Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм выполнения государственно бюджета по доходам через органы государственно казначейства





С целью создания условий для эффективного управления средствами государственного бюджета и средствами государственных внебюджетных фондов, повышения оперативности финансирования бюджетных расходов, Кабинет министров Украины и Национальный банк Украины утвердили Постановление № 401 "О кассовом выполнении государственно бюджета Украины" от 03.04.1996 г. Этому постановлению предшествовал Указ Президента Украины № 335 "О государственном казначействе Украины" от 27.04.1995 г. и постановление Кабинета министров Украины и национального банка Украины № 306 "О мероприятиях относительно обеспечения кассового обслуживания средств государственно бюджета Украины" от 12.03.1996 г.

Оба законодательных акта признавали необходимость организации кассового выполнения государственно бюджета по доходам и расходам через органы государственно казначейства Украины. Но поскольку казначейская модель реализации бюджета на то время находилась в состоянии внедрения и не имела достаточного кадрового и материально-технического обеспечения для выполнения соответствующих функций и заданий, кассовое выполнение государственно бюджета некоторое время предусматривалось осуществлять через учреждения национального банка Украины, государственного экспортно-импортного банка Украины, Акционерно-коммерческого агропромышленного банка " Украина ", Акционерно-коммерческого банка социального развития" Укрсоцбанк ", Украинского акционерно-промышленного инвестиционного банка" Проминвестбанк ". Следовательно, все министерства, ведомства, другие органы государственной исполнительной власти, а также органы, которые осуществляют управление целевыми государственными фондами, входящих в государственный бюджет, получили распоряжение перевести до 15 мая в 1996 г. все текущие бюджетные счета средств государственно бюджета, открытые в учреждениях банков, не уполномоченных осуществлять кассовое выполнение государственно бюджета, в учреждения банков, которым такое право было дано, то есть уполномоченным [8].



Уполномоченными банками считаются такие коммерческие банки Украины, которым органами государственно казначейства предоставлены полномочия осуществлять операции по кассовому выполнению государственно бюджета. Указанные операции предусматривают принятие и зачисление средств на соответствующие счета, их перечисление на другие счета (по поручению органов государственно казначейства), хранение и выдача средств на мероприятия, предусмотренные государственными бюджетом и с разрешения государственно казначейства, а также принятие, хранение и выдача наличных денег. Иначе говоря, основной функцией уполномоченного банка является осуществление расчетно-кассового обслуживания государственно казначейства.



За время становления и развития Государственного казначейства в Украине механизм выполнения государственного бюджета по доходам и расходам испытывал определенные изменения. Так, в начале внедрения казначейской системы кассового исполнения государственного бюджета в учреждениях уполномоченных банков для органов Государственного казначейства открылись доходные бюджетные счета, а именно "Средства Государственного бюджета" и "Средства бюджетов Украины к распределению". На балансовый счет "Средства Государственного бюджета" зачислялись средства, непосредственно поступавшие в государственный бюджет. На балансовый счет "Средства бюджетов Украины к распределению" зачислялись общегосударственные налоги и сборы, которые потом распределялись между государственным и местными бюджетами. Органы Государственного казначейства получали из доходных счетов выписки с приложением копий платежных документов, заверенных учреждением соответствующего банка. Для того, чтобы средства поступали в государственный бюджет Украины правильно, согласно бюджетной классификации, финансовые органы, органы Государственного казначейства и Государственной налоговой администрации за месяц до начала бюджетного года подавали соответствующим учреждениям коммерческих банков списки налогоплательщиков по каждому району с определением вида платежа, раздела бюджетной классификации доходов, символов отчетности банка и номера счетов, на которые следует зачислять средства.



Средства, поступавшие на балансовый счет "Средства бюджетов Украины к распределению", распределялись учреждениями уполномоченных банков между государственным и местными бюджетами в соответствии с нормативами, установленными Верховной Радой Украины. В случае нарушения этих нормативов к уполномоченным банкам Национальный банк Украины применял соответствующие финансовые санкции, в частности лишал права обслуживать операции, связанные с прохождением средств как государственного, так и местных бюджетов.

Средства, поступавшие на балансовый счет "Средства Государственного бюджета", учреждения коммерческих уполномоченных банков ежедневно, не позднее 10 часов, перечисляли на транзитные доходные счета, открытые в региональных управлениях Национального банка Украины. Одновременно они подавали органам Государственного казначейства оперативную ежедневную отчетность о доходах государственного бюджета. Региональные управления Национального банка Украины не позднее 16 часов перечисляли средства с транзитных счетов на централизованные доходные счета главного управления Государственного казначейства Украины, открытые в Операционном управлении Национального банка (далее сокращенно - ОПЕРУ НБУ). Ежедневно Главное управление Государственного казначейства получало от ОПЕРУ НБУ выписки с этого счета, а также оперативную отчетность о доходах государственного бюджета в разрезе видов доходов. Аналогичная информация также предоставлялась по истечению каждого месяца и по итогам отчетного года.

Такой механизм выполнения доходной части государственного бюджета действовал до момента создания сети территориальных органов Государственного казначейства на местах, после того в начале 1997 г. этот процесс несколько изменился. Для зачисления налогов и сборов (обязательных платежей) в государственный бюджет в учреждениях уполномоченных банков на имя органов Государственного казначейства вместо существующих балансовых счетов открылись новые бюджетные счета - "Средства Государственного бюджета Украины" и "Средства бюджетов Украины к распределению Государственным казначейством Украины ". На балансовые счета "Средства Государственного бюджета Украины" зачислялись средства, непосредственно поступали в государственный бюджет. На балансовый счет "Средства бюджетов Украины к распределению Государственным казначейством Украины" зачислялись общегосударственные налоги и сборы, которые потом распределялись между государственным и местными бюджетами.

При безналичной форме уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) расчетные документы, которые подавались в уполномоченный банк, должны были оформляться в соответствии с требованиями Инструкции № 7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 02.08.1996 г. № 204. Расчетные документы на уплату налогов и сборов (обязательных платежей), полученные уполномоченными банками от налогоплательщиков, выполнялись ими в порядке, установленном указанной Инструкции № 7. Принимая расчетные документы на уплату налогов и других платежей в государственный бюджет, учреждения уполномоченных банков проверяли наличие кодов бюджетной классификации. Если коды отсутствовали, платежные документы к исполнению уполномоченными банками не принимались. Ответственность за правильность указанных в документах кодов бюджетной классификации доходов несли налогоплательщики.

Механизм прохождения средств, поступивших на балансовый бюджетный счет "Средства Государственного бюджета Украины", через учреждения уполномоченных банков остался таким же, как и во времена существования балансового бюджетного счета "Средства Государственного бюджета". Однако претерпел изменения механизм прохождения средств, поступавших на балансовый счет "Средства бюджетов Украины к распределению Государственным казначейством Украины". Средства, которые в течение дня поступали на этот балансовый счет, распределялись отделениями (управлениями) Государственного казначейства. Органы Государственного казначейства Украины в соответствии со своими функциями, определенных в Положении "О Государственном казначействе Украины", распределяли общегосударственные налоги, сборы и другие обязательные платежи между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя [15]. Такое распределение осуществлялось в соответствии с установленными нормативами отчислений.

Средства, отчисленные в государственный бюджет Украины, органы казначейства в тот же день платежными поручениями перечисляли на счета "Средства Государственного бюджета Украины", открытые в учереждениях уполномоченных банков или в учреждениях Национального банка Украины. Средства, принадлежавшие местным бюджетам, перечислялись на распределительные счета "Средства бюджетов Украины к распределению", открытые на имя областных финансовых управлений, для их последующего распределения между уровнями местных бюджетов. Подготовленные расчетные документы подавались в учреждения уполномоченных банков, которые выполняли их в установленном порядке.

С 2001 г. в Украине введена трансакционная автоматизированная система казначейства (ТАСК). Эта система обеспечивается созданием электронной сети, которая имеет связь с банковской системой и является революционным шагом в совершенствовании казначейской работы. Похожие системы функционируют в развитых странах, в Украине работа такого масштаба выполняется впервые. ТАСК - это система регистрации, учета, организации платежного документооборота, а также предоставления отчетности по финансовым операциям, которые осуществляются участниками бюджетного процесса в ходе их деятельности, и выполнения государственного бюджета. Органам Государственного казначейства предоставляется статус участников системы электронных платежей Национального банка Украины (далее - СЭП НБУ).

Такое нововведение основывается на организационных преобразованиях в системе управления государственными платежами, которые повлияли на механизм выполнения государственного бюджета как по доходам, так и по расходам. А поэтому порядок выполнения государственного бюджета по доходам теперь снова претерпел определенные изменения. Платежи, временно отнесенные к доходам государственного бюджета и подлежащие распределению, зачисляются на аналитический счет 3411 "Средства, временно отнесенные на доходы государственного бюджета, подлежащих распределению", открытый по балансовому счету 341 "Средства, временно отнесенные на доходы государственного бюджета, подлежащих распределения "Плана счетов бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 28.11.2000 г. № 119 с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2000 г. Средства, которые в течение дня зачислялись на аналитический счет 3411, в конце дня распределяются органами Государственного казначейства по нормативам, установленным соответствующими законодательными актами Украины.

После распределения часть средств, принадлежащая общему фонду государственного бюджета, зачисляется отделениями и территориальными управлениями Государственного казначейства на аналитический счет 3111 "Поступления в общий фонд государственного бюджета", из которого в регламентированном режиме перечисляются на аналитический счет 3112 "Общий фонд государственного бюджета", открытый по балансовому счету 311 "Средства общего фонда государственного бюджета". Информация о перечислении суммы доходов Государственному казначейству Украины одновременно отражается на счете 8211 "Средства общего фонда государственного бюджета, переданы вышестоящим органам Государственного казначейства", открытом по балансовому счету 821 "Средства государственного бюджета, переданы вышестоящим органам Государственного казначейства".

Средства, принадлежащие местным бюджетам, зачисляются на аналитический счет 3141 "Поступления в общий фонд местных бюджетов", из которого в регламентированном режиме перечисляются на распределительный аналитический счет 3142 "Средства общего фонда местных бюджетов", открытый по балансовому счету 314 "Средства общего фонда местных бюджетов ". Такие счета открываются на имя областных финансовых управлений для дальнейшего распределения полученных средств между уровнями местных бюджетов. Информация о перечислении сумм доходов местным бюджетам одновременно отражается на счете 8141 "Средства общего фонда местного бюджета, полученные от вышестоящих органов Государственного казначейства", открытом по балансовому счету 814 "Средства местного бюджета, полученные от вышестоящих органов Государственного казначейства".

Часть, принадлежащая специальному фонду государственного бюджета, зачисляется на аналитический счет 3121 "Поступления средств специального фонда государственного бюджета, которые направляются на специальные расходы", из которого в соответствии с установленным регламентом перечисляется на аналитический счет 3122 "Средства специального фонда государственного бюджета, которые направляются на специальные расходы ", открытый по балансовому счету 312" Средства специального фонда государственного бюджета, которые направляются на специальные расходы ". Информация о перечислении суммы доходов Государственному казначейству Украины одновременно отражается на аналитическом счете 8212 "Средства специального фонда государственного бюджета, переданы вышестоящим органам Государственного казначейства", открытом по балансовому счету 821 "Средства государственного бюджета, переданы вышестоящим органам Государственного казначейства".

Возврат излишне и / или ошибочно уплаченных платежей, временно зачисленных в доходы государственного бюджета и подлежащих распределению, осуществляется из соответствующих аналитических счетов к их распределению в пределах текущих поступлений за день.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.