Сделай Сам Свою Работу на 5

Б) Новое и новейшее время.





Греция. Зачет

Вопрос №1. История развития греческой мифологии. Происхождение миропорядка в греческих мифологических версиях (основное внимание уделить версии Гесиода).

Мифологическим материалом сказаний о богах и героях пронизаны все жанры греческого фольклора. Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил, его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Мифы имеются у самых отсталых народов: они в огромном большинстве случаев представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, наличие кот. играет значительную роль в общественной жизни. Предметом мифа являются и небесные светила, солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения, фазы и т. д. Миф никогда не рассматривается как вымысел, и первобытные народы строго отличают выдумки, служащие лишь для развлечения от мифов, которые также мыслятся как подлинная история. Социальная функция мифа — быть идеологическим оправданием и залогом сохранения существующего порядка в природе и в обществе. Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание свойств человеческой психики предметам окружающей среды. Все живое, а также движущееся и таким образом кажущееся живым — звери, растения, море, небесные светила и т. п., — мыслятся как личные силы, совершающие те или иные действия по тем же мотивам, что и люди. Богато разработанная мифологическая система является одной из важнейших составных частей того наследия, которое греческая литература получила от предшествующих стадий культурного развития, и мифотворчество прошло много этапов, прежде чем отлилось в формы, известные нам из греческой мифологии. Греческие мифы повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, общественных установлении, религиозных обрядов, о происхождении мира (космогония) и о происхождении богов (теогония). В мифологических сказаниях греков находят отражение те представления о природе, о которых упоминалось выше в связи с различными формами обрядовой игры. Борьба доброй и злой силы, смерть и воскресение и т д. (миф о Персее).





Основные периоды развития древнегреческой мифологии:

1. Хтоническая мифология (мифология матриархата) – период в развитии мифологии, когда мир и природа воспринимались одушевлённым, физическим телом. Так как человек видит землю и небо, земля становится одушевлённой, она всё рождает и питает, в том числе и небо.

2. Фетишизм – период поклонения фетишам, сосредоточиям магической или демонической живой силы. В это время создаётся много фетишей, посвящённых богам и героям. Богине Лето – матери Аполлона и Артемиды – посвящён фетиш в виде полена на острове Делос. Фетишами могли быть предметы, растения и животные, а также любые предметы, созданные человеком (Ахилл излечивает рану Телефа своим копьём). Фетишами могут быть части человеческого тела.

3. Анимизм – период одушевления, возникающий тогда, когда человек начинает создавать предметы. Фетиш делится на сам предмет и на «демона вещи» (миф о Мелеагре). Древние анимичные демоны представлены в беспорядочном виде (тератология – «век чудовищ и страшилищ», символизирующих силы земли) – Тифон, Пифон, Ехидна, Цербер, Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Медуза Горгона, Эриннии (богини мщения).

4. Классический период – наступает с эпохой патриархата. Верховным богом становится Зевс. Боги побеждают чудовищ.

5. Период позднего героизма – возникновение героев, вступающих в состязание с богами. Для этого периода характерны мифы о родовом проклятии.



6. Самоотрицание мифологии – происходит разрушение мифологического восприятия мира (миф о Прометее).

Миф создан, для того чтобы люди познавали окружающую действительность. В мифах отображались нравственные идеи народа. Живые существа в мифах – своего рода обобщение. Герои греческих мифов антропоморфны. Эллины считали, что никто не может быть ужасней, благородней и прекрасней человека. Человек сложен и противоречив, поэтому греки перенесли человеческие качества на своих богов и героев. Многие боги родились от союза смертной женщины и бога. Боги страстны и порочны, как и люди. В мифах отразились представления древних греков о жизни и о мире. Античный миф основан на непосредственно-чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство. После этого добавлялся художественный вымысел. Древнегреческая мифология – неоспоримый предмет реальности и веры. Античный миф отличается от сказки, так как сказка – продукт народного творчества. Она сознательно продуцирует общественные идеи. Вера в сказку условна, в рамках своеобразной игры. Все знают, что это вымысел. Чудеса, населяющие миф, превосходят всякую чудесность сказки, впоследствии снабжая её материалом чудесности. Но чудеса для мифа не условны. Миф не существует без мышления, но мышление разрушает миф. Отсюда их вечная борьба. Греческая мифология развивается с общественно-родовой формацией, поэтому она не может быть представлена как устойчивая картина.

Типы мифов:

1.Космогонический – о сотворении мира

2.Героические

3.Эсхатологический – о конце света

Теогонический - о богах.

Космогонический:

Хаос = Эрос (сила любви) = Уран (Небо)+Гея (Земля)= Дети (титаны – Хронос, Афродита), сторукие великаны, циклопы)= Хронос (время) +Рея (Пространство)=дети (Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Гестия) Война богов. Зевс=Гера.

12 олимпийских богов становятся правителями серебряного века (богатство, бездумная трата, разврат):

1.Зевс (верховная власть)

2. Посейдон (море)

3. Гера (супружеская верность)

4. Деметра (плодородие)

5. Гестия (гостеприимство)

5.1. Дионис (пьянство)

6. Афродита (любовь и красота)

7. Апполон (искусство и врачевание)

8. Артемида (охота)

9. Гефест (кузнечное дело)

10. Арес (Кровавая война)

11. Афина (справедливость)

12. Гермес (путники, воры, науки, бог-вестник).

Все боги антропоморфны.

Теогонические - мифы о богах и героях – самый главный раздел. У др греков было многобожие (политеизм). Боги бессмертны, они сильней людей, наделены могуществом и красотой, но испытывают боль, страдание, любовь и ненависть. Боги делились на высших и низших. Высшие – боги-олимпийцы, а низшие – боги, обитающие на земле, на одном уровне с людьми. Это нимфы и сатиры. Высшие божества. Главным богом был Зевс (рим Юпитер). Он бог неба, грома и молнии. Его супругой была Гера (Юнона) – покровительница семьи и брака. У Зевса было два брата: Посейдон (Нептун) – владыка всех вод на земле (жена Анфетита, морская нимфа) и Гадес = Аид (Плутон) – бог царства мертвых. Жена его Персефона, любимая дочь сестры Зевса Деметры (богиня земледелия, хлебопашца), украденная Аидом. Зевс решил, что теплое время года она будет жить с Деметрой, а холодное – с Аидом. От Геры у Зевса два сына: хромоногий Гефест (бог огня, мастер по обработке металла) и Арес (Марс) – бог войны, самый жестокий. Важную роль играл Гермес (Меркурий). Он был сыном Зевса и нимфы, покровитель путешеств, торг, купцов, ораторов и орат иск-ва. От Латоны: Аполлон (бог вдохновения – для него открыты все тайны прошлого и будущего; оракулы (его жрецы) давали ответы на вопросе всех молящихся в г Дельфы; он покровитель поэзии и поэтов, предводитель муз) и Артемида (богиня природы, охоты; вечная девственница, помощница нимф, взявшая с них обет безбрачия, за нарушение которого одна из них была превращена в медведицу). Богиня Афина (Минерва) – дочь Зевса – богиня мудрости, городов, войны. Афродита (Венера, супруга Марса) – богиня красоты и любви. Дионис (Вакх) – бог плодородия, древоводства, виноградства и вина. Сын от смертной царицы Семмелы, его Зевс выносил в ведре.

Героический – подвиги о Геракле. В центре культурный герой. Прометей – несущий огонь, прикованный, освобожденный. Герои. Самым любимым героем греков был Геракл (Геркулес) – сын Зевса и Алкмены, жены полководца Амфитриона. Она была очень красива и Зевс, воспользовавшись отсут мужа, принял его облик и много раз к ней приходил. Так у Геракла получилось 2 отца. Он был оч силен, совершил много подвигов. Самый большой – он убил страшного льва, наводившего ужас на местность, где он обитал. Из его шкуры он сделал плащ и носил его все время. Геракл вызвал ненависть Геры и она всячески пыталась его убить, посылала ему различные испытания. Вторым героем был Персей – сын Зевса и смертной Данаи. Он убил Горгону Медузу, кот превращ все живое в камень. Он отрубил ей голову и подарил Афине, с тех пор голова прикреплена к ее щиту. Также были Тезей и Ариадна.

Мифы о природе. В этих мифах разъяснялись самые различные явления природы: от космически грандиозных до мельчайших. И всегда в этих мифах играл большую роль мотив превращения, метаморфоз. Например, миф об пауке Арахне, миф о Нарциссе, о Дафне. С помощью этого превращения достигалась картина единства мира. У греков был светлый, жизнерадостный взгляд на мир, как на нечто целостное, единое, гармоничное, прекрасное. Мир для них – космос.

Миф о Троянской войне. Во время свадьбы богиня раздора бросила яблоко, где было написано «прекраснейшей». И три самые знаменитые богини Афина, Афродита и Гера заспорили, кому оно. И их отправили на суд Париса (сына царя Трои). Он был самым красивым на свете. Гера обещала ему власть, Афина – силу, Афродита – самую прекрасную женщину в жены. Он отдал яблоко Афродите. И Парис отправился в Грецию на поиски. Он поехал в Спарту, где царствовал Менелай, у которого была в женах Елена прекрасная. Менелай встретил его пиром в несколько дней. А потом царь покинул город по делам. И в его отсутствие Парис украл Елену и значительную часть богатств. Он нарушил закон гостеприимства. Менелай обратился к своему старшему брату Агамену. Они собрали армию и пошли войной на Трою, полководцем стал старший. Война длилась 10 лет и в рез греки победили, Троя была разрушена, а Елена и Менелай возвратились на родину.

Пандора (эсхатологический миф)

(Происхождение см. в мифах)

Вопрос №2.Олимпийский пантеон. Эволюция героики.

(Олимпийский пантеон см. «Пантеон богов»)

Эволюция героики

В настоящее время существуют различные тенденции развития исторической науки. Одним из самых перспективных направлений является изучение этнопсихологии и мировоззрения древних обществ, их отношения к внешнему окружающему миру и взаимоотношений внутри общества. Это обуславливается, прежде всего, тем, что ни одна цивилизация, ни одна культура не может быть по настоящему понята и оценена вне психологии создавшего её народа. Кроме того, это направление отвечает современным требованиям комплексного подхода к изучаемому объекту, так как в исследованиях подобного рода используются методы нескольких наук, в частности философии, психологии, культурологии и собственно истории.

Сложные и многообразные регулятивные функции по отношению к обществу и личности выполняют системы ценностей. Выступая в качестве инструмента социального регулирования, они являются тем промежуточным звеном, которое связывает поведение человека с его важнейшими социальными институтами, идеалами, запросами, интересами и требованиями. Однако сложившаяся однажды система ценностных предпочтений личности и общества не остаётся неизменной. Она эволюционирует: постепенно или скачкообразно. Появляются новые ориентации или осуществляется переоценка всей системы. Это происходит с изменением условий жизни, ростом образовательного уровня, расширением кругозора людей, накоплением жизненного опыта и т.д.

Именно такое изменение, то есть эволюция нравственных ценностей древнегреческого общества и является предметом нашего исследования. Основное внимание сконцентрировано на самой значимой, на наш взгляд, особенности менталитета греков - героическом идеале. Ю.В. Андреев считает его главным духовным стержнем греческой культуры (1998, с.172). Наиболее полное воплощение этого идеала содержится в гомеровских поэмах. Здесь он характеризуется такими понятиями как честь, слава, мужество и доблесть.

Честь - самое сокровенное и ранимое место героя. Она - решающая причина потрясений в мире героев. О значении чести в гомеровскую эпоху говорят слова Нестора, обращённые к Агамемнону: «Мужа храбрейшего в рати, которого чествуют боги, ты обесчестил, награды лишив» (Hom. II., IX, 110-111). Как глубочайшее оскорбление воспринимает это и сам Ахиллес (Hom. Il., IX, 646-647). Несмотря на некоторые изменения в системе ценностей древнегреческого общества ориентация на снискание славы остаётся доминирующей до конца античной эпохи (Зайцев, 2000, с.76). Однако именно в поэмах Гомера этот мотив встречается в своей наиболее рафинированной форме (Hom. Il., VII, 81-91; IX, 302-303; XXII, 304-305; Od. III, 380382).

Храбрость, как и благородство (Hom. Il., VIII, 97; IX, 218; X, 249), являлась одной из черт эпического героя, возвышающей его над остальной массой «презренных» (Hom. Il., II, 239; II, 246-249). Таким образом, можно отметить, что стать героем (а, значит, достичь героического идеала) мог лишь представитель узкого круга аристократических семей, образующих благородное сословие.

Ещё одной характерной особенностью героики архаического периода является отсутствие в действиях эпического героя какой-либо жертвенности. Ахилл вполне осознанно идёт навстречу гибели, уже зная, что он обречён (Hom. II., XVIII, 95-96; XIX, 421-423). Но им движет отнюдь не чувство долга перед отечеством, перед другими ахейскими героями; сделанный им выбор определяется лишь его понятиями о чести, о том, что достойно и что не достойно настоящего героя, и его безудержным стремлением к ожидающей его посмертной славе (Hom. Il., IX, 413-416). Кроме того, гомеровские персонажи иногда так горды, что готовы отстаивать личные интересы во вред общему делу (Hom. Il., IX, 699-700).

Однако уже в эпоху ранней классики представления об обладателях героического идеала меняются - в период развития демократии и относительного равенства всех граждан его носителем мог стать каждый свободный член гражданской общины-полиса (Her. IX, 71; IX, 73). Более того, прослеживается эволюция в определении самого идеала: если ранее он связывался с представлениями о личной славе и успехе, то теперь он отождествляется с патриотизмом и деятельностью во благо отечества, причём интересно, что нередко под ним подразумевается вся Эллада, а не отдельный полис (Her. IX, 45, 48, 72, 101). Отнюдь не стремление к славе движет афинскими тираноубийцами Гармодием и Аристогитоном, пожертвовавшими жизнью ради избавления сограждан от ига тирании.

Таким образом, в эволюции героики хорошо прослеживаются два этапа её развития. На первом этапе честь, слава и мужество, присущие героическому идеалу, были доступны лишь узкому кругу героев-аристократов. Практически отсутствовало понятие патриотизма и служения обществу, каждый герой, хоть и зависел от общественного мнения, был, в сущности, эгоистом, стремящимся достичь собственного «бессмертия» за счёт героических поступков. На втором этапе происходит смещение акцентов в сторону гражданского долга и ответственности перед обществом, патриотизма и служения отечеству. Однако сохраняются и некоторые черты континуитета между эпохами. Так, по-прежнему важное место в системе ценностей греков занимают понятия о личной чести и храбрости (Her. IX, 53; IX, 60).

Преемственность выражена и в эволюции специфичной нравственной категории - аретл (доблесть, добродетель), занимающей важное место в греческой аксиологии.

Первоначально ещё в гомеровскую эпоху «аретэ» значило мужество, силу, ловкость, выносливость, практический разум и даже красоту и обходительность - всё, что необходимо было древнему греку для того, чтобы выделиться среди других, прославиться, быть увековеченным рапсодами. Понятие это подразумевало прагматичное поведение, приносящее человеку пользу, успех, известность. С современным представлением о нравственности оно отнюдь не совпадало (Виннинчук, 1998, с.486). Речь шла скорее о способности лучше всего обеспечить свои личные интересы.

Со временем эта категория выходит за рамки прежнего героического идеала. «Аретэ» мог обладать не только воин, но и общественный деятель, добросовестно выполняющий свои обязанности и приносящий пользу своим согражданам. Тем не менее, перенеся акцент с личной пользы на пользу общественную, грек, обладающий «аретэ», по-прежнему стремился к славе, очень часто достигаемой, как и ранее, на войне. Вполне объяснимо в этом случае упоминаемое в источниках стремление человека умереть непременно в бою (Her. I, 30; IX, 72). Понятие сохранило и своё первоначальное определение как военной доблести (Her. VIII, 123); остается значимым приоритет доблести и славы над деньгами и богатством (Her. VIII, 26).

 

Вопрос №3. Периодизация античной литературы с краткой характеристикой каждого периода.

Древнегреческая литература разнообразна, философична и отличается разнообразной формой и содержанием, затрагивает различные вопросы. Например, в трагедиях Софокла «Антигона» и «Царь Эдип» рассматривается личная ответственность человека и рока. Поэзия Сапфо воспевает природу, чистую дружбу и любовь. Также греческие авторы затрагивали и политические вопросы. Например, Аристофан критикует греческую демократию в своих комедиях. Именно греческие авторы впервые рассматривают в своих произведениях тему свободы родины. К сожалению, наука обладает лишь поздними копиями этих произведений, созданными средневековыми авторами. Древние сочинения писались на пергаменте. В эпоху средневековья большая часть материалистических сочинений была уничтожена.

Классическому древнегреческому искусству была присуща вера в человека (идеал цельной гармоничной личности). Древнегреческая литература проповедует ценность личности, её свободу и порядок в обществе. Происходит процесс соединения личности и общества, некий закон, которому подчиняются природа и человек, прообраз Бога. Греческие писатели видели свою миссию в построении души человека (важный образ – писатель-пророк). Античный герой – человек в наивысшем смысле. Он подчиняет себе и радость, и страдания, так как жизнь состоит из того и другого.

Периодизация древнегреческой литературы:

1. Доклассический (архаический) период – конец II тысячелетия до н.э. – I треть I тысячелетия до н.э. Период разложения первобытно-родового строя. В этот период господствует устное народное творчество. Литература этого периода не дошла до нас, известна лишь по памятникам поздней античной литературы. Целиком дошли опубликованные VI веке до н.э. и созданные в VIII веке до н.э. поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

2. Эллинский (классический) период – VII – конец IV века до н.э., период развития полисов. В связи с развитием внутреннего мира человека появляются различные формы лирики, драмы, прозы (Пиндар, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Платон, Аристотель, Демосфен, Менандр и др.).

3. Эллинистический период – III век до н.э. – I век н.э. Время ослабления творческих сил народа и преобладания изысканных форм в искусстве. Дифференциация субъективной жизни человека (появление личной жизни), деградация классической литературы, хотя этот процесс продолжается до IV века н.э. Возникновение нового литературного жанра – идиллии, появление буколической (пастушеской) поэзии (Каллимах, Теокрит, Филет, Аполлоний Родосский).

4. Императорский (эллинистическо-римский) период – I – V век н.э., время римского господства. Период заканчивается переходом к феодальному строю: возникновение новых христианско-византийских традиций (Лукиан, Плутарх), развитие греческого романа.

 

Вопрос №4. Особенности сюжетостроения и композиции поэмы Гомера «Илиада».

1.Героический эпос возник на ранних ступенях социальной дифференциации и государства, так как для эпоса требовалось выделение личности из общины при сохранении родовых связей;

2.Героический эпос опирается на традицию фольклора;

3.Сложение эпического повествования в течение нескольких столетий, объединявшего отклики на реальные события, отстоящие далеко друг от друга. Отсюда – совмещение исторических реалий, принадлежащих различным временным слоям. Эпос – «примат общего над индивидуальным» (Лосев). Это находит отражение в эпической фабуле. Эпос содержит народную поэтическую концепцию исторического прошлого, коллективный патриотический пафос. Эпос всегда историчен, так как выражает народный взгляд на историю. При этом неважно, используются ли мифологические или исторические образы.

4.Концентрация действия вокруг какого-нибудь военного события из прошлого. Это действие в глазах следующего поколения принимает общенародное значение.

«Илиада» – образец героического эпоса. В ней описываются события на десятый год Троянской войны. При этом попутно сообщается о многих событиях первых девяти лет войны. Эта черта героического эпоса реализуется в «Илиаде» очень своеобразно, что говорит о наличии творческой манеры автора. Фабула «Илиады» ограничивается гневом Ахилла, и в пределах этого эпизода развивается действие. Циклу песен такая манера несвойственна. Цель Гомера – описание Троянской войны. Используется лишь один эпизод, посредством включения других эпизодов создаётся картина Троянской войны. Гнев Ахилла – плод фантазии Гомера, хотя в мифах был такой мотив. Творческой задачей, а не компиляцией можно объяснить некоторые особенности повествования, в которых учёные видят противоречия (поединки и события, которые не могут быть отнесены к десятому году осады Трои – поединок Париса и Менелая, описание кораблей, смотр со стены). Желание поэта символично осмыслить весь ход войны, двоякость построения действия.

Задачи двойного построения:

1.Развить связанную с темой гнева единую фабулу поэмы;

2.Вызвать ассоциации значимых явлений всей войны;

Уже эпическое вступление показывает картины Троянской войны (принцип интенсификации мотивов). Он последовательно реализуется во всей «Илиаде». Каждая песнь композиционно закончена. В «Илиаде» показано 50 (про другим версиям – 49) дней войны. «Илиада» – кульминация войны. Завязка событий определяется решающими эпизодами войны (гибель Патрокла и поединок Ахиллеса с Гектором). Для композиции поэм характерен принцип симметрии: это отражается на всех уровнях поэмы. Доминирующие композиционные приёмы – круговая композиция (симметричное распределение частей вокруг центра) и параллельное деление. Симметрия композиции имеет не формальный характер, а теснейшим образом связана с концепцией развития поэтики конфликта.

Поэтика – вся система средств литературного произведения. Историческая основа точно не датируется (примерно 12-11 вв до н.э. – поход на Трою, объединивший греческие народы). Мифологическая основа – похищение Елены как повод для войны, до этого – яблоко раздора.

Циклический эпос – поэмы, исполняемые блуждающими певцами. “Илиада” – лишь часть войны – 51 день, нет покорения. Несколько драматических линий, пременное чередование статики и динамики для передышки слушателю

Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».

«Илиада» охватывает в качестве событий всего 50 дней последнего года войны. Гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы.

Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. Главы нумеруются по буквам греческого алфавита.

Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.

Сюжет:

События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно.

Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе

Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга.

3-я книга знакомит с виновниками войны - Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения. Смотр со стены.

Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту. Эта книга имеет очень архаический характер и заключает в себе ряд сказочных» черт, обычно чуждых повествованию «Илиады» (мотив шапки-невидимки). Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные.

Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая - прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном.

Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя.

С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга).

Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга - рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса.

Книга 11-я и последующие - новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса.

Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его.

Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой.

С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора.

Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17).

Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. 19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям.

Запруженный трупами поток Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод огонь (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора»)

23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом.

Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, - оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада».

Герои:

Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Ахилл велик, но смертен. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег.

Типично эпические ценности – в каждом герои свои качества (Агамемнон – тщеславие, Диомед – воин, равный богам, Парис – герой-любовник, Приам-мудрость, Гектор - патриотизм). Поэтизация и сакрализация оружия. Эпические формулы – постоянные эпитеты, многочисленные повторы речевых оборотов в описании оружия и боев, подробность описания убийств.

(см. также в тетради, пз)

Вопрос №5. Особенности сюжетостроения и композиции поэмы Гомера «Одиссеи».

«Одиссея» - возвращение на Родину после десяти лет скитаний одного из значительных героев Троянской войны. По ходу действия поэмы становится известным о том, что произошло в промежутке между окончанием «Илиады» и началом «Одиссеи» (гибель Ахилла, подвиги его сына Неоптолема, деревянный конь). О деревянном коне поёт поэт Демодок. Сам Одиссей, явившись в облике нищего в собственный дворец, выдаёт себя за участника Троянской войны. «Одиссея» сообщает не обо всех событиях после смерти Гектора, эпизоды из истории Троянской войны были широко известны аудитории и рассказывались профессиональными сказителями (киклические поэмы – «Разорение Илиона», «Малая Илиада», «Возвращение»). Сходство между «Одиссеей» и «Илиадой» в общности единого героя, вокруг которого строится повествование (Ахиллес и Одиссей). Сочетание трёх фольклорных мотивов + волшебство придают «Одиссее» иной характер, нежели в «Илиаде». Героическое прошлое присутствует лишь в воспоминаниях. Одиссей – неоднозначная фигура. Происхождение его имени неизвестно. Считается, что он один из местных героев догреческого прошлого. Эпитеты Одиссея: многоумный, многохитрый, очень изобретательный. Все эти эпитеты в меньшей степени востребованы в «Илиаде». «Одиссея» – бытовая, сказочно-приключенческая эпопея. Её характерной чертой является чёткий композиционный рисунок.

В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях. Ученые называют ее: «эпическая поэма странствий». На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним 40 дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало.

Композиция: сложнее «Илиады». В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия - это поздняя вставка.

Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая –супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров.

Поэма сложнее не только по композиции – циклическая, прерывистая, но и сточки зрения психологической мотивации поступков. Есть мнения, что антипсихологична, психология – описание внутреннего мира индивида, а также внешние детали. Отсутствует анализ внутреннего мира, лишь пластический, портретный психологизм (способен на жадность, хитрость). Героико-приключенческая поэма с элементами сказки.

Основной сюжет «Одиссеи» относится к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении мужа» к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и расстраивает новую свадьбу.

Действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои. Все важнейшие герои греческого стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея» была разбита античными учеными на 24 книги.

Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете. Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе. Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нестору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам (кн. 1).

2-я книга дает картину народного собрания итакийцев. Телемах жалуется на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи. Женихи требуют, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо выбор. Попутно встает образ «разумной» Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей согласие на брак. С помощью Афины Телемах снаряжает корабль и тайно уезжает из Итаки в Пилос к Нестору (кн. 2).

Нестор сообщает Телемаху о возвращении ахейцев из-под Трои и о гибели Агамемнона, но за дальнейшими вестями направляет его в Спарту к Менелаю, возвратившемуся домой позже других ахейских вождей (кн. 3).

Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей в плену у Калипсо. Женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути (кн. 4). Вся эта часть поэмы богата бытовыми зарисовками: изображаются пиры, праздники, песнопения, застольные беседы. «Герои» предстают пред нами в мирной домашней обстановке.

Начинается новая линия ведения рассказа. Следующая часть поэмы переносит нас в область сказочного и чудесного.

В 5-й книге боги посылают Гермеса к Калипсо, остров которой изображен чертами, напоминающими греческие представления о царстве смерти (самое имя Kalypso - «покрывательница» - связано с образом смерти). Калипсо отпускает Одиссея.

Спасшись, благодаря богине Левкофеи от бури, выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ - феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, «как легкие крылья иль мысли», не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей. (6 кн)

Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея. О. плачет. (кн. 8). Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки - корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в «Одиссее» уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным народом, ведущих мирный и пышный образ жизни.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.