Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся десятых классов





В наших силах помочь взрослым детям – учащимся 10 класса легко адаптироваться к последнему этапу обучения в общеобразовательной школе.

1. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

2. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому взрослые должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.

3. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В наших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.

4. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.



5. Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе - начало действий при построении их профессионального будущего.

Следует добавить, что старшеклассники должны принимать участие во внеучебной, культурно-досуговой, творческой деятельности, что способствует гармоничному развитию личности, повышению самооценки и уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений, толерантному отношению к окружающим. Активная учебная и творческая деятельность в период ранней юности формирует способность не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации старшеклассников.



Литература и Интернет-ресурсы


1. Реан, А.А. Психологическая адаптация личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов, - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 479с.
2. Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам [Текст] / Н.Е. Шустова, В.В. Гриценко // Психологический журнал. – 2007. – Т 28, № 1. – С. 46-57.

3. http://yandex.ru/yandsearch?p=1&text

«Адаптация старшеклассников к учебе в средне-специальном и высшем учебном заведениях»

Изучаемый вопрос адаптации старшеклассников имеет особую связь с учебно-познавательной деятельностью. Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация старшеклассника к обыденной жизни и учебе в вузе, будет являться залогом успешного развития вчерашнего школьника как студента.

Когда мы говорим адаптация старшеклассника мы подразумеваем его социальную и психологическую адаптацию, чем лучше адаптируется ребенок, тем комфортнее он себя чувствует, тем самым сохраняя гармоничное состояние психики и физиологии. Адаптация, как известно, осуществляется на разных уровнях, - биологическом, социальном и психологическом. Социально- психологическая адаптация представляет собой емкий процесс приспособления к новой социальной среде, новым взаимоотношениям в коллективе, оговоренным и неоговоренным правилам. В новом коллективе имеются свои правила, свои ценности, к которым придется прислушаться ребенку, не всегда они соответствуют ожиданию и требованию выпускника.



Особенность данного возрастного периода состоит в переходности между детством и взрослостью. Это достаточно критический момент для человека, приходится проститься с прежним окружением, правилами, влиться в новый коллектив, проявить свою коммуникативную способность, многое меняется, попросту говоря, рождается новая структура личности. Резкая ломка привычного образа жизни приводит к стрессу, переживаниям, проблемам, никто не знает как может повлиять на психику ребенка, и какие последствия могут быть если у него будут проблемы с адаптацией. Эти перемены могут первое время привести к проблемам с успеваемостью, трудностями общения со сверстниками. У студентов выработка нового стереотипа проходит по-разному- индивидуально, у кого-то плавно, у других скачкообразно, а кто-то переживает болезненно тянущийся процесс.

Своевременная подготовка к жизни после школы, поможет избежать дезадаптационного синдрома, превратить процесс адаптации мягким и психологически комфортным.

Сколько же новых возможностей открывается перед выпускниками, но и не меньше препятствий и трудностей. Приход в новый коллектив, отдаление от старых друзей их « товарищеского плеча», одна только мысль для многих приводит в состояние отчаянья, куда податься, какую профессию выбрать, масса переживаний: - «а вдруг не получится, не потяну?», недостаток мотивирующих факторов, отсутствие достаточной самостоятельности. Переезд в другой город, неумение правильно ставить приоритеты.

Безусловно, ряд проблем объективен и встает перед каждым, некоторые же проблемы индивидуальны для определенного человека.

В связи с этим, сегодняшний школьник, может уже сегодня «открыть глаза» перед этими проблемами, изучить и выбрать ту профессию, которая его интересует, выбрать учебное заведение, заинтересовавшее его и в которое он хочет поступить, подготовить себя к смене школьного образа жизни на студенческий, приоткрыть завесу взрослой жизни.

Некоторые советы для старшеклассников:

- научиться работать с литературой и источниками информации;

- расписать свой рабочий день;

- своевременная подготовка задания, не оставлять домашнее задание на потом;

- вести себя непринужденно, быть самим собой;

- быть целенаправленным;

- не нужно бояться ошибиться,- вы только учитесь!;

- не нужно паниковать – старайтесь найти решение.

В этой сложной работе ответственность возлагается и на педагогов, родителей.

Какая же все-таки большая роль возлагается на родителей! Их поддержка и помощь очень значима для ребенка, но не стоит все брать на себя, или же перекладывать полностью эту долю на выпускника. Не секрет что, что родители служат примером для ребенка, так что вы живой пример для него, ваше поведение и ваше отношение – очень значимо для него. Родители должны создать спокойную, здоровую благоприятную обстановку, оказать поддержку.

Положительное стимулирование и мотивация со стороны родителей очень важны и необходимы, совместное решение возникающих вопросов поможет быстро и менее болезненно перенести их.

Учителя со своей стороны, могут проводить уроки профессиональной ориентации, возможно, приглашать выпускников школы которые рассказали бы о своих впечатлениях перехода жизненного уклада, от школьного к среднему или высшему учебному заведению, свои методы успешного приспособления к учебе в высшем и среднем учебном заведении.

Усиленная работа со стороны психологов школы, которые проводили тренинги, направленные на мотивацию успеха: тренинг общения, тренинг стрессоустойчивости, тренинг преодоления неуспеха и др. могли бы также пойти на пользу.

Важно объяснить ребенку ,что в его жизни в скором времени начнется новая и очень счастливая пора - студенчество. Она дает большое количество возможностей, но не обойтись и без препятствий. Всегда есть плюсы и минусы, и задача выпускника максимально эффективно с ними справляться, т.е успешно адаптироваться. Решив одну проблему, человек сталкивается с другой. А своевременная подготовка это легкая адаптация к меняющемуся укладу жизни, позволит безболезненно перенести этот важный переход от одного этапа жизни к другому. Это одновременно тяжелая и интересная работа, которая требует активности самого школьника, а также участия учителей и родителей.

Список литературы:

1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — 356с.

2. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.

4. Солдатова О.Д. Проблема идентичности личности студентов в период адаптации к обучению в вузе // Материалы VIII психологическая адаптация личности. — Ереван: Изд-во АН АрмСССР, 1988. — 262 с. — (Формы, механизмы, стратегии).

3. Педагогика и психология высшей региональной конференции “Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону”. Том второй. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.- 136 с.

 

«Методика и организация проведения коллективного творческого дела» (КТД)

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” по Иванову выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание.

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Есть еще Экологические и Досуговые дела.

Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью – то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу. Группа – главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо – учительский коллектив.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.