Структура финансового потенциала региона и способы его оценки
Рассмотрев понятие и сущность регионального финансового потенциала, целесообразно будет определить его основные элементы и методы оценки.
Прежде всего, необходимо отметить, что экономическое содержание регионального финансового потенциала определено четырьмя фундаментальными аспектами:
1. Финансовый потенциал территории как ее возможность самостоятельно производить набор ресурсов для осуществления производства, управления социальной сферой и гарантировать стабильность ее развития.
2. Финансовый потенциал как совокупность имеющихся на территории финансовых и денежных ресурсов, необходимых для поддержания устойчивости экономической деятельности региона.
3. Финансовый потенциал как итог финансово-экономических взаимоотношений региона;
4. Финансовый потенциал как защитный резерв, препятствующий влиянию негативных факторов риска на стабильное развитие региона.[9]
По мнению автора данной курсовой работы важно подчеркнуть также и то, что финансовый потенциал региона по своему содержанию понятие более емкое, чем финансы региона. Он охватывает все текущие финансовые возможности региона и включает следующие элементы:
- консолидированный бюджет (областной бюджет и бюджет муниципальных образований), внебюджетные фонды, а также различные межбюджетные потоки;
- ценные бумаги (акции, сберегательные сертификаты и проч.), которые выпускаются органами власти конкретного субъекта, либо органами МСУ;
- финансовый потенциал отдельных организаций на территории региона, включая все формы собственности.
- денежные средства граждан, проживающих на территории данного региона (как в наличной форме, так и виде ценных бумаг, и на банковских счетах)
- финансовые ресурсы институтов кредитно-банковской системы данного региона, а также средства, привлекаемые местными банками с других территорий.[10]
Зачастую в научных изданиях по экономике и финансовому менеджменту встречаются и более широкие трактовки финансового потенциала, к примеру, в него входит также совокупность экономических активов, которые могут являться надежным источником финансовых средств в ходе их реализации, залога, аренды и т.п.
В столь широком экономическом содержании финансовый потенциал, по мнению ряда ученых, включает основные фонды, природные ресурсы и т.п. богатства, расположенные на его территории.
Экономическое развитие региона должно обеспечивать экономические потребности территории при повышении уровня ее капитализации и укреплении финансовой базы за счет максимального использования совокупности имеющихся ресурсов. Поэтому уровень развития региона определяется степенью реализации потенциальных финансовых возможностей территории. [11]
В целях повышения научной и практической значимости данной курсовой работы автором предлагается и обосновывается экономическое содержание финансового потенциала региона, трактуемое в качестве суммы всех собственных и привлеченных финансовых ресурсов, направленных на эффективное социально-экономическое развитие, обеспечивающих финансовую стабильность, выполнение стратегически важных для региона задач.
Подобная трактовка сущности финансового потенциала региона позволяет выделить основные его виды сразу с нескольких позиций.
· Во-первых, с уровня экономической результативности конкретной территории;
· Во-вторых, с длительности периода формирования и его уровня;
· В-третьих, в позиции полноты реализации; в-четвертых, с показателя собственности на капитал.[12]
Также важно отметить, что у финансового потенциала имеются свои функциональные основы, в частности: контроль и учет, обеспечение, перераспределение и система стимулирования.
Методика оценки регионального финансового потенциала определяется существующими статистическими базами, которые могут для этого использоваться. Сама оценка необходима для построения эффективной системы межбюджетных отношений в РФ.
Финансовая и бюджетная политика должна основываться на оценке финансового потенциала государства и отдельных регионов, и стимулировать их развитие.[13]
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день очень трудно произвести разбивку по регионам на такие важные направления, как межнациональное сотрудничество и взаимодействие, пополнение государственных резервов и систему государственной обороны. Именно по этой причине в процессе расчета Валового регионального продукта (сокращенно - ВРП) [14] каждого конкретного субъекта Российской Федерации стандартно не учитываются расходы государства на международную деятельность, обслуживание госдолга, внутренние войска (а также пограничные), функционирование законодательной ветви власти на уровне региона с выделением расходов на обеспечение деятельности финансовых, фискальных и статистических органов, финансирование системы государственной гражданской службы субъекта.
Также следует отметить – согласно методологическим рекомендациям Росстата, каждый субъект Российской Федерации выступает автономным финансово-экономическим механизмом, который имеет тесное взаимодействие с другими регионами.
В каждом субъекте РФ (при введении системы региональных счетов) отмечаются определенные типы институциональных единиц. В их числе:
1. Региональные (их центр экономического интереса находится в регионе, на территории которого непосредственно осуществляется основное функционирование);
2. Межрегиональные. Главная особенность – экономические интересы не охватывают всю территорию государства, однако находятся в разных регионах.
3. Национальные. Экономические интересы (точнее их центр) не ограничивается определенной географической частью государства[15]
В таком показателе, как ВРП происходит лишь частичный учет резидентов – непосредственно региональных. Причина тому – невозможность подсчета объемов производства различных институциональных единиц для определения регионального продукта данного субъекта.
Поэтому распределение всех операций межрегиональных и национальных институциональных единиц между регионами решается двумя методами:
1. в соответствии с примерными правилами (с использованием косвенных показателей, аналогов, сложившегося соотношения различных близких друг другу по смыслу показателей;
2. введением национального сектора «дополнительный регион», данные по которому не будут разноситься по отдельным территориям.
Именно из-за возникновения подобных проблем ни в одной стране не существует системы счетов в полном объеме для каждого региона. В основном на региональных счетах учитывается производственная деятельность по отраслям, домашним хозяйствам и местным органам управления.
В настоящее время расчеты могут производиться на основе:
· СНС (система национальных счетов);
· статистических характеристик отдельных финансовых потоков;
· смешанного, объединяющего различную информацию о финансовых потоках.
В СНС первичный финансовый потенциал определяется по счету производства. Вторичные финансовые потенциалы (текущий, инвестиционный, бюджетный) могут быть рассчитаны по иным счетам - размещения первичных доходов, вторичное распределение доходов, использования доходов, капитала, финансового. Ограниченность использования СНС в том, что не все счета рассчитываются для отдельных территории. Особенно не для субъекта в целом, а на внутрирегиональном уровне.[16]
Итак, вычисление финансового потенциала конкретного региона осуществляется через использование статистических данных отдельных финансовых потоков, а также требует реализацию следующих показателей:
· Для текущего регионального финансового потенциала – совокупный текущий спрос организаций (юридических лиц) и отдельных домохозяйств. То есть, совокупные затраты на производство товаров/услуг и расходы домохозяйств на их приобретение;
· Для инвестиционного финансового потенциала имеют значение другие показатели – источники самофинансирования организаций, объемы денежных запасов населения и основные направления их реализации, а также направления использования сохраненных финансовых запасов инвесторами;
· Для бюджетно-налогового потенциала региона – размер налоговых и неналоговых доходов, которые возможно будет собрать с территории субъекта РФ.[17]
Применяя рассмотренные выше показатели, всегда учитывается воспроизводственный компонент финансового потенциала и формируется система как «входящих», так и «исходящих» потоков.
Следует отметить, что эффективные методики и модели оценки финансового потенциала региона позволяет создать, в свою очередь, мощный и своевременный механизм корректирования стратегии финансово-экономического развития региона.
Таким образом, в рамках главы 1 автором были подробно раскрыты основополагающие теоретические аспекты регионального финансового потенциала, выявлены подходы к его определению, современная методика оценки и обозначена его важнейшая роль в финансово-экономическом развитии каждого субъекта Российской Федерации, вне зависимости от его территории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|