Сделай Сам Свою Работу на 5

Прочитайте, выпишите схему словообразовательного анализа





Для организации наблюдения над образованием новых слов, а также для проведения анализа уже существующих в языке производных слов необходим соответствующий языковой материал.Лучше всего на первом этапе подобрать такие слова, которые легко обнаруживают свою словообразовательную связь, т. е. слова с прозрачными отношениями мотивации. Сначала анализируют слова, образован­ные от непроизводных слов,благодаря чему у школьников сложится правильное представление о словах первичных(производящих) и вторичных (производных). Постепенно, в связи с расширением знаний учащихся и накоплением ими опыта сопоставления слов в словообразо­вательной паре и выделения словообразо­вательного элемента, для анализа предла­гаются более сложные случаи, когда рассматриваемое слово мотивировано производным.

В качестве материала для первых наблюдений можно использоватьпроизводные слова с уменьшительно-лас­кательными суффиксами, так как значе­ние большинства таких слов определяется через производящее. Эта связь регуляр­ная, она не знает отступлений. Следова­тельно, данный языковой материал удо­бен на начальном этапе установления смысловых связей в словообразователь­ных парах. Слова предлагаются в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребле­ние рассматриваемых слов в речи. В текст включается как производное слово (вторичное), так и производящее (пер­вичное или исходное). Прежде чем выделить из текста словообразовательную пару, т. е. ближайшие родственные слова, учащиеся определяют лексическое значение производного слова. Выяснив мотив названия какого-либо предмета или явления, школьники тотчас найдут и исходное (производящее) слово. Затем ученики устанавливают, сопоставляя сло­ва по значению и структуре, какое слово в выделенной паре ближайших родствен­ных слов формально и по смыслу является вторичным по отношению к другому слову. При этом внимание учащихся обращается на тот словообразо­вательный элемент в составе слова, благодаря которому образовалось новое значение.



В связи со сказанным выше можно наметить следующую схему определения смысловых связей в словообразователь­ной паре (паре ближайших родственных слов):



1. Определение значения производного слова, выяснение мотива названия.

2. Определение первичного слова по отношению к данному вторичному.

3.Сопоставление слов в словообразовательной паре по значению и структуре, определение первичного и вторичного слов.

4. Выделение той части слова (морфе­мы), с помощью которой образовалось вторичное (производное) слово.

Эта схема в сущности и представляет собой словообразовательный анализ, так как учащиеся в конечном итоге опреде­ляют характер и путь образования производного слова.

Для проведения такой работы прежде всего на уроке необходи­мо ввести понятия «ближайшие родствен­ные слова», «первичное слово» и «вто­ричное слово». Рассмотрим на конкрет­номпримере, как можно ввести эти понятия.

Школьникам предлагается текст:

Когда стемнело, я зажёг лампу и — здравствуйте! Ёжик выбежал из-под крова­ти. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. (М. Приш­вин.)

Затем с учащимися проводится сле­дующая беседа:

— О чем идет речь в данном тексте? (О ёжике.)

— Объясните значение слова ёжик. (Ежик — маленький ёж.)

Найдите в тексте родственное (однокоренное) к слову ёжик. Какую же пару родственных слов мы можем выделить из текста? Запишитеее: ёжик — ёж.

Сравните слова по значению. В чем заключается различие значений дан­ных слов? Благодаря какой части в составе слова ёжик его значение отлича­ется от значения слова ёж? Каково же отличие состава родственных слов в рассматриваемой паре? Какое из слов сложнее и по значению, и по составу?



Слово, которое и по значению, и по структуре сложнее в паре родственных слов, будем называть вторичным по отношению к другому слову в данной паре. Более простое слово в паре по значению и структуре будем называть первичным по отношению кданному вторичному.

Какое слово в паре ёжик — ёж первичное, а какое вторичное?

Как же образовано слово ёжик? (От слова ёж с помощью суффикса -ик.)

Пару однокоренных слов, одно из которых (вторичное) образовано от дру­гого (первичного) будем называть ближайшими родственными словами.

Так, ёжик – ёж — ближайшие родственные слова, так как ёжик (вторичное) образовано от слова ёж (первичного), что па письме обозначаем стрелкой: ёжик← ёж.

Законспектируйте, выделив основные типы словообразовательных упражнений

После введения понятий «ближайшие родственные слова», «первичное и вто­ричное слова» можно предложить сле­дующие группы упражнений:

1.Первая группа упражнений направлена на формирование у учащихся умения выделять из контекста ближай­шие родственные слова, сравнивать их и определять, какое из слов в паре является первичным, а какое — вторич­ным.

I) Прочитайте. Какие слова выделе­ны? Являются ли они родственными словами? Почему? Какое из слов в паре первичное, а какое вторичное? Выпишите пару ближайших родственных слов.

а) Между тем рысь, не заметив поблизости ничего подозрительного, скры­лась в чаще.

Через минуту она снова вышла на просеку. Теперь она несла в зубах, бережно держа за шиворот, маленького рыжего рысёнка. (В. Бианки.)

Образец: рысёнок ← рысь.

б) Фонтан.

Вижу дождик

За версту —

Дождик

Сыплет в высоту!

Эй, послушай,

Дивный дождь,

Почему ты вверх идёшь? (С. Протасевич.)

2) Прочитайте. Какое слово выделено? Найдите в тексте к выделенному слову ближайшее родственное, запишите полу­ченную пару слов. Какое из слов в паре первичное, а какое вторичное? Почему? Как образовано вторичное слово?

а) Папа нашёл мне бельчонка весной. Он валялся под большой сосной, где у белки гнездо. Может быть, белка перетаскивала его куда-нибудь и обронила! Я не знаю. (В. Бианки.)

Образец: бельчонок ← белка.

б) Как хорош лес зимой! Деревья стоят в снегу. Тихо. Только снежок медленно падает и словно укрывает уснувший лес.

3) Прочитайте. Найдите в предложе­нии пару ближайших родственных слов. Сравните слова в паре по значению и составу. Какое слово будет первичным, а какое — вторичным? Как образовано вторичное слово?

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. (Е. Ча­рушин.)

II. Тексты данной группы упражнений не содержат ближайшие родственные слова. Упражнения направлены на фор­мирование у учащихся умения самостоя­тельно подбирать к указанному учителем вторичному слову первичное, т. е. определять, от какого слова образовано данное, и, сопоставляя первичное и вторичное слова, выделять морфему, с помощью которой образовано вторичное слово.

1) Прочитайте. О ком говорится в тексте? С помощью каких слов выражено отношение автора к снегирю? Выпишите эти слова и определите первичные к ним слова. Как образованы вторичные слова?

Жил у нас с бабушкой летом снегирушка. Грудка розовая, как кисель. Ручной совсем. Такой милушка! И очень музыку любил. Заведёшь патефон — он сейчас насвистывать. (В. Бианки.)

Образец: снегирушка ← снегирь.

2) Прочитайте. Что означают выделен­ные слова? Выберите к ним из «Слов для справок» первичные слова. Как образованы выделенные слова?

Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в жёлтом пуху. (М. Пришвин.)

Слова для справок: луженька, лужа; вербонька, верба, вербенный.

Образец рассуждения: «Лужи­ца — маленькая лужа, следовательно, первичным к слову лужица мы выбираем слово лужа. Слово лужица образовано от слова лужа с помощью суффикса -иц-: лужица← лужа».

3) Прочитайте. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми. Определите первичные по отноше­нию к ним слова. Сравните первичное и вторичное слова по смыслу и составу. Как образованы вторичные слова?

Мурлышка — забавная кошечка. Она катает мячик лапочкой, гоняется за бабочкой, умывает свою мордочку, греется на солнышке, на крылечке или на лавочке.

(Необходимо обратить внимание уча­щихся на слово бабочка, предложить попробовать подобрать к нему исходное, т. е. первичное. Возможно ли это?)

4) Прочитайте. О чем говорится в песенке? С помощью каких слов выраже­на любовь к русской природе? В чем особенность состава данных слов? Выпишитеслова суменьшительно-ласкатель­ными суффиксами, подберите к ним первичные слова.

Береза моя, березонька, Береза моя, белая. Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Травка шелковая...

Образец: березонька ←берёза.

5) Прочитайте. Как образованы выде­ленные слова? Подберите свои примеры слов с такими же суффиксами, определи­те первичные по отношению к ним слова. Выделите ту часть слова, с помощью которой образовано вторичное?

1) В один год высокая трава иван-чай проросла через брёвнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами. (М. Пришвин.)

2) Я аккуратно и внимательно осмот­релся. На широкое зеркало пруда выплыл небольшой зверёк. При свете звёзд я принял было его за ондатру, но, присмот­ревшись, понял, что это маленький, нынешнего года бобрёнок. (В. Токма­кова.)

Образец: брёвнышко бревно, зёр­нышко← зерно, ...

III. Упражнения данной группы на­правлены на формирование у учащихся умения проводить элементарный словооб­разовательный анализ по схеме.

1) Проведите разбор слов по следую­щей схеме:

1. Определите значение слова.

2. Подберите первичное (исходное) слово по отношению к данному слову.

3. Сравните слова в паре по смыслу и составу.

4. Выделите ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано.

лосенок — ... , ветерок — ... , волчонок — ... , ноченька — ... , страусенок — ..., листик — ... .

Образец:

Устно: Письменно:

1. Лосёнок детёныш лося. Лосёнок ← лось

2. Первичным по отношению к слову лосёнок будет слово лось.

3. Лосёнок – это маленький лось.

4. Слово лосёнок образовано при помощи суффикса – ёнок.

Так как на современном этапе обучения предполагается показывать детям слово во всех его проявлениях, то необходимо обратить внимание учащихся на взаимосвязь между морфемным составом слов и их принадлежностью к той или иной части речи. Так, проф.Т.Г.Рамзаева отмечает, что «эффективность изучения частей речи повышается, если работу над ними сочетать с усвоением основ словообразования и углублением знаний учащихся о морфемном составе слова» (см.: Рамзаева Т.Г. Методика работы над морфемами слов в процессе изучения частей речи / Опыт работы с учащимися третьих классов по новым программам. – Л., 1975).

Тема «Состав слова» изучается во 2-3 классах, однако нельзя ограничиваться уроками, которые отводятся на эту тему. Целесообразно проводить словообразовательную работу при изучении всего курса русского языка, органически включать ее в содержание уроков, что будет способствовать углубленному усвоению грамматического, лексического, орфографического материала.

Например, изучая тему «Имя существительное», можно предложить учащимся некоторые упражнения словообразовательного характера, а также лексико-грамматические упражнения, направленные на выявление школьниками значения имен существительных, семантики некоторых суффиксов слов данной части речи. Обучая детей распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, можно предложить для выполнения следующие упражнения:

1. От слов двор, ракета, камень образуйте слова, отвечающие на вопрос кто?, обозначающие людей по роду их занятий.

Дворник, ракетчик, каменщик.

С помощью каких частей слова образовались слова, отвечающие на вопрос кто? Что общего у этих слов? Что они обозначают?

2. От слов рыба, земля, море при помощи суффиксов -ак, -як- образуйте новые слова. Запишите их парами.

Море – моряк, рыба – рыбак, земля – земляк.

Сравните слова моряк, рыбак, земляк. Что общего в значении этих слов? Сравните однокоренные слова по смыслу и составу. В чем различие у этих слов? С помощью каких суффиксов образованы слова, отвечающие на вопрос кто? Какое значение вносят суффиксы -ак, -як-?(Обозначают названия лиц).

Все упражнения должны сопровождаться определением лексического значения слова и семантики суффикса. При этом внимание учащихся обращается на сам факт изменения состава слова, а значит, лексического значения в зависимости от словообразовательного аффикса.

В ряде случаев от словообразовательного суффикса зависит грамматический род имен существительных. Например, с помощью суффиксов -ник-, -щик-, -тель-, -ист-, -онок-, -ец- и др. образуются имена существительные мужского рода, с суффиксами -к-, –ость-, -ниц- и др. – существительные женского рода. При изучении темы «Род имен существительных» учитель имеет возможность для проведения словообразовательной работы. Приведем упражнения, направленные на развитие умения распознавать род имен существительных по морфологическим признакам:

1. Объясните различие между однокоренными словами. Укажите, за счет какой части слова оно возникает. Определите род имен существительных.

Ледок, ледник, льдина, льдинка. Осинка, осинник, подосиновик. Пушок, пушинка, пух. Рыбка, рыбак, рыба.

2. Продолжите ряд однокоренных слов.

Читать – читатель – читательница. Воспитать – … – … . Писать … – … .

Какой нужен суффикс, чтобы образовать мужского рода? Расскажите, как шло образование имен существительных женского рода. Сколько в слове должно быть суффиксов? Почему?

3. К данным словам подберите однокоренные слова – имена существительные мужского и женского рода.

Школа, школьник, школьница. Сад (садовник, садовница). Лыжа (лыжник, лыжница). Работа (работник, работница).

Сравните суффиксы существительных мужского и женского рода.

В начальных классах учащиеся часто формы одного и того же слова относят к однокоренным словам. Важно обратить внимание детей на то, что при образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением – однокоренные; при изменении слова лексической значение не меняется, а получаются лишь разные формы одного и того же слова. При изучении темы «Изменение имен существительных по числам» нужно включать задания, предупреждающие смешение форм одного слова и разных слов с одним и тем же корнем. Основная задача на данном этапе обучения – научить младших школьников разграничивать два понятия: «словообразование», «формообразование» (в практическом плане без сообщения терминов). С этой целью можно предложить такие задания.

1. Запишите сначала формы одного и того же слова, затем – однокоренные слова.

Река, речка, речник, реки. Ночь, ночка, ночник, ночи, ночевка.

Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

2. От слова лес образуйте однокоренные слова, отвечающие на вопросы что? и кто? Измените слово лес так, чтобы слово было употреблено во множественном числе? Какая часть слова при этом изменяется? Меняется ли смысл слова с изменением окончания?

В практической работе над словообразованием учитель чаще всего использует следующие виды словообразовательных упражнений: 1) наблюдение за изменением значения слова при добавлении суффиксов или приставок, например: какое значение имеют данные слова: Киев – киевлянин – киевский; Днепр – приднепровский; 2)образование новых слов с помощью суффикса и приставок, например: от данных слов образовать новые с помощью суффикса -ин-. К какой части речи принадлежат образовавшиеся слова: лебедь, сокол, соловей, тополь?; 3)подбор групп близких по значению слов к данному с последующим пояснением того, как слова образованы, например: продавать – продавец, продавщица, распродажа. Такие упражнения будут направлены на усвоение значения слов, их словообразования и обогащение словарного запаса.

С целью развития у учащихся навыка точного и правильного употребления слов с суффиксами в речевой практике необходимо включать упражнения на составление словосочетаний и предложений, например: составьте подходящие по смыслу сочетания из слов левого и правого столбиков. Выделите суффиксы и объясните их значения.

Заботливый дворик

Уютный дворник

Детский барабанщик

Юный барабанчик

Употребленные в контексте слова с суффиксами и приставками приобретают определенное лексическое значение. Поэтому словообразовательные упражнения следует завершать составлением словосочетаний и предложений.

Итак, изучение имен существительных открывает большие возможности для проведения словообразовательной работы. Наблюдая за словообразованием имен существительных, младшие школьники запоминают некоторые суффиксы, в результате чего у них складывается представление об образовании слов данной лексико-грамматической группы. Учащиеся узнают, что образование имен существительных с помощью суффиксов – самый действенный способ образования. Параллельно с изучением грамматического материала младшие школьники знакомятся с основными группами суффиксов имен существительных, осознают тот факт, что именам существительным свойственны определенные суффиксы.

Словообразовательная работа, проводимая и при изучении других частей речи, служит эффективным средством обогащения лексического запаса учащихся и развития умения осознанно употреблять слова с суффиксами и приставками в речевой практике.

Законспектируйте

Известно, что лексика русского языка в основном состоит из производных слов и для овладения ею необходимо знать, как образованы и как могут быть образованы производные слова. В процессе наблюдений учащиеся устанавливают, что большая часть новых слов образуется в связи с номинативными потребностями общества по определенным правилам родного языка. Подобные наблюдения, как показала практика, эффективнее всего проводить на материале словообразовательного гнезда. Работе со словообразовательным гнездом предшествуют наблюдения за особенностью производных слов. Школьники получают представление о словообразовательной паре, узнают, что слово, от которого образовано данное, является исходным, первичным, а вновь образованное от него слово является вторичным по отношению к рассматриваемому первичному. Дети учатся выявлять семантико-словообразовательные связи в паре « производное – производящее» (без терминов). Учащиеся, таким образом, овладевают элементарным словообразовательным анализом, исходя из смысла вторичного (производного) слова, учитывая прежде всего смысловые связи между производным и производящими словами. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо следует рассматривать как семью однокоренных (родственных) слов.

В настоящее время в школьной методике используется предложенное А.Н. Тихоновым оформление словообразовательного гнезда. Для работы в начальных классах можно предложить такую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо имеет вершину – непроизводное слово, далее располагаются производные слова, расположенные по алфавиту. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов – словообразовательная пара (одно слово в паре – мотивирующее, первичное, а другое – мотивированное, вторичное, образованное от первичного). Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной берёза:

Берёза

Берёзка [берёза → берёз-к (а)]. Уменьш.-ласк. к берёза.

Березняк [берёза→ берез-няк]. Роща или лес, состоящий из берёз.

Берёзовый [берёза →берёз-ов (ый)]. Относящийся к берёзе, прил. к берёза.

Берёзонька [берёза →берёз-оньк (а)]. Ласк. к берёза.

Подберёзовик [берёза→ под-берёз-овик]. Гриб, растущий в основном под берёзой.

В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет организовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности.

Следует отметить, что работу со словообразовательным гнездом необходимо начинать еще до изучения состава слова на подготовительном этапе, на котором можно организовать первичные наблюдения за словообразованием. Упражнения на этом этапе направлены на овладение детьми приемом словообразовательного толкования производного слова, на организацию наблюдений за смысловой и структурной соотносимостью родственных слов. Например:

1. Найди лишнее слово. Ответ обоснуй.

Вода, водяной, проводить, водный, водянистый, приводниться.

2. Прочитай. О чем говорится в этом тексте?

Приглядись хорошенько – как хороша осина, как красива осина! Особенно хорош осиновый лес в осенние дни. В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шапки поздних грибов – подосиновиков (И.Соколов- Микитов).

После изучения состава слова школьники учатся распределять однокоренные слова по мере образования друг от друга (строят словообразовательные цепочки), подбирать производные – слова одной словообразовательной модели. В дальнейшем проводятся упражнения на ознакомление со словообразовательным гнездом, на формирование умений ориентироваться в нем, а затем уже самостоятельно его составлять. На материале словообразовательного гнезда можно анализировать словообразовательные модели, строить словообразовательные цепочки, проводить лексико-семантическую работу. Приведем примеры упражнений:

1. Что означают следующие слова: синеть, синька, синенький, синеватый, посинеть, синий, синева? Входят ли они в одну семью однокоренных слов? Докажи. Какое слово в этой семье однокоренных слов является вершиной (главой семьи)?

2. Рассмотри следующую семью однокоренных слов. Заполни пропуски. Выдели суффиксы с помощью которых были образованы данные слова.

Аптека

Аптека→ аптекарь (тот, кто работает в аптеке);

… …→ аптекарский (при. к аптекарю, принадлежащий аптекарю):

Аптека →… … (при. к аптека, относящийся к аптеке);

… … → аптечка (… … … … … … ).

3.Составь словообразовательную семью с вершиной берег. Объясни значение слов, входящих в эту семью однокоренных слов, и установи, как образованы слова.

4. прочитай слова. В чем их необычность? Попытайся объяснить их значение. Могут ли данные слова входить в одну словообразовательную семью? Докажи.

Кныш, кнышиха, кнышонок, кнышиный, кнышатник.

Введение содержательного анализа фактов словопроизводства содействует развитию у школьников способности проникать в глубь слова, оказывает благоприятное воздействие на речевое развитие учащихся, на умение точно и осознанно использовать производные слова в своих высказываниях (более подробно см.: Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах / Е.Г.Мережко // Начальная школа. –2003. – № 10. – С.45-48).

Задание для самостоятельной работы: выписать из школьных учебников русского языка примеры упражнений (не менее 5) для проведения словообразовательной работы (укажите класс, тему, в процессе изучения которой эти упражнения будут выполняться).

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какова цель словообразовательного анализа в начальной школе?

2.Какой важный методический вывод по вопросу проведения словообразовательного анализа можно сделать, обращаясь к трудам методистов 19 века?

3. Какие словообразовательные умения необходимо сформировать у младших школьников?

4. Какова схема проведения словообразовательного анализа?

5. Какие виды словообразовательных упражнений можно использовать при изучении разных разделов курса «Русский язык»?

6. Как проводить работу с младшими школьниками над составлением словообразовательного гнезда?

Резюме

Ознакомившись с Разделом 3.4, Вы пришли к выводу, что проведение словообразовательной работы – необходимое условие для развития речи младших школьников, формирования навыков грамотного письма, в целом для развития младшего школьника как языковой личности. Усвоили схему проведения словообразовательного анализа, разнообразные виды упражнений для проведения наблюдений над образованием слов. Разобрались и осознали понятия: мотивированность значения, первичное слово, вторичное слово, словообразовательное гнездо, части слова.

 

Модульная работа. Итоговое тестовое задание

 

Максимальное количество баллов за тесты – 50 б.

 

Модульная итоговая работа (тестовые задания) выполняется 3 декабря 2010 г. (по расписанию )

 

С уважением Светлана Михайловна Рудь.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.