века:

1. 1917-20-е гг.: культура периода становле­ния советского государства;

2. 30-е-начало 50-х гг.: культура периода то­талитаризма;

3. середина 50-х-60-е гг.: «оттепель» в куль­турной жизни общества;

4. конец 60-х-середина 80-х гг.: период «зас­тоя»;

5. 1985-1991: период «перестройки»;

6. после 1991 г.: культура постсоветского пе­риода.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.