Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВТОРОЙ ПОЛ. 20 ВЕКА (бихевиоризм, прагматизм, фрейдизм, экзистенциализм, неотомизм и др.).





Основные педагогические концепции, опирающиеся на соответствующие философские направления, -- прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.

Прагматизм- направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Чарльз Сандерс Пирс (1839--1914) и Уильям Джемс (1842--1910) претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Джон Дьюи (1859--1952). Он привел их в систему, которую предпочитал называть инструментализмом.

Основные положения этой системы следующие. Обучение не должно быть оторвано от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность детей, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.



В 60-е гг. педагогика прагматизма потеряла свою популярность. Прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Главная сущность неопрагматическойконцепции воспитания - самоутверждение личности. Ее сторонники (Т. Браммельд, Э. Келли, А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. Неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в таком поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей.

Главные положения педагогики неопозитивизма следующие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении'», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформизму, манипулированию поведением личности и создать условия для ее свободного самовыражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспитания - формирование рационально мыслящего человека.



Экзистенциализм- философское направление, признающее личность высшей ценностью мира.Существование человека как «Я»' предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность - неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек - носитель своей нравственности.

Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Больнов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие. Центром воспитательного воздействия они считают подсознание, настроения, чувства, импульсы, интуиция человека. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы.



Воспитателю педагогика экзистенциализма отводит весьма своеобразную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ребенку обрести устойчивую ``внутреннюю нравственность'', обучая искусству смотреть только в себя.

Неотомизм- религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225--1274). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума'», а теология -- высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, ``сверхразумом''. Науке доступен клочок материального мира, окружающего человека. Поэтому нужно совершенствовать ``истинное образование'', которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его разума. В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных естественных явлений, религии -- духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Развернутое изложение педагогической концепции современного неотомизма дал известный французский философ, признанный глава неотомизма Ж. Маритен. Видные представители католической педагогики -- У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р. Ливигстон (Англия), Е. Жильсон (Франция).

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское направление, ибо конечная цель этого бреда -- помешать человеку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель -- христианское усовершенствование человека на земле. Дальняя - забота о его жизни в потустороннем мире, спасении души.

Бихевиоризм- психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Джон Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S - R.

Необихевиористы (Сидней Пресси, Беррес Фредерик Скиннер, Эдвард Толмен, Кларк Халл и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид ``стимул -- реакция -- подкрепление''.

Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение -- управляемый процесс.

Психоаналитический подход - основание данному направлению дал Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач, психиатр, психолог, философ, разработавший теорию бессознательного.

В психоанализе начало формирования личности ребенка связывается или с включением в действие основных жизненных биологических потребностей ребенка, с возникновением конфликта между стремлением к их удовлетворению и социально-культурными ценностями (традиционный фрейдизм), или с возникновением первых жизненных неудач и удовлетворении важных потребностей, которые ведут к появлению комплексов(неофрейдизм). В том и в другом случаях начало развития личности драматически связывается с глубокой психологической травмой и сильным эмоциональным переживанием - аффектом, следы которого сохраняются и остаются у ребенка в течение всей его жизни. Дальнейшее развитие ребенка как личности определяется тем, насколько ему удается пережить соответствующую травму и избавиться от комплексов. Весь процесс личностного преобразования в рамках этого подхода изображается как борьба бессознательных влечений, порождаемых или органическими потребностями (половая потребность, страх, агрессивность), или комплексами. Личностные новообразования здесь рассматриваются как итог и результат соответствующей борьбы. Роль социально-воспитательных влияний сводится к формированию защитных механизмов личности.

Далеко не все положения фрейдовской теории детского развития принимаются современными исследователями возрастной психологии. Особенно большие возражения вызывает стремление фрейдистов вывести развитие личности из биологических потребностей человека, игнорируя то, что человеку для его развития как личности дает общество. Тем не менее многое в учении Фрейда о роли удовлетворения органических потребностей ребенка для его нормального развития подчеркивается правильно.

Когнитивный подход -В 60-е гг. XX в. появилось новое направление когнитивная психология, во многом этому способствовали труды Жан Пиаже и Джерома Брунера.

Гэри Келли (1905-1966) разработал теорию личностных конструктов. Согласно ей ребенок рассматривается как исследователь, стремящийся понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир.

В основе данной теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого, Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, т.к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний.

Гуманистическая теория личности(представители Шарлотта Бюлер (1893-1974), Абрахам Маслоу (1908-1970), Виктор Франкл (1905-1997)) рисует процесс личностного развития ребенка как обретение человеком определенного сознательного и высокого смысла существования, а также свойства быть и становиться личностью. Начало личностного развития здесь относится примерно к трехлетнему возрасту, а время завершения процесса оформления личности - к окончанию школы.

Главный вопрос, который здесь ставится и решается, состоит в том, чтобы выяснить, как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных ценностей на разных этапах индивидуального развития в зависимости от складывающихся социальных условий.

Условиями личностного развития являются:

- своевременное включение ребенка в систему социальных человеческих взаимоотношений;

- наличие рядом с ним развитых и разнообразных личностей, психологию которых он может усвоить и поведению которых он в состоянии подражать;

- наличие эффективных методов воспитания, рассчитанных на то, чтобы передать растущему ребенку необходимую информацию для его личностного развития.

В качестве движущих сил личностного развития ребенка выступают, с одной стороны, те внутренние противоречия, с которыми он сталкивается в процессе взросления, а с другой стороны, внешние стимулы, побуждающие его изменяться как личность.

Таким образом ориентация на различные теории личности позволяют педагогу и родителям с опорой на индивидуальные психофизиологические особенности ребенка наметить цели и задачи, определить структуру и содержание, подобрать соответствующие методы и приемы воспитательного воздействия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.