Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы денежной политики в Республике Беларусь, ее эффективность и современное состояние финансовой системы





Дeнежная пoлитика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю объeма денежной массы, находится в рамках общей экoномической политики государства. В этой связи промежуточными целями денежной политики являются:

• экономический рост и сведение безработицы к минимуму

• стабильность цен и контроль над инфляцией

• устойчивость национальной валюты и платежного баланса

Основополагающая цель денежной политики Республики Беларусь - помощь экономике в достижении высокого уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цен. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов. При выработке денежно-кредитной политики белорусское государство исходит из следующих основополагающих посылов:

1.Стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы обеспечивать максимальное смягчение негативных влияний возможных реформ.



2. Производственный комплекс республики составляют предприятия, относящиеся к наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности. Эта технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов. Модернизация ее требует времени и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соотношения, резкое изменение которых неизбежно приведет к потрясениям в экономике. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей.



По этой причине используемый правительством «завышенный» уровень официального валютного курса является составным элементом сложившейся структуры цен ресурсоемкого производства. Это означает, что денежно-кредитная политика, а также необходимые меры по перестройке систем социальной защиты населения, ценообразования и налоговой должны осуществляться в комплексе, создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных ценовых пропорций на предметы спроса, ресурсы и факторы производства. [18.с-137]

Пoлитика Национального Банка и благоприятные внешние факторы привели к стабилизации курса белорусского рубля. На фоне позитивных изменений в экoномике и налоговой сфере (снижение НДС и налога с оборота), с начала 2004 года курс белорусского рубля по отношению к доллару США и рoссийскому рублю остаётся стабильным. Национальная денежная единица все больше пoльзуется доверием населения, о чем говорит постоянный рост банковских депозитов в национальной валюте. Темпы инфляции постоянно снижаются, так в 2002 году она составила 34,8 %, в 2003 — 25,4 %, в 2004 — 14,4 %, в 2005 — 8,0 %, в 2006 — 6,6 %, в 2007 - 12,1%, в 2008 – 13,3%, в 2009 – 10,1%, 2010 – 9,9% Официальный курс валюты полностью сравнялся с теневым, как следствие теневой валютный рынок практически исчез. Национальный банк проводит политику постоянного увеличения золотовалютных резервов, стоит задача увеличить их к 2011 году до $6 млрд. По состоянию на 1 марта 2010 года, международные резервные активы Белоруссии, рассчитанные по методике МВФ, составили $5 млрд. 848,2 млн. увеличившись с начала года на 4,1 %. Международные резервные активы в национальном определении увеличились за этот же период на 9,1 %, до $6 млрд. 446,6 млн. [5. c]



По мере снижения инфляции Национальный банк постепенно снижал и учетную ставку по кредитам, чтобы стимулировать рост экономики. На начало 2004 года она составляла 28 %, в 2005 году - 17 %, 2006 - 11 %, 2007-10 %, в 2008 – 12%, в 2009 – 13,5%, в 2010 – 10,5, в 2011 – 35%. В связи с ажиотажным спросом на валюту, наблюдавшимся в начале 2010 года в условиях мирового финансового кризиса, было принято решение повысить ставку рефинансирования до 35 % [5. c-556]

В заключение необходимо отметить, что, будучи рожденной в тяжелые времена приобретения Республикой Беларусь политической независимости и пройдя один из самых сложных периодов в своем развитии, ДС республики не раз демонстрировала свою стойкость и гибкость, способность адаптироваться и противостоять влиянию неблагоприятных экономических факторов, и при этом - выполнять свою главную функцию - обеспечивать производство товаров и услуг средствами денежного обращения. Тем не менее, необходимо отметить, что проблемы национальной ДС описанными выше мероприятиями окончательно не решены. Необходима последовательная отработка всех элементов ДС и главной проблемой остается обеспечение стабильности национальной денежной единицы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дeньги – экoномическая категория, в которой проявляются и при участии которой стрoятся общественные отношения. Деньги не являются данностью, они появляются при определенных условиях и претерпевают изменения вместе с ними. Настоящая работа посвящена разнообразным аспектам функционирования денег в различных общественно-политических условиях, эволюции денег, историческому и общественному их значению.

Рабoта имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, обoзначена цель и задачи исследования.

Первая глава содержит анализ исторических и экономическихпредпосылок становления и развития денежных систем, дает понятие об их элементах и типах, раскрывает понятие денежного обращения, механизмов его регулированияи современных денег и имеет следующие выводы:

1. Становление и развитие денежных систем предопределено исторически развитием капиталистического способа производства и появлением национальных государственных рынков.

2. Главным побудительным мотивом к совершенствованию, «генетически» заложенным в любой денежной системе, является рост товарооборота и необходимость его обслуживания средствами денежного обращения и платежа.

3. Генеральная тенденция эволюции всех денежных систем - снижение роли металлического обращения, вытеснение золота из него и демонетизация, приобретение кредитными и бумажными деньгами доминирующей роли.

4. Рост роли государства в регулировании денежного обращенияпосредством регулирования спроса на кредитные ресурсы.

5. Эволюция денег и денежных систем привела к появлению современных денег, знаков стоимости по своей сути, не обладающих качеством эквивалента стоимости, функции которых отличны от функций действительных денег.

Вторая глава основной части сoдержит информацию о происхождении и сущности денег, их функциях, а также об особенностях функционирования денег в экономиках различного типа и имеет следующие выводы:

1. Деньги участвуют в установлении цен на товары, обслуживают производство общественного продукта, с их помощью происходит регулирование и использование национального дохода.

2. Деньги являются связующим звеном между товаропроизводителями - в этом заключается их общественная роль.

3. Деньгам присущи разнообразные функции, возможность реализации которых различна в различных экономических системах. При плановой экономике функции денег сужаются до контрольно-учетных и выполняют вспомогательную функцию обслуживания материального производства и обеспечения движения материальных ценностей от производителя к потребителю. В рыночных условиях денежные функции реализуются наиболее полно, расширяется сфера их обращения, деньги отражают реальную стоимость товаров, регулируют объем и ассортимент производимой и реализуемой продукции.

Третья и четвёртая глава целиком посвящена развитию и совершенствованию национальной денежной системы США и Республики Беларусь, ее появлению, становлению национальной валюты, характерным особенностям денежного обращения и его регулирования и имеет следующие выводы:

1. Появление и становление денежной системы Республики Беларусь в значительной степени происходило стихийно, под влиянием политических и экономических катаклизмов, порожденных развалом советской денежной системы и невозможностью ее юридического разделения.

2. Особенности денежного обращения в Республике Беларусь присущи странам с переходной к рыночной экономикой. Они заключаются в значительной доле наличных денег в обращении, невысокой роли кредитных, как средств платежа, и высокой составляющей государственного администрирования в управлении денежным оборотом. Центральная функция в регулировании денежного обращения отводится Центральному банку Республики Беларусь.

3. К безусловным успехам функционирования национальной ДС можно отнести достаточно быстрое становление и стабилизацию курса национальной валюты, которая успешно выполняла присущие деньгам функции, повысила доверие к себе, что отразилось в объемах ее накоплений и регрессии теневого рынка валют

4. Основополагающей целью денежной политики Республики Беларусь является обеспечение экономики надлежащим денежным обращением и его такое регулирование, которое обеспечит высокий уровень производства, полную занятость населения и отсутствие инфляции.

 


ЛИТЕРАТУРА

1.Банковский кодекс Республики Беларусь: Принят палатой представителей 3 октября 2000 года.

2.Гражданский кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.

3. Курс экономики: Учеб. 4-е издание / Под ред. Б.А. Райзберга. Москва ИНФРА-М 2003. - 672с.

4. Банковское дело. Учебник для ВУЗ. – О.И. Лаврушина. Москва «Финансы и статистика» 2001. – 668с.

5.Статистический сборник регионов Республики Беларусь. Под ред.: В.И. Зиновского. Минск 2010. – 800с.

6.Деньги. Кредит. Банки. Учеб./ Под ред. Г.И. Белоглазовой – М: Высшее образование, 2009. – 392с.

7.Банковское дело. Учеб. Для ВУЗ /Под ред.: Е.Ф.Жукова. 2009. – 295с.

8.Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. Учеб. метод. пособие.— М.: «Дело и Сервис», 2006. —96с.

9. Деньги, кредит, банки. 2 часть. Теория денег. Под общей редакцией проф. Г.И. Кравцовой. Мн.: – «МИСАНТА», 1997. - 172 с.

10. Деньги. Кредит. Банки: учеб. метод. комплекс/Авт.-сост.М.Л. Зеленкевич, А.И. Короткевич, Л.М. Короткевич. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003.

11. Короткевич А.И., Очкольда И.И. Деньги. Кредит. Банки. — Мн.: «Тетрасистемс», 2008.—159 с.

12. Короткевич А.И., Очкольда И.И. Денежное обращение и кредит. Учеб. пособие. — Мн.: «Тетрасистемс», 2008.—350 с.

13. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

14. Олехнович Г.И. Мировая экономика. Учеб. метод. комплекс. — Мн.: «Амалфея», 2008.— 360 с.

15. Тарасов В.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие. — Мн: «Книжный дом «Мисанта», 2005.— 511 с.

16. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: курс лекций. – Мн.: «Книжный дом «Мисанта», 1997. – 344с.

17. Фисенко М.К. Финансовая система Беларуси. Учеб. пособие.— Мн.: «Современная школа», 2008.— 318 с.

18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник/ под ред. профессора Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2002 г.

19. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В.Романовский и др.: Под ред. Романовского, О.В. Врублёвской. – М.: ЮРАЙТ – М, 2001.

20. Косой А.М. Денежная эмиссия: Сущность, свойства и оптимальность. //Деньги и кредит. – 2001. – С. 34-36.

21. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

22. Бочарова Т.А. Концептуальные основы государственной регуляции организации денежного оборота сектора экономики. //Финансы и кредит. – 2003. С. 10-13.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.