Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВВ.





Отличительной чертой педагогики была гуманистическая направленность и демократизм.

Общим было уважительное отношение к личности ребенка, его интересам, потребностям, стремление постигнуть его мир, создать условия для его развития, что каждый ребенок имеет право на образование.

Ребенка необходимо было изучать комплексно, как развивающуюся систему.

Рассматривался вопрос о роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Был выдвинут ряд концепций. В основе лежа принцип самоценности личности, человек признавался выше чем материальные и духовные ценности.

Яркими представителями были К.Н. Венцель, С.Т. Шацкий.

Они считали, что учебно-воспитательный процесс должен строиться в соответствии с закономерностями ребенка, в тесной связи с окружающей средой- принцип природоссобразности, важным было включением ребенка в творческую деятельность, познавательную, игровую, труд, общение.

Принцип свободы –отказ от отметок, экзаменов, создание атмосферы доброжелательности, веры в собственные силы ребенка.

Считали важным влияние среды на личность ребенка.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо.



Венцель считал трудной областью нравственное воспитание, основу такого воспитания он видел в воспитании воли, ребенок должен научиться сознательно ставить перед собой цели и их досигать.

Особое внимание уделял производительному творческому труду. Разработал план организации образовательного учреждения «Дом свободного ребенка», где учащиеся, воспитател, родители создают общество, основанное на равноправии, уважении, любви.

С.Т.Шацкий. орагнизовывал общества, в которых рассматривал ребенка как высшую ценность, где свободно развивается природа ребенка. Говорил о том, что в процессе развития на личность оказывает влияние окружающая среда, идет процесс социализации.

Большую роли уделял детскому труду, пришел к выводу, что на раннем этапе детства труд должен быть связан с искусством и игрой, чем старше ребенок, тем серьезней он должен относиться к трудовой деятельности.

В этот период образовывается экспериментальное направление (Лазурский, Бехтерев, Нечаев) экспериментальные работы были связаны с изучением психических процессов (память, внимание, воображение….) и необходимо было совместить полученные данные с педагогической деятельностью.



В.М. Бехтерев говорил о том, что на развитие личности воздействует среда,наследственность, воспитание.Выступал за введение в учебный план трудового обучения.

Он говорил о взаимосвязи социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Первый поставил вопрос о половом воспитании.

Одним из первых разрабатывал проблемы воспитания детей младшего возраста.

Особое внимание уделял анализаторам, умению наблюдать, наиболее доступной деятельностью в данном возрасте является игра. Умственное развитие в этом возрасте зависит об общения с взрослыми.

Важнейшим методом учебно-воспитательной работы считал внушение, пример, поощрение, убеждение, в редких случаях наказание.

В это время получает развитие и религиозно–философская мысль. Ответы на сущные вопросы искались в христианской антропологии (Булгаков, Бердяев).


 

49. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.А.СУХОМЛИНСКОГО.

Главным его достижением стала педагогическая деятельность в Павлышской школе и умение и в своих книгах, и в образовательной практике сформулировать и отстоять принципы гуманистической педагогики.

Любовь к ребенку, по Сухомлинскому - суть учительской профессии.

Любить ребенка - значит защищать его от окружающего зла, поэтому необходимо «защитное воспитание».

Для этого надо уметь смотреть на мир глазами ребенка, входить в его положение, сочувствовать, сострадать.



Но есть и следующий шаг - в нем смысл воспитания.

Воспитание - это умение сформировать способность быть воспитываемым, т. е. быть чутким к слову, взгляду, улыбке и т. п. воспитателя, другого человека.

В Павлышской школе ставили задачу: обязательно чем-то заинтересовать, увлечь ученика, чтобы он нашел «что-то свое». Эффективным методом Сухомлинский считал «стимулирование к новому успеху».

Цель воспитания для Сухомлинского - человечность.

Человек - главная ценность, нельзя его обижать, унижать; такие формулировки в эпоху тоталитаризма и приоритета коллективности не могли не вызвать в конце концов противоборства.

Личные опыты Сухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфер воспитания – постоянная мысленная деятельность – без переутомления, без рывков и спешки.

Испокон веков педагоги решают две пары взаимосвязанных проблем: «обучение - воспитание» и «обучение – развитие».

Сухомлинский же не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие.

Нельзя учить, не воспитывая характер. Ничего не получится.

Учитель на уроке обучает, воспитывает и развивает.

Вся методика Сухомлинского направлена на одно: увеличить долю умственного труда ребенка, заставить, научить его ум трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду, к труду мысли.


50. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1980-Е ГОДЫ. ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ И «ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА».

80-е гг. XX в. характеризуются общественно-политическим кризисом в развитии страны, природа которого кроется в неэффективной модели экономического развития, построенной на идеологии марксизма.

Кризисные явления проявились и в образовании - школа пришла в острое несоответствие с социально-экономическими, культурными и образовательными потребностями страны. Декларируемые цели образования оказались в глубоком противоречии со средствами их достижения и конечными результатами. В обществе снизились качество и статус образования, произошло падение интереса к образованию, ухудшение психического и физического здоровья школьников.

В 1984 г. в стране проводится очередная реформа образования, которая не имела серьезного научного обоснования и ясных долговременных целей, она не была подготовлена критическим анализом положения дел в образовании и не имела ясно очерченных перспектив выхода из кризиса.

В 1984 г. была совершена попытка изменить содержание и формы обучения:

- в программу обучения были введены новые учебные курсы («Этика и психология семейной жизни», «Информатика»),

- изменился подход к факультативным курсам,

- была взята установка на профориентацию в старшем звене, гуманитаризацию общеобразовательных дисциплин.

В соответствии с положениями реформы вводилось обучение с 6 лет в течение 11 лет, однако в реальности дети учились, как и прежде, десять лет, но классов заканчивали одиннадцать.

Увеличились сроки обучения в вузах на некоторых факультетах с 4 до 5 лет.

В целом предпринятая в 1984 г. попытка реформирования образовательных учреждений в рамках тех же общественных условий не принесла ожидаемых результатов, одиннадцатилетнее образование не разрешило кардинальных внутренних проблем образования, не состоялась в полной мере диверсификация и специализация обучения в старших классах.

Были введены классы с углубленным изучением некоторых предметов, но при этом весь остальной объем нагрузки сохранился, что осложнило и отяготило процесс обучения в старшей школе.

Неадекватность традиционной модели общего образования требованиям современного этапа общественного развития актуализировала поиски путей выхода из кризиса образования.

В стране стало набирать обороты общественно-педагогическое движение за демократизацию образования, отказ от авторитарной педагогики, гуманизацию обучения и воспитания, за "новое мышление" в педагогике.

В движении за обновление образования, преодоление кризиса образования во второй половине 80-х гг. ведущую роль играли общественно-педагогическое движение, получившее обобщенное наименование "Педагогика сотрудничества", и Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) "Школа".

Основу общественно-педагогического движения за обновление образования "Педагогика сотрудничества" составили педагоги-новаторы.

На волне перестройки и "нового мышления" в стране в середине 80-х гг. ярко заявили о себе педагоги-практики, преодолевшие в своей педагогической деятельности ограниченные рамки официальной педагогики и сумевшие добиться выдающихся результатов в обучении и воспитании школьников.

Наиболее выдающиеся из них - Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, Б. Н. Никитин и Л. А. Никитина, В. Ф. Шаталов.

На телевидении проходят встречи с педагогами-новаторами - знаменитые "останкинские вечера". Они получили широкий общественный резонанс, активно формировали в общественном сознании понимание первостепенной важности проблем образования, необходимости его всестороннего обновления.

Ключевую идею педагогики сотрудничества составила идея сотрудничества педагогов и учащихся.

Традиционная педагогика была признана авторитарной, педагогикой принуждения, обслуживающей интересы государственной идеологии в образовании.

В критике основных положений традиционной педагогики, в обосновании альтернативных принципов построения процессов обучения и воспитания детей формировалась педагогика сотрудничества, которая способствовала:

- пробуждению общественного интереса к проблемам школы и всего образования,

- признанию общественной функции образования,

- оформлению общественных структур в образовании - попечительских советов, общественных комитетов и т.п.,

- интересу к мировому педагогическому опыту,

- налаживанию международного сотрудничества в образовании.

 

 


51. ГУМАНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 1990-Е ГОДЫ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ В РБ.

В 1990-е гг. в Республике Беларусь начала проводиться реформа общеобразовательной школы, связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения в средней школе.

Реформа предусматривала переход к обязательной десятилетней базовой школе. Среднее образование можно было получить в последних 11-м и 12-м классах или в учреждениях профессионального образования. В последних классах осуществлялась специализированная подготовка учеников по различным направлениям (естествоведческое, физико-математическое, гуманитарное, технологическое).

Однако реформа средней общеобразовательной школы себя не оправдала.

В 1991 г. был принят Закон «Об образовании в Республике Беларусь», в котором были сформулированы основные принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, принципы финансирования.

В 1991/1992 учебном году на территории Беларуси функционировало 33 вуза, из них только 3 являлись университетами. На начало 2005/2006 учебного года в систему высшего образования в республике входили 43 государственных вуза, в том числе 30 университетов, 7 академий, 3 высших колледжа, 2 института, а также 12 вузов негосударственной формы собственности.

Белорусский государственный университет и Белорусский националь­ный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущими высшими учебными заведениями в отрасли. За период с 1991 по 2005 г. количество высших учебных заведений всех форм собственности увеличилось на 70%.

В 2008 г. на высшем государственном уровне было принято решение приостановить реформу и возвратиться к одиннадцатилетней средней школе.

Особенностью развития системы образования Республики Беларусь в 1990-е гг. стала деятельность негосударственных учебных заведений, существующих наряду с государственными.

Обучение в них осуществляется на платной основе (за счет личных средств студентов, учащихся или их родителей). Эти учебные заведения получают от государства лицензию (право) на проведение учебной деятельности.

Чтобы обеспечить соответствие имеющимся в стране стандартам образования, систематически проводится аттестация всех учебных заведений, в том числе и негосударственных.

Белорусские ученые ведут важные исследования практически во всех областях знания.

Постепенно восстанавливаются утраченные ранее связи с учеными России и стран бывшего СССР, поддерживаются контакты с научной общественностью зарубежных стран.

Развитие науки должно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь, повышение уровня жизни населения.

В середине 1990-х годов в Беларуси началась реформа высшего образования.

Ее осуществление планировалось провести в три этапа.

На первом этапе предусматривалось формирование новой структуры системы высшей школы, на втором – отработка и внедрение ее вариантов. Третий этап – нормативно-законодательное закрепление перемен и приведение национального высшего образования в соответствие с международными стандартами.

Начиная с 2002 г. принят ряд законов, регулирующих отношения в сфере образования. В новой редакции закона «Об образовании» (2002 г.) содержатся положения о принципах вузовской автономии и академических свобод. 3 октября 2005 г.

Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении доработанный проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании». За период с 2002 г. принято около 200 ведомственных нормативных правовых актов. Разрабатывается проект Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Одновременно с этим был разработан ряд важнейших законодательных документов и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность звеньев системы непрерывного образования:

- «Концепция образования и воспитания в Беларуси»,

-«Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996),

- «Концепция воспитания в национальной школе»,

- «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999),

- «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000) и др.

В этих документах были достаточно полно охарактеризованы новая образовательная политика, а также современные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения.

Повышение спроса на высшее образование привело к увеличению количества студентов, обучающихся на платной основе.

В государственных высших учебных заведениях в 1994/1995 учебном году на договорной основе обучалось 18% от общего количества студентов, а в 2005/2006 учебном году количество студентов, обучающихся на платной основе со­ставило около 52%.

В целях поддержки таких студентов приняты Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности и высших учебных заведениях потребительской кооперации на платной основе» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. «О порядке предоставления кредита для оплаты первого высшего образования».

В минувшее десятилетие развитие системы высшего образования стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Основной задачей развития системы образования является повышение качества обучения, приведение его в соответствие с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на создание высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики.

Большое внимание уделяется внедрению новых образовательных технологий, направленных на повышение качества подготовки специалистов, установление единых критериев оценки и обеспечения высокого уровня компетентности выпускников в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Проводятся мероприятия по приведению объемов и структуры подготовки на бюджетной основе специалистов с высшим и средним специальным образованием в соответствие с потребностями страны.

Осуществляются мероприятия по нормативно-правовому, учебно-методиче­скому, информационному и кадровому обеспечению высшей школы.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.