Сделай Сам Свою Работу на 5

Ситуационный подход к управлению





Тема 2. Эволюция управленческой мысли.

Школы управления.

Практика управления так же стара, как и сами организации. Однако как управление, так и организации древности сильно отличались от современных.

Несмотря на это управление, было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке. До этого вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, но не то, как управлять ими. Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 году. Именно тогда Фредерик Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Научно-технический прогресс, усиление влияния внешних по отношению к организации сил заставили представителей управленческой мысли разработать новые подходы к управлению. К настоящему время известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

I. Первый подход – подход с позиции выделения различных школ в управлении. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли.



Школа научного управления (1885-1920).

Создатели школы научного управления (Ф. Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гант) полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать рабочих в увеличении производительности труда и объема производства.

Представители школы фактически признали, что работа по управлению – это определенная специальность.

2.Классическая или административная школа в управлении (1920-1950). Создателями этой школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так например, Анри Файоль, которого называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вот некоторые из 14 принципов сформулированных Файолем: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, корпоративный дух.



3.Школа человеческих отношений (1900-1950). Поведенческие науки (1950- по настоящее время). Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Мэри Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами этой школы. Именно Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Мэйо в хоторне открыли новое направление в теории управления. Элтон Мэйо обнаружил, что отношения, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, по силе и значению могли превзойти усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.

Представители школы поведенческих наук изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Главный вывод поведенческого подхода заключался в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом.



4. Наука управления или количественный подход (1950-по настоящее время). Математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в теорию управления. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Подходы к управлению.

Процессный подход к управлению.

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Системный подход к управлению.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. ► СИСТЕМА — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры систем. Они состоят из

А множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Ситуационный подход к управлению

Разработан в 60-е годы 20 века. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические

приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения

целей организации, могут значительно варьировать.

Например, все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться

своих целей. Однако, существует множество различных способов построения организационных структур. Может быть создано много или мало уровней управления.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.