Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура и церковь на Беларуси в ХIV –ХVI вв





 

Развитие культуры Беларуси в XVI - начале XVП вв. получило название «белорусское Возрождение». Оно было связано с Ренессансом - развитием западноевропейской культуры в период зарождения буржуазного общества. В конце XV - XVI в.в на территории Беларуси сложились предпосылки для развития культуры Возрождения: расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли, расширение связей со странами Западной и Центральной Европы; развитие книгопечатания, образования. Среди образованных слоев общества распространяются идеи гуманизма. Получает распространение меценатство.

Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Беларуси были Ф. Скарина и Н. Гусовский.

Главные достижения в развитии культуры в первой половине XVI в. было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства (Статусы 1529, 1566, 1588г.г.). Литературным шедевром стала поэма Н. Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа.

Первые книги, выпущенные в типографии Ф. Скариной, были адресованы светскому читателю. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скарина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скарины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы XVI в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский.



В распространении грамотности среди населения сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия - первое высшее учебное заведение.

В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.



В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.

В XIV - середине XVI в. в. расширяет свое влияние католичество, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ важным оставалось православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись.

К середине XVI в. позиции православия и католицизма уравновесились. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине XVI в. был незначительным. В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать.

В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии - ересями. Особенность Реформации на Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей. Крупные магнатские роды - Радзивиллы, Xодкевичи, Сапеги - примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ.

Наибольшее распространение получил кальвинизм: создается 50 кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве.

В 1564 г. орден иезуитов появился в ВКЛ для борьба с Реформацией. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Обновленный и усиленный католицизм вытеснил не только протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер.



В XVI в. возникают религиозно-культурные организации - братства, объединявшие православное население. В них входили ремесленники, купцы, шляхта, частично духовенство. Братства открывали школы, типографии, стремились сохранить чистоту православного учения

 

10. Образование Речи Посполитой. Люблинская уния и ее результаты.

 

В 1569 г. в г. Люблине была подписана уния - соглашение о государственно-политическом союзе ВКЛ и Польши. Образовалось государство- Речь Посполитая. В переводе с польского языка - республика.

Причины, которые привели к заключению государственной унии:

1. Внутриполитические противоречия в господствующем шляхетском сословии. Шляхту ВКЛ привлекали польские шляхетские вольности, поэтому она склонялась к союзу с Польшей.

2. Тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ. Московская держава начала Ливонскую войну (1558- 1583 г.г.). Иван IV начал борьбу за выход в Балтийское море. ВКЛ требовался союзник, так как нужны были средства для ведения войны.

3. Польша также была заинтересована в унии: многочисленная польская шляхта надеялась получить наделы и должности на территории ВКЛ.

4. Польша была могучим бастионом католицизма в Восточной Европе, а поэтому Ватикан отводил ей главную роль в экспансии западного христианства на восток.

В 1569 г. состоялся Люблинский сейм, который продолжался 6 месяцев. Каждая сторона ставила свои условия. Польша захватила Подляшье, Волынь, Подольск и Киев. Это еще более подорвала силы ВКЛ. Так как великокняжеское правительство не могло идти на военный конфликт с Польшей, поэтому был один выход - сесть за стол переговоров. Условия объединения предлагала Польша, и они были подписаны 1 июля 1569 г. на сойме польской шляхте удалось добиться от короля Польши и великого князя литовского Жигимонта Августа значительных территориальных уступок.

Согласно Люблинской унии, ВКЛ и Польша объединились в один государственный организм во главе с единым правительством с титулом «король польский и великий князь литовский, русский, прусский, мозовецкий, жамойтский, киевский, волынский, подляшский, лифляндский». Избрание короля производилось в Варшаве, а коронация - в Кракове. Xотя сохранялось название «Великое княжество Литовское», но избрание великого князя литовского прекращалось. Высшим органом власти становился общий сейм. В компетенции Речи Посполитой была внешняя политика. Разрешалось приобретать наделы земли и владеть ими полякам в Литве, а литовцам в Польше. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. В ВКЛ сохранялось свое войско, судебная система, печать с Погоней, административный аппарат, белорусский язык.

Люблинская уния была добровольным объединением государств. Однако Польша , воспользовавшись критическим положением княжества, претендовала на лидерство в Речи Посполитой.

В 70-90-е годы XVI в. в княжестве шла активная борьба за сохранение самостоятельности ВКЛ. Регулярно создавались в ВКЛ свои сеймы. В 1581 г. была создана высшая судебная инстанция – Главный Литовский Трибунал, а в 1588 – Статут. В нем говорилось, что занимать гос. должности и получать земли в ВКЛ могут только граждане ВКЛ. Статут отменял многие постановления Люблинской унии. С 1655г. польским воинским частям запрещалось переходить границы ВКЛ без специального разрешения

11. Социально-экономическое развитие Беларуси во второй половине ХVI – ХVIII вв.

Накануне Люблинской унии в Белорусси проживало 1800 тыс. жителей, которые по своему социально-экономическому положению делились на три сословия: шляхта (магнаты и мелкая), крестьяне и мещане.

Самым многочисленным сословием общества было крестьянство. После аграрной реформы 1557г. «Устава на волоки» крестьяне делились на следующие категории: тяглые (отрабатывали барщину), осадные(платили чинш), огородники и слуги. В конце XVI - первой половине XVII в. в ВКЛ окончательно фактически и юридически оформилось крепостное право. Усиление феодального гнета привело к росту крестьянских волнений. Наиболее крупным выступлением, в котором участвовали белорусские крестьяне было восстание Северина Наливайки в 1595 г. В начале 17 века крупные волнения крестьян имели место в районе Гомеля, Речицы, Рогачева, Кричева, Орши, Мстиславля. В 30-50-е гг.17 века обстановка в стране была настолько напряженной, что правящие круги Речи Посполитой были вынуждены вводить в городах осадное положение.

В XVI в. происходит урбанизация белорусского общества, появляются новые города. Почти все города получили магдебургское право. Происходит дальнейшее развитие ремесла и торговли. Увеличивается количество цехов. Развитие ремесленного производства содействовало расширению торговли, как внутренней, так и внешней. Во второй половине XVI в. существовала торговля в специальных помещениях - магазинах, или, их тогда называли, лавках. Во всех городах и местечках 1-2 р. в неделю проводились торги (базары), а в крупных городах еще ярмарки (1 - 3 раза в год). В них участвовали не только местные, но и иностранные купцы

На социально-экономическую жизнь Беларуси в конце XVII - начале XVIII вв. оказали влияние многолетние войны, которые привели к разрушению производительных сил, к разорению крестьянства, феодального хозяйства, упадку торговли, уменьшению количества населения. Первая половина XVIII в. ознаменовалась новой волной освободительной борьбы белорусского народа. Самым крупным было восстание в Кричевском старостве (1740-1744гг.). Причина: сильная эксплуатация крестьян со стороны местного арендатора и его администрации. Руководили восстанием В. и К. Ващилы. Восстание было подавлено только с помощью регулярных войск.

После военного лихолетья постепенно восстанавливалось сельское хозяйство, развивалась внутренняя и внешняя торговля, а вместе с ними и товарно-денежные отношения. Восстановление сельского хозяйства Беларуси в основном завершилось к 60-м г. XVIII в.

В середине XVIII в. и особенно во второй его половине в ряде крупных феодальных имений начали строиться предприятия по переработке сельскохозяйственных продуктов и лесных материалов: винокурни, пивоварни, мастерские по выделке сукна, по производству мебели, свечей, керамических изделий, лесопильные предприятия. Появились и первые вотчинные мануфактуры: стекольный завод в Налибоках (20-е годы XVIII в.), фабрика шелковых поясов в Слуцке (1751 г.), суконная фабрика в Несвиже, принадлежавшие Радзивиллам, гродненские королевские мануфактуры: суконная, ковровая, шелковая, полотняная, чулочная, оружейная и другие всего 20 предприятий. Вотчинные мануфактуры обслуживались, как правило, крепостными крестьянами, но вместе с тем применялся и труд наемных людей. Развитие товарности производства, применение принудительного найма, денежная оплата, появление мануфактур - все это свидетельствовало о начавшемся процессе разложения феодальных производственных отношениях и зарождения элементов капиталистического производства

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.