Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.





ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ, ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ И УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.

История образования и педагогической мысли и образования как самостоятельная наука сформировалась в XIX в., когда вышли первые труды, посвященные анализу и критике различных педагогических теорий и систем образования, и историко-педагогические труды обобщающего характера. В России среди таких трудов следует назвать в первую очередь работу П.Ф.Каптерева «История русской педагогии».

Попытки осмыслить идеи предшественников делались педагогами и раньше, но в XIX в. работы по истории образования и педагогической мысли приобрели такие черты, как системность и научность; история образования и педагогической мысли выработала свои собственные методы исследования.

Предмет изучения – развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические периоды.

Стркутура:

1) воспитание в первобытном строе

2) школа и воспитание в др мире и Античности

3) воспитание и школа в эпоху Средневековья и Возрождения

4) школа и педагогика в Новое время

5) школа и педагогика в Новейшее время.



Характерным было рассмотрение воспитания с различных подходов. Шмидт рассматривал воспитание как составную часть культуры. Монро выделал философско-этическую сторону.

Каптерев рассматривал педагогику с точки зрения соотношения христианской церковно-теологической и светско-реалистической направленности воспитания. Ленин – как социальное воспитание.

Задачи научно-теоретические и социально-парктические.

1) изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества.

2) раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху.

3)выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов.

4) раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики.



5) представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики

6) формировать историческое сознание, мышление у педагогов

7) способствовать дальнейшему совершенствованию народного образования.

В системе методов, применяемых при исследовании историко-педагогических проблем, есть те, которые имеют особенно важное значение.

Ретроспективный анализ (лат. retro – назад и specio – смотрю) можно перевести как «обращение к прошлому, обзор прошедших событий».

Ретроспективный анализ применяется в тех случаях, когда необходимо рассмотреть какое-либо явление на протяжении определенного, достаточно длительного промежутка времени; при этом события рассматриваются (восстанавливаются) в их хронологической последовательности.

Этот метод позволяет рассматривать педагогические феномены в их становлении и развитии, реконструировать педагогические процессы, выявлять тенденции и динамику их изменения и дальнейшего развития.

Контент-анализ. При нем содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются разного рода документы.

Благодаря применению контент-анализа можно получить сведения о прошедших событиях, о содержании, организационных формах и методах образования в разные исторические периоды, о взаимоотношениях педагогов и обучающихся (воспитанников), об образовательной политике; можно проследить зависимость между разными социальными и жизненными позициями авторов трактатов и их педагогическими концепциями и т.д.

 


 

ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.



На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: - дети и подростки; - полноценные и полноправные участники жизни и труда; - пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни.

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу.

С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т.е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей - дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям.

Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией».

Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т.д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода.

Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

В древнейших государствах воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древн. Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи, книга Притчей иудейского царя Соломона, индийская Бхагавадгита и др.

Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа.

Возникает клинописная и иероглифическая письменность. Появление новой специальности - учителя.

Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Образование было скудным и узкоспециальным. В школе обучались дети аристократов, торговцев.

Вавилония, Ассирия имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру.

Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства.

В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были учебные заведения, появились в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы.

Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись.

С начала 1 тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили в домах. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения.

В крупных "домах табличек"имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя.

В основе методики обучения лежало, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали.

Вначале школяра учили читать, писать и считать. Изучались два языка: аккадский и шумерский.

Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

В период расцвета Древн. Вавилонского царства (1-я пол. 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - зиккуратах, - имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний. Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев.

Усложняется учебная программа, кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике.

На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Наравне с медициной изучали магико-религиозные культы. В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получали сведения по религиозным вопросам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.