Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое регулирование прокурорского надзора





МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

 

Кафедра правосудия и правоохранительной деятельности

 

 

Матвеев А.В., к.ю.н.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

Направление подготовки (cпециальность): 030900 Юриспруденция

Профиль подготовки: широкий

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: (очная)

 

 

Тула 2012 г.


 

Рассмотрено на заседании кафедры ПиПД

протокол № 1 от «1» марта 2012 г.

И.о.зав. каф. ________________А.Ю. Головин

 

Cодержание

Лекция 1. Предмет, цель, задачи и функции прокурорского надзора …4

Лекция 2. Историческое развитие органов и учреждений прокуратуры в России …11

Лекция 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры …16

Лекция 4. Система органов и учреждений прокуратуры …25

Лекция 5. Служба в органах и учреждениях прокуратуры …32

Лекция 6. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов .....44

Лекция 7. Прокурорский надзор за исполнением законов органами,



осуществляющими оперативно-розыскную деятельность …58

Лекция 8. Надзор прокурора за исполнением законов

органами предварительного следствия и дознания …63

Лекция 9. Участие прокурора в рассмотрении судами

уголовных, гражданских и арбитражных дел …69

Лекция 10. Надзор прокурора за исполнением законов

администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание

и применяющих назначенные судом меры принудительного характера,

и администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу …74

Лекция 11. Иные функции органов прокуратуры …79

Библиографический список…85

Лекция 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

План

Предмет и система учебного курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»

Прокуратура в системе органов государственной власти

Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора

Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры



Правовое регулирование прокурорского надзора

 

1.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской федерации» изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на за­вершающем этапе обучения студентов, что вполне обосно­ванно.

Во-первых, деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

Очевидно, что для полного и всестороннего изучения орга­низации работы органов прокуратуры студентам необходимо обладать достаточными знаниями как о системе норматив­но-правовых актов, регламентирующих общественные отно­шения, так и непосредственно о законности самой деятель­ности органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций.

Например, рассматривая функцию прокуратуры по Осу­ществлению надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, необходимо знать систему норма­тивно-правовых актов, регламентирующих этот вид правоох­ранительной деятельности. Изучая надзор прокуратуры за законностью деятельности органов предварительного след­ствия и дознания, студент должен хорошо разбираться в уго­ловном и уголовно-процессуальном законодательстве. Рас­сматривая участие прокурора в арбитражном и гражданском судопроизводстве, необходимы знания арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального прав. Во-вторых, как правило, на завершающем этапе обучения будущие правоведы уже имеют представление о том, чем будут заниматься в дальнейшем. Кто-то из них станет представлять интересы граждан и юридических лиц в «судебных баталиях», где прокурор может занимать сторону, противоположную интересам подзащитного. В этом случае знай полномочий прокурора, тактики и методики организации работы, а также умение вести с ним аргументированный спор в условиях состязательного судопроизводства являются одной из гарантий победы адвоката.



Для тех, кто поступит на службу в правоохранительные органы, прокурор будет являться должностным лицом, координирующим и направляющим деятельность по борьбу с преступностью и иными правонарушениями. Например, осуществляя уголовное преследование, прокурор является pyководителем досудебного производства по уголовному делу. Его указания и распоряжения обязательны для исполнения к органами предварительного следствия и дознания, так и лицами, уполномоченными осуществлять ОРД. Знание положений соответствующих законов и ведомственных норматива правовых актов позволит избежать неприятных конфликте с сотрудниками прокуратуры при исполнении ими своих обязанностей. Прочные знания об организации и деятельное! органов прокуратуры имеют важное значение для успешно карьеры будущего юриста.

Следует различать прокурорский надзор как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» базируете на основах юридической науки,- связанных с изучением организации и деятельности прокуратуры. Предметом данного курса являются:

• теоретические положения о месте и роли прокуратуры системе реализации государством своих функций; цели и за дачи деятельности органов прокуратуры, а также принцип ее организации и функционирования; историческое развиты» учреждений прокуратуры в России;

• правовое регулирование организации и деятельности органов прокуратуры; правовой статус прокурора и его полно­мочия по выявлению и устранению нарушений законности, а также правовые средства и методы прокурорского реагирования для принятия соответствующих мер;

• тактика и методика организации работы органов проку­ратуры по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов в различных отраслях.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изуча­ющих:

• закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблю­дением законности;

• средства и формы прокурорского реагирования на выяв­ленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;

• содержание правовых институтов, связанных с деятель­ностью органов прокуратуры;

• практику применения законодательства о деятельности прокуратуры.

2.

Развитие правового демократического российского госу­дарства в современных условиях невозможно без укрепле­ния режима законности, установления диктатуры закона. Го­сударственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обе­спечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суве­ренитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про­тиворечить Конституции. В свою очередь органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления, должно­стные лица. Граждане и их объединения обязаны точно соблюдал» Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением зако­нов была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции принадлежит исключительно судам.

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой деятельности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Феде­рации, т.е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призва­на быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе1.

С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального проку­рора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о на­значении его на должность и отстранении от должности.

Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.

С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает опре­деленные возражения.

Во-первых, если рассматривать правовое положение Пре­зидента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только про­куратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные орга­ны, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерально­го прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституций назначение на должность и освобождение от должности Ге­нерального прокурора РФ относится к ведению Совета Фе­дерации РФ.

Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать сле­дующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов про­куратуры — это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства пра­вового пространства России, соблюдению режима законно­сти всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и обще­ства в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут только будучи структурой, организация и деятельность ко­торой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.

3.

Законодатель, называя термином «прокурорский надзор» в целом деятельность органов и учреждений прокуратуры, тем не менее не дает ему законодательного определения и не раскрывает его содержания. Для того чтобы лучше по­нять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить такие его признаки, которые позволяли бы отличать этот специфический вид деятельности от иных форм реализации государством своих контрольных функций.

1. Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.

Несмотря на имеющееся семантическое сходство терминов «контроль» и «надзор», в правовом отношении прокурорский надзор следует отличать от судебного контрою ля, а также от контрольных функций федеральных органов исполнительной власти — государственного контроля.

В научной литературе под судебным контролем понимают особую форму осуществления правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного судопроизводства.

Судебный контроль отличается от прокурорского надзора по:

реализующим его субъектам: судебный контроль осуще­ствляется только судом, а прокурорский надзор — органами , прокуратуры;

• формам деятельности: судебный контроль осуществля­ется исключительно в установленных законом особых про­цессуальных формах, а прокурорский надзор реализуется как в административных, так и в процессуальных формах;

• предмету деятельности: судебный контроль осуществ­ляется с целью рассмотрения и разрешения дел, проверки за­конности, обоснованности и справедливости вынесенных су­дебных решений, а также соблюдения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан путем осуществления правосудия. Деятельность прокуратуры не связана с отправлением правосудия. Задача органов прокуратуры заключается в выявлении и пресечении нарушений Конституции и федеральных законов с помощью правовых способов и средств прокурорского реагирования;

- по правовым последствиям: судебный контроль в отличие от прокурорского надзора завершается принятием особого судебного решения —акта правосудия.

Следует различать также прокурорский надзор и госу­дарственный контроль. Под последним понимают проведение специально уполномоченными органами исполнитель­ной власти проверок выполнения юридическими лицами или частными предпринимателями при осуществлении их де­ятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам и т.д.), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-пра­вовыми актами.

Во-первых, прокурорский надзор отличается от государ­ственного контроля тем, что надзорные полномочия про­курора не включают в себя возможность осуществления распорядительной деятельности, выражающейся в возмож­ности отмены нормативно-правового -акта, возложении обязанности проведения какого-либо действия, наложении взыскания, определении целесообразности расстановки сил и средств и т.п.

Во-вторых, контрольные функции государственной власти распределены между министерствами и ведомствами, кото­рые реализуют их исключительно в рамках предоставленных им полномочий. Прокурорский надзор отличается всеобъем­лющим характером и осуществляется по отношению как к подконтрольным органам, так и к контролирующим органи­зациям и их должностным лицам.

В-третьих, государственные контролирующие органы оце­нивают организацию и деятельность подконтрольных струк­тур не только с точки зрения законности, но и с позиции эф­фективности и целесообразности. Прокурорский надзор всегда направлен только на проверку соблюдения законнос­ти и носит правовой характер. Реализуя свои полномочия, прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйствен­ную деятельность поднадзорных объектов.

Разделение прокурорского надзора и контрольных функ­ций федеральных органов исполнительной власти нашло свое отражение и в соответствующих нормативных актах.

2. Органы прокуратуры осуществляют надзор за со­блюдением Конституции и исполнением федеральных конституционных и федеральных законов. На прокурату­ру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного права в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и прин­ципы международного права являются составной частью ' правовой системы РФ.

Вопрос о том, должна ли осуществлять прокуратура над­зор за исполнением ведомственных нормативно-правовых актов, решается неоднозначно. Вместе с тем нельзя не от­метить, что, например, в ч. 4 ст. 353 ТК содержится поло­жение, в соответствии с которым государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, осуществляют Генераль­ный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Отсюда следует, что правильность и точность исполнения нормативно-пра­вовых актов ведомственного характера, которые приняты в развитие федерального законодательства, прокурор дол­жен проверить.

3. Цель деятельности органов прокуратуры в Российс­кой Федерации заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также созда­нии правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.

На основании перечисленных признаков можно сформулировать определение прокурорского надзора.

Прокурорский надзор это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.

В связи с тем, что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре. Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

• соблюдение Конституции и исполнение законов;

• соответствие законам издаваемых нормативных право­вых актов;

• соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

• исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

• исполнение законов судебными приставами;

• исполнение законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Законодательное закрепление отраслей прокурорского над­зора для практической деятельности органов прокуратуры очень важно. Выделение отраслей прокурорского надзора, во-первых, позволяет конкретизировать деятельность прокура­туры по наиболее значимым направлениям; во-вторых, обес­печивает четкую организацию деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами своих функций; в-третьих, способствует оптимальной организации управле­ния в системе органов прокуратуры.

Закон о прокуратуре определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора его объекты, предмет и полномочия прокурора.

 

4.

Определив, что деятельность прокуратуры является са­мостоятельным направлением реализации государственной власти, необходимо установить ее цель.

Цель деятельности прокуратуры заключается в созда­нии на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Консти­туции, исполнение законов, действующих на территории Рос­сии, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным про­курором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурора­ми. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.

1. Задачи по обеспечению единства правового про­странства в государстве:

достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

— обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и фе­деральному законодательству;

—гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;

— обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и граждан­ские суды.

2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью.

обеспечение реализации принципа неотвратимости уго­ловной ответственности за совершенные преступления. Реше­ние этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

— достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с пре­ступностью;

— обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.

3.Организационные задачи:

обеспечение оперативного поступления информации обимеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;

— установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспеченияэффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступикков, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организация обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;

— обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

— подготовка высококвалифицированных кадров для струк­тур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых так и опытных практических работников прокуратуры.

Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:

1)обеспечение общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;

2)осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4) участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и я постановлений судов;

5) рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;

6) участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

7) участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

8)организация издания специальной литературы;

9) обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничества c ними, заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;

5.

Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих дея­тельность прокурора по обеспечению верховенства Консти­туции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и сво­бод граждан, законных интересов личности, общества и государства.

Предметом правого регулирования являются обществен­ные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов про­куратуры по обеспечению режима законности в Российской Федерации. Методом правового регулирования служит пре­дусмотренная законом совокупность взаимосвязанных и вза­имообусловленных приемов, способов и средств осуществле­ния прокурором своих полномочий.

В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соот­ветствии с которым правовую основу организации и деятельно­сти органов прокуратуры составляют Конституция, данный За­кон, другие федеральные законы и международные договоры РФ.

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинени­ем нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора а также нижестоящих прокуроров. Данным конституционным положением закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечена самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе орган прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдением; законности осуществляется на всех уровнях власти не зависит от местнических сепаратистских тенденций.

Однако специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ. Однако органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции законодательство и управления прокуратурой относится исключительно к ведению РФ.

Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Им является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Закон о прокуратуре состоит из VII разделов, который включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены целии задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные) функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального проку­рора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения я освобождения их от должности.

Закон определяет предмет прокурорского надзора относи­тельно каждого из его основных направлений (отраслей), пол­номочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.

Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иныхфедеральных законах.

Так, ст. 30 Закона о прокуратуре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением за­дов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД по требованию прокурора, осуществляющего надзор за законностью деятельности органов, обеспечивающих ОРД, руководители их структур обязаны представить им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий использованием оперативно-технических средств, а также четно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий о надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность должностных лиц.

Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УШС

Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в его ст,'25.11 Содержатся указания на полномо-1ия прокурора, который вправе:

1) возбуждать производство по делу об административ­ном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административ­ном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключе­ния по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об адми­нистративном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.

Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующиеуказы Президента РФ, и постановления Правительства РФ. К ним, в частности, можно отнести указы Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «Об утверждении Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», а также от 30.06.1 Я № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации» и т.д. Среди нормативно-правовых актов Правительства РФ следует назвать постановление от 27.12.2004 № 850 «О порядке обеспечен прокурорских работников, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд все) видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения» и др.

Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Указанные нормативные правовые акты занимают особое место в деятельности органе прокуратуры, поскольку принимаются в соответствии с текущей оперативной обстановкой, складывающейся в результате непосредственной работы прокуратуры по реализации свои полномочий, а также управлению всей системой ее органов.

Нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором РФ, должны соответствовать следующим требованиям: во-первых, приниматься уполномоченным на это должностным лицом прокуратуры (Генеральным прокуроров РФ или его заместителями); во-вторых, не противоречит Конституции и федеральному законодательству; в третьих быть обязательными для исполнения всеми прокурорами и следователями прокуратуры. Обязательное значение эти нормативные правовые акты имеют и для иных должностных лиц органов, поднадзорных прокуратуре.

 

Лекция 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.