Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.





1.

Целью уголовно-исполнительной политики государства явля­ется исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных — это основная функция феде­рального законодательства об исполнении уголовных наказа­ний. Она определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.

Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ заключаются в регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации.

В последние годы в системе органов, осуществляющих исполнение наказания и иных мер принудительного характе­ра, назначаемых судом, произошли существенные изменения.

Согласно принятым законодательным документам учрежде­ния уголовно-исполнительной системы были переданы в ве­дение Министерства юстиции РФ. В целом уголовно-исполнительное законодательство РФ приведено в соответствие с международными требованиями, ориентированными на уважение и соблюдение прав и свобод личности, исключение обращений, унижающих человеческое достоинство, соответствующее медико-санитарное обслуживание. Несмотря на произошедшие в уголовно-исполнительной системе преобразования, и по сей день существует множе­ство негативных проявлений в учреждениях пенитенциарной ; системы РФ. В связи с этим на органы прокуратуры ложится важная задача, нацеленная на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находя­щихся в местах лишения свободы. Прокурорский надзор яв­ляется в данном случае одной из важнейших правовых гарантий.



Среди общих задач прокурорского надзора в рассматри­ваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специ­альным задачам следует отнести не только надзор за испол­нением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы при­говор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов. Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным прин­ципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения, выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав законных интересов осужденных.



Предметом надзора за законностью исполнения наказания иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-рудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осуж­денных и лиц, подвергнутых мерам принудительного харак­тера, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с ли­шением свободы;

4) законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не должны вмешиваться в организационно-распорядительную и хозяйственную деятельность администрации поднадзор­ных объектов, к которым относятся исправительные коло­нии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, след­ственные изоляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, дисциплинарные во­инские части, гауптвахты для осужденных военнослужащих; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные цен­тры (ст. 16 УИК).



При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих на­казание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания по­дозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

• посещать в любое время эти органы и учреждения;

•опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

• знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо под­вергнуты мерам принудительного характера, и оперативны­ми материалами;

• требовать от администрации создания условий, обеспе­чивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ при­казов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, тре­бовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;

• отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в на рушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без за­конных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нару­шение закона задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно ис­полнения установленных законом порядка и условий содер­жания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, под­лежат обязательному исполнению администрацией, а так­же органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

 

2.

Проверка прокурора может быть разделена в соответствии объемом на два вида: общую и целевую. Последняя затра­гивает отдельные вопросы организации и деятельности ис­правительных учреждений. Проверки могут быть плановы­ми, внеплановыми, внезапными, ночными и т.д. Вопрос о том объеме, в рамках которого должна пройти прокурорская про­верка, решается исключительно прокурором с учетом обще­го состояния законности в конкретном исправительном уч­реждении.

Информацию о состоянии законности на поднадзорном объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных обра­щений осужденных, анализа материалов практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказа­ний с обязательным учетом при этом данных расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспита­тельных колониях. Прокурор получает также информацию о нарушениях законов в исправительных учреждениях от различ­ных общественных организаций, занимающихся проблемами исполнения наказаний, оказывает им необходимую помощь и содействие в выполнении своих обязанностей.

На основании изученного аналитического материала про­курор определяет круг вопросов, подлежащих проверке и выяснению. По прибытии в исправительное учреждение прокурор ис­требует у администрации документы, характеризующие со­стояние режима содержания осужденных, обобщенные ма­териалы об имеющихся в исправительных учреждениях нарушениях режима содержания и принятых мерах дисцип­линарного воздействия в отношении нарушителей, докумен­тацию о соблюдении трудовых условий и санитарно-гигиенических норм, нарушениях правил техники безопасности, наличии производственных травм.

Режим содержания осужденных в исправительных учреж­дениях — это такой установленный законом и соответству­ющими ему нормативными правовыми актами порядок от­бывания наказания в виде лишения свободы, который обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность, а также различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.

Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные, столовые и т.д.).

Проверка личных дел осужденных должна быть направ­лена на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыс­кания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.

После этого прокурор приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для данного действия. В личных делах лиц, по­мещенных в штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о водворении, акт совершен­ного проступка, объяснение осужденного, заключение вра­ча о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе.

Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях содержания, труда. Осужденным заранее должно быть объяв­лено о личном приеме прокурором. Последний проверяет законность и обоснованность приказов и распоряжений администрации исправительного учреждения. Важным средством предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб сужденных администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен также выяснить, имеют осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим образом администрация реагирует на них и т.д. Среди правовых средств прокурорского реагирования на явленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить следующие: а) постановления прокурора, меняющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способству­ющих нарушению закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; г)привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.

 

3.

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры согласно Закону о прокуратуре. Администрация мест содержания под стражей подозрева­емых и обвиняемых обязана выполнять постановления соот­ветствующего прокурора, касающиеся установленного зако­ном порядка содержания указанных лиц.

Федеральным законодательством определены следующие места содержания под стражей подозреваемых и обвиняе­мых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной си­стемы Министерства юстиции РФ, следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых орга­нов Министерства внутренних дел РФ.

Местами содержания под стражей подозреваемых и об­виняемых могут являться также учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, испол­няющие уголовное наказание в виде лишения свободы и гауптвахты.

Основаниями для помещения подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

• судебное решение (приговор, определение, постановле­ние суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Вы­писка заверяется подписью должностного лица и скрепляет­ся гербовой печатью;

• протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями следственных изоляторов и изоляторов вре­менного содержания составляет установленный законом ре­жим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоля­цию.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых имеет определенную специфику перед режимом содержания осужденных лиц в исправительных учреждениях. Дело в том, что в следственные изоляторы и изоляторы временного содержа­ния помещаются лица, в отношении которых судом еще не вынесено никакого решения. В силу принципа презумпции. Невиновности каждый считается там правым, пока обратное не доказано в определенном уголовно-процессуальным зако­ном порядке и не установлено вступившем в законную силу приговором суда. В исправительных же учреждениях нахо­дятся лица, признанные виновными в совершении преступле­ний, и в отношении них обвинительный приговор суда уже имеет законную силу.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других спе­циализированных прокуратур» надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу возложен на прокуроров субъектов РФ.

Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регист­рации и размещения лиц, поступающих в следственные изо­ляторы и изоляторы временного содержания. При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся основанием для помещения подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

Если в следственный изолятор поступает женщина с ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить наличие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При отсут­ствии таких документов должно иметься письменное указа­ние лица, производящего дознание, следователя, прокурора или Суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор.

Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Прокурор проверяет, насколько правильно и полно организо­вано первичное медицинское освидетельствование поступающих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Ре­зультаты медицинского освидетельствования обязательно вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

При наличии телесных повреждений врачом составляет­ся соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским работником и начальником кара­ула, доставившим арестованных.

В случае обнаружения прокурором этого акта или соответ­ствующей записи в амбулаторной книге необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоя­тельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки дол­жны быть направлены территориальному прокурору для при­нятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор должен проверить, насколько правильно и в со­ответствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответ­ствующая работа по предотвращению совершения правона­рушений в местах содержания под стражей.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 26.02.1997 № 8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюде­нием законов при исполнении уголовных наказаний и в след­ственных изоляторах» Генеральный прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законно­сти в следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заклю­ченным со стороны работников учреждений и органов, испол­няющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий со­держания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Надзирающие прокуроры должны реагировать на факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры, организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности. Уполномоченные прокуроры обязаны усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами внут­ренних дел, в подчинении у которых находятся эти учрежде­ния. Работу с поступающими жалобами надзирающие проку­роры должны рассматривать как важнейшую составляющую деятельности по укреплению законности при исполнении уго­ловных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее серьезных наруше­ниях проверять с выездом на место.

Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со стороны администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и заявлениями, жалобами граждан.

Представители администрации должны ежедневно обхо­дить камеры и принимать от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные админис­трации следственного изолятора, регистрируются в журнале, а затем о них докладывается начальнику, который принима­ет меры по их разрешению. При отсутствии такой возмож­ности подозреваемому или обвиняемому даются соответству­ющие разъяснения.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в про­куратуру, суды или иные органы государственной власти, ко­торые имеют право контроля за следственными изолятора­ми, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатан­ном виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по пра­вам человека в Российской Федерации, просмотру не подле­жат и направляются ему в течение 24 часов.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотре­ны администрацией следственного изолятора и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

Кроме того, администрацией место содержания подозрева­емых и обвиняемых организуется ежедневный их личный прием начальником следственного изолятора или уполномо­ченными им лицами в течение рабочего времени. График личного приема подозреваемых и обвиняемых должен быть доведен до их сведения.

Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотруд­никами следственного изолятора. Заявления о приеме пода­ются письменно на имя начальника или делаются устно и регистрируются в порядке очередности их подачи в журна­ле личного приема с указанием должностного лица, к кото­рому подозреваемый или обвиняемый хотел бы попасть на прием. Последний ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного при­ема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается об этом отметка. Оно подшивается в личное дело подозрева­емого или обвиняемого.

В ходе осуществления прокурорской проверки надзира­ющий прокурор также должен обращать внимание на правиль­ность и законность организации администрацией труда подо­зреваемых и обвиняемых.в совершении преступлений.

Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории следственного изолятора: в камерах, на про­изводственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных участках. При этом обеспечивается выполнение ус­тановленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и ги­гиены.

Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабо­раториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, свя­занной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспорт­ных средств и множительной технике.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 05.07.2002 № 39 Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства. Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.

 

Лекция 11.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.