Сделай Сам Свою Работу на 5

Правопорядок и демократия





Гарантии законности

Принципы и требования законности, предполагающие точное и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права действующего законодательства, не реализуются сами по себе. Даже самый совершенный закон не претворяется в практику автоматически, а требует создания необходимых и достаточных условий, обеспечивающих его осуществление, т.е. гарантий.

Гарантии законностипредставляют собой совокупность объективных и субъективных условий, а также специальных юридических средств и способов, с помощью которых обеспечивается режим законности.

С точки зрения характера воздействия этих факторов на создание режима законности их можно условно разделить на две группы: общие условия и специальные юридические средства.

Общие гарантиивлияют на формирование законосообразности поведения личности косвенно, создавая предпосылки для укрепления режима законности. В разряд общих включаются следующие условия:

экономические (состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования, устойчивая денежная система и т.д.);

политические (состояние государственной власти, ее легальность и легитимность, способность реагировать на потребности населения, а также демократическая политическая культура и зрелость институтов гражданского общества – партийная система, наличие оппозиции, свободная пресса и т.д.);



духовные(уровень духовной и правовой культуры, система правовых ценностных ориентации, организация правовой пропаганды и воспитания, характер идеологии, состояние нравственного сознания);

социальные (уровень жизни населения, степень их социальной защищенности);

правовые (совершенное и полное законодательство, адекватно отражающее тенденции общественной эволюции, эффективный механизм реализации правовых норм, средства правового регулирования).

Следует заметить, что общие условия имеют не только положительную направленность. Они могут и негативно влиять на состояние правомерности общественных отношений. Так, увеличение безработицы, падение уровня жизни, разрыв в доходах различных групп населения порождают социальные антагонизмы, конфликты, способствуют росту преступности. Следовательно, общие условия могут воздействовать на состояние законности как положительно, так и отрицательно. К тому же они имеют опосредованное влияние на поведение личности, преломляясь через индивидуальное сознание и культуру. Однако они обусловливают выбор специальных средств, составляющих юридические гарантии.



Дело в том, что конкретизация процесса воздействия общих условий с целью формирования правомерного поведения личности, организаций, органов государства осуществляется специальными средствами – организационными и юридическими, – которые прямо влияют на режим законности. Они составляют систему специальных юридических гарантий. Юридические гарантии – совокупность условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение режима законности, соблюдение и защиту прав и свобод личности.

Среди юридических гарантий следует отметить:

1. средства предупреждения правонарушений, назначение которых состоит в своевременном предотвращении возможных правонарушений (например, таможенный досмотр);

2. средства обнаружения (выявления) правонарушений, направленные на эффективное выявление органами предварительного расследования, прокуратуры правонарушений;

3. средства пресечения правонарушений(задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, отмена незаконных актов должностных лиц и органов и т.д.);

4. меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;



5. юридическая ответственность(мера государственного принуждения за совершенное правонарушение);

6. процессуальные гарантии(наличие эффективного механизма реализации правовых норм);

7. гарантии правосудия(наличие независимой судебной власти, своевременно разрешающей гражданские и уголовные дела);

8. организационные гарантии(эффективный контроль и надзор за реализацией законности, рациональная организация работы правоохранительных органов).


Правопорядок: понятие, признаки, структура

Очевидно, что в реальной жизни добиться строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения всем населением, органами государства норм права достаточно сложно. Поэтому то, насколько требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное поведение людей, отражает понятие «правопорядок».

Правопорядок тесно связан с законностью, поскольку является результатом осуществления законности и действия права, т.е. реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности. В свою очередь, законность выступает условием установления правопорядка.

Правопорядок отражает степень фактической упорядоченности общественных отношений. Эта упорядоченность является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом правопорядок является одновременно и целью правового регулирования, и его результатом, который обеспечивается государством.

Таким образом, правопорядокэто состояние фактической упорядоченности и организованности общественной жизни, основанных на праве и законности.

в юридической науке понятие «правопорядок» иногда интерпретируется довольно узко, лишь как следствие реализации законности. принцип законности, имея основополагающий характер, тем не менее, не исчерпывает всей системы правовых средств, которыми обеспечивается правомерное поведение участников правоотношений. Правовой порядок общества является весьма сложной социально-правовой категорией. В нем тесно переплетены элементы как правового, так и неправового характера.

Правопорядок следует рассматривать как комплексное образование, имеющее системный характер. Как системное образование правопорядок состоит из множества взаимодействующих элементов, связанных между собой отношениями взаимозависимости и взаимовлияния. К ним относятся:

1) субъекты (участники) правопорядка с их разнообразными свойствами, качествами;

2) совокупность актов реализации права с их разнообразными качественными характеристиками;

3) все отношения и связи между участниками, их свойствами, корреляционные связи прав, свобод и обязанностей, ответственности;

4) урегулированное, упорядоченное взаимодействие названных элементов, образующих единый организм.

Правопорядок как система является составной частью системы более высокого уровня – общественного порядка.

Общественный порядокпредставляет собой состояние упорядоченности и организованности всей системы общественных отношений, основанных на реализации норм морали, обычаев, традиций, стереотипов.

Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознанием целесообразности и необходимости их выполнения. В качестве составного элемента общественный порядок включает в себя государственную дисциплину– установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них функции. Состояние упорядоченности общественных отношений возможно лишь тогда, когда в повседневной жизни, на работе люди сообразуют свои действия с требованиями дисциплины, т.е. с порядком поведения людей, сложившимся в обществе на основе норм права, традиций и морали, требований той или иной организации.

В связи с этим правовой порядок общества следует отличать от общественного порядка в целом. Подобное отличие возможно провести при помощи признаков, свойственных правопорядку:

Признаки правопорядка

1. правопорядок есть состояние упорядоченности общественных отношений, предусмотренное нормами права;

2. правопорядок – это результат реализации юридических норм, проведение в жизнь принципа законности;

3. содержанием правопорядка является такая упорядоченность социальных отношений, которая выражается только в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений;

4. пределы правового порядка обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений;

5. правопорядок обеспечивается государством.

 

Структура правопорядка

Правопорядок – комплексное образование, имеющее сложную структуру, которая включает следующие элементы.

1. нормативно-юридическая основа правопорядка, которую составляют право и законность. Нормативные правовые акты определяют состав участников правоотношений, методы регулирования поведения людей, процедуры их взаимодействия, требования, предъявляемые к участникам правоотношений. Акты, упорядочивающие отношения субъектов права, различны: они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное длительное действие и кратковременными, разовыми. Среди них выделяют законы и нормативные акты отраслевого, процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п.

2. правовая структура общества, представляет собой совокупность участников правоотношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями, закрепленными в официальных актах государства. Правовая структура состоит из субъектов права, среди которых выделяют:

• государство, его органы, организации, учреждения;

• негосударственные образования и объединения;

• граждан (участников правоотношений).

Все субъекты права наделены правовым статусом, компетенцией, полномочиями, функциями, которые закреплены в конституции, законах, уставах, договорах.

Все участники правопорядка должны отвечать определенным требованиям:

• ими могут быть признанные субъекты права;

• акт признания должен иметь официальное оформление;

• каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом.

Правовая структура современного российского общества включает в себя следующие элементы:

• Россию в целом и субъекты Федерации, все законодательные, исполнительные и судебные органы Федерации и ее субъектов;

• Президента и ему подчиненные структуры, Правительство, органы власти, государственные организации, учреждения и предприятия;

• негосударственные организации, учреждения и предприятия (ассоциации, компании, товарищества, банки и пр.);

• общественные организации и движения, иные постоянные объединения людей;

• граждан России, иностранцев и лиц без гражданства.

3. правомерное поведение,совершаемое субъектами права в пределах правоотношений, как фактический результат действия права и реализации идей и принципов законности. Правомерное поведение представляет собой юридическое содержание правопорядка.

В зависимости от характера регулируемых отношений, их масштаба и сложности правопорядок может подразделяться на различные виды:

по масштабности – правопорядок страны, Федерации, субъектов Федерации, других структур – региона, города, организации и др.;

по объему и значимости – общий, отраслевой, специальный;

по характеру отношений – конституционный, судебный, административный, финансовый и т.д.;

по сложности – сложный, упрощенный, элементарный;

по степени оформленности – оформленный и неоформленный (воплощение в жизнь правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.).


Принципы правопорядка

Правопорядок выступает не только целью, но и результатом правового регулирования со стороны государства, правового положения и взаимоотношений участников общественных взаимодействий. По этой причине он включает в себя не только упорядоченность отношений на основе права в сфере власти, но и отношения людей в сфере гражданского общества.

среди принципов правопорядка, т.е. основополагающих идей и начал, на которых правопорядок основывается, следует выделить:

1) принцип конституционности, означающий, что правопорядок подчинен конституции, обеспечивает ее реализацию, и все требования конституции находят в нем предельно конкретное выражение. В этой связи обычно говорят о конституционном государственном порядке. Конституционные установки определяют основные параметры содержания и формы взаимоотношений государства, общества и граждан, в основе которых лежит верховенство прав и свобод личности;

2) принцип государственной гарантированности стабильности и упорядоченности общественных отношений, состоящий в том, что существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;

3) принцип устойчивости, означающий стабильность общественных отношений, в рамках которых осуществляется правомерное поведение индивидов и групп. Попытки нарушить эту устойчивость пресекаются государством и его органами;

4) принцип организованности, предполагающий, что правопорядок возникает лишь при организующей роли государства. Даже, несмотря на самый высокий уровень культуры конкретного общества, правопорядок стихийно не возникает, поскольку различия в интересах и материальном положении людей порождают различные представления о разумной, целесообразной и справедливой организации жизни общества. Все эти представления государство согласовывает путем принятия правовых норм;

5) принцип формальной определенности, показывающий, что правопорядок связан с правом и возникает на основе четких правовых предписаний, формально закрепленных в законах и иных нормативно-правовых актах государства. Эти предписания обязательны для всех граждан, должностных лиц, государственных органов;

6) принцип системности, подразумевающий, что реальные правоотношения, сложившиеся в обществе, не являются разрозненными действиями субъектов права, а представляют собой систему отношений, которая характеризуется иерархичностью, согласованностью, взаимозависимостью составляющих ее элементов. Целостность правовым отношениям придают правовые принципы, зафиксированные в конституции, сложившиеся экономические отношения, уровень правовой культуры и, конечно же, единство государственной власти на территории государства, являющейся гарантом этой целостности.


Правопорядок и демократия

Правопорядок не является самоцелью государства, поскольку он выступает юридической формой существования и функционирования фактических общественных отношений. Достичь состояния упорядоченности общественных отношений можно и с помощьюнасилия, подавления, тотального подчинения общества государству. Однако в этом случае порядок в обществе будет основан не на праве. Само же социальное назначение правопорядка состоит в его способности гарантировать права и свободы человека и гражданина.

Это оказывается возможным лишь в условиях демократического государства, которое и является наиболее адекватной формой реализации правопорядка. Это обусловлено тем, что главный принцип формирования и функционирования демократической системы власти состоит в недопущении узурпации власти через ее концентрацию в одних руках. основное отличие демократических режимов от недемократических заключается в том, что при демократической организации властных структур и отношений осуществляется децентрализация власти, ее разделение на различные ветви (законодательную, исполнительную и судебную), каждая из которых самостоятельна, независима, исполняет присущие ей функции, что, однако, не означает состояния «безвластия» или «многовластия».

Не менее значимыми являются демократические принципы осуществления власти: прямые и представительные формы участия граждан в политической жизни, взаимная обусловленность свободы и ответственности, обеспечение интересов большинства и прав меньшинства на свою позицию, верховенство закона, гласность, плюрализм, право отзыва избранных представителей и т.д.

Большое значение в демократических системах власти имеют демократические процедуры. Среди наиболее важных демократических процедур необходимо отметить:

• выборы (честные, соревновательные, свободные, регулярные);

• голосование (прямое, равное, тайное);

• референдумы, в проведении которых особенно важными являются корректная постановка вопросов и механизм реализации результатов;

• оппонирование и состязательность при решении политических вопросов;

• делегирование полномочий;

• изучение и учет общественного мнения;

• общенародное обсуждение важнейших общественных вопросов.

Правопорядок в условиях демократического государства характеризуется рядом отличительных признаков:

1) высокой степенью гарантированности прав и свобод человека;

2) широким спектром правовых средств, который может использовать каждый человек для защиты своих достоинства, неприкосновенности и безопасности;

3) развитой независимой судебной системой.

в демократическом государстве власть связана правом, которое исключает произвол государства и обеспечивает права и свободы личности. Однако это не отрицает возможности использования принуждения при защите прав и свобод, в борьбе с преступностью. В демократическом обществе правоохранительные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях. При этом они всегда должны действовать только законными средствами и на основании закона. Следовательно, демократическое государство подчинено закону, но одновременно требует законопослушания от всех граждан.

Таким образом, правопорядок и демократия взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, правопорядок является условием развития демократии, средством гарантированности прав и законных интересов. С другой стороны, лишь демократическое государство выступает той юридической формой, в рамках которой возможно реальное воплощение идеи верховенства прав человека, принципов справедливости и гуманизма, их гарантированности и защиты со стороны государства, взаимной ответственности государства и личности перед законом. При этом реальное состояние упорядоченности общественных отношений достигается благодаря высокой правовой культуре гражданского общества, зрелости его интересов. Государство и право – это универсальные механизмы организации и регуляции совместной деятельности людей. Потребность в них возникла на определенном этапе развития человеческого общества и вызвана теми изменениями, которые происходили в мире.

Правовое государство

Правовое государствоформа организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве в США и Франции в конце 18 века. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

• Господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе и над органами власти.

• Признание и гарантирование прав и свобод человека (Всеобщая Декларация прав человека, 1948 г.). Эти права даны человеку фактом его рождения, а не дарятся правителями.

• Взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено органам власти, им запрещено».

• Разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране, а механизм сдержек и противовесов удерживает ветви власти в рамках конституционных полномочий.

• Разграничение полномочий между органами власти различных уровней.

• Контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, СМИ и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система, законодательство можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и другие.

С категорией правового государства неразрывно связано понятие социальное государство.

Социальное государствоформа государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введён в научный оборот в 19 веке. Впервые социальный характер государства был провозглашен в конституции ФРГ 1949 года. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине 20 века.

Социальное государство конструирует такой тип общества, который позволяет обеспечить возможно более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов: высокого уровня экономического развития страны; наличия правового государства; соответствующего уровня политической культуры граждан. Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и других государств.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

• Обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

• Установление минимального размера оплаты труда;

• Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

• Развитие системы социальных служб;

• Установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

• Недопущение резкого имущественного расслоения;

• Осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Раскройте сущность понятия законность.

2. Охарактеризуйте принципы законности и ее функции.

3. Гарантии законности

4. Раскройте содержание понятия правопорядок, его признаки структурные элементы.

5. Принципы правопорядка

6. Соотношение понятий правопорядок и демократия.

7. Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.