Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ финансового потенциала регионов ЮФО на современном этапе





Прежде всего, необходимо отметить, что Южный федеральный округ объединяет в своем составе шесть субъектов Российской Федерации: Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую область, Волгоградскую область и Ростовскую область. Округ расположен на крайнем юге европейской зоны России, занимая южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Прикаспийской низменности и западную часть Большого Кавказского хребта. Территория Южного федерального округа составляет 420,9 тыс.кв.км.

Формирование финансовых ресурсов региона. На Юг России приходится 8,7 % бюджетных расходов России, но доля налоговых поступлений по территории округа составляла только 4,8 % всех налоговых поступлений по РФ (без таможенных платежей). Налоговые доходы субъектов ЮФО покрывают лишь 51,1 % расходов его бюджета.

В целом бюджетные системы субъектов Южного федерального округа не могут обеспечивать собственным потенциалом текущие потребности территорий. Регион зависит от федерального центра и имеет недостаточные возможности преодоления угроз в области социального развития, не говоря уже об инвестиционном. Самый высокий уровень налогового потенциала наблюдается в таких субъектах, как: Волгоградская область, Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край. В этих же субъектах уровень бюджетной обеспеченности после распределения дотаций изменяется не значительно, что свидетельствует, что более развитые регионы практически не нуждаются в дополнительной поддержке от центра. [26]



В остальных субъектах изменение уровня бюджетной обеспеченности после перечисления дотаций значительно изменяется. Текущие потребности территорий Юга России, таким образом, не могут быть обеспечены собственными финансовыми ресурсами. Динамика бюджетных расходов на Юге России незначительная, поскольку ограничивается низкой динамикой налогового потенциала и лимитированием роста трансфертов из федерального бюджета уровнем инфляции. Дисбаланс между налоговым потенциалом и потенциалом бюджетных расходов вызывает потребность в существенной финансовой помощи из федерального бюджета (горизонтальное бюджетное выравнивание). Основу доходной базы региональных бюджетов составляют: налог на доходы физ. лиц; налог на прибыль организаций; налог на имущество предприятий; налоги на малый бизнес; налоги на рекламу. местных бюджетов составляют: налог на имущество физ. лиц. земельный налог налог на рекламу налоги на малый бизнес ЮР в системе бюджетного выравнивания по объемам поступления средств из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации занимает одно из первых мест.



Для сравнения - уровень дотационности республик Северного Кавказа в 2-3 раза выше, чем краев и областей ЮФО. Чем выше уровень развития региона, тем ниже удельная дотационность. региона. Дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации сохраняются на высоком уровне (рост в среднем по республикам на 14-15 %)

Высокая дотационность и несбалансированность налогового потенциала и потенциала бюджетных расходов в Южном федеральном округе сохранятся в среднесрочной перспективе. Поэтому дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации сохраняются на высоком уровне. Намечена некоторая тенденция их снижения в целом по Югу России до 96,2 % причем за счет существенного снижения дотационности Краснодарского,Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей. [27]

Ниже автором курсовой работы предлагаются к рассмотрению основополагающие способы повышения финансового потенциала регионов ЮФО, сформулированные на основе анализа многочисленных научных источников и электронных ресурсов.



Итак, для повышения финансового потенциала регионов необходимо:

1. Проводить обязательную оценку всех финансовых потоков в субъекте РФ и обеспечить их бесперебойное и эффективное управление как региональными органами власти, так и муниципальными. Это, в свою очередь, необходимо для создания стабильной системы развития финансового потенциала региона и повышение эффективности его использования. Причем, в современных условиях повышается значимость поиска качественно новых, инновационных путей такого воздействия. Несмотря на значимость регионального финансового потенциала в решении территориальных проблем, в настоящее время пока не наработана теоретическая и практическая база методов его комплексной оценки, что отрицательно сказывается на использовании существующих возможностей наращивания финансовых потоков конкретных муниципалитетов. Причиной этого является слабая проработанность проблемы, отсутствие комплексных научных рекомендаций, которыми могли бы воспользоваться органы власти и управления.

2. За счет наращивания экономического потенциала, интенсификации обмена и увеличения его стоимостной формы создается и развивается финансовый потенциал каждого субъекта. Основой для формирования финансового потенциала территорий являются финансовые потенциалы фирм и домохозяйств. Чем больше их финансовые потенциалы, тем больше и совокупный потенциал – региональный.

3. Следует провести работу по составлению на основании паспортов муниципальных образований бизнес-планов их развития, для финансирования которой принять целевую программу роста финансового, налогового потенциала муниципальных образований и повышения качества жизни их населения, обратив особое внимание на развитие информационно - вычислительного обслуживания, связи и строительства.[28] Для улучшения исходной информации принятия решений по повышению финансового потенциала муниципалитетов целесообразно внести коррективы в систему формирования информации по территориям: а) на уровне статистических органов перейти от отраслевого принципа её сбора к территориально - отраслевому, б) применять методики оценки Росстатом теневой экономики для отдельных муниципалитетов, в) уточнить состав показателей паспортов муниципальных образований.

4. Также крайне необходимо стимулировать рост объема платных услуг на Юге России, так как именно они, исходя из мировой практики, являются наиболее динамично развивающимися. Особое внимание целесообразно расширению информационно - вычислительных услуг, так как они являются инфраструктурным элементом и позволяют при относительно небольших затратах обеспечивать решение многих вопросов, требующих организации удаленного доступа к технически оснащенным центрам концентрации спроса на товары и услуги.[29]

Таким образом, в рамках данной главы автором были выявлены основополагающие практические аспекты финансового потенциала регионов ЮФО на современном этапе, выявлены его фундаментальные проблемы и сформулированы актуальные способы его повышения.


 

Заключение

 

Данная курсовая работа была посвящена анализу сущности и значения регионального финансового потенциала в Российской Федерации на современном этапе.

В главе 1 автором были рассмотрены преимущественно теоретические аспекты термина «финансовый потенциал». В частности, было выяснено его значение, сущность и способы оценки.

В процессе исследования автор определил, что Финансовый потенциал региона в широком смысле представляет собой способности финансовой системы в регионе, обеспечивающие рост и развитие в долгосрочной перспективе за счет совокупного максимального использования имеющихся ресурсов, а также условий (техника, инструменты), создания государственных организаций и домашних хозяйств в регионе для формирования, распределения и использования этих ресурсов с целью достичь определенных финансовых результатов, обеспечить расширенное воспроизводство и социальное развитие.

Острая необходимость формирования и развития финансового потенциала на региональном уровне объясняется тем, что это, по сути, первичный этап разработки любых стратегий и программ развития каждого субъекта Российской Федерации.

Глава 2 была посвящена скорее практическим аспектам управления финансовым потенциалом в регионах России на современном этапе.

В частности, автором были исследованы особенности и современные проблемы финансового потенциала регионов Южного Федерального округа.

В процессе анализа было определено, что высокая дотационность и несбалансированность налогового потенциала и потенциала бюджетных расходов в Южном федеральном округе сохранятся в среднесрочной перспективе. Поэтому дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации сохраняются на высоком уровне.

Остро нуждаются в совершенствовании законодательство в области регулирования финансово-банковской сферы и развития ее федеральных и региональных институтов, система межбюджетных отношений посредство расширения закрепленных статей доходов региональных бюджетов сокращения неэффективных трансфертов, стимулирования заинтересованности регионов в увеличении собственных источников финансирования.

В целях увеличения практической значимости курсовой работы, автором были предложены эффективные способы решения обозначенных проблем и повышения финансового потенциала регионов ЮФО. В их числе: использование инновационных подходов к системе разграничения доходных полномочий; пересмотр отдельных финансовых процессов протекающих на региональном уровне; стимулировать рост объема платных услуг; проводить оценку всех финансовых потоков территории и т.д.

Завершая работу, необходимо сделать комплексный вывод - в Российской Федерации и ее регионах остаются проблемы формирования и использования финансовых возможностей. Для улучшения финансового потенциала необходимые институциональные реформы финансового сектора, реализованные на всех уровнях.

 


 

Библиографический список

Авторские источники и специальная литература

1. Алексин В.Н. Шведов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 368 с.

2. Акбаева Р.Г. Механизм становления и реализации финансового потенциала муниципальных образований //: дис. канд. экон. наук : 08.00.10 : / Акбаева Р.Г. – Нижний Новгород, 2013. – 411с.

3. Боровиковский И.И. Финансовый потенциал как основной индикатор эффективности бюджетно-налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 18. – 71 с.

4. Булатова Ю.И. Финансовый потенциал региона: содержание и структуры // Вестник Санкт- Петербургского университета. – №3. – 2010. – С. 94-97.

5. Голодова Ж.Г. Финансовые возможности экономического роста регионов России //Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 13 (70). – С.29-39

6. Голодова Ж.Г. Финансы и кредит. Учебное пособие с грифом УМО Минобрнауки России. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008. – 448 с.

7. Исаев Э.А. Финансовый потенциал крупного экономического региона (концепция формирования и регулирования). – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2013. – 206 с.

8. Колесников О.Р. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 240 с.

9. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. – № 6. – 2010.

10. Менькова К.М. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления // Финансы и кредит. - 2011. - №14. - С. 32-39.

11. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: учебник /М.К. Сидоров.- М.:ИНФРА – М, 2014. – 400 с.

12. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2013. – 411с.

13. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2014. – 338с.

14. Репченко М.А., Фокина О.М. Оценка инвестиционной привлекательности региона с учётом инновационного и бюджетно-финансового потенциала региона // Инновации. - 2014. - №7. - С. 64-67.

15. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 703 с.

16. Боровикова Е.В. Финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 18. – СПС «Консультант Плюс».

17. Толстова М.Л. Совершенствование методологических подходов к определению финансового потенциала региона // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12 Вып. 2 (174). — c. 152-157.

18. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в январе-марте 2014 года: Информ.-анал.мат./ Ростовстат. - Ростов н/Д, 2015. - 211 с.

Электронные ресурсы

19. Яруллин Р.Р., Галимова Г.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6; URL: www.science-education.ru/100-5094 (дата обращения: 07.11.2015).

 


[1] Рощупкина В.В. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ НАЛОГОВОГО И ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2 – С. 94-95

URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7781848 (дата обращения: 27.11.2015).

[2] Рощупкина В.В. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ НАЛОГОВОГО И ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2 – С. 94-95

[3] Рощупкина В.В. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ НАЛОГОВОГО И ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2 – С. 94-95

URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7781848 (дата обращения: 27.11.2015).

[4] Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с.109

[5] Исаев Э.А. Финансовый потенциал крупного экономического региона (концепция формирования и регулирования). – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2013. – с.58

[6] Колесников О.Р. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2014. – с.133-134

[7] Голодова Ж.Г. Финансы и кредит. Учебное пособие с грифом УМО Минобрнауки России. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008. – с.81

[8] Толстова М.Л. Совершенствование методологических подходов к определению финансового потенциала региона // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12 Вып. 2 (174). — c. 152-157.

[9] Толстова М.Л. Совершенствование методологических подходов к определению финансового потенциала региона // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12 Вып. 2 (174). — c. 154

[10] Боровикова Е.В. Финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 18. – СПС «Консультант Плюс». С.22

[11] Толстова М.Л. Совершенствование методологических подходов к определению финансового потенциала региона // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12 Вып. 2 (174). — c. 158

[12] Булатова Ю.И. Финансовый потенциал региона: содержание и структуры // Вестник Санкт- Петербургского университета. – №3. – 2010. – С. 87

[13] Булатова Ю.И. Указ.соч. с.89

[14] Яруллин Р.Р., Галимова Г.А. Теоретические основы финансового потенциала региона // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6; URL: www.science-education.ru/100-5094 (дата обращения: 07.11.2015).

[15] Булатова Ю.И. Финансовый потенциал региона: содержание и структуры // Вестник Санкт- Петербургского университета. – №3. – 2010. – С. 94

[16] Толстова М.Л. Совершенствование методологических подходов к определению финансового потенциала региона // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12 Вып. 2 (174). — c. 156

[17] Булатова Ю.И. Финансовый потенциал региона: содержание и структуры // Вестник Санкт- Петербургского университета. – №3. – 2010. – С. 94

[18] Менькова К.М. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления // Финансы и кредит. - 2011. - №14. - С. 36.

[19] Менькова К.М. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления // Финансы и кредит. - 2011. - №14. - С. 32

[20] Яруллин Р.Р., Галимова Г.А. Теоретические основы финансового потенциала региона // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6; URL: www.science-education.ru/100-5094 (дата обращения: 07.11.2015).

[21] Репченко М.А., Фокина О.М. Оценка инвестиционной привлекательности региона с учётом инновационного и бюджетно-финансового потенциала региона // Инновации. - 2014. - №7. - С. 64

[22] Репченко М.А., Фокина О.М. Оценка инвестиционной привлекательности региона с учётом инновационного и бюджетно-финансового потенциала региона // Инновации. - 2014. - №7. - С. 64

[23] Голодова Ж.Г. Финансовые возможности экономического роста регионов России //Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 13 (70). – С.29

[24] Боровиковский И.И. Финансовый потенциал как основной индикатор эффективности бюджетно-налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 18. – с. 47

[25] Голодова Ж.Г. Финансовые возможности экономического роста регионов России //Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 13 (70). – С.29

[26] Боровиковский И.И. Указ.соч. с. 68

[27] Боровиковский И.И. Финансовый потенциал как основной индикатор эффективности бюджетно-налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 18. – с.66

[28] Колесников О.Р. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2014. – с.282

[29] Колесников О.Р. Указ.соч. с.190

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.