Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджет как основное звено системы финансов.





Бюджет – термин, означающий расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись на определенный период времени, утверждаемую соответствующими решениями и подлежащую исполнению индивидуальными или коллективными субъектами, то есть акцент делается на бюджет как на документ соответствующего содержания.

Государственный бюджет – это система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет является наиболее широкой категорией, ему присуще все функции финансов, такие как:

1. Образование и использование бюджетного фонда

2. Контрольная

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, гос собственность, эмиссия ценных бумаг. При этом бюджетный фонд формируется за счет:

1. Доходы хоз субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта

2. Доходов лиц работающих не по найму

3. Предпринимательской прибыли



4. Рента

5. Проценты

Структура бюджетных доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны.

Вторая функция бюджета связана с целевыми бюджетными расходами, при этом государство выступает как совокупный хозяйственный субъект, учитывающий экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, поэтому бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы экономики.

Структура бюджетных расходов все чаще меняется.

Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля, который представляет возможность, эффективного воздействия государства на все экономические процессы. Таким образом, бюджет необходим государству для обеспечения объективный потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения его экономической, социальной и политической функции. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает проявление особого внимания к возможности реализации принципов построения бюджетной системы РФ, регламентируемой бюджетным кодексом РФ.



Бюджетное устройство и принципы его построения

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

А бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Оно предусматривает его значительную децентрализацию, которая поддерживается рядом принятия рядом законодательных актов, регламентирующих принципы построения бюджетной системы и усиления территориального управления ими.

Бюджетная система страны базируется на принятом еще в 1991 году законе РСФСР об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в стране. Большое значение для развития бюджетов субъектов федерации имеет федеральный закон об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, принятых в 1993 году.

В бюджетную систему РФ включены:

1. Федеральный бюджет

2. Бюджеты республик в составе РФ

3. Бюджеты краев и областей

4. Бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга

5. Бюджет Еврейской автономной области

6. Бюджеты автономных округов

7. Сельских районов

8. Городов

9. Районов городов

10. Поселков

11. Сельских населенных пунктов

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы представляет собой консолидированный бюджет. Свод бюджетов всех уровней на территории соответствующей административной-территориальной единицы представляет собой свой консолидированный бюджет. Консолидирующие бюджеты страны и каждой административно – территориальной единицы не имеют правового статус, в качестве закона не утверждаются, но их параметры широко используются в планировании, отчетности и тд.



Бюджетная система РФ включает три звена?:

1. Федеральный бюджет

2. Территориальные бюджеты субъектов федерации

3. Местные бюджеты

Бюджетный кодекс, принятый в 1998 году, расширил понятие бюджетной системы, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов. Поэтому существует так называет нетто бюджеты в которые включены только три уровня бюджетов, и брутто бюджеты, которые объединяют нетто бюджеты + бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации и функционирования бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы, означает, единство правовой базы, единство денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в стране, санкции за нарушения бюджетного законодательства, а также порядка финансирования расходов бюджета всех уровней бюджетной системы, ведение бух учета.

2. Принцип разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы, который состоит в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по распределению

3. Принцип самостоятельности бюджета:

· В праве законодательных и исполнительных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс

· В наличии собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством

· В законодательном закреплении регулирующих доходов бюджета, полномочий по формированию бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством

· В праве органов государственной власти всех уровней самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджету

· В недопустимости изъятия доходов дополнительно полученных при исполнении законов о бюджете сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии

· В недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней, потери в доходах и дополнительных расходах, возникших при исполнении законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением в законодательстве.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов – который означает, что все они подлежат отражению в бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондах в обязательном порядке и полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета – регламентирует положение, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования и их дефицитов.

6. Принцип эффективности экономности бюджетных средств. Состоит в том, что при составлении и использования бюджета полномочные органы должны исходить из необходимости достижения заданных результатов , при использовании наименьшего объема средств или наилучшего итога с применением определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип совокупного или общего покрытия расходов – заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджеты и поступлений из

8. Принцип гласности:

· Обязательное опубликование, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению законодательных органов власти

· Обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджета в том числе по вопросам вызывающим разногласия

9. Принцип достоверности бюджета, означает надежность показателей прогноза соц-эк развития территорий и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств который состоит в том, что их выделяют в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления фин конкретных целей и программ.

Лекция 3

Объем и структура доходов и расходов бюджета каждого уровня определяется разграничением компетенций между соответствующими уровнями власти. Федеральный бюджет является центральным стратегическим звеном бюджетной системы. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики имеют его параметры:

1. Объем доходов и расходов

2. Их структура

3. Доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете

4. Его сбалансированность

В соответствии с законодательством доходная часть территориальных бюджетов состоит:

1. Из закрепленных доходов, поступающих в полностью соответствующие бюджеты

2. Из регулирующих доходов, то есть средств передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему, сверх закрепленных доходов

3. Из дотаций и субвенций

4. Из кредитных ресурсов

Перед рассмотрением доходов государственного бюджета, они сортируются по видам. В соответствии с бюджетным кодексом, доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, финансовой помощи, а также за счет безвозмездных перечислений.

Рассмотрим эти категории.

К налоговым доходам относят предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные, местные налоги, а также пени и штрафы, за нарушение законодательства. К неналоговым доходам относят:

1. Доходы от использования имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении различных органов власти

3. Средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также возмещение вреда, причиненного органам власти

4. Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы, за исключением бюджетных кредитов.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы осуществляется в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов.

К безвозмездным перечислениям доходы, перечисляемые безвозмездно от физических и юридических лиц, а также доход от организаций.

Федеральный бюджет имеет определяющее значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ в целом, и бюджетной системы в частности. Меры по обеспечению его устойчивости ежегодно регламентируются законом о федеральном бюджете. Для обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации финансовых ресурсов средства финансовой помощи и иные целевые безвозмездные перечисления из федерального бюджета, предусмотренные к перечислению в бюджеты субъектов федерации, выделяются только субъектам, выполняющим требования бюджетного законодательства и налогового законодательства, без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.

В целях сбалансированности бюджета соответствующие представительные органы власти (дума) могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета, если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится так называемый механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов на пять, десять или 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи, к которым относятся – заработная плата бюджетников, стипендии, пособия. Обоснованное формирование доходов федерального бюджета, их полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля являются гарантией финансирования расходов, предусмотренных законом о федеральном бюджете объемов. Определяющая характеристика параметров любого бюджета – это структура его расходов.

Предоставление бюджетных средств для финансирования расходов может осуществляться в различных формах. Главные из которых:

· Ассигнование

· Трансферты

· Кредиты

Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, установленными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета классифицируются по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполняемых государством функций, то есть социальная, экономическая, оборонная и тд. В ежегодном бюджетном послании президента федеральному собранию обосновываются первоочередные задачи бюджетной политики на будущий год в области расходов, большинство из которых прямо относится к федеральному бюджету.

Преимущественные направления расходов:

1. Социальная политика

2. Обслуживание государственного и муниципального долга

3. Национальная оборона

4. Финансовая помощь бюджетам других уровней

5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

Сбалансированная бюджетная политика, реализуемая в параметрах федерального бюджета, является базой для новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между государством и обществом, при условии неукоснительного выполнения взаимных обязательств. В свою очередь реальное исполнение федерального бюджета определяет финансовый и бюджетный «климат» страны, эффективность проводимых реформ, темпы развития экономики и социальной сферы.

Одним из определяющих элементов бюджетной политики государства в целом и каждого субъекта федерации является система межбюджетных отношений, принципы и механизм их реализации. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти в осуществлении бюджетного процесса. Они существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но складываться могут на основе разных принципов. Принципы же, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – это система управления публичными финансами, основанными на разграничении между различенными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. Основная задача бюджетного федерализма заключается в выборе наиболее эффективной модели бюджетных отношений. Эффективность системы межбюджетных отношений определяется четко установленной и сбалансированной системой всех факторов строго соответствующей особенностям данного федеративного государства. Как правило, более высокая централизация бюджетной системы и больший объем перераспределяемых бюджетных средств, характерный для стран с высокой степенью неравенства бюджетной обеспеченности между субъектами федерации.

Россия относится к так называемым асимметричным федерациям. В ее состав как определено конституцией страны входят республики, края, области, автономные округа, города федерального значения, автономная область. Бюджетный кодекс регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:

1. Распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

2. Разграничение и закрепление на постоянной основе, и распределение по временным нормативам, регулирующим по уровням бюджетной системы РФ.

3. Равенство бюджетных прав субъектов федерации и равенство бюджетных прав муниципальных образований субъектов федераций.

4. Выравнивание условий и уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и субъектов федерации.

5. Равенство всех бюджетов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетов и соответственно равенство бюджетов местных бюджетов во взаимоотношении с федеральным бюджетом.

Перечень инструментов межбюджетных отношений включают:

· Разграничение доходных источников, расходных обязательств и финансирования

· Предоставление финансовой помощи

С 1994 года для субъектов федерации были установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов и создан фонд финансовой поддержки регионов, средства которого распределяются на основе единой методики для всех субъектов. Эффективность модели межбюджетных отношений действующих в любом государстве зависит от выбора оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования. Такое регулирование осуществляется с помощью горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровнями и их доходными возможностями, то есть достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали. Распределение доходных источников предшествует четкое разграничение расходных полномочий между органами власти всех уровней. К собственным налоговым источникам центрального бюджета относят те виды, которые соответствуют уровням центра, связанным с перераспределением и использованием ресурсов и макроэкономическим регулированием.

Собственными налоговыми источниками региональных бюджетов являются, прежде всего, налоги на потребление, а местным бюджетам налоги на собственность.

Вследствие горизонтального выравнивания происходит территориальное перераспределение бюджетных средств от «богатых» регионов к «бедным», которое, как правило, осуществляется через финансовую помощь. Сочетание вертикального бюджетного выравнивания с горизонтальной сбалансированностью позволяет обеспечивать примерно равный уровень потребления предоставляемых бюджетных услуг на всей территории страны. В бюджетном кодексе установлено, что оказание финансовой помощи из федерального бюджета может осуществляться в результате предоставления:

1. Дотаций на выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности федераций

2. Субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов

3. Бюджетных кредитов

4. Бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов возникающих при

Термин «финансовая помощь» означает не только безвозмездные и безвозвратные перечисления, но также кредиты и ссуды как возвратные и в отдельных случаях возмездные виды финансовой помощи.

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах, для покрытия текущих расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах, на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферты – выплаты из бюджета финансовой помощи, направляемые из федерального фонда федеральной поддержки регионов.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету или физ лиц на возвратных и безвозмездных основах.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.

Лекция 4

Трансферты широко используются в экономической структуре. В Российской бюджетной практике трансфертами называют финансовую помощь, направляемую из ФНПР. Классифицируя финансовую помощь можно выделить общую и целевую адресную финансовую помощь в виде субвенций и субсидий. При этом каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, а также свои условия предоставления. Например, субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет, в случае их нецелевого применения, а также их не использования в установленные сроки.

Рассмотренные виды помощи ,

Примерно половина расходов федерального бюджета, части федеральной помощи бюджетам других уровней, отправляются через ФППР. Главная цель, которого повысить возможности субъектов федерации с низкой бюджетной обеспеченности финансировать закрепленные за ними расходы, по собственному выравниванию граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам. Система межбюджетных отношений включает не только отношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов, но также и отношения между субъектов федерации и муниципалитетами. Общими принципами организации межбюджетных взаимоотношений в субъектах федерации определены федеральным законом 97 года о «финансовых основах местного самоуправления».

Конституция России относит вопросы финансового регулирования к ведению федерации. Одновременно бюджетный кодекс федерации основные вопросы межбюджетных отношений регионального уровня относят к компетенции органов власти субъектов федерации. Таким образом, на федеральном уровне определяются общие принципы бюджетного регулирования, включая вопросы межбюджетных отношений, а на уровне субъектов федерации конкретные формы их реализации с учетом региональных условий. Процесс распределения финансовой помощи между местными бюджетами состоит из нескольких этапов.

1. Происходит разграничение доходов консолидированного бюджета субъекта между региональным и местным уровнями власти. В качестве точки отсчета используется фактическое соотношение между расходами бюджета субъекта федерации и суммарными расходами местных бюджетов, сложившихся в базисном году.

2. Происходит определение общего объема средств, передаваемых из бюджета субъекта федерации в местные бюджеты. Между определенным на первом этапе совокупном объемом, обеспеченных доходами расходов местных бюджетов в приходящем году и совокупном объемом доходов местных бюджетов из собственных источников. Дефицит используется только в отношении капитальных расходов в пределах некоторых ограничений.

3. Происходит финансирование переданных на местный уровень гос полномочий с помощью субвенций. Объем такого финансирования определяется исходя из нормативов, установленных федеральным и региональным законодательством.

4. Проводится выбор цели политики межбюджетного регулирования, проводимых субъектами федерации. Цели:

· Выравнивание межбюджетной обеспеченности

· Стимулирование деятельности местных органов власти на повышение мобилизации доходов в бюджет

· Проведение активной экономической политики через передачу средств в рамках целевой программы

Формирование и развитие системы бюджетного устройства должно помогать органам власти разных уровней. Проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.

Эта система призвана обеспечить :

1. Экономическую эффективность, то есть создание долгосрочных стимулов для разных уровней органов власти, проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный предпринимательский климат, содействовать росту доходов населения и экономическому развитию соответствующих территорий.

2. Бюджетную ответственность, что означает, управление общественными финансами от имени интересов населения, максимально эффективного использования соответствующих ресурсов и инструментов.

3. Социальной справедливости.

4. Политическую консолидацию, то есть достижения общественного согласия по вопросам распределения между властями разных уровней налогово-бюджетных полномочий.

5. Территориальное интеграция, то есть обеспечения единства налогово-бюджетной системы, предотвращения явления диспропорций и их смещения территориальной целостности страны.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению и контролю.

Бюджетный процесс включает 4 стадии деятельности:

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

3. Исполнение бюджета

4. Составление отсчета об исполнении бюджета и его утверждение

Общий БП составляет три года. Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов гос власти разных уровней в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент

2. Органы представительной власти

3. Органы исполнительной власти

4. Органы денежно-кредитного регулирования

5. Органы финансового контроля различных уровней

6. Государственные внебюджетные фонды\

7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

8. Другие органы, на которые законодательством возложены бюджетные полномочия

Главные распорядители бюджетных средств имеют право распределять бюджетные средства по соответствующим получателям. Главный распорядитель определяется ведомственной классификацией. Для федерального уровня главным распорядителем являются – комитет министров, для других органов власти – соответствующие органы власти. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

1. Определяет задания по предоставлению гос и других услуг для подведомственных и других получателей бюджетных средств

2. Утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений

3. Составляет бюджетную роспись

4. Распределяет лимиты бюджетных обязательств по соответствующим распорядителям и получателям бюджетных средств

5. Исполняет соответствующую часть бюджета и выполняет некоторые другие функции

Составление проектов бюджета является исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Основополагающее значение для составления проекта федерального бюджета имеет бюджетное послание президента. Для бюджетов субъектов федерации основное направление на очередной финансовой год. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

· Объем и темп роста ВВП в очередном финансовом году

· Уровень инфляции на очередной год

Для составления проекта бюджета необходимы следующие сведения:

1. Данные о действующем на момент начала разработки проекта налоговом законодательстве

2. Данные о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней

3. Данные о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемые из бюджетов других уровней

4. Данные о видах и объемах расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой

5. Данные о нормативах финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг

6. Данные о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных гос социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг. Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства действующего на этот момент времени. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год:

1. Прогноз консолидированного бюджета

2. Адресная инвестиционная программа

3. План развития государственного сектора экономики

4. Структура государственного долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на покрытие бюджетного дефицита

5. Программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год

6. Оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот

7. Оценка ожидаемого исполнения бюджета

Рассмотрение и утверждение бюджета.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджета начинается после обращения президента к федеральному собранию с ежегодным посланием. Затем уже на основании послания правительство России рассматривает проект бюджета, который в форме проекта федерального закона не позднее 15 августа вносится на рассмотрение и утверждение в государственную думу федерального собрания. Порядок представления, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждение определяется для федерального бюджета – бюджетным кодексом, для бюджета субъекта федерации – законом субъекта федерации, для местного бюджета – правовыми актами органам местного самоуправления. Принимая во внимание принципы самостоятельности бюджетов, представительным органом власти субъектов федерации и местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения проекта закона или решения о бюджете и его утверждения. При этом должно быть обеспечено рассмотрение и утверждение проекта закона до начала очередного финансового года. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Не позднее 15 августа правительство РФ вносит на рассмотрение государственной думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на такой-то год. Одновременно представляется пакет документов, расчетов, прогнозных оценок, аналитических материалов, предусмотренных бюджетным кодексом, а также иных показателей, дополнительно необходимых депутатам для анализа проекта бюджета.

Документы:

· Предварительные итоги социально-экономического развития страны за истекший период текущего года

· Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год

· План развития государственного и муниципального секторов экономики

· Прогноз сводного финансового баланса на территории федерации на очередной финансовый год

· Прогноз консолидированного бюджета по федерации

· Основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов других уровней власти

· Проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета

· Проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год

· Проект государственной программы вооружения

· Проект программы приватизации на очередной финансовый год

· Расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделом и подразделом функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на очередной фин год

Проект федерального закона о федеральном бюджете направляется в совет федераций, в комитеты. Далее в Счетную палату на заключение и другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и инициативы.

Бюджетный кодекс регламентирует порядок рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в 4 чтениях. При рассмотрении Гос Думой проекта закона в первом чтении, которое продолжается до 30 дней, обсуждаются его концепция (система взглядов), прогноз социально-экономического развития и основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям бюджетов разных уровней, проект программы государственных внешних заимствований, для покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики:

ü Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов

ü Распределение доходов от федеральных налогов между бюджетами разных уровней

ü Дефицит федерального бюджета в абсолютном выражении и в процентах к расходам на очередной год, и источники покрытия дефицита

ü Общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год

Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении и размер ФФПР. Оно продолжается 15 дней после принятия в первом чтении.

В третьем чтении, которое продолжается 25 дней, утверждаются:

1. Расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителем его средств по всем уровням функциональной классификации расходов

2. Утверждается распределение средств ФФПР по конкретным субъектам федерации

3. Утверждаются основные показатели основного оборонного заказа

4. Утверждаются расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ

5. Утверждается федеральная адресная инвестиционная программа

6. Утверждается программа предоставления государственных гарантий на очередной год

7. Программа на предоставление средств бюджета на возвратной основе

8. Программа государственных внешних заимствований

9. Программа предоставления государственных кредитов

10. Перечень законодательных актов, действия которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год

В четвертом чтении дума рассматривает весь федеральный закон и производится редакционные поправки. Голосуется в целом, после чего никаких поправок вносится не может.

Затем в течении 5 дней принятый думой проект передается на рассмотрение в совет федераций.

Лекция 5 (продолжение)

Принятый госдумой закон о федеральном бюджете рассматривается советом федераций в течение 12 дней со дня рассмотрения думой. Одобренный советом федераций закон в течение 5 дней направляется президенту для подписания и обнародования. Закон вступает в силу после подписание президентом и со дня его официального опубликования в СМИ. В случае не утверждения бюджета в установленные сроки вводится процедура временного управления бюджетом, которая регламентируется весьма детально. Подробно определяются права органов, исполняющих бюджет, прямо указаны ограничения их полномочий, и в целом временное управление бюджетом имеет достаточно жесткие параметры, потому что отсутствие принятого бюджета к началу финансового года на любом уровне бюджетной системы является отрицательным фактором для экономического и социального развития территории. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Для оперативного управления этим процессом ежегодно принимается постановление правительства о мерах по реализации федерального закона о федеральном бюджете, которым устанавливаются конкретные мероприятия их исполнителей, сроки, и отражаются другие вопросы, позволяющие реализовать намеченные планы. В процессе исполнения бюджета возможно снижение объемов поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов. Если снижение объемов поступлений доходов произошло:

1. Не более чем на 5% годовых, то руководитель (минфин) финансового органа в праве самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета

2. Если снижение объемов произошло более чем на 5% и менее чем на 10%, то правительство страны РФ вправе принять решение о введении режима пропорционального сокращения расходов

3. Если снижение произошло более чем на 10%, то орган исполнительной власти с согласия соответствующего представительного органа принимает решение о введении режима пропорционального сокращения расходов бюджета

Основные процедуры исполнения бюджетов регламентируют бюджетный кодекс, которым установлено для нашей страны казначейская система исполнения бюджетов. По этой системе органы исполнительной власти организуют исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Сами же органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. В России создана единая централизованная система казначейства в составе министерства финансов. Главными задачами органов федерального казначейства являются:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.