Сделай Сам Свою Работу на 5

Физические и юридические лица и государство, как субъекты морского права.





КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

 

Морское право

 

 

Калининград 2014

Тема 1. Предмет, понятия, принципы, источники морского права

1. Предмет, понятия, принципы, источники морского права.

2. Морское право в системе международного права и российского законодательства.

3. Физические и юридические лица и государство, как субъекты

морского права.

Предмет, понятия, принципы, источники морского права.

История морского права.

Международное морское право — это отрасль международного права, состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира.

В течение долгого времени обычное право составляло основу данной отрасли, регулируя прежде всего отношения, связанные с мореплаванием и рыболовством. Международный договор также применялся для этих целей на ранних стадиях развития международного морского права, но довольно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плавания в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные договоры оказали впоследствии влияние на формирование международно-правового режима территориальных вод.



По римскому праву, море, в общем признавалось свободным для судоходства и рыбной ловли, но с ограничениями. Море, как и воздух, считалось res communis omnium (вещью, общей для всех), вместе с тем оно подчинялось юрисдикции императора. Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в отношении своих граждан, но не для других народов.

Древнеизраильское право рассматривало морские пространства к западу от Палестины в качестве доминиона Израиля. В целом можно констатировать, что в античном международном праве не существовал принцип свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского права в качестве системы норм, определяющих режим морских пространств и правила их использования. Объяснялось это неразвитостью экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка.



В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные пространства. Так, Португальская корона претендовала на Атлантический океан к югу от Марокко, Испанская монархия — на Тихий океан и Мексиканский залив, Английские короли — на северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриатического моря, а Генуя — Лигурийского. Ряд этих претензий подкреплялся буллами римских пап Александра VI (1493 г.) и Юлия II (1506 г.). В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и учитывало местные условия и традиции. Таким образом появились региональные источники морского права: Родосский морской кодекс, Олеронские свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др. В основном эти источники представляли собой свод местных законов, обычаев и обыкновений, сложившихся и действовавших в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на региональный характер, многие положения этих источников оказали существенное влияние на развитие международного морского права.

Морское право – это система общепринятых и специальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морских пространств и разнообразной деятельности в них субъектов международного права. Нормы международного публичного права регулируют отношения между субъектами международного права – государствами (народами, нациями), межправительственными организациями, государственными образованиями. Морское право - содержит в своем составе как нормы внутригосударственного права, которые по своей юридической природе относятся к различным отраслям права: гражданское, административное и т.д.; так и нормы международного публичного права и международного частного права. Таким образом, можно выделить 3 составляющие современного морского права:



- внутригосударственное;

- международное публичное;

международное частное.

Международное публичное право - отрасль международного права, объектом которой является сравнительно большой комплекс однородных международных отношений в связи с использованием Мирового океана.

Международное частное морское право - составляет правовые нормы, регулирующие отношения между объектами (юридическими и физическими лицами) в связи с торговым судоходством.

Принципы международного морского права: свобода судоходства в открытом море и полета над ним; право мирного прохода иностранных судов через территориальные моря; право транзитного прохода судов через международные проливы и пролета над ними; охрана морской среды; полный иммунитет военных кораблей от иностранной юрисдикции.

Источники: международный договор (конвенция, пакт, устав, хартия); международный морской обычай; судебная практика; правовые акты высших органов государственной власти и управления (министерства и ведомства).

Обслуживающие источники международного морского права: решения, постановления, резолюции международных организаций; решения, постановления, резолюции международного суда; решения, постановления, резолюции международного морского комитета; специальные документы ООН по морскому праву; решения судов; высказывания ученых (доктрина права).

Источники морского права рассматриваются как результат правотворческой деятельности государства.

Классификацию Нормативно-правовых актов можно провести, используя следующие основания:

Вид регулируемых общественных отношений или предмет правового регулирования (гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые и т.д.).

Субъект правотворчества (Высший Законодательный Орган, Органы Субъектов Федерации и Местного Самоуправления, руководители предприятий);

Юридическая сила (законы и подзаконные акты);

Территория, на которую распространяются их действие (федеральная, субъектов Федерации, муниципальная);

Юридическое наименование акта (закон, указ, постановление, приказ, распоряжение и т.д.).

Судебный прецедент - решение, вынесенное судом по конкретному делу становятся юридической нормой для судов того же уровня, либо судов низшей инстанции обязательной к применению, при рассмотрение аналогичных дел.

Одной из особенностей Международного Морского права является то, что оно в значительной степени сформировалось из обычаев.

В соответствие со статьей 38 Статуса Международного Суда ООН обычай признается как «доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Основой Международного Морского права является договор, процесс международного договорного нормообразования регулируется положением Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно статье 2 Конвенции.

Международный договор означает «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемые международным правом».

Закон РФ «Об международных договорах РФ» 1995 года гласит, что если международным договором РФ предусмотрены иные положения, чем в уставах и кодексах РФ по морскому праву, то действуют правила международного договора.

Различают 3 стадии принятия Конвенции:

Разработка и принятие текста Конвенции

Установление аутентичности (подлинности) текста.

Согласие на обязательность договора

Подписание договора бывает предварительным или окончательным. Предварительное подписание текстов договора называется парафинированием. За окончательным подписанием, если оно соответствие с условиями самого договора не означает его вступление в силу, следует акт утверждения договора. Высшим органом государства называется ратификацией.

2. Морское право в системе международного права и российского законодательства.

Основным источником российского морского права является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.

Государства - участники настоящей Конвенции, руководствуясь стремлением урегулировать, в духе взаимопонимания и сотрудничества, все вопросы, касающиеся морского права, и сознавая историческое значение настоящей Конвенции как важного вклада в поддержание мира, справедливости и прогресса для всех народов мира, принимая во внимание, что развитие, происшедшее после конференций Организации Объединенных Наций по морскому праву, состоявшихся в Женеве в 1958 и 1960 годах, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву, сознавая тecнyю взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое,

признавая желательность установления с помощью настоящей

Конвенции и с должным учетом суверенитета всех государств, правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды, учитывая тот факт, что достижение этих целей будет способствовать становлению справедливого и равноправного международного

экономического порядка, при котором будут учитываться интересы и потребности всего человечества, и в частности особые интересы и потребности развивающихся стран как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, стремясь настоящей Конвенцией развить принципы, предусмотренные в резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 года, в которой Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций торжественно заявила, среди прочего, что район дна морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также его ресурсы являются общим наследием человечества, разведка и разработка которых осуществляются на благо всего человечества, независимо от географического положения государств, убежденные в том, что кодификация и прогрессивное развитие морского права, достигнутые в настоящей Конвенции, будут способствовать укреплению мира, безопасности, сотрудничества и дружественных отношений между всеми государствами в соответствии с принципами справедливости и равноправия, а также содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов мира в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, изложенными в ее Уставе, подтверждая, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права, согласились о нижеследующем: нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты.

Закон - представляет собой нормативно - правовой акт в области морского права (например: КТМ).

Подзаконные акты:

- Указы Президента Российской Федерации;

- Постановления Правительства Российской Федерации;

- приказы Министерства транспорта;

- приказы, распоряжения, указания и иные нормативные акты государственных органов, в области морского транспорта.

 

Физические и юридические лица и государство, как субъекты морского права.

Субъектами морского права являются судовладельцы, а также владельцы иных инфраструктур. Обеспечивающих безопасность мореплавания, эксплуатацию и ремонт судов и иных сооружений. Ими могут быть физические лица, юридические лица и государство в лице Муниципальных органов, органов Субъектов Федерации и Федеральных органов Российской Федерации.

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т.е. государства и международные межправительственные организации.

Субъектами международного права и соответственно морского принято считать:

- основные субъекты:

- государства, как основные субъекты;

- международные межправительственные организации;

- международные неправительственные организации.Международный морской комитет - ММК (Comite Maritime International) - это международная неправительственная организация, объединяющая национальные ассоциации морского права и ставящая своей основной целью всеми средствами и деятельностью содействовать унификации морского и торгового права, а также морских обычаев и практики.

ММК создан в 1897 г. В его состав входят в настоящее время 51 постоянный член и два временных (Заир и Латвия). Местом пребывания ММК является Антверпен (Бельгия). ММК состоит из национальных (или многонациональных) ассоциаций морского права, цели которых совпадают с целями ММК и членами которых могут быть любые лица (физические и юридические), связанные в своей деятельности с морем и торговлей, либо являющиеся специалистами по торговому и морскому праву.

В случае, когда в стране нет национальной ассоциации и если какая-нибудь организация этой страны выдвигает свою кандидатуру в качестве члена ММК, Ассамблея может согласиться на такое членство после того, как убедится, что целями, или одной из целей, преследуемыми этой организацией, является унификация морского и торгового права, а также морских обычаев и практики.

От каждой страны право на членство имеет только одна ассоциация или организация, если Ассамблея не решит иначе.

Индивидуальные члены ассоциации могут назначаться Ассамблеей действительными членами ММК по предложению ассоциации в количестве не более восемнадцати человек от каждой ассоциации. Это почетное звание и присваивается оно с учетом услуг, оказанным данным лицом Комитету, а также заслуг в области права и морской практики.

Действительные члены ММК не имеют права голоса.

Граждане государств, где не учреждены ассоциации - члены ММК, могут быть приняты в качестве членов ММК, но без права голоса.

Органами ММК являются:

а) Ассамблея,

б) Исполнительный совет,

в) Президент.

Ассамблея. Ассамблея состоит из всех членов ММК причем все они могут быть представлены только одним делегатом, который в свою очередь может иметь не более двух помощников.

Ассамблея обычно собирается ежегодно в марте. Исполнительный совет ММК может назначить другую дату проведения заседания в пределах первого полугодия. В любое другое время Ассамблея может быть созвана по требованию президента либо шести ассоциаций - членов ММК. Уведомления об этих заседаниях рассылаются по крайней мере за восемь недель.

Каждая ассоциация - член, представленная на Ассамблее, имеет один голос.

Все решения Ассамблеи принимаются простым большинством присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. Однако для внесения изменений в Устав требуется единогласие всех ассоциаций - членов. В случае отсутствия такового Ассамблея может простым большинством голосов принять решение о повторном созыве всех членов, послав им предварительное уведомление не позднее чем за восемь недель; на этом повторном заседании решения могут приниматься простым большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов.

Функции Ассамблеи:

а) избирает членов Бюро ММК и членов административного совета;

б) принимает новых членов и допускает наблюдателей;

в) устанавливает размеры членских взносов в ММК;

г) рассматривает и, если сочтет нужным, одобряет финансовые отчеты и бюджет;

д) рассматривает отчеты Исполнительного совета, дает инструкции относительно предстоящей деятельности ММК;

е) созывает международные конференции;

ж) вносит изменения в Устав ММК;

з) принимает решения, которые не противоречат положениям Устава.

Бюро ММК. Членами Бюро ММК являются:

а) Президент,

б) один или несколько вице-президентов,

в) генеральный исполнительный секретарь,

г) генеральный административный секретарь и

д) казначей.

Генеральный административный секретарь может одновременно быть казначеем.

Члены ММК избираются на срок в три года и могут быть переизбраны.

Любая ассоциация - член, представитель которой избран президентом или вице-президентом, имеет право назначить дополнительного представителя в Ассамблею.

Президент ММК. Президент ММК председательствует на собраниях Ассамблеи, заседаниях Исполнительного совета и на международных конференциях. Он полноправный член любой комиссии и рабочей группы, созданной Исполнительным советом.

Президент реализует решения Ассамблеи и Исполнительного совета, контролирует деятельность международных комиссий и рабочих групп и представляет ММК в отношениях с другими международными организациями.

Исполнительный совет. Исполнительный совет состоит из:

а) Президента,

б) генерального исполнительного секретаря,

в) генерального административного секретаря,

г) шести членов (независимо от того, являются ли они членами Ассамблеи ), назначаемых Ассамблеей на в три года и имеющих право быть переизбранными.

Исполнительный совет осуществляет следующие функции:

а) поддерживает контакты с членами ММК, ассоциациями - членами и другими международными организациями;

б) готовит и рассылает документы ассоциациям - членам с сообщениями о событиях в области унификации морского и торгового права и практики и другим международным организациям с информацией о точке зрения ММК по рассматриваемому вопросу;

в) приступает к новой работе, имея в виду цели, стоящие перед ММК, и с этой целью создает комиссии и рабочие группы для выполнения таких работ, а также осуществляет контроль за их выполнением;

г) консультируется со специалистами по изучаемым правовым проблемам;

д) способствует расширению членства ММК;

е) издает публикации;

ж) реализует решения Ассамблеи;

з) отчитывается перед Ассамблеей о проделанной и вновь начатой работе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.