Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия и наука древней Индии





Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

Субъект мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют уровни: чувственно-эмоциональное (обыденное) и теоретическое. Чувственно-эмоцианальное мировоззрение - это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень- интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность ч/з призму законов).

Структура:

1) миропонимание (интеллектуальная часть мировоззрения, основано на данных фундаментальных наук);

2) мировосприятие (осознан мира в виде образов и представлений);

3) мироощущение (осознание мира на базе непосредственных ощущений).



Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества. Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское

Исторически 1-ый тип — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой 1-ую попытку чел. объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.

Мифология(греч. Nrythos - повествование, сказание) фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного чел- мифические существа — боги, духи, герои — наделены чел. чертами, они совершают чел. поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность чел-а и природы; на явления природы проецировались чел. свойства.



Миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.

Религия - это форма общего сознания, основана на вере в богов, (монотеизм, политеизм). Отличительные черты: жестко различие естественного и сверхъестественного, не возможно противостояние Бога и Ч, имеет культурную систему. Черты: вера во всемогущ Бога, в бессмертие души, в возможность личного спасения.

Философ. миров-е опир-ся на знание, на логику, на рассудок, на интеллект. Целостная картина мира, интегрирует знания от других наук.

Исторические типы мировоззрения: обусловлены той или иной исторической эпохой, тем или иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа производства или нет, его мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: мировоззрение буржуазии, когда она противостояло феодализму, было сначала прогрессивным, после, придя к власти, ее мировоззрение становится консервативным реакционным.



Философия и наука древней Индии

Древнеиндийская цивилизация – одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии поникли арийские племена. В основе мировоззрения новой индийской цивилизации лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Ригведа–собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифологическое мировоззрение. 1 Ригведа включает 1028 гимнов.

Атхарваведа–собрание заклинаний для магической практики.

Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения в поколение. Вскоре сложились также и тексты:

1)Брахманы (регул. жертвенную практику, включали методику соверш. ритуалов).

2)Араньяки (тексты для отшельников).

3)Упанишады (фиксируется переход от мифологии к философии).

Общество Индии того времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты:

Брахман (каста жрецов, хранителей священного знания); Кшатрии (сословие воинов); Вайшьи (каста земледельцев); Шудры (каста неприкасаемых–простые люди).

К 6 в. до н.э. в Индии происходит кризис брахманизма–недовольство брахманами. В результате кризиса появляются Упанишады, на основе которых сформировались радикальные философские системы–Даршаны:

æНьяя (основоположник–Готама).

èВайшешика (основоположник–Канада).

æСанхья (Капила).

èЙога (Патанджаль).

æВеданта Бедараян).

èМиманса (основоположник–Шанкара).

Все эти системы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: Джайнизм, Буддизм, Локаята. Наиболее важными школами были Санхья и Веданта. Санхья–дуалистическая концепция, она принимает в качестве первоначала две инстанции: Пракрити (материя, он она находится в непрерывном движении, она деятельна, но не наделена сознанием); Пуруша (дух, имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гун: Саттва (состояние умиротворенности); Раджас (состояние активности); Тамас (состояние пассивности).

С позиции Санхьи цель человека–отделить сознание от материи (путем медитации). Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Майя–иллюзорная реальность, обратная сторона Брахмана. Сансара–круговорот перерождений; человек, умирая, сбрасывает оболочку и душа его продолжает жить в другом облике. Карма–деяния, плоды деяний.

Основоположником следующей системы Джайнизма – был Махавира, который жил в 4 веке до н.э. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Важнейшая категория Джайнизма - Джива – индивидуальная психика. Акаша – пространство, которое включает Локо (мир) и Алоко (вакуум). Единица измерения – Адаша (атом пространства и атом времени ). Все состоит из этих единиц. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью Ахимсы (не причинение вреда ничему живому).

Буддизм.Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) – Сидхардха Гасутама Шанея – Муии (623- 544 г. до н.э.). Он был выходцем из Царекогорода (Отшельники из племени Шанья). Он долго ищет истину, живет аскетом. В основе буддизма лежат 4 благородные истины:

Жизнь есть страданье.

Есть причины страданий.

Есть путь избавления от страданий.

Есть путь уничтожения страданий ( восмиричный ).

Средний путь будды – отвержение крайнего аскетизма, ритуалов и т.д. Страдание порождается привязанностью к существованию. Важнейшее представление о реальности : Шунья – пустотность реальности , отвержение субстанциональности реальности вне и внутри человека (отвергалось существование бога и бессмертной души). Страдания и освобождение от страданий – различные состояния единого бытия. Тхарма – первичная единица реальности (психо-физические вспышки энергии), вспышки жизненной энергии. Различаются обусловленные и не обусловленные кармой тхармы. Высшей целью человеческого существования является достижение нирваны (состояния полной удовлетворенности, самодостаточности, полной гармонии бытия, отрешенность от внешнего мира, сосредоточенность на самом себе). Нирвана в дальнейшем понимается как абсолютная реальность. Стремящийся к нирване должен испытывать сострадание ко всему окружающему. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достич разумом. Изречения Будды собраны в книге «Тхаморике». Мысль Будды: «Чтобы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложь же как мысль может сделать еще худшее». Во 2 веке до н.э. при Омоне буддизм стал доминирующей идеалогией Индии, к 3-9 вв. н.э. он был почти вытеснен из Индии. В буддизме состояние нирваны достигается на основе буддистской йоги – Дхьяны.

Чарвака (Локаята)радикальная диссидентская школа, порвавшая все связи с предыдущей культ. Традицией. Локаяна в переводе – это приятные речи, чарвака – чавкать, жрать. Основные позиции – мир такой, каким мы его воспринимаем с помощью чувств. Первоначала: земля, воздух, огонь, вода. Сознание возникает из них. Душа – это тело, особенность которого - сознание. Смысл жизни человека – чувственное удовольствие.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.