Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования
1.
Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.
К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы — это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, Что прокурор не только наделен полномочиями на осуществление уголовного преследования, но и обязан обеспечить действенный надзор за соблюдением законности предварительного расследования.
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.
Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:
1) обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии , имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела;
3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;
4) обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
5) принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
6) осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
7) установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела И уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.
2.
К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.
В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
• органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
• Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав. Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
•командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
• органы Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:
1) прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;
2) установленного законом порядка разрешения заявлений сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;
3) законности проведения предварительного расследования;
4) законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 . 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.
2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводящих предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.
3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения. В случае несогласия с решениями или указаниями прокурора следователь в соответствии с ч. 3 ст. 38 УПК вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этих случаях последний отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.
3.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПK, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований данного действия;
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подведомственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК;
11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) продлевать срок предварительного расследования;
13) утверждать постановление дознавателя, следователя прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.
Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК.
Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования.
Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного, процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.
Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т.д.
Следует отметить, что письменные указания прокурора органу дознания, следователю, данные в порядке, предусмотренном УПК, являются обязательными. Обжалование улученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК.
Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) начальнику следственного отдела и обязательно для исполнения.
Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести соответствующее постановление. Согласно п. 25 ст. 5 УПК постановлением в досудебных стадиях уголовного судопроизводства является решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования. Обвинительное заключение и обвинительный акт имеют другую правовую природу и постановлениями не являются.
Например, если прокурор, проверив допустимость доказательства по уголовному делу, по ходатайству подозреваемого или обвиняемого или собственной инициативе придет к убеждению, что оно получено с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, то в этом случае он в соответствии с требованием ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым. После этого полученное с нарушениями доказательство не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт.
Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему в результате незаконного уголовного преследования вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.
По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.
4.
Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и следующими внутриведомственными нормативными актами: Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешению в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 13.03.2003 № 158, приказом Министерства юстиции РФ от 27.06.2002 № 179 «Об утверждении порядка ? приема, регистрации, учета и разрешения в службе судебных приставов Минюста России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях». Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы безопасности РФ от 04.12.2000 №613, приказом Генерального прокурора от 21.10.2003 №45 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях». О важности этого этапа стадии возбуждения уголовного дела свидетельствует и то, что Генеральным прокурором РФ был издан соответствующий приказ от 10.01.1999 № 3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготавливаемых преступлениях».
Некоторые аспекты прокурорского надзора за законностью и своевременностью регистрации сообщений о преступлениях содержатся в приказе Генерального прокурора РФ от 05.07.2002 , № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства», которые применяются в части, не противоречащей приказу Генерального прокурора от 21.10.2003 № 45.
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.
Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:
1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются;
2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;
3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д.
В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.
Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию ой работы возложена лично на прокуроров городов и районов;
Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.
Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.
В исключительных случаях срок проверки может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела или органа дознания до 10 суток, соответственно по ходатайству следователя или дознавателя. По общему правилу дальнейшее продление срока не допускается, однако в случае назначения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).
Осуществляя надзор за законностью в стадии возбуждения уголовного дела, прокурор первостепенное внимание должен уделять заявлениям и сообщениям, находящимся в стадии рассмотрения, давать необходимые письменные указания, с тем чтобы предотвращать волокиту, не допускать проведения до следственных проверок при очевидных признаках состава преступления, незамедлительно возбуждать уголовные дела, обеспечивать безотлагательное проведение неотложных следственных действий и осуществление других мер, направленных на раскрытие преступления.
Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. УПК не содержит исчерпывающего перечня проверочных действий по поступившему сообщению о преступлении. Вместе с тем представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значение для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.
Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела могут быть (в исключительных случаях) проведены осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), освидетельствование (ст. 179 УПК), назначена судебная экспертиза. В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что этот перечень следственных действий является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Следователь, орган дознания, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.
Следователь, дознаватель обязаны немедленно направить постановление о возбуждении уголовного дела вместе с материалами проверки, а если были осуществлены следственные действия (осмотр места происшествия, освидетельствование) или назначена судебная экспертиза, то соответственно протоколы и постановления о производстве этих действий надзирающему прокурору.
При поступлении от следователя, дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий соответствующих протоколов и постановлений прокурор обязан незамедлительно проверить их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела. При том он должен установить обстоятельства, исключающие необходимость Возбуждения уголовного дела, выяснить своевременность и законность проведения следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела.
В случаях, когда в собранных материалах не содержится остаточных данных для возбуждения дела, но не исчерпаны возможности для их сбора, в тот же день надзирающий прокурор должен вынести постановление о возвращении следователю, дознавателю материалов для дополнительной проверки с указанием о необходимости выполнения конкретных процессуальных действий и сроков исполнения.
При сообщениях об убийстве, террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях прокурор обязан лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на это, если постановление о возбуждении дела вынесено следователем.
В случае принятия прокурором решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но отсутствия возможности оперативного возвращения следователю или дознавателю материалов дела для производства расследования или дознания прокурор о принятом решении должен уведомить их по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой. После чего постановление о возбуждении уголовного дела с материалами проверки незамедлительно направить следователю или дознавателю. Уведомление о согласии на возбуждение уголовного дела, порученное от прокурора следователем, дознавателем по телефону, необходимо оформить телефонограммой и приобщить к материалам уголовного дела. Прокурор, в свою очередь, должен следить, чтобы поступившие сообщения органами предварительного расследования приобщались к материалам дела с указанием времени их фактической отправки и получения.
Получив от надзирающего прокурора согласие на возбуждение уголовного дела, следователь, дознаватель обязаны уведомить об этом заявителя и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела, в соответствующих прокуратурах устанавливается в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные решения.
При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Надзирающим прокурорам необходимо строго следить за тем, что согласно УПК не допускается выносить решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, если не указано конкретное лицо, в отношении которого выносится данное решение.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретным лицом или лицами, прокурор, следователь, дознаватель обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела в свою очередь должно стать объектом пристального внимания прокурора как с формальной, так и с содержательной стороны.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.
В соответствии со ст. 124 УПК прокурор рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам ее рассмотрения прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен (решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет принятое постановление и возбуждает уголовное дело либо возвращает материалы для дополнительной проверки.
5.
Прокурор выявить нарушения закона, допущенные следователем, дознавателем при производстве уголовного дела, может л ознакомления с материалами предварительного расследования, рассмотрения жалоб граждан на действия государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный про-, непосредственного участия в расследовании преступлений, обобщения практики расследования преступлений.
Ознакомление с материалами уголовного дела, находящимися в производстве у следователя или дознавателя, происходит в целяхпроверки обеспечения допустимости доказательств, защиты прав участников уголовного процесса, и в первую очередь потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого.
Для решения этих задач прокурор может вызвать следователя или дознавателя и заслушать их как о производстве по уголовному делу в целом, так и по отдельным эпизодам следования. Прокурор также может ознакомиться с наблюдательным производством по уголовному делу, в котором находятся копии важных процессуальных документов, отражающих решения следователя, дознавателя.
Однако наиболее эффективной формой прокурорского надзора в этом направлении является непосредственное ознакомление прокурора с материалами уголовного дела.
Изучая уголовное дело, прокурор в первую очередь должен обратить внимание на законность и обоснованность задержания лица по подозрению в совершении преступления. прокурор должен следить за тем, чтобы задержание лица происходило в точном соответствии с требованиями ст. 91 и 92 УПК и процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее трех часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору.
Прокурор должен решительно пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Он должен безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также находящихся под стражей без продления сроков.
В этих целях он обязан ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Прокурор должен безотлагательно реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.
Велика роль прокурорского надзора и за соблюдением законности при избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в ст. 97 УПК, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать у подозреваемого или обвиняемого обязательство о явке.
При рассмотрении вопроса о согласии на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен иметь в виду, что в ст. 108 УПК содержится исчерпывающий перечень оснований (условий) для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого. Прокурор должен тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и др. В необходимых случаях прокурору следует лично допрашивать лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетнего— в обязательном порядке.
При невозможности окончания предварительного следствия в двухмесячный срок и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен обеспечить продление сроков содержания под стражей в строгом соответствии со ст. 109 УПК.
Принимая решение о даче согласия на продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев, прокурор должен следить за тем, чтобы ходатайство о продлении возбуждалось в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для избрания этой меры пресечения.
Для получения согласия Генерального прокурора РФ на постановление суду ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев надзирающий прокурор должен готовить и не позднее 30 суток до истечения годичного срока представлять в Генеральную прокуратуру РФ соответствующие материалы с заключением об обоснованности и законности его продления. Также не позднее 30 суток необходимо представлять в Генеральную прокуратуру РФ постановите следователя для продления Генеральным прокурором РФ и его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.
В этих случаях необходимо учитывать, что предоставлено для согласия Генерального прокурора РФ ходатайств следователя о продлении судом срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев носит исключительный характер. В связи в этим вопросы о содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно нужно рассматривать на коллегии прокуратуры субъекта РФ, приравненных к ней военных и других специализированна прокуратур.
В отправляемых документах надзирающий прокурор долги обязательно отразить следующие вопросы: изучалось ли уголовное дело, какие нарушения и недостатки выявлены в организации расследования, какие меры приняты для устранения обнаруженных просчетов.
Осуществляя надзор за исполнением законов, связанных с пресечением и раскрытием преступлений, прокурор должен добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|