Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры





 

1.

Принципы прокурорского надзора — это мировоззренчес­кие идеи основополагающего характера, выраженные в нор­мах права, определяющие место и роль прокуратуры в меха­низме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Приведенное определение принципов прокурорского надзора одновременно характеризует два аспекта. С одной стороны, организационное построение прокуратуры и ее системное отно­шение к иным органам государственной власти, политическим партиям, общественным организациям и объединениям и, с другой стороны, функциональный порядок реализации прокура­турой своих полномочий для достижения целей и задач, предус­мотренных в Конституции и иных федеральных законах.

Отдельно взятый принцип не оказывает никакого регулиру­ющего воздействия на организацию и деятельность органов прокуратуры. О влиянии принципов на построение технологии прокурорского надзора можно говорить только в том случае, если рассматривать каждый принцип во взаимодействии с другими основополагающими началами в рамках системы.



Принцип законности. Формула принципа: органы про­куратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.

Реализация принципа законности имеет для прокуратуры важное значение. Выполняя функции по надзору за соблюде­нием законов, прокуратура должна сама строго и неуклонно соблюдать требования законодательства.

В федеральном законодательстве о прокуратуре принцип законности выражается в установлении надзорных полномочий прокуроров, предмета и пределов их реализации, а также порядка деятельности. В обязанности прокурора входит опротестование каждого нормативного правового акта, который противоречит Конституции и иным федеральным законам и с этой точки зрения является незаконным. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуж­дает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предос­терегает о недопустимости нарушения закона. Однако если решение по этим вопросам будет принято помощником про­курора, то оно в свою очередь само будет незаконным.



Прокурор в своей деятельности обязан соблюдать не только требования Конституции и Закона о прокуратуре, но так же положения иных отраслевых законов (УПК, ГПК, АПК и т.д.)

Принцип законности также реализуется таким построения и такой обоснованностью действий и решений прокурора, которые гарантируют в каждом случае обнаружения правонарушений немедленное их устранение правовыми средствами. В свою очередь незаконные решения прокурора могут быть обжалованы гражданами и должностными лицами вы­шестоящему прокурору или непосредственно в суд.

Принцип публичности. Формула принципа: органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц. Содержание принципа публичности выражается в обязанности органов прокуратуры реагировать на каждый случай нарушения законов, ущемления прав, свобод граждан, интересов личности, общества и государства. Принцип публичности в основном рассматривается как основополагающий начало уголовного судопроизводства. Вместе с тем этот принцип присущ всем отраслям государственной деятельности. Действует он и во всех направлениях прокурорского надзорa. Этот принцип наделяет прокурора широкими властными полномочиями по реализации своих функций. Прокурорские работники могут применять нормы права, меры юридиче­ского воздействия на правонарушителей, принимать решения о возбуждении уголовного дела или дела об административ­ном правонарушении. Например, в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 29.04.2002 № 25 «Об усиле­нии прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие проявлениям фашизма и иных форм экстремизма» прокуроры обязаны использовать все возможности для установления и пресечения источников финансирования радикальных организаций любого направле­ния, а также реализовать все предоставленные законом пол­номочия, в том числе право обращения с исками в суд, для прекращения деятельности политических партий, обществен­ных и религиозных объединений, средств массовой информа­ции и издательств, пропагандирующих идеи насилия, социаль­ной, национальной, расовой розни, допускающих иные нарушения действующего законодательства. Суть принципа публичности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в сочетании интересов ор­ганов государственной власти в лице прокуратуры по дости­жению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором своих надзорных полномочий. Например, федеральное законодательство о вы­борах в органы местного самоуправления содержит положе­ние, согласно которому участие прокурора i судебном рас­смотрении дел о нарушении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправ­ления является обязательным, не зависящим от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора.



Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры.. Формула принципа: прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховен­ства Конституции, исполнения законов, а также непосред­ственно охраны прав и свобод личности, общества, государ­ства на всей территории России.

Содержание принципа выражается в единстве системы органов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обес­печивается непосредственно правовыми средствами. Организация единой системы органов прокуратуры уста­навливается на основании Конституции, Закона о прокурату­ре и других федеральных законов. Единство правового про­странства, в рамках которого действует прокуратура, позволяет определить общие для всех ее структурных под­разделений цели, задачи и направления деятельности, а так­же сформировать общий для всех прокуроров правовой ста­тус и единые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности.

Принцип единства в организации и деятельности органов Прокуратуры позволяет обеспечить единообразный подход к вопросам организации управления, а также способствовать реализации сочетания единоличных и коллегиальных начал в организации деятельности органов прокуратуры.

В соответствии с принципом единства не допускается создание государственных и негосударственных органов, подменяющих или дублирующих деятельность по осущест­влению прокурорского надзора за соблюдением законности на территории РФ.

Единую систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. 0бразование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее единую систему, не допускается. Реализация принципа единства в организации и деятельности органов прокуратуры выражается в установленном законом едином правовом статусе прокурора. Принимая лично решения по вопросам, которые законом отнесены к его компетенции, прокурор в то же время действует от имени всей прокуратуры в целом.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры. Формула принципа: в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при не­укоснительном подчинении нижестоящих прокуроров выше­стоящим и Генеральному прокурору РФ, а также безуслов­ном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими.

Содержание этого принципа выражается в законода­тельном закреплении вертикальных связей, на основе кото­рых строится вся система органов прокуратуры и управле­ние ее структурными подразделениями.

Суть рассматриваемого принципа выражается в том, что все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для испол­нения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.

В свою очередь Прокуроры субъектов РФ руководят дея­тельностью прокуратур районов и городов, иных приравнен­ных к ним специализированных прокуратур. Они также изда­ют приказы и распоряжения, которые обязательны для исполнения нижестоящими подчиненными прокурорами.

Согласно принципу централизации нижестоящие прокуро­ры обязаны подчиняться распоряжениям, требованиям и ука­заниям вышестоящих прокуроров. В случае неисполнения адресованных им предписаний они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В соответствии с распоря­жением Генерального прокурора РФ от 08.09.1998 № 63/6р «О порядке привлечения к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным проку­рором РФ» Генеральный прокурор РФ в полном объеме пользуется правом применять меры дисциплинарного взыс­кания к нижестоящим прокурорским работникам. Замести­тели Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вправе налагать дисципли­нарные взыскания на работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ (кроме его заместителей), за исключением лишения их нагрудного знака «Почетный работ­ник прокуратуры Российской Федерации», понижения в дол­жности и увольнения из органов прокуратуры.

Принцип централизации в организации и деятельности ор­ганов прокуратуры выражается также в обязанности выше­стоящих прокуроров контролировать деятельность подчиненных прокуроров. Контроль является важнейшим условием организации работы, одной из основных обязанностей всех ; должностных лиц прокуратуры и имеет следующие цели:

обеспечить высокую исполнительскую дисциплину;

выявить, исправить и предупредить недостатки в работе;

реализовать принцип персональной ответственности каждого работника органов прокуратуры за порученное дело.

Цели контроля достигаются путем заблаговременного истребования информации о ходе выполнения поручения, напоминания конкретным исполнителям о необходимости добросовестного отношения к возложенным обязанностям, проверкой качества исполнения, а также своевременным и принципиальным реагированием на выявленные упущения, опущенные при исполнении возложенных полномочий.

Принцип внепартийности. Формула принципа: организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов.

Содержание принципа заключается в том, что на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Осуществляя надзор за соблюдением законов, прокуратура кается и политических аспектов общественной жизни. От того, насколько беспристрастно прокурор подойдет к разрешению правовых вопросов, связанных с какой-либо стороной политической жизни, зависит стабильность общественной жизни в том или ином регионе. Прокурор не должен использовать свое служебное поло­жение в партийных интересах.

Например, определяя статус члена избирательной комиссии, Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» содержит положение, в соответствии с которым члены избиратель­ной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административно­му взысканию, налагаемому в судебном порядке. Этот же подход закреплен и в отношении зарегистриро­ванного кандидата, который на территории муниципального образования не может быть привлечен к уголовной ответ­ственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном по­рядке, без согласия прокурора субъекта РФ.

Названные положения закона обязывают прокуроров под­ходить к разрешению этих вопросов на основании всесторон­него и независимого от политических симпатий решений. Рассматривая и разрешая каждую из приведенных правовых ситуаций, прокурор должен руководствовать не тем, какая из политических позиций кандидата ему ближе, а опираясь ис­ключительно на букву закона.

Принцип независимости. Формула принципа: в своей организации и деятельности органы прокуратуры не зависи­мы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосоз­нанием и совестью.

Содержание принципа выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они облада­ют известной самостоятельностью, независимостью и твор­ческой активностью при исполнении возложенных на них обя­занностей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной самостоятельности прокурора позволяют наиболее эффек­тивно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провозгласить независимость прокурорских работников не­достаточно, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа.

Необходимо выделить следующие правовые гарантии не­зависимости прокурорских работников.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре орга­ны прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного само­управления, общественных объединений и в строгом соответ­ствии с действующими на территории РФ законами.

2. Финансирование и материально-техническое обеспе­чение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Строительство и ка­питальный ремонт зданий, техническое оснащение органов прокуратуры может финансироваться также за счет средств местных бюджетов. Материальное обеспечение деятельно­сти органов и учреждений прокуратуры осуществляет Гене­ральная прокуратура РФ.

3. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти. Органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, обществен­ных объединений, средств массовой информации, их предста­вителей, а также должностных лиц на прокурора с целью по­влиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

4. В законе закреплена неприкосновенность прокурора. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совер­шенного прокурором, возбуждение против него уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при со­вершении преступления), производство расследования явля­ются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Конкретизация этих законодательных положений нашла свое выражение в приказе Генерального прокурора РФ от 26.06.1998 № 44 «О порядке проверки сообщений о правона­рушениях, совершенными прокурорами или следователями : органов прокуратуры, возбуждения и расследования в отно­шении них уголовных дел». Процессуальный порядок возбуж­дения уголовного дела в отношении прокурора и дальнейшее го осуществления в отношении него уголовного преследования определен гл. 52 УПК и заключается в том, что в отношении прокурора уголовное дело может быть возбуждено только Вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено федеральным законом для обеспечения безо­пасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Прокурор не может быть привлечен к админи­стративной ответственности.

5. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмот­ренных федеральным законодательством.

Одним из проявлений принципа независимости в повсе­дневной жизни прокурора является недопустимость совме­щения им своей и иной оплачиваемой или безвозмездной деятельности. В противном случае реализация принципа независимости прокурорских работников будет поставлена под угрозу.

Принцип гласности в деятельности прокуратуры.Формула принципа: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям зако­нодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Содержание принципа заключается в том, что Консти­туцией закреплены права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию лю­бым законным способом. В стране идет активный процесс совершенствования законодательства по этому вопросу. От качества информации, поступающей к населению от органов прокуратуры, зависит политическая стабильность в обществе.

Органы прокуратуры должны систематически информи­ровать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности, правопорядка, мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с пре­ступностью, пресечению деятельности организованных пре­ступных групп и других тяжких преступлений.

Органы прокуратуры должны оперативно сообщать в сред­ства массовой информации о возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим повышенный общественный интерес, ходе и результатах их расследования, судебном рас­смотрении и вынесенных приговорах, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые наруше­ния законности, о возмещенном прокуратурой ущербе, причи­ненном как государственным интересам, так и отдельным гражданам. При этом прокуроры не должны допускать неуме­стной сенсационности, ажиотажа и легковесности. Распрос­траняемые прокуратурой сообщения должны быть точными и сбалансированными.

Принцип обязательности исполнения указаний про­курора. Формула принципа: требования прокурора, вытека­ющие из его полномочий по осуществлению надзора за со­блюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.

Содержание принципа выражается в том, что закон, на­деляя прокурора широкими полномочиями по осуществлению надзорных функций, предусматривает соответствующие пра­вовые средства юридического принуждения в случаях, когда гражданин или должностное лицо поднадзорного объекта от­казывается подчиниться законным и обоснованным требова­ниям прокурора.

Закон о прокуратуре предусматривает право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц вы­деления специалистов для выяснения возникших в ходе над­зорной деятельности тех или иных вопросов. Это требование ; обязательно для исполнения руководителями предприятий и учреждений, кому они адресованы.

Прокурор имеет также право требовать от руководителей и других должностных лиц проведения различных проверок деятельности их организаций или подконтрольных учрежде­ний. Прокурор имеет право вызывать должностных лиц и Граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Умышленное неисполнение этих и других требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой в со­ответствии со ст. 17.7 КоАП административную ответствен­ность.

2.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры реализуются по следующим направлениям: 1) в правотворчестве органов федеральной законодательной власти, а также при издании Генеральным прокурором РФ соответству­ющих нормативных правовых актов; 2) при осуществлении прокурорского надзора и деятельности прокуратуры по дру­гим направлениям. Раскроем их содержание.

1. Существующая научно обоснованная и выраженная в нормах права система принципов организации и деятельнос­ти прокуратуры играет очень важную роль в правотворческом процессе. Принципы служат ориентиром, в соответствии с которым законодатель разрабатывает и принимает законы, регламентирующие организацию и деятельность органов про­куратуры в России. Эти же принципы законодатель должен учитывать и при формировании других федеральных законов, регулирующих иные общественные отношения, но в которых так или иначе принимают участие и органы прокуратуры. Построение правовых норм этих законов должно осущест­вляться в соответствии с единой системой принципов орга­низации и деятельности прокуратуры, что позволяет достичь согласованности и непротиворечивости в самой деятельнос­ти прокурора, которая в свою очередь опосредуется этими нормами.

Например, в ст. 17 Закона об ОРД содержится норма, за­прещающая органам, осуществляющим эту деятельность, использовать конфиденциальное содействие по контракту прокуроров. В основе этого нормативного положения лежит принцип независимости последних.

Наличие единой системы принципов организации и дея­тельности прокуратуры также позволяет обеспечить преем­ственность при внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 112-ФЗ были внесе­ны изменения в ст. 25.1 Закона о прокуратуре. Прежняя редак­ция этой статьи содержала положение, согласно которому про­курор в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях имеет воз­можность вынести в письменной форме предостережение о не­допустимости нарушения закона только должностным лицам.

Это правило не срабатывало в отношении лиц, являющих­ся руководителями различных общественных (религиозных) организаций, которые не наделены статусом должностного лица. Учитывая, что в последнее время в России усилились действия экстремистских организаций различного толка, стре мящихся подорвать целостность и единство государства, в эту норму законодателем были внесены изменения;

Теперь прокурор имеет возможность при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях оказать превен­тивное воздействие на руководителей этих общественных (религиозных) организаций, а также иных лиц, направив им предостережение о недопустимости нарушения закона.

Очевидно, что в основе рассмотренного нормативного изменения лежат требования принципов законности и публичности. В соответствии с принципом законности органы прокуратуры обязаны обеспечить соблюдение Конституции и исполнение законов. Важным направлением в решении этой задачи является деятельность прокурора по предупреждению ; нарушений законов. В соответствии с другим основополагающим началом — принципом публичности — прокурор обязан при получении сведений о готовящихся противоправных деяниях принять все меры по их предотвращению. Однако ре­дакция ст. 25.1 Закона о прокуратуре от 10.02.1999 лишала его возможности применять такое действенное средство прокурорского реагирования, как вынесение письменного предостережения о недопустимости нарушения закона. 2. Существование научно обоснованной адекватно и строго отражающей сущность прокурорского надзора системы его принципов позволяет правоприменителю в лице прокурора обеспечивать толкование и применение норм права, в соответствии с сущностью всей отрасли права толковать отдельные его нормы, недостаточно определенно и четко сформулированные в тех или иных нормативных или инструктивных ix, а также конфликтующие между собой нормы, регла­ментирующие деятельность органов прокуратуры по выполнению возложенных на них полномочий.

 

Лекция 4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.