Сделай Сам Свою Работу на 5

Прочитайте, сделайте выписки.





В зависимости от коммуникативного задания, от цели текст может бытьоформлен в виде

повествования, описания, рассуждения. Каждый из этих типов имеет свои структурные

и языковые особенности.

Ознакомление с разными типами текстов целесообразно начать с сопоставления повествования, описания, рассуждения, предложив учащимся сравнить их и решить:

1) В каком из текстов рассказывается о действиях предмета, в каком – о причинах, а в каких – предмет описывается?

2) Какой вопрос (Какой предмет? Что делает предмет? Почему предмет делает так, а не иначе?) можно поставить к каждому тексту?

3) Содержание какого текста можно изобразить с помощью одной фотографии? Почему? Содержание какого текста вообще нельзя будет сфотографировать? Докажите.

К созданию приема «фотографирования» методистов подтолкнула О.А. Нечаева, которая сравнивает описание с картиной, исполненной кистью художника (Нечаева О.А. Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования и рассуждения // Русский язык в школе. – 1970. - №3).

Упоминание о подобном приеме: передача содержания текста на одной картинке (для описания) или на нескольких (для повествования) – есть в статье Н.А. Пленкина (Пленкин Н.А. Обучение правилам построения текста // Русский язык в школе. – 1977. - №4). Однако сопоставление с фотографией представляется более удачным, поскольку выражение «рисуется картина» принято методикой стилистики и дается как признак художественного стиля.



Этот прием помогает лучше понять специфику типовых значений текстовых фрагментов. Обобщенно характеристику различных типов речи можно представить в такой схеме (по Соловейчик М.С.):

 

Факты, события окружающей действительности: Мысли человека о фактах, событиях окружающей действительности
описание 1. предмета 2. места 3. состояния (сообщается об одновременных признаках) повествование (сообщается о последовательных действиях) рассуждение (дается объяснение свойств, явлений) оценка (дается объяснение чему-то)
       

 

1. Повествование – тип текста, в котором сообщается о действиях предмета в определенной последовательности. Основным методическим приемом развития понятия повествования может быть работа по составлению повествовательного текста по заданному плану (по серии сюжетных картинок). Например:



- Вспомним, на что должен настроить читателя заголовок повествовательного текста? (О ком или о чем пойдет речь? Что происходит?).

- Каким обычно бывает начальное предложение в повествовании (в качестве первого предложения часто избирается такое, в котором указывается время и место события, действия, отвечая на вопросы: что? где? когда?). Например: «Однажды, собираясь на охоту…», «В некотором царстве, некотором государстве…».

- Что нужно помнить, подбирая опорные слова? (Необходимы глаголы движения, восприятия: увидел, почувствовал, обнаружил, всмотрелся и т.п. Чаще всего – это глаголы совершенного вида, указывающие результат действия).

- Какие еще слова необходимы для составления повествования («Слова-конструкторы», связывающие части речи в единое целое). И лексика, и синтаксис повествования отличаются временными характеристиками: однажды, как-то раз, вдруг, в ту пору, потом, когда, как только…).

Основное назначение повествования – передавать ход развития описываемых событий в определенных и временных условиях. Его признаки: а) использование глаголов-сказуемых; б) строгая последовательность глаголов-сказуемых различных предложений, в зависимости от порядка обозначаемых ими действий; в) в заглавие передается действие, движение: «Встреча с дятлом».

Для ознакомления с текстом-повествованием можно использовать такую схему его построения:

1. Из каких частей может состоять описание? Какие из них обязательные?



2. Прочитайте текст о песике. В каком предложении дается общая характеристика собачки? Как конкретизируется эта характеристика во второй части?

3. Есть ли вывод в этом тексте? Если нет, почему?

Чаще всего описания начинаются с общего тезиса, общей оценки, выраженной в одном или нескольких предложениях. За первым предложением, открывающим описание, идут другие, уточняющие картину, дополняющие ее.

В текстах-описаниях признаки предмета являются новой информацией, ради которой создается высказывание. Отправным моментом в построении описания является название самого предмета или его части. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки.

Последовательность в обучении созданию описания может быть такова:

1) Во всех предложениях, составляющих описание предмета, называется сам предмет и его части. Следовательно, вначале дети учатся рассматривать предмет, выделять с помощью опорных слов в нем те детали, части, из описания которых сложится общая картина.

2) Предваряя работу по отбору слов, необходимо научить детей формулировать цель (основную мысль) высказывания.

3) Затем дети учатся отбирать признаки предмета с учетом требований разновидности речи (точные, объективные характеристики для учебно-научного, делового описания; эмоциональные, конкретные – для художественного).

4) Далее идет отбор из синонимического ряда слов, наиболее точно передающих основную мысль, наиболее уместных, удачных.

5) Заглавие описания указывает на статичность содержания и нередко является названием предмета.

Текст-повествование (что происходит?)

  Повествование: 1. Начало действия (указание на время, место, действующих лиц) Жили два мышонка: Круть и Верть.
  2. Развитие действия  
3. Конец (вывод, основная мысль,оценка) Не за что таких лодырей угощать пирогами.

Рассматривая схему построения текста-повествования учитель может проиллюстрировать начало такого типа зачинами, присущими сказкам: Много лет тому назад жил-был мельник (указание на время). Так рассматриваются и концовки сказок.

2. Описание – тип текста, в котором изображаются отдельные предметы или сравниваются два предмета.

Описание предполагает перечисление постоянных или однородных признаков и отличается статичностью. Перечислять признаки можно в разной последовательности в зависимости от цели высказывания.

Чтобы дети лучше усвоили закономерности построения описания, можно использовать такую схему:

Текст-описание (какой?)

  Описание: 1. Часть, в которой передается общее впечатление о предмете У нашего пастуха есть чудесный песик.
2. Часть, в которой раскрываются признаки предмета Он весь черный, словно вылез из дымохода. Одно ухо торчит вверх, другое опущено вниз. Хвост бубликом.
3. Вывод (но может и не быть)  

После анализа схемы детям можно задать такие вопросы:

1. Из каких частей может состоять текст-описание? Какие из них обязательные?

2. Прочитайте текст о собачке. В каком предложении дается общая характеристика собачки? А как описывается собачка в других частях?

3. Есть ли вывод в этом тексте? Почему? ( О собачке уже все сказано).

Поскольку самая распространенная ошибка в детских описаниях – отсутствие первой части (например: У моей кошки длинная шерсть и пушистый хвост), учителю необходимо в каждом конкретном случае помогать учащимся составлять зачин.

Описание, например, зимы должно быть озаглавлено «Зима», а не «Зимой» (это заглавие относится к повествованию о том, что происходит зимой). Учащиеся нередко допускают подобные ошибки, но учитель не всегда эти ошибки исправляет, анализирует. Следовательно, после того, как отобран и систематизирован материал к сочинению, необходимо учить детей подбирать заголовок в соответствии с типом речи.

3. Рассуждение – тип текста, в котором объясняются какие-либо факты, события с указанием причинно-следственных связей.

Рассуждения используются преимущественно в научной и публицистической речи. Они бывают полными и неполными.

Неполное рассуждение состоит из двух частей.

Текст-рассуждение (почему?)

  То, что надо доказать (тезис)   ибо   доказательство
потому что  

Например: Моего песика назвали Мудрый, потому что он очень умный. Скажешь: «Сядь!» - сидит. Скажешь: «Вперед!» - бежит.

В полном рассуждении выделяют три части:

  То, что надо доказать (тезис)   потому что   обоснование аргументы примеры     что из этого следует     вывод
ибо поэтому, так как

Например: Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных вещах, приключениях, подвигах героев. Герои в сказке смелые, находчивые и добрые люди. Им помогают говорящие животные и растения. Поэтому сказочные герои, как волшебники, всегда побеждают.

Заглавием рассуждения часто является вопросительное предложение (но может быть и восклицательное) или название явления. В научном стиле для заглавия рассуждения обычно используются слова в прямом значении, а в художественном стиле – часто в переносном значении.

Начальная фраза в рассуждении побуждает к ответу на вопрос или создает условия для такого ответа, в отличие от описания, где первое предложение дает основание в дальнейшем уточнять общее положение, а в повествовании служит отправной точкой для рассказа о развивающихся действиях.

Обращая внимание на структуру и содержание рассуждения, учитель показывает и пример уважительного отношения к чужому мнению. Всегда в речи должно звучать: «А ты как думаешь?», «А твое мнение?», «Может быть, ты не совсем прав?», «Я думаю», «Мне кажется», что, конечно не исключает выражения уверенности в тех случаях, когда суждения бесспорны.

Познакомить младших школьников со структурой элементарных рассуждений целесообразно уже в 1 классе. Начать удобнее с наблюдения за построением ответа на вопрос «Почему?».

Выпишитепример фрагмента урока по ознакомлению с рассуждением из статьи И. Ю. Локтионовой «Предварительное знакомство первоклассников с некоторыми лингвистическими понятиями» (см. журнал «Начальная школа». – 1990. – № 10. – С.19).

Речевые понятия, которые усваиваются в процессе составления текстов разных типов, помогают предупредить появление трудностей, которые возникают во время анализа и построения текстов разных типов, дают возможность учить школьников правилам, нормам построения связных высказываний разных типов.

При таком подходе к обучению учащиеся усваивают коммуникативную цель высказывания, реже отступают от темы, точнее передают основную мысль, четче оформляют зачин и концовку в текстах разных типов. Языковые средства, выбираемые учеником, становятся образнее и выразительнее, в сочинениях появляется меньше ошибок.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое речевая деятельность?

2. Как можно представить характеристику речевой деятельности?

3. Какие выделяются направления работы по формированию и совершенствованию речевой деятельности?

4. Что такое текст? Какие признаки текста можно выделить?

5. Какие схемы текстов разных типов можно использовать в работе с младшими школьниками?

 

Резюме

В данном разделе Вы познакомились с характеристикой речевой деятельности, ее компонентами, усвоили ключевые слова, определили лингвистические основы совершенствования речевой деятельности, познакомились с основными типами текстов и методикой работы над ними на уроках русского языка в начальной школе. Осознали, что на уроке надо добиваться естественной коммуникативности речи, строить работу так, чтобы у школьников возникала потребность в общении.

 

 

Раздел 3.2 для самостоятельного изучения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.