Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ





Международные налоговые отношения основываются на международном налогом праве. Международное налоговое право представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих международные налоговые отношения. Нормы международного налогового права содержатся в актах налогового законодательства отдельных государств, а также в международных договорах.

Международное сотрудничество в налоговой сфере обусловлено расширением мировой торговли и движения капиталов, а также усиление интеграционных процессов в мировой экономике

Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права и обязанности в сфере международных налоговых отношений. Международные договоры представляют собой основной источник международного налогового права. В международных налоговых отношениях могут применяться различные наименования: договор, соглашение, конвенция, пакт и др. Международные договоры могут быть многосторонними или двусторонними[ 30, с. 298 ].

В соответствии с частью 2 статьи 5 Налогового кодекса Республики Беларусь: «Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права».



Установленные вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь правовые нормы, направленные на регулирование вопросов налогообложения, являются частью законодательства, действующего на территории Республики Беларусь, и подлежат непосредственному применению. Такие нормы имеют юридическую силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Наиболее наглядно приведенные выше правила раскрываются в механизме применения международных договоров (соглашений) Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения в отношении доходов и имущества (Например, Конвенция между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бахрейн). Такие соглашения, заключенные к настоящему времени с большинство иностранных государств – торговых партнеров Республики Беларусь, устанавливают юрисдикцию норм налоговых законодательств договаривающихся сторон в отношении конкретных объектов налогообложения, возникающих у их резидентов из источников на территории другого государства[ 25 ].



Если соглашение, инкорпорированное в национальное законодательство, имеет равную с ним силу, возникают определенные трудности. Решая подобные вопросы, государства придерживаются двух принципов:

Чаще государства соблюдают первый принцип. В этом случае закон, инкорпорировавший международный договор, вытесняет ранее принятые внутригосударственные законы.

Согласно второму принципу действует в первую очередь специальные, а не более общие нормы; это правило применяется до принятия национального закона, отменяющего положения международного налогового соглашения» [ 32, с. 320 ].

В системе налогового законодательства международного соглашения по налогообложению делятся на группы:

 

- международные соглашения общего характера;

 

- собственно налоговые соглашения;

 

- общие налоговые соглашения (конвенции);

 

- ограниченные налоговые соглашения;

 

- соглашения об оказании административной помощи по налогообложению;

 

- договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы;

 

- соглашения о налоговых режимах и льготах;



 

- торговые договоры;

 

- специфические соглашения по конкретным международным организациям.

 

Международные соглашения общего характера наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие правила действия сторон в области налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах, а также в национальном законодательстве[ 34, с. 125 ].

Собственно налоговые соглашения двустороннего и многостороннего характера имеют три группы:

общие налоговые соглашения (конвенции) – международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон в области прямых и косвенных налогов;

ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т.п.;

соглашения об оказании административной помощи по налогообложению.

Договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы, обычно направлены на устранение благоприятного налогового режима, предоставление тех или иных льгот и т.д. Например, в 1992 г. в Соглашении о регулировании взаимоотношений государств СНГ одиннадцать стран обязались, в частности, принять меры по устранению двойного или многократного налогообложения доходов от торговли. По существу данный документ представляет собой соглашение о налоговых режимах и льготах для стран – участников СНГ[ 42, с. 163 ].

К договорам, в которых решаются и налоговые проблемы, относятся торговые договоры, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров и услуг.

К международным налоговым соглашениям относятся также соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Общее число действующих в современных условиях соглашений по вопросам налогообложения превышает три тысячи.

Кашин В.А. в своей книге «Международные налоговые соглашения» пишет: «все имеющиеся соглашения, которыми в той или иной форме регулируются налоговые вопросы, можно подразделить на две группы. Первая — это собственно налоговые соглашения, вторая — прочие международные соглашения и договоры, в которых наряду с другими решаются и налоговые вопросы[ 41, с. 56 ].

Налоговые соглашения первой группы включают различные типы соглашений. Среди них можно выделить:

 

а) соглашения об оказании административной помощи;

 

б) ограниченные налоговые соглашения;

 

в) общие налоговые соглашения;

 

г) соглашения о налогах на наследства;

 

д) соглашения о налогах по социальному страхованию.

 

Самостоятельным и весьма распространенным видом налогового соглашения являются соглашения об устранении двойного налогообложения наследств. Они явились первой формой соглашения в области прямого налогообложения (налоги с наследств, как известно, появились раньше подоходных налогов) [ 2, с. 322 ].

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения охватывают, как правило, все виды налогов на доходы и капитал и имеют две основных цели: устранение двойного налогообложения и борьба с уклонением от налогов. «Обычно соглашения состоят из 4 частей: в первой перечисляются виды налогов и круг лиц, охватываемых соглашением; во второй содержится описание конкретных режимов налогообложения, установленных соглашением для отдельных видов доходов (предпринимательская прибыль, дивиденды, проценты, заработная плата и т.д.); третья включает статьи, предусматривающие порядок устранения двойного налогообложения тех доходов и капитала, права на обложение которых сохраняются за обеими странами – участницами соглашения; в четвертую входят статьи, определяющие конкретный порядок выполнения соглашения». Имеются также часть «Постоянное представительство» и статьи, устанавливающие срок действия и порядок прекращения соглашения, иногда преамбула.

Последний вид соглашений по времени возникновения – это соглашения, распространяющиеся на налоги и взносы, взимаемые по системе социального страхования. Значительное увеличение платежей, взимаемых с населения по государственному социальному страхованию в большинстве стран, и необходимость устранения двойного взимания таких платежей с некоторых категорий граждан вынудили обратить особое внимание на эту проблему, и ряд стран (США, Франция, ФРГ и др.) имеют уже несколько соглашений в этой сфере.

Кроме того, непосредственно к этой группе примыкают также чисто налоговые соглашения, но особого, неравноправного характера. Это соглашения о распространении налоговой юрисдикции, применяемые в отношениях между метрополиями и опекаемыми или зависимыми странами и территориями. Количество таких соглашений в наше время весьма велико. ([ 9, с. 389 ].

Во вторую группу входят различные международные соглашения, в которых наряду с другими, основными вопросами затрагиваются и вопросы налогового характера.

Во-первых, это весьма распространенные соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами. В этих соглашениях, как правило, присутствует положение о налоговой недискриминации, т.е. о предоставлении гражданам и компаниям другой стороны такого же налогового режима и «обращения», как и местным, «национальным» гражданам и компаниям. При этом, однако, оговаривается, что каждая страна сохраняет за собой право предоставления своим гражданам и компаниям налоговых льгот без обязательного их распространения на граждан и компании другой страны.

Во-вторых, это соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений (включая и специальные консульские конвенции), в которых, как правило, оговариваются взаимные налоговые льготы для дипломатических и консульских представительств и их сотрудников, проживающих в другой стране. Объем льгот обычно ограничивается целями и рамками пребывания данных лиц на чужой территории. Перечень таких льгот содержится в многосторонних Венских конвенциях 1961 и 1963 годов о дипломатических и консульских представительствах. Большинство стран являются участниками этих конвенций. Следует подчеркнуть, что льготы, предусмотренные по этим двум типам соглашений, как правило, в той или иной форме включаются и в общие налоговые соглашения[ 4, с. 35 ].

В-третьих, это торговые договоры и соглашения, предусматривающие применение режима максимального благоприятствования в отношении товаров и услуг, ввозимых из страны-партнера. По своему налоговому действию эти соглашения обычно распространяются лишь на таможенные пошлины, однако они могут устанавливать режим наибольшего благоприятствования и по линии общих налоговых правил, так же как и других норм (валютных, банковских и т. д.), относящихся к ведению внешнеторговой деятельности. Кроме того, существуют чисто таможенные соглашения, в том числе многосторонние (таможенные союзы и др.). Наиболее известный пример — Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое по своему существу является многосторонним соглашением по косвенному налогообложению.

В-четвертых, это специфический тип международного договора, определяющего принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования. Таковы соглашение США с ООН о размещении ее штаб-квартиры в Нью-Йорке; соглашение Франции с ЮНЕСКО и другими специализированными подразделениями ООН: соглашение Бельгии с НАТО; соглашение Эфиопии с ОАЕ и др. Во всех названных соглашениях наряду с прочими нормами и правилами размещения и функционирования этих организаций на территории принимающей страны содержатся налоговые льготы в отношении данных организаций и их сотрудников, а также представителей других государств, участвующих или прикомандированных к ним[ 37, с. 144 ].

В политике развитых стран налоговые соглашения занимают важнейшее место, поскольку они позволяют не только достигнуть компромисса при разделе налоговых поступлений и обеспечить уверенность своим экспортерам товаров и капитала, но и установить более благоприятный режим для расширения своих зарубежных инвестиций, а в конечном счете — для захвата новых товарных рынков и получения доступа к природным ресурсам других стран.

Белорусское предприятие заключило с иностранным юридическим лицом (Тайвань) договор на осуществление услуг по корпусированию (сборке) интегральных микросхем из материала, поставляемого из Беларуси на Тайвань. Изготовленные изделия возвращаются в Беларусь. Следует ли удерживать налог на доходы иностранного юридического лица по оказанным им на Тайване услугам? В этой связи выплата дохода иностранному юридическому лицу за выполнение сборочных работ (корпусирование интегральных микросхем), выполняемых на территории Тайваня, не облагается налогом на доходы с иностранных юридических лиц в Республике Беларусь.

В отношении второго вопроса следует отметить, что между Республикой Беларусь и Тайванем не имеется соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества[ 16, с. 56 ].

 

ГЛАВА 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.