Сделай Сам Свою Работу на 5

Установление лимита остатков денежной наличности в кассах клиентов. Расчет и взыскание сумм вознаграждения за расчетное обслуживание на примере ПАО «Росбанк».





Формирование пакета документов для открытия текущего счета физическому лицу. Оформление договоров банковского счета с клиентами. Открытие и закрытие лицевых счетов. Оформление банковских документов, необходимых для закрытия банковского счета

Перечень документов для открытия банковского счета, счета по вкладу физическому лицу:
1. Документ, удостоверяющий личность физического лица;
2. Два экземпляра договора банковского счета/счета по вкладу. Договор вклада физического лица изготавливается уполномоченным сотрудником Операционного отдела. Оба экземпляра подписываются клиентом и уполномоченным сотрудником Банка и заверяются печатью для вкладных операций;
3. Карточка с образцами подписей и оттиска печати;
4. Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии). Ответственный сотрудник Банка снимает копию с предоставленного свидетельства, которая подшивается в юридическое дело Клиента.
В случае изменения сведений клиенты обязаны представлять в Банк необходимые документы.
Физическое лицо - нерезидент (за исключением граждан Российской Федерации) дополнительно к документам, указанным выше, представляет миграционную карту, документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание в РФ.



Документы, предоставляемые при открытии банковского счёта, счёта по вкладу (депозиту), составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык.
В соответствии с законодательством РФ документами, удостоверяющими личность, являются:

Для гражданина Российской Федерации:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;



Для военнослужащего:
- удостоверение личности - для генералов, адмиралов, офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы;
- военный билет - для солдат, матросов и старшин срочной службы, военных строителей и курсантов военно-учебных заведений.
Военный билет удостоверяет личность военнослужащего только в период прохождения им действительной военной службы.

- паспорт моряка (удостоверение личности моряка),
Для граждан, работающих на судах заграничного плавания или на иностранных судах, курсантов учебных заведений:
- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта,
Для иностранных граждан:
- паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность,
Для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации:
- вид на жительство в Российской Федерации,
Для иных лиц без гражданства:
- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- вид на жительство;
- разрешение на временное проживание;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
Для беженцев:
- свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом исполнительной федеральной власти по миграционной службе;
- удостоверение беженца.



Договор банковского счета - это договор, заключаемый кредитным учреждением с клиентом, по которому это учреждение (банк) обязуется:

- хранить денежные средства на счете клиента;

- зачислять поступающие на этот счет суммы;

- выполнять распоряжения клиента, связанные с его денежной наличностью.

Понятием банковского счета охватываются различные счета - расчетные, текущие, ссудные, депозитные и в зависимости от характера совершаемых по ним операций. Также эти счета отличаются по порядку их открытия и правилам совершения банковских операций.

Основанием прекращения договора банковского счета (закрытия счета), выступает заявление клиента. Международная практика не устанавливает правил, согласно которым клиент при закрытии счета обязан предъявлять банку какие-либо дополнительные (кроме заявления) документы, обосновывающие причину закрытия счета.

Порядок открытия расчетного счета в банке для юридического лица – резидента в банк представляются документы:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

б) учредительные документы юридического лица.

в) лицензии, выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;

г) карточка с образцами подписей и оттиска печати;

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете;

е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Карточка заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается.

Подлинность собственноручных подписей лиц, наделенных правом первой или второй подписи, может быть удостоверена нотариально. Карточка может быть оформлена без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии уполномоченного лица в следующем порядке:

В юридическое дело помещаются следующие документы:

§ документы, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;

§ договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанным договорам, другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета;

§ документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета;

§ утратившие силу карточки;

§ переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета;

§ иные документы

Каждый открытый банком счет регистрируется в книге регистрации. Она ведется в разрезе организационно-правовых признаков и форм собственности и в соответствии с номенклатурой счетов баланса.

По завершении открытия банковского счета банковский счет является открытым с внесением записи об открытии банковского счета в книгу регистрации открытых счетов.

Запись об открытии банковского счета должна быть внесена в книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.

Основанием для закрытия банковского счета является прекращение договора банковского счета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Закрытие банковского счета осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего банковского счета в книгу регистрации открытых счетов.

Порядок осуществления платежей при отсутствии (недостатке) средств на расчетном счете клиента таков. Если договором банковского счета (дополнительным соглашением к нему) «овердрафт» по счету не предусмотрен, то платежи производятся в пределах остатков средств в порядке очередности. В соответствии с этим, при отсутствии денежных средств на счете клиента, платежные документы, поступившие на расчетный счет, приходуются в картотеку № 2 на активный внебалансовый счет 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» проводкой:

§ Дт 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»

§ Кт 99999 «Счет для корреспонденции с активными внебалансовыми счетами при двойной записи».

Оплата документов из картотеки № 2 при поступлении денежных средств на счет клиента осуществляется с соблюдением очередности платежей и календарной очередности. При этом оплаченные суммы списываются с внебалансового счета 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» проводкой: Дт 99999 «Счет для корреспонденции с активными внебалансовыми счетами при двойной записи» Кт 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

В случае частичной оплаты документов, находящихся в картотеке № 2, при нехватке поступивших денежных средств на полную их оплату в день совершения частичного платежа составляются мемориальные платежные ордера. При выполнении платежных поручений клиентов необходимо соблюдать своевременность списания средств со счета клиента.

Денежно-расчетные документы, принятые в операционное время, должны быть исполнены на следующий рабочий день, а при наличии возможности – в тот же день, если иное не предусмотрено договором банковского счета или платежным документом (например, по платежному документу установлена дата перечисления платежа).

 

 

Оформление выписок из лицевых счетов клиентов с использованием специализированного программного обеспечения. Выявление нарушений, допускаемых при открытии расчетных счетов и совершении операций по ним

 

Кредитная организация не позднее следующего рабочего дня после подтверждения совершения кассовой операции выдает клиенту выписку (Приложение Г) из лицевого счета по установленной форме и необходимые приложения по ней. В выписке отражаются операции, осуществленные в процессе исполнения расходов федерального бюджета за данный операционный день.

В большинстве банков установлены факты открытия расчетных счетов без надлежащего юридического их оформления, в том числе при отсутствии документов, определяющих статус клиента банка, копий правомочно утвержденных уставов (положений), при неправильном оформлении карточек с образцами подписей. В отдельных случаях такая халатность приводит к использованию клиентами банков незаконно открытых счетов для совершения злоупотреблений и хищений государственных средств.

Не соблюдается порядок перехода клиентов на обслуживание в другой банк, расчетные счета в новом банке открываются без приема дел по юридическому оформлению счетов и остатков средств по счетам из банка, в котором клиент обслуживался, вследствие чего юридические лица получают возможность иметь одновременно два расчетных счета в различных банках.

 

 

3. Проверка кассовой дисциплины, составление акта проверки. Расчет прогноза кассовых оборотов. Составление календаря выдачи наличных денег. Расчет минимального остатка денежной наличности в кассе кредитной организации

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В целях данной проверки к проверяемым объектам относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом.

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:

- предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции; 

- рассмотрение проверяющими необходимых документов; 

- проверка полноты учета выручки денежных средств; 

- оформление результатов проверки. 

Отметим, что результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения – возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Основанием для начала проверки является решение руководителя налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Проверяющие предъявляют проверяемому объекту поручение и служебные удостоверения. Данный факт фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения проверяющие делают отметку в поручении.

Потом начинается непосредственно рассмотрение документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводиться как сплошным, так и выборочным способом.

На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты.

Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

По каждому факту расхождения проверяемое лицо дает письменные объяснения.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается налоговиками и проверяемым объектом.

Акт проверки должен быть оформлен на бумажном носителе, составлен на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями представителей обеих сторон.

В акте проверки в обязательном порядке указываются документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.

Если проверяемый объект уклоняется от подписания акта, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ представители налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

В прогнозах кассовых оборотов отражаются:

1) Объем наличных средств, поступающих в кассы банков;

2) Источники этих поступлений;

3) Объем и целевые направления выдач банками наличных финансовых средств организациям, физическим лицам, предприятиям;

4) Изъятия денег из обращения или сумма выпуска – так называемый эмиссионный результат.

Прогноз кассовых оборотов содержит две части – расходную и приходную и составляется на один квартал.

Превышение расходной части над приходной, влечет денежную эмиссию, а превышение приходной части над расходной ведет к изъятию денег из обращения.

 

Минимальный остаток наличных денег в кассе кредитной организации определяется по формуле:

L= V/P*Nc, где:

L – лимит остатка наличных денег;

V – объём поступлений наличных денег за товары, работы и услуги за расчётный период;

P – расчётный период;

Nc – период между днями сдачи наличных денег в банк.

 

 

Установление лимита остатков денежной наличности в кассах клиентов. Расчет и взыскание сумм вознаграждения за расчетное обслуживание на примере ПАО «Росбанк».

Лимит остатка кассы – предельно допустимый остаток наличных денежных средств, который может храниться в кассе предприятия. Все наличные деньги сверх данного остатка, должны быть в обязательном порядке сданы в банк на свой расчетный счет. Исключение составляют только денежные средства для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии. Они могут храниться в кассе предприятия (организации) сверх суммы установленного лимита не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка.

Если предприятие (организация) не представит в банк запрашиваемый расчет, либо уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другом банке, лимит остатка кассы считается равным нулю и вся имеющаяся в кассе наличность – сверхлимитной.

Установленный лимит остатка кассы может быть пересмотрен банком на основании представленного клиентом нового расчета и письма с обоснованием причин изменения лимита остатка кассы. Такими причинами могут быть:

• изменение суммы поступающей выручки;

• изменение объемов кассовых оборотов;

• изменение условий сдачи выручки;

• иные причины.

Установленные и утвержденные лимиты должны быть доведены банком до сведения клиента в письменном виде.

5. Проверка правильности и полноты оформления расчетных документов. Определение возможности оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента. Ведение картотеки неоплаченных расчетных документов

Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:

а) наименование расчетного документа;

б) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц - прописью, год - цифрами. На расчетных документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами;

в) реквизиты банка плательщика

г) наименование банка плательщика. Вместо наименования банка плательщика в тексте документа может быть проставлено и его фирменное обозначение;

д) наименование плательщика, номер его счета в банке и регистрационный налоговый номер ИНН (с 1 января 1996 г.);

е) наименование получателя средств, номер его счета в банке.

ж) наименование банка получателя (в чеке не указывается), реквизиты банка-получателя средств. Допускается рациональное сокращение наименования плательщика и получателя средств, не затрудняющее работу банков и клиентов;

з) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым

наименованием можно проставлять кодовое обозначение;

и) сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

к) очередность платежа;

л) дата платежа;

м) на первом экземпляре подписи предприятия независимо от способа изготовления бумажного расчетного документа, на первом экземпляре поручения проставляется также оттиск печати.

В расчетно-платежных документах должна содержаться ссылка на номер счета-фактуры, на основании которого осуществляется оплата.

Банк принимает от клиентов документы на бумажных носителях или, если это предусмотрено договором, в электронном виде.

Расчетные бумажные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке. Банк проверяет подлинность подписи и печати на документах.

Если говорится, что к расчетному счету клиента в банке ведется картотека, то это означает, что к данному расчетному счету имеются не оплаченные банком платежные документы.

Картотека расчетных документов или Очередь распоряжений – это организованный учет хранящихся в банке не оплаченных расчетных документов, предъявленных к расчетному счету конкретного плательщика.

Ведение картотек к расчетным счетам клиентов и контроль исполнения находящихся в них расчетных документов, осуществляется банками в строгом соответствии с законодательными актами РФ и нормативными документами Банка России.

Инкассовые поручения, составленные на основании исполнительных документов на взыскание денежных средств по решениям судов.

Платежные требования и инкассовые поручения получателей средств по которым имеется заранее данный акцепт плательщика.

Если поступившее в банк платежное требование или инкассовое поручение к вышеуказанным платежным документам не относится, то на его оплату требуется акцепт плательщика. В этом случае банк:

1) Регистрирует в электронном виде или на бумажном носителе поступивший расчетный документ в порядке, установленном внутренним документом банка, и проставляет на нем дату поступления.

2) Отражает сумму поступившего расчетного документа на внебалансовом счете 90901 –аналитический учет 90901/1 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты»:

ДТ 90901/1 Сумма платежного документа, ожидающего акцепта плательщика на оплату (мемориальный ордер)
КТ 99999

Следует отметить, что лицевые счета 90901 в данном случае открываются по срокам платежа, т.е. на одном счете 90901/1 учитываются расчетные документы, последний день акцепта которых наступает в одну дату.

3) Помещает экземпляр поступившего расчетного документа на хранение (на бумажных носителях или в электронном виде), в порядке, определенном внутренним документом банка.

4) Передает плательщику для акцепта экземпляр поступившего к счету расчетного документа в порядке, установленном внутренним документом банка. Передача поступившего платежного документа для акцепта плательщику может быть произведена банком на бумажном носителе или посредством уведомления в электронном виде.

5) Списывает сумму платежного документа со счета 90901 в день поступления от плательщика Заявления об акцепте (полном или частичном):

ДТ 99999 В сумме платежного документа, в случае достаточности денежных средств на расчетном счете (мемориальный ордер)
КТ 90901/1

Сумму, акцептованную плательщиком, в этот же день банк оплачивает при достаточности денежных средств на расчетном счете.

Если на счете плательщика недостаточно денежных средств, то расчетный документ, акцептованный плательщиком (полностью или частично) не исполняется банком и подлежит возврату отправителю (получателю средств) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения акцепта плательщика.

Исключение составляет случай, когда договором между банком и плательщиком установлено, что расчетные (платежные) документы, выставляемые данным получателем (или всеми получателями) принимаются банком к исполнению вне зависимости от наличия средств на счете. Тогда акцептованный плательщиком расчетный документ подлежит переводу в Картотеку 90902:

ДТ 90902 В сумме, акцептованной плательщиком (мемориальный ордер)
КТ 90901/1

6) Возвращает расчетный документ получателю средств, если от плательщика получено Заявление об отказе от акцепта или в течение 5 рабочих дней вообще не получен акцепт плательщика. При этом в день возврата расчетного документа, производится списание его суммы со счета 90901:

ДТ 99999 В сумме расчетного документа (мемориальный ордер)
КТ 90901/1

Не позднее рабочего дня, следующего за днем отказа от акцепта плательщика, или рабочего дня, не позднее которого должен быть получен акцепт плательщика, банк плательщика вместе с возвращаемым расчетным документом, направляет получателю средств уведомление в электронном виде или на бумажном носителе об отказе от акцепта плательщика или о неполучении акцепта плательщика с указанием даты и проставлением на уведомлении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица. Очередь расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия или недостаточности денежных средств на расчетном счете плательщика, ведется банком только к счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Платежные требования и инкассовые поручения получателей (взыскателей) средств, которым право списания денежных средств с банковских счетов плательщиков предоставлено по закону. Принимаются или не принимаются банком при отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете остальные расчетные(платежные) документы плательщика и его контрагентов-получателей средств, должно быть определено Договором между банком плательщика и плательщиком.

Если договором между банком и плательщиком не предусмотрено помещение таких документов в Картотеку 90902, то при отсутствии денежных средств на счете плательщика данные документы не принимаются банком к исполнению и подлежат возврату лицу их представившему не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления. Или не позднее рабочего дня следующего за днем получения акцепта плательщика, если до этого расчетный документ находился в Картотеке 90901/1.

При помещении расчетного (платежного) документа в Картотеку 90902 банк:

1) Регистрирует в электронном виде или на бумажном носителе поступивший расчетный (платежный) документ в порядке, установленном внутренним документом банка, и проставляет на нем дату поступления. Следует отметить, что обязательной регистрации подлежат поступившие расчетные документы взыскателей (получателей средств), имеющих право предъявлять к счетам плательщиков требования о взыскании денежных средств по закону. Порядок регистрации остальных расчетных (платежных) документов должен быть установлен банком в своих внутренних документах.

2) Отражает сумму расчетного (платежного) документа, не исполненного по причине отсутствия (недостаточности) средств на счете, на внебалансовом счете 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»:

3) Направляет отправителю расчетного (платежного) документа уведомление с указанием даты помещения документа в очередь не оплаченных документов, по форме, установленной банком (в электронном виде, на бумажном носителе, в виде экземпляра расчетного (платежного) документа), не позднее рабочего дня, следующего за днем помещения документа в Картотеку 90902.

Оформление операций при безналичных расчетах через расчетную сеть Банка России

Осуществление безналичных расчетов с использованием расчетной сети Банка России возможно лишь при наличии открытых кредитными организациями в указанной сети корреспондентских счетов. Данный счет (субсчет — для филиала кредитной организации) кредитная организация имеет право открыть с даты внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ей регистрационного номера, т.е. с момента создания кредитной организации. Единственным правовым основанием для открытия подобного счета является заключение договора счета. Корреспондентский счет открывается кредитной организации по распоряжению руководителя подразделения расчетной сети Банка России на основании практически тех же документов, которые подаются кредитной организацией для открытия счета в другой кредитной организации.
Общая схема расчетов посредством РКЦ ЦБ РФ выглядит следующим образом: Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в подразделение расчетной сети Банка России расчетные документы на бумажных носителях и (или) в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях), С целью надлежащего осуществления расчетной операции коммерческий банк все документы операционного дня направляет в РКЦ ЦБ РФ для снятия средств со счетов своих клиентов и отражения их на своем корреспондентском счете. Операции по корреспондентским счетам кредитных организаций осуществляются на основании расчетных документов, поступивших в подразделение расчетной сети Банка России путем оплаты каждого расчетного документа. Расчетные документы клиентов, а также кредитной организации по собственным операциям на бумажных носителях представляются кредитной организацией в подразделения расчетной сети Банка России в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.

Сводное платежное поручение - это письменное распоряжение кредитной организации (филиала)-плателыцика подразделению расчетной сети Банка России о списании с корреспондентского счета (субсчета) суммы денежных средств Сводное платежное поручение представляется отдельно по каждому виду платежа и по каждой группе очередности. Оплата расчетных документов, приложенных к сводному платежному поручению, осуществляется в последовательности, указанной в описи расчетных документов. Кроме того, сводное платежное поручение не оформляется при представлении одиночного платежного поручения кредитной организации (филиала) по собственному платежу. Вместе с тем оно не подлежит приему при отсутствии описей и расчетных документов, Количество экземпляров расчетных документов клиентов и кредитной организации в составе сводного платежного поручения (или отдельных расчетных документов кредитной организации), представляемых кредитной организацией в подразделение расчетной сети, зависит от вида платежа и субъекта получения платежа. Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления кредитной организацией (филиалом) электронных платежныз; документов. В таком случае сформированный ЭПД (электронный платежный документ) или пакет ЭПД кредитная организация (филиал) направляет в подразделение расчетной сети Банка России с использованием средств телекоммуникаций или представляет на магнитном носителе курьером либо спецсвязью. В зависимости от принятого в подразделении расчетной сети способа обмена информацией кредитная организация (филиал) направляет ЭПД (пакет ЭПД) в виде полноформатных ЭПД или ЭПД сокращенного формата, которые формируются в соответствии с требованиями Банка России..

 

Оформление и бухгалтерский учет расчетов платежными поручениями. Оформление и бухгалтерский учет расчетов аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика. Оформление и бухгалтерский учет расчетов чеками

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться:

§ перечисление денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

§ перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

§ перечисление денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;

§ перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066. Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных документов.

При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.

На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата».

При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика. При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.