Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИКИ.





С развитием полисов меняется мироощущение эллинов. Человек начинает осознавать себя как личность и индивидуальность. Обращаясь к художественному творчеству, человек говорит не от имени коллектива или народа, а от себя лично. В связи с этим преобладает лирическая поэзия. Появляется субъективное мировоззрение героя, новое понимание этики, новые функции мифа, открывается новая структура стиха, трансформируется психологизм, переосмысляются новые понятия эпоса, этические категории (индивидуальная доблесть вождя, полисная этика, связанная с необходимостью защищать родной город). Миф остаётся, но приобретает коммуникативную функцию. До этого миф санкционировал общий порядок, ориентировался на прошлое и был значимым сам по себе. В лирике миф ориентирован на современность – мифологические герои чувствуют и ведут себя как современные люди. При помощи мифологических сюжетов решаются актуальные вопросы современности. В лирике происходит самосознание человеком своих ощущений. При передаче эмоциональных и интеллектуальных проявлений сохраняется конкретизированная образность, но она не ограничивается внешними симптомами, а воспроизводит ощущения, переживаемые самим индивидом. Краткость текста лирического стихотворения приводит к формированию другой поэтики, появлению новых композиционных принципов (антитеза, приём «переплетающейся сети», нанизывающий стиль). Термин «лирика» появляется позже собственно лирики. Ранняя лирика называлась меликой (от греч. melos – песня, напев). Термин «лирика» появляется у александрийских филологов (III – II века до н.э.).



Хронологическая классификация:

1.648 г. до н.э. – VI век до н.э. (Архилох, Мимнерм, Алкей, Сапфо, Тиртей, Каллин, Арион).

2.VI век до н.э. – время греческой тирании (Анакреонт, Семонид Кеосский, Парменид, Пиндар).

3.Первая половина V века – развитие хоровой мелики (Вакхилид, Феогнид).

4.Вторая половина V века – первая половина IV века (Тимофей Милетский).

Племенная и территориальная классификация:

1.Ионийская лирика (элегия и ямб);

2.Эолийская лирика (представитель – Сапфо);

3.Дорийская лирика (хоровая);

4.Сицилийская лирика.

Жанровая классификация:



1.Декламационная лирика (элегия, ямб);

2.Песенная лирика.

Декламационная лирика:

1.Элегии (общественные, общегражданские, воинственно-патриотические, личных настроений, дидактические);

2.Ямб.

Греческая лирическая поэзия своими корнями уходит в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными и застольными песнями, обрядовыми прославлениями и гимнами, погребальными заплачками. Важнейшие жанры лирики – элегия и ямб. Истоком элегии были заплачки, но в литературном виде этот жанр необязательно носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах и народных собраниях и строились на чередовании гекзаметра с пентаметром (элегический стих). Ямб происходил из песен, которые пелись на земледельческих праздниках. Ямбы декламировались без музыки и были наиболее близки к разговорной речи. Ямбический размер – трёхмерная стопа, состоящая из двух слогов. Наиболее употреблявшийся ямбический размер – триметр.

Песенная лирика:

1.Монодийная (лесбосская, сицилийская, «странствующих поэтов»);

2.Хоровая (дорийская, аттическая, общегреческая).

Мелические произведения – песни, но ноты к ним не сохранились. Древнегреческие филологи мыслили мелику единым целым. В каноне филологов Александрийской библиотеки выдающимися поэтами считаются Пиндар, Вакхилид, Сапфо, Анакреонт, Стесихор, Семонид Кеосский, Алкей, Алкман и Ивик. Этот жанр уходил корнями в первобытно-общинную эпоху и обслуживал определённую общественную группу. Прикрепление мелики к какому-либо коллективу остаётся её постоянным признаком. Литературная мелика сохраняет связь с фольклорной основой. Существовали застольные песни (сколии), свадебные (эпиталамии или гименеи), похоронные (френы), в честь богов (гимны), песни исцеления (пеаны), дифирамб – гимн Дионису, парфений – гимн Афине.



Также к лирической поэзии относится эпиграмма – законченное короткое стихотворение, посвящённое лицу или событию. Создателем жанра считается Семогнид Кеосский. Кроме того, к лирике относится эпитафия – надпись на надгробном памятнике, выполненная гекзаметром или элегическим дистихом.

Вопрос № 10.Декламационная поэзия. Архилох и Тиртей.

Декламационная лирика:

3.Элегии (общественные, общегражданские, воинственно-патриотические, личных настроений, дидактические);

4.Ямб.

Греческая лирическая поэзия своими корнями уходит в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными и застольными песнями, обрядовыми прославлениями и гимнами, погребальными заплачками. Важнейшие жанры лирики – элегия и ямб. Истоком элегии были заплачки, но в литературном виде этот жанр необязательно носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах и народных собраниях и строились на чередовании гекзаметра с пентаметром (элегический стих). Ямб происходил из песен, которые пелись на земледельческих праздниках. Ямбы декламировались без музыки и были наиболее близки к разговорной речи. Ямбический размер – трёхмерная стопа, состоящая из двух слогов. Наиболее употреблявшийся ямбический размер – триметр.

! Архилох (начало VII в. до н.э.)по преимуществу прославился на все времена своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером.

Архилох родился на острове Паросе. Его малоизвестная нам жизнь была бурной. Он сам откровенно рассказывает, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. Есть предание об его неудачном романе с Необулой, дочерью Ликамба, который воспротивился этому браку. Рассказывают, что Архилох мстил ему ямбами и довел его до отчаяния и самоубийства. Смерть свою Архилох нашел в сражении между паросцами и наксосцами.

Нам мало известно о его гимнах (хотя его знаменитый гимн Гераклу традиционно исполнялся в честь победителей). Писал он также басни, эротические стихотворения и эподы.

Зато мы довольно хорошо осведомлены о его элегиях. Здесь мы находим темы веселые, остроумные, жизнерадостные, наивные и отважные. Он заявляет, что ему одинаково близки интересы бога войны и муз, бахвалится своей профессией воина, сам смеется над своей изменой, не страшится нареканий черни, любит наслаждения жизни, не боится судьбы и случайностей и рекомендует все-j перетерпеть, быть стойким и не унывать.

Архилох был известен также эпиграммами, и в частности эпитафиями (надгробными надписями).

Однако особенно славились ямбы Архилоха. Здесь он выражал свою любовь к Необуле с большой страстью и волнением.

В одном фрагменте он рисует себя жалким от страсти, как несказанные муки пронзают насквозь его кости.

В другом стихотворении он рекомендует быть ко всему готовым. Еще в других ямбах он проклинает отъезжающего изменника-друга.

Представляет большой интерес также и его философия жизни, развиваемая в следующих хореях:

Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой:

Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!

Пусть везде кругом засады,- твердо стой, не трепещи.

Победишь - своей победы напоказ не выставляй;

Победят - не огорчайся, запершись в дому, не плачь!

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;

Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

(Вересаев.)

Значение Архилоха велико, особенно для трех великих трагиков и Аристофана. Он поражает разнообразием своих ритмов, пользуется так называемым "паракаталоге" - исполнением, средним между пением и чтением, чем-то вроде мелодекламации или речитатива. Известно, что он сам сочинял музыкальные произведения для флейты. Но главное - это замечательное содержание лирики Архилоха, в которой мы находим мораль в весьма остроумной и блестящей форме, лишенную всякой скуки, а также ясное и спокойное самоотдание потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и кончая Музами, богинями искусства, начиная от юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику. Он - воин, женолюб и женоненавистник, поэт, "гуляка праздный", и страстный жизнелюбец, а в конце концов еще и философ, напоминающий нам о текучести жизни человеческой, но в то же время утешающий нас учением о ее вечном возвращении. На нем, пожалуй, больше всего сказался переходный период от старинных и строгих форм жизни к новым, когда поэт, оторвавшись от старого, еще не успел примкнуть к новому и находится в состоянии вечного скитальчества и экспрессивных реакций на хаос жизни. Ему же свойственна также и большая широта в выборе жанров (от гимнов до басен).

Архилох жил в эпоху ожесточенных социально-политических конфликтов; настроение эпохи ярко отображено в его стихотворениях. Архилох отказывается от героического идеала гомеровской традиции. Он предпочитает активное участие в жизни, безличному «эпосу аристократии» противопоставляет субъективную поэзию личности — антагониста общественным условностям.

Папирусные находки последних десятилетий значительно расширили представления о творчестве Архилоха. Около 120 сохранившихся фрагментов произведений Архилоха отличаются большим разнообразием. Архилох писал в различных жанрах (гимны богам, элегии, басни, эпиграммы), однако наибольшую славу приобрели его «ямбы», или эподы — стихотворения, полемически заостренные против аристократических представлений о чести, доблести и посмертной славы.

Знамениты стихи Архилоха о том, как он, чтобы спасти себе жизнь, бросил на поле боя щит (что считалось позором). В этих стихах Архилох использует метр и эпические формулы «Илиады»; что придает тексту откровенно пародийный характер.

В стихах Архилоха впервые в греческой лирике ярко и однозначно выражена поэтическая индивидуальность. Архилох — поэт-воин, живущий в эпоху смещения старой аристократической системы ценностей; превратностям судьбы он противопоставляет мужество, стойкость и понимание ритма, лежащего в основе жизни и возвращающего события к благоприятному состоянию.

! Архилох жил между 689 – 640 гг. Его творчество было популярно в античности. До нас дошло около 200 фрагментов его стихотворений. Архилох сочинял элегии, гимны, басни, эпиграммы, но он более известен как создатель ямбической поэзии. Она использовалась в личной полемике и писалась двусложными размерами: ямбом, трохеем, спондеем. Архилох родился на острове Парос. Вплоть до последнего времени считалось, что Архилох был вольноотпущенником, сыном рабыни и знатного человека и наёмником, сражавшимся на острове Парос и во Фракии. Сейчас нельзя говорить о том, что он был наёмником. Он сражался как представитель полисной общины. Его этика – антиэпичность и антигомеричность, идеалы – идеалы общины, которые неизвестны героическому эпосу. Раннегреческая лирика мыслилась в рамках общественного коллектива (фиас, гетерия, апелла). Точно такой же группой было общество колонистов, к которому принадлежал Архилох.

В своём творчестве Архилох отказывается от шкалы ценностей родовой аристократии. Он обращается к безземельным переселенцам, которые ищут кусок земли. С новыми обстоятельствами складывается и новое мировоззрение. Нестабильность общественных отношений эпохи колонизаторов противостоит стабильности героического века. Возникает интерес к жизни индивида, его внутреннему миру. Несомненна роль Архилоха в обновлении художественных средств. «Я служитель царя Эниалия» - Архилох соединяет в себе несоединимое: войну и поэзию. В своих произведениях он руководитель и наставник своих сограждан, особенно в элегиях. Стихотворения Архилоха дидактичны, хотя в них изображаются личные чувства и переживания поэта. В храмовой легенде рассказывается, что Архилох стал по-новому петь старые песни и ввёл новый культ бога Диониса. Граждане воспротивились, за что были наказаны Дионисом. Тогда граждане приняли новаторство и восславили Архилоха. В творчестве Архилоха время меняется вместе с человеком. Архилох знает, что невзгоды подавляют человека, меняют его. Архилох сомневается в гомеровской чести, оспаривает её, отстаивает индивидуальность. Гомеровская лексика приобретает иной контекст. «Необходимое бегство не несёт людям позора» - Архилох убеждает, что в трудных боевых действиях лучше убежать и спастись, чтобы потом защищать общину. Мотив брошенного щита трижды встречается в древнегреческой литературе: у Архилоха (фрагмент 5), Алкея, Анакреонта (фрагмент 65). В римской поэзии этот мотив представлен Горацием. Поэзия Архилоха преодолевает дистанцию между слушателем и героем, нарочито подчёркивая субъективный момент, авторское отношение. Тема дружбы чередуется с темой вражды. Больше всего Архилох ненавидит бывших друзей, посвящает им порицания.

Отличительная черта Архилоха – его активное вторжение в жизнь. Эта особенность – личная ответственность поэта. Взлёты и падения в личной жизни Архилох типизирует, демонстрируя образцы поведения для себя и для слушателей. Жизнь представляется ему в течении удач и неудач. Идея человеческой беспомощности перед миром, обращение к духу. Архилох в обращении к себе продолжает эпическую традицию внутреннего монолога. Но Архилох не ограничивается приказом – он утешает, ободряет свой дух. Глаголы в его стихах повелительного наклонения. У Архилоха происходит самосознание своего переживания, внутреннего ощущения.

Тема любви не занимает особого места в творчестве Архилоха. В ряде отрывков он признаётся в любви к прекрасной Необуле. Отвергнутый ей, он пишет про неё с жестокой насмешкой. Обличительная поэзия Архилоха «таила в себе жало змеи и яд пчелы». Известны басни Архилоха, например, «О лисице и орле». Архилох стоит у истоков европейской лирики. Он первым осуществил переход от эпоса к лирике.

! Тиртей - Согласно античному преданию, был хромым учителем, которого афиняне послали на подмогу спартанцам, когда те находились в тяжёлом положении во время Второй Мессенской войны. Тиртей так воодушевил спартанцев своими стихами, что они ринулись в бой и одержали победу.

Так как потомки вы все необорного в битвах Геракла,

Будьте бодры, ещё Зевс не отвратился от нас!

Вражеских полчищ огромных не бойтесь, не ведайте страха,

Каждый пусть держит свой щит прямо меж первых бойцов,

Жизнь ненавистной считая, а мрачных посланниц кончины —

Милыми, как нам милы солнца златые лучи!

Стихотворения Тиртея, написанные в стиле ионийской элегии и во многом перекликающиеся с греческим эпосом, содержат хвалу спартанским учреждениям, мифы, освящающие строй спартанской общины, призывы к сохранению «доброго порядка», прославление воинской доблести и описание жалкой участи труса. Безыскусные, но сильные стихи Тиртея служили у спартанцев военными песнями.

(см. тетрадь)

Вопрос № 11.Лесбосская лирика. Алкей и Сапфо.

! Алкей и Сапфо жили в VI веке до н.э. и происходили из аристократических семей острова Лесбос. Их творчество высоко ценилось в античном мире. Произведения Сапфо были изданы в девяти папирусных книгах, Алкея – в десяти. Их творчество было известно в Римской империи. До нас дошло по 400 строк от каждого поэта.

Сапфо и Алкей исполняли свои произведения в фиасе и гетерии соответственно. Эти объединения берут своё начало в родовом строе. По мере формирования классовых обществ возрастные границы начали стираться. Мужчины составляли замкнутое объединение и жили вне семьи. Гетерия жила политической борьбой, а фиас – женскими заботами. Гетерии покровительствовал Зевс, Аполлон, Гермес, Дионис, а фиасу – Афродита, Гера. Жречества в Греции не было, так как каждый гражданин полиса мог принести жертву богу. Фиас существовал в дорийских и эолийских областях Греции, где положение женщины было свободней.

Коллектив Сапфо был посвящён Афродите и Музам. Основная тематика песен Сапфо – общение с подругами, свадьбы, праздники. Политическая жизнь не интересовала Сапфо, но она была в изгнании, когда к власти пришёл враждебный ей род. Вопрос об отношении Сапфо к воспитанницам остаётся спорным. В школу Сапфо отправляли девушек из Ионии. Уже в античности вокруг Сапфо родилось множество легенд. Её отец – богатый гражданин Митилены, мать рано умерла. В фрагменте 50 ею вводится ставшая известной античная формула kalos kagathos (прекрасный и благородный), характеризующая человека, принадлежащего знати. Сохранились сведения о братьях Сапфо. По легенде, она изобрела фектиду (вид арфы) и миксолидийский лад в трагедиях.

Поэтика произведений Сапфо:

1. Начало и конец стихотворения – обращение к богам;

2. Призываются женские божества: Гера, Афродита, Музы, Хариты;

3. Любовь и поэзия – два начала, служащие Сапфо;

4. Сапфо верит в возможность эпифании – явления божества смертному.

Центральная часть гимна – биография божества. «Гимн Афродите» - призыв, цель которого – исполнение желания. Ритуальный характер носит начальная строка («дочь Зевса», «бессмертная»). Подчёркивается могущество божества: внутренняя рама – могущество, внешняя – её качества и свойства. Древние греки искренне верили в возможность общения человека и бога, но бог не мог появляться в истинном обличье. Эта иллюзия подкрепляется актуализацией предыдущего свидания с богиней. Речь идёт не только о лейтмотиве. Сапфо соблюдает ещё одно условие призывной песни: если бог однажды оказал благодеяние, он окажет его вновь. Отсюда в завершающей строфе призыв повторяется. Рамочная композиция известна ещё эпосу. Вся структура динамично устремлена от начала до конца.

Культ Афродиты носил эротическую окраску. Обязательным элементом почитания Афродиты являлось любовное томление. Ярким примером служит стихотворение «Огненное» (фрагмент 52). В нём описывается состояние, в которое предмет страсти повергает влюблённого. У Сапфо присутствуют внешние симптомы, но она характеризует страсть. С другой стороны, Сапфо испытывает и внутренние переживания. Также она употребляет нанизывающий стиль: яркая картина создаётся накоплением коротких фраз, определения сведены к минимуму. Исход драматического действия один – страсть губит того, кто испытывает её. У Сапфо любовь теряет однозначную привлекательность, становится «горько-сладким неодолимым чудовищем», «потрясает душу как бурный ветер, обрушивающийся на дубы». Преобладает неразделённая любовь, ревность, страдания.

Творчество Алкея формируется в рамках гетерии. Алкей живёт политикой. В начале VI века Лесбос представлял собой разделённый противоречиями полис. Вначале Алкей в союзе с Питтаком боролся против тирана Мирсила. Однако, когда Питтак стал правителем («примирителем») на 10 лет, Алкей выступил против, используя фольклорное поругание, бранные стихотворения. Он называл Питтака «завсегдатаем пьяных притонов» и призывал соратников к борьбе, хотя собственная гетерия казалась ему «кораблём, застигнутым бурей в открытом море». Эта метафора перешла в мировую поэзию. Забвение от неудач Алкей находит в вине и общении с друзьями. Древние говорили, что «для Алкея любой повод – повод выпить». Ему приписывается афоризм «истина в вине».

! Мелическую поэзию Греции VII—VI вв. до н. э. принято делить на сольную (или монодическую) и хоровую. АЛКЕЙ (VII - нач. VI в. до н.э.), САПФО (нач. VI в. до н.э.), АНАКРЕОНТ (вторая пол. VI в. до н.э.) - представители сольной мелики. Сохранность произведений мелических поэтов наихудшая. В силу того, что нам неизвестен и недоступен песенный (мелический) характер исполнения этого вида лирики, знакомство с меликой наиболее затруднено. Мелическая поэзия развивалась в формах хоровой и сольной мелики. Это была песенная поэзия, эмоционально-художественное воздействие кот.опред.соединением слов, ритма стихов и мотива в пении. Хоровая мелика ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов.Центром мелики были дорические области Греции. Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных поэтов—Алкея и Сапфо. Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести: вся жизнь человека посвящена выполнению патриотического долга. В своем творчестве Алкей большое внимание уделял политической лирике, наряду с этим встречается прославление красоты и радости жизни. Новаторством Сапфо является привнесение личного, авторского “я” в традиционную обрядовую песню, в результате чего описание любовных переживаний приобретает большую глубину и не ограничивается перечнем только внешних симптомов. Сапфо называют создательницей жанра свадебного гимна - эпиталамия. Стихи Алкея и Сапфо отличаются богатством размеров, за наиболее употребительными у этих поэтов строфами закрепилось название “алкеевой” и “сапфической” строфы. АНАКРЕОНТА отличает бесхитростное отношение к жизни и любви, простота восприятия жизни, “застольные мотивы”.Дошедшие до нас его строки рисуют образ уже состарившегося, но сохраняющего жизнелюбие и не желающего расставаться с радостями жизни поэта. Творчество Пиндара представлено различными жанрами хоровой лирики, наибольшую известность получили его эпиникии - победные оды в честь победителей в общегреческих состязаниях.Его стиль – торжественный и величественно мощный, изобилующий метафорами.

(см. тетрадь)

Вопрос № 12.Торжественная хоровая лирика Греции. Творчество Пиндара.

! Из всех видов греческой лирики хоровая песня сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом, потребности которых она главным образом и обслуживала. В своих фольклорных формах хоровая песня существовала, разумеется, повсеместно, но особенно культивировалась она в тех государствах, где у власти удержалась землевладельческая знать. Культовая поэзия служила здесь орудием пропаганды аристократической идеологии, получившей в это время новое оформление в религии Аполлона Дельфийского. В противоположность старо-аристократической идеологии, восходившей ко времени разложения родового строя, дельфийская религия и мораль были приноровлены уже к условиям классового общества и к потребностям аристократии, как господствующей группы внутри полиса. Хоровая лирика стала литературной выразительницей этой новой морали и нового мифотворчества, перерабатывающего традиционные мифы в духе дельфийской религии. Политическое господство аристократии сохранилось по преимуществу в дорийских областях; в соответствии с этим дорийский диалект сделался преобладающим языком хоровой лирики.

С другой стороны, в культовой поэзии были заинтересованы и тираны, которые вели активную религиозную политику, поддерживая низовые и общегреческие культы в противовес местным аристократическим, и стремились придать религиозное освящение своему владычеству. В этих условиях хоровая лирика становится одним из важнейших ответвлений греческой лирической поэзии и играет очень значительную роль в литературном движении эпохи.

В силу своего культового и обрядового характера хоровая лирика более архаична по способу своего исполнения, чем монодическая мелика или элегия. Слово остается связанным не только с музыкой, но и с ритмическими телодвижениями; песня исполняется традиционным обрядовым хором, который поет и вместе с тем пляшет. Во главе хора стоит предводитель; половозрастной состав хора и характер пляски очень часто уже предопределены культовым заданием, так как хоровая песня исполняется лишь по определенному поводу, в связи с каким-либо празднеством или обрядовым действием. Греки различали многочисленные виды хоровой песни в зависимости от повода, вызывающего ее, от божества, к которому она была обращена, от состава хора и характера пляски: в большинстве случаев эти виды литературной хоровой лирики являются продолжениями соответствующих фольклорных жанров, но некоторые из них, и притом важнейшие по своему литературному значению, возникли или по крайней мере получили широкое распространение в рассматриваемое время и тесно связаны с социальной и идеологической борьбой VII — VI веков. Так, дифирамб, культовой гимн в честь Диониса, обязан своим расцветом тому значению, которое приобретает в революционную эпоху религия Диониса. В хоровой лирике, начиная со второй половины VI века, одно из важнейших мест занимает эпиникий, песня, прославляющая победителя на общегреческих гимнастических состязаниях. Эти игры были народными празднествами, и победители получали у себя на родине почти божеские почести. А так как участие в состязаниях принимала главным образом аристократия, которая одна только имела достаточно средств и досуга для необходимой гимнастической тренировки, победа на играх оказывалась удобным предлогом для прославления аристократической «доблести». То обстоятельство, что предметом песнопения становился не бог и не мифологический герой, а живой представитель знати, только повышало актуальность и классовое значение эпиникиев. И уже совсем новым жанром хоровой лирики был энкомий, гимн в честь определенного лица; жанр этот своим появлением свидетельствует о повышении удельного веса личности в социальной жизни полиса, и он получил особенное развитие в придворной обстановке, окружавшей тиранов.

По сравнению с фольклорной хоровой песнью чрезвычайно усложнилась также и музыкальная сторона. Хорический поэт был одновременно и композитором и балетмейстером. Он для каждого стихотворения составлял особую музыку, часто даже для каждой строфы. Ритм выявлялся не только словом, но и плясовыми движениями хора. Греческая хоровая лирика отличается поэтому большой свободой ритмов, меняющихся от стихотворения к стихотворению, от строфы к строфе. Строфы эти весьма разнообразны и по своему внутреннему составу. Нигде в античной поэзии нет такого разнообразия и богатства ритмических форм.

В произведениях хоровой лирики обычно наличествуют три элемента, связанные с торжественным «гимническим» характером хоровой песни. Составной частью культового гимна издревле является миф; в свободном чередовании с мифом подавался дидактический элемент, наставительные размышления на религиозные и нравственные темы; наконец, поскольку гимн являлся молитвой, выражавшей пожелания молящего, хоровая песня содержала и личные высказывания, от имени поэта или его хора.

Пиндар (около 518 — 442 гг.) – последний и самый выдающийся певец греческой аристократии. Пиндар был уроженцем Фив и происходил из знатного рода; с юных лет он был тесно связан с Дельфами, и дельфийская религия оставила очень значительные следы на всей его поэтической деятельности. В творчестве Пиндара представлены различные виды хоровой лирики: эпиникии, гимны, пеаны (в честь Аполлона), дифирамбы, просодии (песни процессий), парфении, гипорхемы (песни-пляски), энкомии, траурные песни. От богатого наследия Пиндара, обнимавшего в античных изданиях 17 книг, сохранилось 4 книги эпиникиев, в общей сложности 45 стихотворений. Общегреческие гимнастические состязания происходили в это время в четырех местах: в Олимпии, в Дельфах (пифийские игры), на Истме (около Коринфа) и в Немее (в северо-восточном Пелопоннесе). Соответственно этому оды Пиндара в честь победителей на играх и были разбиты на четыре книги. Эпиникии составлялись не по собственной инициативе автора, а заказывались заинтересованными лицами или общинами, к которым победители принадлежали. Пиндар, как и до него Симонид, работал по заказу различных общин и получал вознаграждение за свои стихи. Круг заказчиков Пиндара — по преимуществу дорийская знать и тираны Сицилии; это то общество, для которого он творит и в котором он славится.

Уже самое задание эпиникия заключает в себе некоторую программу, которую поэт обязан выполнить. В состав оды должны входить местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительные размышления. Но не все стороны программы имеют для Пиндара одинаковое значение. Для его стиля характерно, что на всей внешней обстановке победы он останавливается лишь мимоходом и никогда не описывает самих состязаний. Победа интересует его лишь как обнаружение «доблести», и эту последнюю он прославляет в лице победителя. Эпиникий Пиндара становится как бы исповеданием аристократического мировоззрения, и все построение оды подчинено этой задаче. Упоминание о предках прославляемого получает особый смысл в свете убеждения, что «доблесть» не есть личное качество, что она в знатных родах передается по наследству от предков в силу «божественного» происхождения рода. Мифологические части стихотворения создают вокруг прославляемого «героическую» атмосферу. Они могут не находиться в прямой связи с воспеваемой победой или личностью победителя; персонажи мифа — это те образцы, положительные или отрицательные, которыми иллюстрируются мысли поэта.

Произведения Пиндара — наиболее яркий литературный документ аристократической идеологии, сложившейся под идейным руководством Дельфов. Он твердо убежден во всемогуществе, всеведении и нравственном совершенстве богов. Там, где традиционная мифология оказывалась в противоречии с позднейшими моральными представлениями и богам приписывались безнравственные поступки, Пиндар без колебания «исправляет» мифы. Вместе с дельфийской религией он подчеркивает ограниченность человеческих возможностей и призывает соблюдать во всем «меру». «Чрезмерность» гибельна: «смертному приличествует смертное». Предел человеческого счастья — богатство, соединенное с «доблестью». Способность развить в себе качества, которые составляют доблесть, присуща знатному от рождения. «Узнавши, каков ты есть, стань таковым». Тот же, кто обладает только «знанием» без наследственных качеств, не способен достигнуть полноценной «доблести». Все эти положения, неизменно провозглашаемые Пиндаром, полемически заострены против прогрессивных течений греческой мысли, критиковавших мифологическую систему и противопоставлявших аристократическим традициям силу знания, одинаково доступного знатным и незнатным. Политические симпатии Пиндара, разумеется, обращены также в сторону аристократических государств, где правят «мудрые».

Идеал «доблести», провозвестником которого был Пиндар, имел большое культурное значение, несмотря на свой аристократически ограниченный характер. В «доблести» Пиндара нераздельно слиты атлетика и этика, физические и душевные качества: отсюда призыв к развороту всех сил человека и их всестороннему развитию. Это — тот же гармонический идеал, который мы находим воплощенным в произведениях греческого изобразительного искусства.

Примером построения эпиникия у Пиндара может служить второе стихотворение из сборника в честь победителей на играх в Олимпии. Оно адресовано Ферону, властителю сицилийского города Акраганта. Кони Ферона одержали победу на состязании колесниц, а в таких случаях «победителем» обычно провозглашался 'владелец коней. Ода Пиндара прославляет фиктивного «победителя», отягощенного в это время заботами об упрочении своего владычества. Пиндар начинает с обращения к «гимнам, властителям струн»: «какого бога, какого героя, какого мужа мы будем воспевать?» В нескольких строчках следует ответ, исчерпывающий всю официальную программу эпиникия: указывается место победы, характер состязания, имя победителя. Ферон — «опора Акраганта», «краса славных предков», представитель рода, испытавшего некогда бедствия, но вновь достигшего 'благосостояния своими «доблестями». Это создает переход к вопросам общего порядка. Сначала сентенция' даже отец всего Хронос (время) не может сделать бывшего не бывшим, но радости дают забвение от страданий; в качестве примеров приводится миф о героинях, которые после великих страданий удостоились принятия в круг "богов. Новая сентенция: на людей попеременно надвигаются «потоки радостей и тягот»; примером служит уже род самого Ферона, начиная от его мифологического предка Эдипа. Теперь Пиндар возвращается к победе Ферона, к его «богатству», украшенному «доблестями». Вера Ферона в загробное воздаяние служит предлогом для введения нового мифа, описания беспечальной жизни на «острове блаженных». Затем, после резкого выпада против «ученых», которым противопоставляется «мудрец», много знающий от природы, даются заключительные славословия по адресу Ферона, как «благодетеля» своего города. Таким образом, центральную часть оды занимают сентенции и мифы, окаймленные с обеих сторон похвалой в честь победителя. Это обычный тип построения у Пиндара.

Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще тесную связь с образной системой греческого фольклора. Пиндар стремится максимально повысить выразительную энергию стиха. Каждое слово полновесно, все второстепенное, неяркое отбрасывается; поэт как бы скользит по вершинам мыслей и образов, опуская соединительные звенья. Хвалебный гимн, по его собственным словам, перелетает, «подобно пчеле», с одной темы на другую. Эти особенности затрудненного стиля Пиндара, в котором связь образов и мифологических представлений преобладает над связью понятий, воспринимались в XVI — XVIII вв. как «лирический беспорядок» и «лирический восторг», что и легло в основу высокопарного «пиндаризирования» поэтов этого времени.

! Пиндар – 6 -5 в. Эпиникии (в Древней Греции хоровая песня в честь победителя на спортивных состязаниях священных игр, исполнявшаяся обычно на родине победителя во время всенародного чествования при его возвращении.)

Оды Пиндара принято считать своеобразным эталоном загадочности. Сложность поэзии Пиндара отчасти обусловлена необычным порядком слов: Пиндар жертвовал простотой синтаксиса, чтобы выстроить желательную последовательность образов. Пиндар размышляет о могуществе богов и непознаваемости их замыслов, вспоминает мифических героев — предков победителя, призывает к всестороннему развитию заложенных в человеке возможностей; победа достигается благосклонностью судьбы, врождённой доблестью победителя и его собственными усилиями (от которых благосклонность судьбы зависит не в последнюю очередь).

И рождение и смерть Пиндара были чудесны. Когда он, новорожденный, лежал в колыбели, пчелы слетелись к его устам и наполнили их медом — в знак того, что речь его будет сладкой как мед. Когда он умирал, ему явилась во сне Персефона и сказала: «Ты воспел всех богов, кроме меня, но скоро воспоешь и меня». Прошло десять дней, Пиндар умер; прошло ещё десять дней, он явился во сне своей родственнице и продиктовал гимн в честь Персефоны.

Пиндар. Самый знаменитый из всех классических лириков, родился около Фив между 552/1 и 518/7 гг., умер в 448/7 г. (год смерти точно неизвестен, может быть, поэт умер в 432/1 г.). Он получил хорошее образование, учился у виднейших музыкантов и поэтов. Свое обучение Пиндар продолжал в Афинах. Первое известие 6 его поэтической деятельности относится к 501 г.

Во время персидских войн он, по Полибию, поддерживал сторону персов. Факт этот, однако, вряд ли достоверен, так как противоречит патриотизму поэта. Пиндар много путешествовал.

В античном мире он пользовался небывалой славой, так что его цитирует уже Геродот, не говоря о последующих.

В цельном виде до нас дошло 4 книги эпиникиев Пиндара, называемых по роду воспеваемых состязаний олимпийскими (1-я кн.), пифийскими (2-я кн.), немейскими (3-я) и истмийскими (4-я). Так расположили их александрийские ученые. Каждую книгу можно делить по видам воспеваемого состязания: сначала - оды в честь победителей на конных состязаниях, потом - на кулачных, потом - в честь атлетов. Всего имеем 45 од.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.