Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура философско-правового знания.





Предмет философии права.

В истории философско-правовой мысли существовали разнообразные подходы к определению философии права и ее предмету. Так, например, Г.В.Ф. Гегель считал ее философской наукой о праве, ко­торая имеет своим предметом идею права. Русский философ С.Л. Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права по основному традиционно типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества».

В современной философии права ее предмет так же определяется по-разному. От самых широких определений, как, например, у известного российского философа права В.С. Нерсесянца: «философия права занимается исследованием смысла права, его сущ­ности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества», до самых узких, как, например, у одного из ведущих итальянских философов права Н.Боббио, который считает, что единственной проблемой философии права, которая и составляет, собственно, ее предмет, является справедливость.



Такое многообразие подходов к предмету философии права вполне закономерно, ибо его определение предполагает выявление отношения исследователя, как к философии, так и к праву. Можно предположить, что подходов к предмету философии права столько, сколько существует философских систем, а выявление предмета философии права невозможно без четкого определения позиции исследователя к самому феномену права, т.е. того, что собственно и должно быть исследовано.

предмет философии права по аналогии можно определить посредством постановки следующих вопросов:

1) что я могу знать о праве?

2) что я должен делать в соответствии отребованиями права и почему?

3) на что я могу надеяться в случае соблюдения или нарушения этих требований?


2. Место философии права в системе философских и правовых наук.
Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. При этом юридическая наука (именуемая Гегелем также как наука о позитивном праве или как позитивная наука о праве) характеризуется им как историческая наука.



философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства).

И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так.и в самой системе юридических наук.

философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений: Г.Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г.Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивном правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности.



 

Основные функции философии права

Среди них важнейшими являются: мировоззренческая, методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная.

Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из спо­собов человеческого бытия, определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности и значимости в жизни человека и обще­ства в целом или, другими словами, формирует пра­вовое мировоззрение человека.

Методологическая функция философии права на­ходит свое отражение в формировании определен­ных моделей познания права, способствующих раз­витию юридических исследований. С этой целью философия права разрабатывает методы и катего­рии, при помощи которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выраже­нием методологической функции права является оформление имеющегося знания о праве в виде спо­соба его осмысления как содержательно-смысловой конструкции, обосновывающей его основные идеи.

Отражательно-информационная функция обес­печивает адекватное отражение права как специ­фического объекта, выявление его существенных элементов, структурных связей, закономерно­стей. Это отражение синтезируется в картине правовой реальности или «образе права».

Аксиологическая функция философии права заклю­чается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиции этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву. Выбор правовых ус­тановок может считаться справедливым, если люди не добиваются соглашений, наиболее выгодных с точки зрения их собственного представления о благе, а защищают свою свободу, пересматривают представления о благе и следуют ему.

Функции философии права

1) онтологическая, исследующая природу и сущность правовой реальности, способов и форм ее осуществления; 2) гносеологическая, обеспечивающая познание правовых феноменов; 3) методологическая, систематизирующая и обосновывающая применение познавательных средств исследования правовой реальности; 4) мировоззренческая, вырабатывающая наиболее общие знания о праве, его месте и роли в обществе и культуре; 5) аксиологическая, разрабатывающая представление о правовых ценностях (свобода, равенство, справедливость), правовом идеале общества и государства; 6) воспитательная, формирующая правосознание, ориентацию на справедливость и уважение к праву, нормативному порядку.

Структура философско-правового знания.

По своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выделены следующие основные разделы:

1) онтология права, в котором исследуются проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе; без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом;

2) антропология права, в котором рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и .т.д. В рамках права такого раздела, как правовая антропология, вопрос об общем критерии правомерности, рассматриваются антропологические основы правопорядка в целом и прав человека в особенности;

3) гносеология права, в котором исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины;

4) аксиология права, в котором исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. К сфере интересов правовой аксиологии также иногда относят вопросы соотношения права оиными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского права (договор и уравнивание убытков и. выгод, собственность), процессуального и уголовного прав и других отраслей права.

философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства).


5.Философия права и теория государства и права

Ф. п. сложилась и длит. время выступала как составная часть филос. систем. Уже в антич. философии(Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие проблемы Ф.п., как соотношение права исправедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др.Особенно значит. место Ф. п. занимала в философии Просвещения (доктрина естественного права) и внем. классич. философии (напр., «Ф. п.» Гегеля), выступая как форма социальной философии,обосновывавшей определ. обществ. и гос. строй. Позднее Ф. п. стала превращаться в составную частьшироко развившейся в бурж. обществе юридич. науки. Нередко термин «Ф. н.» употребляется в ней каксиноним общего учения (общей теории) о праве. Однако с кон. 19 в. Ф. п. чаще понимается в более узкомзначении как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права и призванная изучатьне само действующее право и реальный правопорядок, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы воснове права. Осн. понятием толкуемой таким образом бурж. Ф. ц. становится «идея права» в еёнеокантианском (Штаммлер, Радбрух, Б. А. Кистяковский и др.) или неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренци др.) истолковании.

После 2-й мировой войны в Ф. и. преобладает влияние Гуссерля, Шелера, Н. Гартмана, а такжеэкзистенциализма. Как реакция на длит. господство неокантианства феноменологич. линия в ?. п. (идущаяот А. Рейнаха) акцентирует внимание на «онтологии права», однако имеет при этом в виду некоеидеальное бытие права, точнее предшествующих реальным юридич. категориям и нормам «правовыхэйдосов», «сущностей», «ценностей». Т. о., законодатель и правовед, подобно математику, лишьоткрывают правовые понятия, нормы, ценности методом феноменология, редукции. Экзистенциалистскаялиния (В. Майхофер, Е. Фехнер) видит подлинное бытие права не в комплексе норм, а в правовомпереживании конкретных ситуаций; в частности, и правосудие призвано к тому, чтобы извлекать право изконкретных ситуаций, а не из предустановленных правил.

С возникновением марксизма Ф. п. была впервые поставлена на материалистич. основу. Применение кправу принципов диалектич. и историч. материализма позволило всесторонне раскрыть сущность права, еговзаимоотношения с др. социальными институтами и нормами, его экономич., политич. и идеологич. роль,место в системе социальных ценностей, историч. перспективы. Марксизм сочетает филос., социологич. исобственно юридич. подходы к изучению права, а не противопоставляет их, как это имеет место в бурж.юриспруденции. В этом плане Ф. п. выступает как один из аспектов теории государства и права —обобщающей, общетеоретич. дисциплины в системе юридич. наук.

В юридич. литературе термин «Ф. п.» употребляется также применительно к совокупности тех проблемтеории права (в особенности методологических и гносеологических), решение которых требует широкого инепосредств. использования ряда филос. положений и выводов.


6. Понятие философского мировоззрения, его роль в развитии права.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.