Сделай Сам Свою Работу на 5

Сенат , ординарные и экстраординарные магистратуры Древнеримской республики.





 

Магистрату́ра (от лат. magistratus — сановник, начальник) — общее название государственных должностей в Древнем Риме. Возникновение магистратур относится к периоду установления Римской республики (конец VI века до н. э.). Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными, т. е. исполнялись двумя людьми (за исключением должностидиктатора). Человек, замещавший магистратуру, назывался магистра́том.

Магистратуры делились на несколько категорий по четким признакам . Существовали ординарные (обыкновенные) магистратуры и экстраординарные (чрезвычайные). К первым относились консулы, цензоры, преторы, народные трибуны, квесторы, курульные и плебейские эдилы, члены постоянных комиссий. Ковторым – интеррексы, диктаторы и их начальники, конницы, децемвиры, военные трибуны с консульской властью, триумвиры для устройства государства, а также члены различных чрезвычайных комиссий.

Сенат (лат. senatus, от senex — старец) — в Древнем Риме один из главных органов государственного управления. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (20-е годы II века до нашей эры) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).



В период республики изменились функции сената. По мере роста государства сенат был увеличен до 300 человек, а к I веку до нашей эры даже до 600 человек. В сенате стали выделяться две категории сенаторов – консуляры, то есть бывшие консулы, и претории, то есть бывшие преторы. Стать сенатором считалось вершиной политической карьеры. Сенат принимал постановления (senatusconsultum), которые нуждались в утверждении народным собранием, вплоть до II столетия нашей эры не имели силы закона и не участвовали в формировании гражданского права. Сенат Римской республики мог вводить чрезвычайное положение и устанавливать диктатуру. Диктаторские полномочия передавались одному из действующих консулов; второй консул, как и все остальные магистраты, должен был сложить с себя полномочия. Диктатор наделялся полной военной, гражданской и сакральной властью (imperium summum). Однако законная диктатура не могла превышать полугода, по прошествии которых диктаторские полномочия автоматически прекращались.
Сенат выступал высшей судебной инстанцией; он мог объявлять отдельных римских граждан и даже целые группы римлян «врагами народа», внося их в «проскрипционные списки». «Враги народа» лишались личной и имущественной защиты республики, и долгом каждого гражданина было убить их в любом месте, где они могли быть встречены. Сенат рассматривал дела о преступлениях магистратов, спорные дела о наследствах консулов.



Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV веку до нашей эры. Уже по закону Канулея 445 года до нашей эры были разрешены браки между патрициями и плебеями. В 367 году до нашей эры, согласно закону Секстия-Лициния, плебеи получили право избираться на должность консула, и было установлено, что один консул избирается из патрициев, а другой – из плебеев. Позднее патриции получили право занимать должность трибуна, наделенную особыми полномочиями и считавшуюся прежде исключительным правом плебеев. Наконец, в 287 году до нашей эры по закону Гортензия постановления плебейских собраний – плебисциты – были приравнены к lex и стали обязательными для всех граждан Рима.Кроме этого, в Римской республике существовали две партии – оптиматов и популяров, значение которых возрастало по мере нивелирования различий между патрициями и плебеями. Оптиматы объединяли наиболее состоятельных римских граждан – сенаторов, всадников, представителей I класса и связанных с ними какими-либо интересами. Оппозицию им составляли популяры, объединявшие всех остальных граждан.
Однако при всех родовых и партийных различиях граждане Римской республики составляли единое войско, вооруженный народ, находившийся в состоянии непрерывной войны. Само слово «populus» – народ – производно от глагола «popolare» - опустошать, завоевывать, покорять. В первых рядах войска шли тяжеловооруженные пехотинцы, представители I класса. За ними следовали воины II, III, IV классов, вооружение которых легчало соответственно доходу. Представители V класса шли в аръегарде; они были одеты в короткие холщовые рубахи и вооружены легкими дротиками, которые они должны были метать из-за голов впереди идущих. Пролетарии составляли вспомогательные отряды, не участвовавшие в сражениях.



Официальное наименование сенаторов — «отцы записанные» (в список). В царскую эпоху сенат состоял только из знати — патрициев; в первый год Республики, когда в него были допущены плебеи, потерял значение аристократической корпорации (престиж республиканского сенатора определялся понятием «почтенный», а не «знатный»). Долгое время сенаторы считались членами всаднического сословия и голосовали в народном собрании вместе со всадниками. Около 129 года до нашей эры, когда был принят закон о сдаче сенаторами коней, образовалось высшее сенаторское сословие. Сыновья сенаторов числились всадниками. Звание сенатора, в принципе, было пожизненным. Цензор мог вычеркнуть то или иное имя из сенатского списка только за уголовное преступление или безнравственный поступок, осужденный обоими цензорами.

20. Кризис и крушение Древнеримской республики. Принципат и доминат.

Вследствие диктатуры Суллы в Iв.до н.э. наступает конец существования римской республики. Среди причин можно выделить явное расслоение древнеримского общества, складывание римских республиканских институтов как институтов управления городом, а не империей(отсюда и смена республиканской формы правления на монархическую).

После прихода к власти племянника Юлия Цезаря – Октавиана сенат вручил ему верховную власть над Римом и провинциями, преподнеся титул Августа. Вместе с тем в Риме и провинциях установился гос.строй- принципат. Для Августа «принцепс» означал «первого гражданина Римского государства», а в соответствии с неписаной римской Конституцией – пост императора.

Общественный строй принципата:

1.Гражданство получили жители не только Рима, но и провинций

2.Общественный строй:

а) нобилитет(сенаторское сословие) состояло преимущественно из высокопоставленных жрецов, высших магистратов, проконсулов, пропреторов и тд(элита)

б) всадники, декурионы

в)низший уровень- рабы(при Августе ужесточаются меры по отношению к рабам)

Появление понятия пекулия(земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенной заранее долей продукта, все остальное – работнику.

Превращение свободного крестьянина в арендатора – издольщика, именуемого колоном

Гос строй принципата: еще сохраняется видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики(Народные собрания, Сенат, избираются консулы, преторы и народные трибуны).Армия стала постоянной и наемной.

 

В 3 веке н.э. – установление домината. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении императора с неограниченной властью.2 главных ведомства –гос.совет и финансовое ведомство.

При Диоклетиане вводится тетрархия(верховная власть разделена между 4 соправителями – 2 августа и 2 цезаря); армия увеличена на 1/3;административная реформа привела к разукрупнению провинций, введение единого поземельно-подушного налога, введение полноценной золотой монеты наряду с серебряной и медной.

Константин провел церковную реформу – миланским эдиктом 313г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии. Завершился процесс закрепощений крестьян-колонов. При Константине столица перенесена в старый Византий.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Доминат. Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II-III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199-235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений - сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников - придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.

В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.

Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом города), развившаяся тайная полиция - префектом претория.

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам - двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы - на провинции, которыми управляли ректоры, провинции - на округа с окружной администрацией.

Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, - государственной религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя.

В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

22. Феодальное право в странах Западной Европы. Источники права. Партикуляризм.

феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

Актуальность темы "Феодальное право стран Западной Европы" определяется тем, что необходимо разбираться в непростых отношениях власти и населения стран Западной Европы в Средние века.

Цель написания дипломной работы - разобраться в основе производственных отношений феодализма, а именно - в собственности феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Для решения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1) определить особенности феодальной земельной собственности;

1) дать понятие её иерархическому и сословному характеру;

3) определить ограничения на права распоряжаться землей;

4) разобраться в основах феодального права некоторых стран Западной Европы.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.) - характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (Х-ХIII вв.) - в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв) - для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной. 1

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права.

Можно выделить следующие характерные черты феодального права.

Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение.

Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе.

В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом.

В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

В-пятых, для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества.

По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права, которая будет рассмотрена в главе 1.2

В северных районах Франции применялись нормы обычного права, королевские указы, распоряжения местных властей, а на юге преобладало реципированное писаное римское право.

В отличие от обычного права государств континентальной Европы английское обычное право было в своей основе общим для всей страны. Многие из обычаев, которые отвечали интересам господствующих классов, включались в судебники (правды), изданные англосаксонскими королями (судебник Альфреда Великого, законы Этельстана и др.).

Королевские судьи, отправляя правосудие, руководствовались местными обычаями, о которых они узнавали через присяжных. Возвратившись в Лондон, они съезжались в Вестминстере (центральный район столицы), обсуждали нормы обычного права и оставляли в качестве действующих наиболее ценные из них. Кроме того, судьи, разрешая те или иные спорные, недостаточно точно регулируемые в законе правоотношения, могли исходить из доктрин, ими же созданных. Таким образом, установленный судьей принцип становился судебным обычаем (прецедентом), обязательным для всех других судов. Важное значение в выработке "общего права" в Англии сыграли предписания-приказы канцлера и решения его суда (право "высшей справедливости"). Образование парламента вызвало появление статутов и ордонансов. Статутами назывались постановления парламента, ордонансами – акты короля, изданные с согласия палаты лордов.

Характерной чертой права феодальной Германии является партикуляризм. Почти в каждом княжестве и в крупных городах имелись свои сборники гражданского и уголовного права.

В XIII веке наблюдаются попытки кодификации права. Об этом свидетельствует появление Саксонского и Швабского зерцала. Их источниками стали нормы обычного и канонического (церковного) права, а также заимствования из кодекса Юстиниана.

Вскоре после Великой крестьянской войны был разработан и в 1532 г. утвержден рейхстагом свод законов, названный в честь императора Каролиной. Из 219 статей Кодекса 142 посвящены уголовному процессу, остальные – уголовному праву. Составители Каролины руководствовались принципом устрашения. Процесс носил инквизиционный характер. Пытка считалась дозволенным способом получения признаний у обвиняемого. Жестокость наказаний была необычной даже для мрачной эпохи средневековья. В наказаниях преобладала квалифицированная казнь: колесование, четвертование, сожжение, утопление и др.

Своеобразием правовой истории феодальной Германии яв­ляется широкое использование римского права. Партикуляризм ленного, земского и городского права и отсутствие единого свода законов вынуждал судей все чаще обращаться к кодексу Юстиниана. Император Фридрих I (XII в.) объявил римское право "всемирным правом". Рецепцию (заимствование и усвое­ние) римского права можно объяснить, в первую очередь, тем, что оно содержало нормы, приспособленные почти для всех имущественных отношений, основанных на праве частной соб­ственности.

Римское право в странах Западной Европы, в частности в Германии, применялось не механически, а с необходимыми из­менениями и дополнениями. Римское право стали преподавать в университетах и комментировать. По сложным казусам судьи брали консультации у профессоров римского права, которое считалось общим правом Германской империи и действовало во многих княжествах почти до конца XIX века. Произошло чрез­вычайно редкое в истории явление, когда право давно погибшей цивилизации стало применяться в совершенно иных социально-экономических условиях.

Образцом германизированного римского права являлось Прусское земское уложение 1794 г., которое в то время называли "продуктом разума и идей просвещения". Уложение закрепляет феодальную собственность на недвижимость (землю), крепостные отношения и привилегии дворянства, самодержавие короля, полицейский режим. Но в нем уже высказаны типично буржуазные концепции. Например, собственность объявлялась в качестве важнейшего и безусловного имущественного права лиц, которые должны быть неприкосновенны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.