Сделай Сам Свою Работу на 5

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ





Для понимания специфических особенностей структуры речевого дефекта, правильной организации комплексного воздействия и определения путей совершенствовании коррекционной работы с детьми с ринолалией необходимо полное всестороннее изучение клинических и психоло­го-педагогических данных. Логопед должен уметь опреде­лить, какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что первично в структуре де­фекта, а что вторично. Сложные вопросы диагностики рече­вых нарушений требуют правильной квалификации патоло­гических симптомов, свидетельствующих о перенесенном ребенком заболевании. Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько пра­вильно и своевременно было определено речевое на­рушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий.

Используются различные методы исследования: изуче­ние медицинской документации; педагогическое наблюде­ние за детьми в условиях свободного общения и на специ­альных занятиях; беседы с врачами, родителями, детьми: объективные методы исследования: назофарингоскопия, рентгенография.



В процессе выявления и последующего преодоления лю­бого речевого нарушения необходимо соблюдать основопо­лагающие принципы логопедии. При обследовании детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба наиболее актуальными являются следующие.

Принципы обследования детей с ринолалией

1. Принцип комплексности. Ринолалия, возникающая на почве врожденных расщелин верхней губы и нёба, явля­ется сложным речевым нарушением, требующим комплексного медико-психолого-педагогического подхода к его преодолению. В обследовании таких детей, помимо логопе-в принимают участие хирург, ортодонт, педиатр, ЛОР. невролог, генетик, психолог. Это продиктовано тем, что расщелиныявляются причиной анатомических расстройств речевого аппарата, которые ведут к функциональным проблемам (оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, вызывая нарушения дыхания, питания, слуха и речи.

Органические нарушения в строении органов артикула­ми требуют обязательной консультации хирурга-стоматолога. В дооперационный период хирург является ведущим специалистом, определяющим сроки, этапы и методы лечения данной категории больных. Однако и в послеоперационный период наблюдение у хирурга является обязательным.



некоторых случаях после оперативного вмешательства наблюдается расхождение швов, что приводит к образованию дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба. В качестве причин могут выступать нарушения микрофлоры в области, подвергшейся вмешательству, ухудшение общего соматического состояния ребенка. В таком случае требуется повторная операция, и консультация хирурга необходима для определения тактики дальнейшего лечения.

Полноценной коррекции звукопроизношения при ринолалии могут препятствовать многочисленные нарушения зубного ряда, сопровождающие расщелину. В некоторых случаях на правильность произнесения звуков оказывает влияние ношение ортодонтического аппарата. Поэтому при обследовании необходимо получить заключение ортодонта.

В процессе обследования необходимо получить заключение оториноларинголога о характере слуховой функции, состоянии носоглотки (нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки), выявить уровень снижения слуха.

Консультация педиатра требуется для решения вопроса о планировании нагрузки на логопедических занятиях.

Возможные органические и функциональные наруше­ния в состоянии ЦНСсвоевременно помогает выявить ос­мотр невролога и психолога.

Таким образом, для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией необходима совмест­ная работа специалистов разного профиля.



2.Принцип системного подхода.Речь является сложной функциональной системой, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Важно обратить внимание не только на исследование первичных нарушений в структуре дефекта, но и на возможное наличие вторичных проявлений. Помимо подробного и тщательного изучения строения и функции артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, следует уделить внимание обследованию фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, общему уровню речевого развития ребенка с тем, чтобы исключить присутствие фонетико-фонематического или общего недоразвития речи, задержки речевого развития.

3.Принцип индивидуального подхода. Обследование детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба проводится только в индивидуальной форме. Это обусловлено тем, что нарушения в структуре дефекта носят различный характер и в задачи, стоящие перед логопедом, входит определение индивидуальных особенностей состояния речевой функции в каждом конкретном случае.

4.Принцип учета ведущей деятельности возраста. Обследуя детей с ринолалией, следует помнить о том, что приемы и материал обследования будут несколько различаться в зависимости от того, в каком возрасте находится ребенок. При обследовании дошкольника, основным занятием которого является игра, в большом количестве используются игрушки, речевые и подвижные игры, красочный дидактический материал, соответствующий возрасту (предметные, сюжетные картинки). Само обследование может проводиться в игровой форме. Ведущей деятельностью школьного возраста является учеба. В соответствии с этим предлагаемый материал должен иметь иную направленность, возможно использование элементов школьной программы, например, чтение стихотворений. Однако и в данном случае не исключается использование различных логопедических игр и соответствующего дидактического материала.

Медико-психолого-педагогичсская диагностика включает изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса.

Схема комплексного обследования детей с ринолалией

Исследование ребенка начинается с беседы с родителя­ми и изучения медицинской документации.

Известно, что различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к на­рушениям речи различной степени тяжести. Ринолалия может выступать как самостоятельное нарушение, а может со­провождаться дизартрией, задержкой речевого развития, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим не­доразвитием речи. Чтобы получить наиболее полную ин­формацию о структуре речевого дефекта, при оценке анам­неза важно обратить внимание на наследственную патоло­гию в семье, возможность неблагоприятного воздействия на развитие ребенка различных вредных факторов в период внутриутробного развития или рождения.

I. Данные анамнеза

1.Вид расщелины.

2.Сроки хирургического вмешательства.

3.Наследственность по прямой и косвенной линии. Есть ли у кого-нибудь из родственников расщелины губы и/или нёба, а также другие нарушения строения артикуляционного аппарата.

4.От какой по счету беременности ребенок, чем закон­чились предыдущие беременности.

5.Протекание беременности: наличие токсикозов в 1-й или 2-й половине, травм (указать каких) в 1-й или 2-й поло­вине; контакте вредными веществами, химическими препа­ратами как до наступления беременности, так и во время ее протекания: острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, почечная и сердечная недостаточность и т. д.); резус-конфликт, психические трав­мы и стрессовые ситуации.

6.Протекание родов: срочные, недоношенность; время прохождения родов: быстрые, затяжные, с применением вспомогательных средств, асфиксия, родовые травмы.

7. Раннее физическое развитие ребенка: когда начал дер­жать головку, сидеть, ходить.

8.Раннее речевое развитие: когда появились гуление, лепет, первые слова, фраза.

9.Занимался ли с логопедом, где, в течение какого вре­мени, есть ли положительная динамика.

10.Заключения специалистов: хирурга-стоматолога, ор­тодонта, педиатра, оториноларинголога, невролога.

II. Логопедическое обследование

Для выявления особенностей дыхания, фонации, стро­ения и функции артикуляционного аппарата, звукопроизно­шения и просодической стороны речи детей с небной пато­логией необходимо тщательное логопедическое обследова­ние. Задачей данного обследования является определение характера и степени выраженности проявлений дыхатель­ных, голосовых и артикуляционных расстройств и их влия­ния на нарушения звукопроизношения и просодики. Наиболее подробно этот аспект исследования разработан в ме­тодике Т. В. Волосовец.

^ 1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция):

Губы - наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии. Уздечка верхней губы - норма, уко­рочена. Подвижность - достаточна, ограничена. Переключаемость движений - достаточна, недостаточна.

Для определения подвижности губ и переключаемости артикуляционных движений предлагаются традиционные упражнения артикуляционной гимнастики: «улыбка», «тру­бочка», чередование «улыбки» и «трубочки» и т. д. Упражне­ния выполняются отраженно за логопедом, возможно использование зеркала.

^ Преддверие полости рта - глубокое, неглубокое, не сформировано.

Зубы - крупные, мелкие, редкие, зубной ряд - сформирован, не сформирован.

Прикус - нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия выступание межчелюстной кости).

Язык - форма и размер: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий. Корень языка – норма, гипертрофия. Кончик языка - истонченный, широ­кий. Уздечка языка - норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области. Позиция в полости рта - правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Подвижность языка - достаточная, недостаточная. Переключаемость движений - достаточная, недостаточная. Проверка производится с помощью традиционных артикуляци­онных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т. д. Тонус мыши языка - норма, повышен, понижен. Наличие тремора (мел­кого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения).

^ Твердое нёбо - неоперированная расщелина, сформиро­ванное твердое нёбо - широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого); наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба.

^ Мягкое нёбо - неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо - короткое, длинное, подвижное, малоподвижное. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого нёба, детям предлагают произнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громко крикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется нёбная занаве­ска, логопед выносит заключение о ее подвижности.

^ Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике - наблюдается ли патологическая активность лицевых мыши, компенсаторные гримасы при фонации. Состояние лицевой мускулатуры оценивается в процессе наблюдения за речевой деятельностью и с помощью проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать весе­лое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щёки, втянуть щеки и т. д.

^ 2. Состояние дыхательной функции:

- физиологическое дыхание;

- фонационное дыхание.

При оценке физиологического дыхания важно опреде­лить его тип: ключичный, грудной, нижне-диафрагмальный (косто-абдоминальный). Исследование производится визу­ально в положении лежа, сидя, стоя. Далее определяется на­личие ротового выдоха - сформирован, не сформирован. С этой целью ребенку предлагается подуть на бумажную иг­рушку или шарик.

При определении качественных характеристик фонаци­онного (речевого) дыхания следует обратить внимание на длительность и направленность ротового выдоха при фона­ции (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Ребенок произносит слова или предложения, а логопед оценивает ха­рактер ротового выдоха. Объективную информацию о нали­чии носовой эмиссии можно получить с помощью специ­ального прибора - назометра.

^ 3.Состояние голосовой функции:

- тембр голоса;

- высота голоса;

- сила голоса.

Особенности голосовой функции выявляются в ходе бе­седы с детьми.

Объективная оценка тембра голоса производится с по­мощью назометра и назофарингоскопического исследова­ния. Обращается внимание на наличие носовой эмиссии и гиперназализации.

Для проверки силы звучания голоса можно предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.

Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с по­тением или понижением голоса.

4. ^ Состояние звукопроизношения

На данном этапе основной целью является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Материалом может служить набор предметных картинок, а также перечень определенных слов и фраз.

Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают повторить слова и фразы, содержащие определенные звуки отраженно за логопедом. Можно предложить детям назвать предметные картинки. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи.

Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме. Например, волшебник может превратить детей в комарика, который должен позвенеть - «з-з-з», в пчелку, которая собирает с цветов мед и жужжит - «ж-ж-ж», собаку, которая защищает своего хозяина и рычит «р-р-р» и т. д.

Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, липа. Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто.

^ 5. Просодическая сторона речи

Оценивая состояние просодических характеристик речи, то обратить внимание на мелодико-интонанионную выразительность, соблюдение темпо - ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале сти­хотворений, сказок, поговорок.

Поскольку при ринолалии ведущим является расстрой­ство фонетической стороны речи, обусловленное анатоми­ческим дефектом артикуляционного аппарата, обследование в первую очередь направлено на выявление первичных на­рушений. Однако в некоторых случаях первичные наруше­ния голоса и звукопроизношения могут стать причиной от­клонений в формировании других компонентов речевой системы: фонематического восприятия, лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста, а у школьников и письменной речи. В связи с этим, обследуя ребенка, важно определить, не осложняется ли ринолалия фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией.

^ 6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу

Учитывая, что особенности устной речи детей с ринола­лией оказывают влияние на формирование других речевых процессов, важно оценить состояние фонематического восприятия.

Исследование проводится в трех направлениях: диффе­ренциация изолированных звуков, на уровне слогов и на уровне слова. Ребенка просят определить пары звуков, ис­пользуя игровые моменты: «Кто как жужжит?» - «з-з-з»: ко­мар, «ж-ж-ж»: жук (дифференциация |з|-|ж|); «с-с-с»: вода течет, «ш-ш-ш»: змея шипит (дифференциация |с|-|ш|); «д-д-д»: играем на барабане, «т-т-т»: стучат колеса поезда (дифференциации д - т); «р-р-р»: собака рычит, «л-л-л»: само­лет гудит - где собака, а где самолет.

Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ря­ды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки.

Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых от­личаются одним звуком: «мишка»—«миска», «козы»—«ко­жи», «коза»—«коса», «зуб»—«суп», «том»—«лом», «удочка»— «уточка», «вата»—«фата», «башня»—«пашня», «лак»—«рак».

Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов, и дети повторяют их за логопедом. Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

^ 7. Состояние активного и пассивного словарного запаса

С помощью предметов, предметных и сюжетных карти­нок логопед определяет возможности понимания и использования ребенком различных частей речи.

^ 8. Состояние грамматического строя речи

На данном этапе исследуется характер употребления ребенком грамматических конструкций. Материалом могут служить игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Оценивается умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; числительные с существительными; употребление числа и рода глаголов; использование предложных и беспредложных падежных форм существительных.

III. Психолого-педагогическое обследование

1. Психологическая база речи

Восприятие, мышление, память, внимание составляют психологическую базу речи. Важно получить сведения об особенностях психического развития детей с ринолалией. Знание этих особенностей необходимо для проведения дифференциальной диагностики различных форм речевых расстройств и отграничения их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Исследование может проводиться совместно с психологом. При этом используются различные методики, разработанные для обследования высших психи­ческих функции (Д.Б. Эльконин).

^ 2. Педагогический анамнез

Данные педагогического обследования помогут полу­чить информацию об уровне сформированности умений и навыков детей с ринолалией и предотвратить возможные трудности в процессе обучения.

Обследование включает изучение уровня развития игро­вой деятельности, сенсорного развития (выполнение дейст­вий с дидактическим материалом, предметами, игрушками), состояния общей и мелкой моторики.

Модель комплексного исследования детей с ринолалией

 

 

 

Для презентации

 

Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. В совокупности эти патологические факторы приводят к тому, что у ребенка нарушается артикуляция и тональность произношения звуков. При тяжелой степени врожденных нарушений развивается неспособность свободного движения мышц языка, верхней губы и мягкого неба.

В классификациях речевых расстройств ринолалия может рассматриваться либо как самостоятельное нарушение (М.Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (О.В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (Зееман). Однако сегодня, ринолалия трактуется как самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

По классификации ВОЗ ринолалия причислена к голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех других патологических изменений фонетической стороны речи. При врожденных расщелинах нёба или нёбно-глоточной недостаточности носовая полость становится парным резонатором ротовой. В соответствии с законами акустики частота колебаний этого парного резонатора накладывается на частоту колебаний основного тона. В результате значительно изменяется акустический спектр голоса. В нем появляются дополнительные форманты назализации. Носовой резонанс или открытая назализация лишают голос звонкости и полетности. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим. Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).

 

Функциональная закрытая ринолалия обусловлена ги­перфункцией (повышенной функцией) мягкого неба. При этом каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. В данном случае при произнесении носовых звуков мягкое небо поднимается, закрывает проход в носовую полость, и воздушная струя идет через рот. Такие нарушения, как правило, бывают обусловлены невротическими расстройствами и причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не само­го мягкого неба. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.

 

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м”, н, н”. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б', д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

Причина закрытой формы -- чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии: переднюю закрытую - при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую - при уменьшении носоглоточной полости.

Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

 

При функциональная закрытой ринолалии каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической ринолалии. Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.

Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает те же направления, что и при органической закрытой ринолалии, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным, и требуется консультация врача-невролога.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м', н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный - неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

Причина закрытой формы - чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых, затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую - при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую - при уменьшении носоглоточной полости.

Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии, прежде всего, должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает существовать, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Смешанная ринолалия

Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, храктеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях, служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

 

Различают:
1. биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.);
2. химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вред;
3. имеются сведения о влиянии алкоголя и курения.

Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7-8-я недели эмбриогенеза.

Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелены губы и нёба: борозда на небе или язычке мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981).

 

http://www.solnet.ee/parents/log_63.html

 

 

Начало формы

Добавить в избранное О проекте  
Электронная библиотека студента   Расширенный поиск
Пополнить коллекцию Рубрикатор Последние поступления Словари Сервисы
           

· На главную

· Расширенный поиск

· Опубликовать

Объявления

Ищу реферат
Работа
Репетиторы
Инфо для студентов

Добавить

Учебные материалы
Рефераты
Дипломные
Отчеты по практике
Ответы на вопросы
Курсовые работы (Обзорные)
Курсовые проекты
Практические задания
Эссе
Защитная речь
Доклады
Учебные пособия
Контрольные работы
Методички
Лекции
Сочинения
 
Прочее
Литература
Статья
Другое
Не определено
  Тема: Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией · Вид работы: Курсовая работа (т) · Предмет: Педагогика · Все курсовые работы по педагогике · Поделиться… · Скачать Читать текст оnline Поможем написать курсовую   Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы. Помощь в написании работы которую точно примут
     

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.