Сделай Сам Свою Работу на 5

Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов





   

В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.

Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80% и более) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников.

Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования.

Некоторые индивиды за короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигают профессионального совершенства, у других «вхождение в профессию» затягивается, человек теряет к профессии интерес и переходит к иному виду деятельности. В настоящее время эта проблема достаточна актуальна, поскольку под ростки, в общем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда буквально «цепляются» за любую возможность трудоустройства.



Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Вообще, начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла она из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориентации на профессии.



История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит далекое прошлое. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Еще в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую сегодня можно было бы назвать собеседованием.

Общий подход к пониманию сущности индивидуальности имеет непосредственное значение для решения задач профессионального отбора. Прогнозирование профессионально важных свойств человека основано на учете качеств, которые выявляются путем сопоставления показателей свойств с показателями независимых критериев успешной деятельности.

Подростки существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и по характеру, так и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Именно поэтому каждый выпускник должен сделать правильный выбор профессии в соответствии с собственными интересами, возможностями и потребностями рынка труда.

ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИИ

Некоторые люди считают, что уж себя-то они понимают на все 100 процентов. Это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то со всем неожиданное. Жизнь часто преподносит нам сюрпризы.



Особенно трудно бывает оценивать себя с профессиональной стороны. Ведь профессиональный опыт у каждого чело века ограничивается только теми видами профессиональной деятельности, которые он уже пробовал выполнять. И в этом отношении молодые люди могут испытывать большие затруднения, нежели те, кто уже имел возможность многое в жизни испытать.

В процессе профессионального вы бора имеют наибольшее значение склонности и способности человека.

Склонности – это желания человека, потребности в определенных видах деятельности стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением «Я хочу».

Способности – это такие индивидуальные качества чело века, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить слова ми «Я могу».

Профессиональные склонности и способности являются наиболее важными психологическими качествами человека, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит, прежде всего, от его склонностей и способностей.

Анкета «Ориентация»

Для того чтобы узнать о своих профессиональных склонностях, а также о том, как вы представляете себе свои профессиональные способности можно воспользоваться анкетой «Ориентация» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Эта анкета позволит вам быстро и просто определить вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий. Она сделана специально для тех случаев, когда человек испытывает затруднения при выборе профессии. Анкета состоит из двух частей «Я хочу» и «Я могу».

В первой части («Я хочу») вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных и перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.

Во второй части («Я могу») вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения ваших представлений о своих профессиональных способностях. Эта часть анкеты определяет не столько объективную степень выраженности наших профессиональных способностей, сколько то, что вы о них думаете как вы их оцениваете. Для того чтобы получить точную и объективную информацию о ваших профессиональных способностях, вам необходимо воспользоваться более сложны ми психологическими тестами.

Об работка результатов анкеты очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 бал лов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5 характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек-человек, 2) человек-техника, 3) человек-знаковая система, 4) человек художественный образ, 5) человек-природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессии, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские, Б) творческие.

Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно определить наиболее подходящую дня вас профессиональную группу. Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Если человеку нравиться содержание труда, то он будет охотно работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет гораздо меньше поводов для его увольнения. Одновременно это и одна из наиболее веских причин профессионального выбора.

Другими важными требованием к профессии при ее выборе является возможность трудоустройства; наличие рабочих мест по выбранной профессии. Когда человек выбирает первый раз, он, к сожалению, не всегда задумывается над тем, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу по этой специальности. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек останется без работы, так ни дня и не проработав по специальности. Наша экономика стала рыночной, и гарантировать трудоустройство может только спрос на представителей выбранной профессии со стороны работодателей. А этот спрос может и измениться. К сожалению, невозможно абсолютно точно сказать, как изменится спрос на профессии через 5-10 лет. Но можно точно указать, какие специалисты требуются, а какие нет на сегодняшний день. И можно только предположить, представители каких профессий окажутся нужными в будущем.

И, наконец, последнее, но не менее веское требование к выбираемой профессии, это ее соответствие вашим профессиональным возможностям. Странно, но собственные профессиональные возможности редко сознаются человеком при выборе профессии. А ведь пригодность человека к профессии – это один из трех важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора. Ведь профессия сама предъявляет к человеку определенные требования: обычно это требования к его состоянию здоровья, профессиональной квалификации и профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека называются профессионально важными качествами. В том случае, если имеющийся уровень развития профессионально важных качеств превосходит тот, который требуется для овладения профессий, такого человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же уровень развития какого-нибудь профессионально важного качества не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека.

Таким образом, при выборе профессии необходимо учитывать ряд важных факторов, если этого не сделать, то выбор окажется случайным, необоснованным и, вероятно, ошибочным. Следовательно, профессию нужно выбирать тщательно и разумно. Именно для этого и созданы профессиональные методики, которые используются в консультационных центрах.

Методики для изучения личности и профессиональных намерений учащихся– это далеко не все, которые разработаны в психодиагностике. Но их можно достаточно легко использовать непосредственно в школе.

Применяя данные методы, нужно руководствоваться некоторыми положениями.

1. Система изучения личности учащихся должна быть согласована с программой воспитания. Формирование различных сторон, качеств личности невозможно проводить единовременно. Процесс воспитания учащихся очень длителен.

2. Работа по изучению личности учащихся должна быть тщательно спланирована, проводиться систематически и целенаправленно, чтобы она охватила все стороны и качества личности.

3. Методики, описанные в данной работе, могут быть использованы не только для диагностики того или иного качества, но и для коррекции, для формирования этого качества.

К сожалению, пока что изучение личности учащихся и помощь в профессиональном самоопределении проводится планово и систематически лишь в очень немногих школах. В других школах оно проводится недостаточно целенаправленно, а во многих вовсе не проводится. Возможно, что разработки, представленные в данной работе, окажут некоторую помощь в организации этой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Диалоги о выборе профессии. – СПб.: Издательский дом «РОСТ», 2001. – 336 с.

2. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

3. Блейхер В. М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев: 1978.

4. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: Петроком, 1992.

5. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж, 1996.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Анкета «Ориентация»

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывании зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)

Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Обслуживать людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Заниматься лечением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Обучать, воспитывать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Защищать права и безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Управлять людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Управлять машинами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Ремонтировать оборудование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Собирать и налаживать технику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Заниматься строительством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Обрабатывать тексты и таблицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Производить расчеты и вычисления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Перерабатывать информацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Работать с чертежами, картами и схемами . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Принимать и передавать сигналы и сообщения . . . . . . . . . . . . . . .  
Заниматься художественным оформлением . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Рисовать, фотографировать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Создавать произведения искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Выступать на сцене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Шить, вышивать, вязать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Ухаживать за животными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Заготавливать продукты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Работать на открытом воздухе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Выращивать овощи и фрукты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Иметь дело с природой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
А Работать руками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Выполнять решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Получать конкретный практический результат . . . . . . . . . . . . . . .  
  Воплощать идеи в жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Б Работать головой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Принимать решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Создавать новые образцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерить, испытывать, контролировать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывании зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):

Знакомиться с новыми людьми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Быть чутким и доброжелательным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Выслушивать людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Разбираться в людях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Хорошо говорить и выступать публично . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Искать и устранять неисправности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Использовать приборы, машины, механизмы . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Разбираться в технических устройствах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Ловко обращаться с инструментами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Хорошо ориентироваться в пространстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Быть сосредоточенным и усидчивым. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Хорошо считать в уме . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Кодировать информацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Оперировать знаками и символами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Искать и исправлять ошибки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи . . . . . . . . . . . . .  
  Разбираться в литературе и искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Петь, играть на музыкальных инструментах . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Сочинять стихи, писать рассказы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Рисовать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Разбираться в животных или растениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Разводить растения или животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Бороться с болезнями, вредителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Ориентироваться в природных явлениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Работать на земле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
А Быстро выполнять указания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Точно следовать инструкциям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Работать по заданному алгоритму. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Выполнять однообразную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Соблюдать правила и нормативы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Б Создавать новые инструкции и давать указания . . . . . . . . . . . . . .  
  Принимать нестандартные решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Легко придумывать новые способы деятельности . . . . . . . . . . . .  
  Брать на себя ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Самостоятельно организовывать свою работу. . . . . . . . . . . . . . . .  

 

Словарик старшеклассникам (профориентация)

 

Профориентация школьников - Полезная информация для школьников
Интересы – побуждения познавательного характера. Коррекция– это способ педагогического воздействия на личность. Способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств. Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Профессиональная пригодность– совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. Склонность– побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами). Способности– индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.). Субкультура – это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
  Принципы индивидуальной работы с детьми по профориентации

 

Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации
  • Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель - ученик – класс»;
  • Уважение самооценки личности ученика;
  • Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
  • Постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
  • Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Система работы по профессиональной ориентации школьников:

 

Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации
1. Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д. 2. Предварительная профессиональная диагностика – выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений). 3. Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.
Работа по профориентации с "трудными" детьми

 

Профориентация школьников - Работа с "трудными" детьми по профориентации
Особого внимания требуют к себе "педагогически запущенные" дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного воспитания с трудными подростками, опытные педагоги организуют перевоспитание. На первом этапе индивидуальной работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
Методы перевоспитания Назначение Конкретные способы и приемы
Переубеждение Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального опыта
Переучивание Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта. Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений.
Взрыв Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка
"Реконструкция характера" Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции
Переключение Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру Методы и приемы организации социально ценной деятельности
Поощрение и наказание Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
Самоисправление Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.